Приключение седьмое. Три солнца

Наступила зима. Вася оделся потеплее и вышел на улицу, поиграть с друзьями в снежки. Воздух сверкал под лучами полуденного солнца, будто в нем была рассыпана алмазная пыль.
В один прекрасный момент Вася взглянул на небо в направлении солнца и застыл в изумлении. Он крикнул друзьям: «Сотрите, чудо какое, на небе три солнца!» А сам подумал: «Эх, знать бы, откуда они взялись! Не могло же в космосе появиться ещё два из ниоткуда!». «Правильно мыслишь, мальчуган!» – услышал он за спиной знакомый голос. – «Не может из ниоткуда взяться ещё два солнца. Да и незачем, иначе бы мы сгорели заживо». Вася оторопел от неожиданности, и обернувшись, увидел улыбающееся лицо Знайкина.
– Профессор, здравствуйте!
– Здравствуй, – улыбаясь, ответил Знайкин.
– А почему на небе три солнца? Что это за чудо такое?
– Это не такое уж и чудо. Это называется гало;.
– А как оно получается? Расскажете?
– И расскажу, и покажу, – ответил профессор.
– Ура! – закричал Вася.
– Нам тоже интересно! – закричали друзья Васи. – Пойдём, Вася, к тебе домой, послушаем и посмотрим!
– Пойдём, – сказал Вася.
Они собрались и пошли домой к Васе вместе с профессором.
–Мама, папа, смотрите, кто к нам в гости пришёл! – закричал мальчик вбегая в квартиру.
– Здравствуйте, профессор, – сказали мама и папа одновременно.
Профессор поздоровался в ответ. «Профессор сегодня расскажет, что я видел сегодня на небе. Взгляните на солнце», – сказал Вася. Родители, посмотрев на солнце, очень удивились, и с интересом стали ждать рассказа.
Профессор достал из сумки фонарик и два зеркальца. Поставил зеркала напротив стены, матовой стороной к наблюдателям, под маленьким углом друг к другу, и посветил фонариком на отражающую их часть. На стене все увидели несколько световых пятен от фонарика. Профессор начал рассказ:
– То, что вы сейчас увидели – результат так называемой интерферен-ции света. Что это такое? Интерференция получается тогда, когда две одинаковые волны, например, такие получаются после того, как камень упадёт в воду, встречаясь в точке пространства, либо усиливают друг друга, либо гасят. В тех местах, где лучи солнца усиливают друг друга, образуются светлые пятна, а там где гасят, образуется тень. Откуда же взялось увиденное сегодня на улице, и, причём тут интерференция? Кристаллики льда ,ими и объясняется сверкающий воздух, это и есть та самая «алмазная пыль», в данный момент представляют собой две шестигранные призмы, которые прилипли друг к другу боками (профессор взял два не заточенных карандаша, и приложил их боками). Похоже на ту конструкцию, которую я сделал из зеркал?
– Да, ответили все.
– Вот так и получаются «ложные солнца» зимой, и «ложные луны» ночью образуются по той же причине.
И он продолжил:
– Но призмы, форму которых имеют кристаллики льда, повисшие в воздухе, не только отражают свет, но и преломляют. (Он достал из кармана кусочек стекла, выточенный в виде шестигранной призмы, и посветил на него фонариком). Видите, что получается? (На стене образовалась радуга). Это упрощённая аналогия того, что происходит на улице. Там ведь таких кристалликов много. Свет проходя через одни, и отражаясь от других, даёт ещё добавочную картину. Взгляните.
Все посмотрели в окно, и увидели вокруг солнца радужные круги, кресты и столбы.
– Внутренний круг – малое гало;, внешний – большое. Горизонтальный круг называют парелическим, а если осмотреться вокруг, то ровно под прямым углом к направлению на солнце видны парантелии.
– Как интересно! – воскликнули слушающие, теперь нам все понятно.
– Вот и хорошо, – улыбаясь сказал профессор. – Мне пора домой.
– До свидания, – сказали все. – Приходите ещё!
– Обязательно, – улыбнулся Знайкин, оделся и ушёл.
Все разошлись по домам, ожидая, что расскажет профессор в следующий раз.


Рецензии