Краткие размышления о хилиазме

В современной России существуют многочисленные секты и околорелигиозные группировки, которые в той степени используют хилиазм (милленаризм), в двух его формах: премилленаризм и постмилленаризм, в своей проповеднической деятельности. В наибольшей степени хилиастическими являются тоталитарные секты, привлекающие в свои ряды большое количество молодежи.
Представители тоталитарных религиозных систем в последнее время проявляют высокую активность и агрессивность, добиваясь наиболее полного охвата населения и вовлечения его в свои структурные формирования.
Исходя из этого, мы можем утверждать, что проблемы исследования хилиазмогенеза носят не только специфический научный характер, но и являются актуальными для нормального функционирования нашего общества.
Если не заморачиваться строго научным определением хилиазма, то под данным учением следует понимать наступление на Земле эпохи райской жизни и всеобщего благоденствия.
Возникновение хилиастической традиции можно с уверенностью проследить в писаниях Ветхого Завета (Иезикииль, Исаия, Ездра).
Античный языческий мир, породивший несколько околохилиастических теорий, еще в VIII-VI вв. до н.э., «заболел» хилиазмом, только после ознакомления с Ветхим Заветом в его греческом переводе «семидесяти толковников» (Септуагинта).
Многочисленные группировки гностиков (нахашены, офиты и др.), в полной мере, использовали древнееврейский хилиазм, а затем и христианскую эсхатологию для построения собственных философем. Милленаризм гностиков, логически вытекая из поздней греко-римской философии, с течением времени, стал все более и более принимать иудаистическую или антииудаистическую окраску. Ранние христианские апологеты, а, впоследствии и Ориген, незамедлительно выступили с критикой хилиазма, содержащегося в «лжеименном гнозисе». Неоднократно хилиазм осуждался на Вселенских соборах, и, казалось,  должен был быть навсегда  вообще изгнан из христианского богословия.
В восточной  православной церкви хилиастическая традиция сошла на нет, хотя и сохранилась на бытовом уровне. На Западе же милленаристические учения в той или иной форме продолжали свое существование, своеобразным же ретранслятором их стали труды цистерианского аббата Исаака из Стеллы. Но подлинное возрождение хилиазма в богословии и идеологии происходит в XII-XIII вв.,  в связи с творчеством Иоакима Флорского и его последователей Амальрика Шартрского и Герарда из Борго Сан-Доминго. Целый ряд средневековых ересей по своей сути так же хилиастичны или точнее постмилленаристичны. Премилленаризм очень удачно сумел завоевать католическое богословие, не смотря на активное  сопротивление ему (Иннокентий III).
На рубеже XIII-XIV вв. противостояние хилиазму мы находим в творениях св. Григория Паламы и его последователей. Исихазм по своей сущности –  это антихилиазм. Противники паламитов в споре о природе Фаворского света (конечная же идея: познаваем Бог или нет? И каким образом?): Варлаам, Никифор Григора, Анкиндин являлись сторонниками хилиазма, который закономерно вытекал из их гносеологии.
Средневековый хилиазм мы вполне можем рассматривать как своеобразную философию истории, причем по своему содержанию являющейся антихристианской.
Historia universalis в западной средневековой философии является понятием хилиастическим. История всего человечества, традиционно разбивавшаяся в христианской философии на две стадии: ветхозаветную, когда люди имели знание только о Боге-Отце и новозаветную, когда мир получил знание о Святой Троице, теперь получает и третью стадию, причем изменяются представления и о  второй. 
Хилиастическая  история – это последовательна смена трех этапов: первого – под знаком Бога-Отца, второго – под знаком Бога-Сына, а  третий – это этап, находящийся под покровительством Св. Духа.
Если сравнить идеи, бытующие в современных сектах и хилиастические идеи Средневековья, то мы можем четко проследить их преемственность. Параллелизм прослеживается, прежде всего, в учении о трех Заветах.
Интереснейшие изменения происходят в эпоху Средних веков с католической церковью, которая под воздействие премилленаризма, превращается в догматике из Церкви Пасхи в Церковь Рождества.
Средневековые ереси, противостоявшие официальному учению западной христианской церкви так же насквозь хилиастичны (альбигойцы, катары, вальденсы и патарены), впрочем, часть премилленаристических идей, вошедшие в их мировоззрение были позаимствованы из учения Мани.
В Россию хилиастическая идеология проникает в XV веке, чему способствовало расширение контактов с Западной Европой при Иване III и ожидание Конца Света в период между 1492 – 1500 гг.
Спор по поводу написания икон между дьяком Иваном Висковатым и митрополитом Макарием показывает, что хилиастические образы проникли даже в русскую иконографию.
Из хилиазма в эпоху Ренессанса выросла идея гуманизма и антропоцентризма, как философский принцип. Появление утопических моделей общества стало возможным благодаря не столько воспроизводству античных традиций, сколько проникновению милленаризма в философию Возрождения. Хилиастичным можно считать и учение о государстве Никколо Макиавелли.
Реформация во всем объеме воспроизводит хилиастические ожидания, что особенно ярко проявилось, в так называемом мельхиоритском движении (Иоанн Лейденский – новый царь Давид, Мюнстер – Новый Иерусалим).
По большому счету, именно мельхиориты и сформулировали  идею о земном рае, но уже без Бога, следствием же этого стало принятие обновленного хилиазма более поздними сектантами (в т. ч. и английскими революционерами-христианами). Фактически, хилиазм стал квинтэссенцией обществоведческих идей данного периода исторического развития.
Новое время и эпоха Просвещения в Западной Европе трансформируют премилленаризм в теорию прогресса, что наиболее ярко проявляется в наследии Монтеня, Декарта, Ф.  Бэкона, Руссо и Вольтера. Суть проста: как человеку устроиться с наибольшими удобствами, здесь на Земле, не сообразуя свои интересы с интересами сверхчувственного мира.
Французская революция 1789 г., по нашему мнению, явилась продуктом длительного становления хилиастической идеологии, сбросившей с себя христианские покровы. Между французскими революционерами XVIII века, калабрийцами Варлаамом и Анкиндином, византийскими «интеллигентами»-антипаламитами наблюдается прямая преемственность (и не только на теоретическом, но и на практическом уровне).
После Восемнадцатого  столетия милленаризм получил наибольшее развитие в протестантизме – в религиозной сфере и в философских конструкциях либерализма, марксизма, позитивизма и прагматизма.
Россия в 1917 г. разродилась насквозь хилиастической революцией, что и привела ее к социальной катастрофе, невиданных ранее масштабов. Впрочем, хилиазм в идеологии не преодолен у нас и до сих пор.
Религиозный хилиазм в XX веке получил вторую жизнь.
Протестантское богословие довело хилиастические идеи до полного теологического абсурда, выпестовав ряд откровенно антитеистиских систем. Но и католическое богословие не осталось в долгу. Из его недр вышли «теология освобождения» и учение Тейяра де Шардена (в котором уже и христианского ничего не осталось).
II Ватиканский собор Католической церкви, начавший серьезную модернизацию ее, так же способствовал усвоению неомилленаристских (секулярных) взглядов католиками. Практически, отодвинув на второй план основные догматы христианства, современная католическая иерархия, во след протестантам,  повторно открыла хилиазму дорогу внутрь сложной католической религиозной системы. Ответом на это стало возникновение внутри католицизма харизматического милленаристского движения «пятидесятников», ныне превращающегося в самостоятельную религию (в Южной Америке, Африке и Юго-Восточной Азии).
В современной науке, философских течениях, политике и экономике хилиазм принимает самые невероятные и разнообразные личины, такие как примитивный эволюционизм, либерализм, неокоммунизм, неофашизм, витализм, нигилизм и даже рационализм.
Если отбросить частности, то все эти учения, в своем антропологическом разделе, ставят только одну задачу: человек должен существовать в этом мире, опираясь только на свой разум, ибо над человеком нет никакого Божества, и человек сам себе бог, а поэтому он должен построить на планете свое царство, где мерилом гуманизма выступает обеспечение комфорта, как душевного, так и материального (с превалированием последнего!).
Диалектика современного хилиазма весьма необычна. Например, к хилиастическим учениям мы просто обязаны отнести учение о демократии и мировом правительстве (кстати, сии образы присутствуют не только в политике, но и в религиозной сфере – постапокалиптический мир Свидетелей Иеговы), феминизм и  идею планирования семьи, пропагандируемую РАПС (Российская ассоциация планирования семьи).
Политический хилиазм легко находится в идее «чучхе», доминирующей в северокорейском коммунизме (чего не было в СССР).
Хилиазм нашего времени в такой степени отошел от христианства, что неизменным спутником его стал оккультизм, при этом имеющий хотя бы и частично восточноазиатскую окраску. Тоталитарные секты, буквально наводнившие Россию, строят свою догматику по  убого стандартизированной схеме: премилленаризм+оккультизм+восточная мистика (Тибет, Китай, Индия, Япония).
Милленаризм, являющийся одним из компонентов современной «общечеловеческой» аксиологии, проникает во все уголки земного шара. Хилиастические ожидания в буддизме и необуддизме, ваххабизме и др. религиозных движениях на себе несут четкий отпечаток премилленаризма.
Проводниками хилиазма в значительной степени являются СМИ, кино, литература и музыка. Мы можем утверждать, что популярность такого направления в искусстве как фэнтези, всенепременно связана с массовыми хилиастическими ожиданиями.
Современное господство грубого материализма в идеологии мировой цивилизации является закономерным результатом развития хилиазма. Средневековый примат трансцендентальных реальностей в Новое время превратился в примат субъективных идей, а современность окончательно оформила индивидуализацию и материализацию бытия, весь этот процесс был бы невозможным без милленаризма. Многие проблемы, стоящие перед человечеством в начале XXI века порождены им, поэтому изучение хилиазмогенеза в настоящее время нам кажется важным, как никогда в предыдущие годы.
И мы уже видели, что хилиастические движения принимают самые разнообразные формы, а, исходя из этого, следует помнить: «Lupus pilum mutat, non mentem!».


Рецензии
Абсолютно.

"Зонтичный бренд «правый модернизм» не является обозначением какого-либо отдельного богословского направления, противопоставленного обычному, «левому», модернизму. В понятие ПМ входит то, что он ни от чего не отделен: ни от гуманизма, ни от либерализма, ни от марксизма, ни от «левого» модернизма. В нем все погранично, все находится в полутьме сознания.

Таких модернистов, как В.С. Соловьев, митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Иоанн (Шаховской) или А.И. Осипов, легко рассматривать и как левых, и как правых. В частности, католический предтеча модернизма Иоанн Мёлер (1796-1838) послужил, с одной стороны, источником для русского славянофильства и «нравственного монизма», а с другой, для либерального «левого» богословия отцов Второго Ватиканского собора и о. Александра Шмемана."http://antimodern.ru/right_modern/

Генрих Мак-Палтус   16.11.2016 17:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.