Урок истории

    Эта история случилась, когда я учился в 9 классе. В самом начале учебного года к нам пришёл новый учитель истории - Андрей Николаевич Сахаров. Он совсем недавно окончил исторический факультет МГУ и буквально лучился знаниями.  Андрей Николаевич увлечённо рассказывал казалось бы скучнейшие вещи из истории российского и западноевропейского рабочего движения! Но мы как заворожённые сидели и слушали его вдохновенные речи. В чём-то он был схож с учителем истории Мельниковым, героем фильма «Доживём до понедельника». Фильм этот вышел на экран лет через 10 после описываемых событий.
    Андрей Николаевич был молод, интересен, всегда хорошо одет. На лацкане его серого пиджака красовался синенький ромбик выпускника МГУ. О себе Андрей Николаевич рассказывал скупо. Мы знали, что он  учиться в аспирантуре, а ещё, что он преподаёт историю в центральной музыкальной школе при Московской консерватории, где учился его одарённый брат – будущий известный пианист Дмитрий Сахаров.
    Обычно Андрей Николаевич входил в класс и, бегло оглядев нас, приступал к уроку. После небольшого опроса начинал очередной свой рассказ из истории России. Мне он больше всего запомнился стоящим у стола, при этом одна его нога стояла на стуле. Реже он во время урока ходил по классу.
    На самом первом своём уроке Андрей Николаевич поведал нам о 2-м съезде РСДРП, состоявшемся в 1903 году. О событиях на съезде он рассказывал живо, чуть ли не в лицах. И мы, раскрыв рты и затаив дыхание, слушали его рассказ о том, как чуть более полусотни делегатов российских социал-демократов собрались на свой второй съезд сначала в далёком Брюсселе, а потом по требованию тамошней полиции перебрались в ещё более далёкий Лондон. Андрей Николаевич рассказал об острой борьбе революционных марксистов с оппортунистами по вопросам программы партии, по вопросам членства в партии, по выборам в её руководящие органы. Он рассказал о принятой съездом программе партии, состоящей двух частей: минимум, о ближайших задачах партии, и максимум, о конечной её цели – построении социализма в России. В конце Андрей Николаевич рассказал о выборах центральные учреждения партии, где большинство получили сторонники Ленина. «С того времени, - торжественно заключил он, - сторонники Ленина стали называться большевиками, а его противники – меньшевиками.
    Андрей Николаевич так живо всё рассказал, так, казалось всё понятно, что читать учебник казалось мне совершенно излишним. Через день или два состоялся второй урок истории. Андрей Николаевич понимая, что мы немного трусим, не стал никого вызывать к доске, а предложил нам рассказать о съезде в добровольном порядке. Смельчаков не оказалось: все молчали, никто не мог отважиться быть первым. Тогда Андрей Николаевич пошёл на хитрость: он сказал, что тому, кто выйдет первым, он поставит оценку на бал выше.
    Это было что-то новенькое, и тогда я решился.Выйдя к доске, я как помнил, обрисовал картину съезда, а когда дело дошло до разделения делегатов на большевиков и меньшевиков, поведал классу о том, что были две программы. Ленин и его сторонники предложили программу максимум, а его противники – программу минимум. Потому, заключил я, сторонники Ленина и стали называться большевиками, а его противники -  меньшевиками.
Класс, молча, слушал мой бред. Когда я закончил, Андрей Николаевич спросил, может ли кто-нибудь дополнить или возразить – никто не пожелал. Тогда, Андрей Николаевич разрешил мне сесть на место и громко объявил, что, как и обещал, повышает оценку на один балл и ставит мне тройку. И я, и весь класс не поняли, почему была поставлена такая низкая оценка. Вместо ответа Андрею Николаевичу пришлось повторить прошлый урок.
    На следующий год, когда уже были сданы школьные выпускные экзамены, другой наш учитель (логики) рассказал мне, сколько смеха было в учительской, когда Андрей Николаевич поведал коллегам мою версию событий второго съезда партии.
    Андрей Николаевич преподавал у нас всего один год, и, к сожалению, в конце 9-го класса с нами распрощался. Но у меня была с ним ещё одна памятная встреча. В июне 1954 меня пригласила на выпускной вечер знакомая по нашей тогдашней компании. Пишу знакомая, но мы с Элей были тогда «парочкой». Она была на год старше меня, и потому её выпускной бал был тоже годом раньше моего. Как теперь помню нарядный актовый зал женской школы (мы учились раздельно), полный прелестными выпускницами в нарядных платьях. Большинство девочек привели своих кавалеров. Каково же было моё изумление, когда в одном из них я узнал своего бывшего учителя. Андрей Николаевич был немного смущён, но быстро справился со смущением и стал о чём-то меня расспрашивать. Моей подружке я успел шепнуть о том, что это мой учитель, и Андрей Николаевич тоже, вероятно, что шепнул своей даме. Слово за слово, мы разговорились, потом удалились, сели в уголке и продолжали разговор, забыв на время о наших дамах. Вскоре, однако, мы расстались. Началась торжественная часть, потом шумное застолье, танцы, и, наконец, пеший поход на Красную площадь. Больше мы с Андреем Николаевичем никогда не встречались.


Рецензии