152. ВИ. Агошков. Морской капитан с Недны

152. ВИ.Агошков.

Кромские лики.

Н.С. ЛЕСКОВ. «МОРСКОЙ КАПИТАН С СУХОЙ НЕДНЫ»

Этот рассказ Н.С. Лескова сейчас не включается в его со-брания сочинений, хотя имя нашего великого земляка всё боль-ше входит в издательские планы, среди которых малоизвестные произведения автора.

Однако «Морскому капитану с Сухой Нед-ны» повезло раньше: он был издан в 1938г в журнале «Звезда» № 6. В то время о Лескове почти не говорили, и данный рассказ был одним из тех произведений, которые вместе с «Левшой» бу-квально продирались сквозь частоколы цензуры к читателям.


Большая заслуга в этом была сына писателя, Андрея Лес-кова, который отмечал, что Н.С. Лесков менял название расска-за то на «Медный лоб», то «Бесстыдник», и сокращал его. Первая часть произведения рисует эпизод на карточном вечере у зна-менитого в свои дни севастопольского героя С.А. Хрулёва. «Бу-колистические события второй части рассказа протекают цели-ком на родных Лескову берегах и стогнах».

Мы коснёмся только тех. мест произведения, где повест-вуется о кромских местах. Один из героев рассказа, отставной старый моряк Порфирий Никитич, говорит о том, как «трусливый человек на суше» сделался «хорошим моряком».

И всему виною этому событию стал не «глубокий, безбрежный океан», а Сухая Недна. Вот как описывается Недна:

«Черт знает, что это за мудреная речища! Русло у неё ши-рочайшее и глубокое, точно нивесть для какой большой реки приготовлено, а воды посередине течёт узенький-преузенький ручеёк, глубиною всего раку по фраку, воробью по колена.

На-полнялась она водою только тогда, когда по расписанию водя-ной коммуникации по боковым речёнкам мельницы спустят, — ну тогда и Недна нальётся, пока эта чужая вода по ней пробежит. Словом, эта речка точно иной современный аристократический дом, где гостей кормят, когда неосторожный бокалейщик по не-осторожности в долг питья и жратвы отпустит, а как это чужое добро пронесёт — и своего нетути».

Любопытно описание и нравов уездного городка К., т. е. Кромы, где протекает Сухая Недна.
«Жили мы с матушкой в своём небольшом домике на бе-регу, над самою Недною, — повествует отставной моряк. — Зна-комства у нас было вообще — весь город, потому что там все один другого знали.

Всё это было знакомство ровное: все друг друга принимали и все друг друга осуждали, с мелкою завистью и без всякого уважения. Одним словом, жили, как говорят идеа-листы, в русском «добром предании». Но был у нас, как водится, и один верный домашний друг и один непримиримый враг или недоброжелатель.


см далее


Рецензии