Глава 3. Находка на чердаке

 

В мои 11 лет я был уже заядлым книгочеем. В Орске книг мне хватало, а в деревне поначалу, кроме школьных учебников, книг я не видел вообще. Тётя Кланя получала положенную колхозу центральную газету. Это были «Известия». И я стал регулярным читателем «Известий». Не  помню, чтобы хоть кто – то из колхозников интересовался газетой. Не до того им было.

 Я, конечно, прежде всего читал в газете сводки о военных действиях и заметки военных корреспондентов. Кроме того, ещё в Орске я увлекся шахматами и теперь, как болельщик, по газете следил за шахматными событиями.

 С тех, проведенных в деревне месяцев, запомнилось мне противостояние знаменитых гроссмейстеров Ботвинника и Смыслова. На чтение в зимние и весенние месяцы времени у меня было мало. Большую часть светлого времени суток забирали школьные занятия и разные поручения бабушки.

 Например, когда требовалась мука, она ставила меня к ручной мельнице молоть рожь. Солнце закатывалось, быстро темнело. А керосина для лампы не было. Я ухитрялся порой читать при лучине. Бабушке это совсем не нравилось. Теперь я понимаю, что она просто опасалась пожара. За свою страсть к чтению я получил от моей малограмотной бабушки  уважительное, но не совсем пристойное прозвище… 

 Весной я зачем – то забрался на чердак дома и обнаружил там несколько ящиков с книгами. Это были журналы типа «Русская мысль» и «Русское богатство», в добротных переплётах, в основном за восьмидесятые и девяностые годы девятнадцатого века. Замечательное  открытие!

 Я запоем читал романы Вальтера Скотта, «Жерминаль» Эмиля Золя, какие – то романы Генриха Сенкевича. Навсегда остались в памяти стихи А.К.Толстого, о котором, как и о  Сенкевиче, я раньше не слышал. Не могу удержаться и не привести стихи А.К.Толстого об Илье Муромце, которые до сих пор нравятся мне, как нравились в детстве.
 
                Под бронёй с простым набором,
                Хлеба кус жуя,
                В жаркий полдень едет бором
                Дедушка Илья.
                Едет бором, только слышно,         
                Как бряцает бронь,
                Топчет папоротник пышный
                Богатырский конь.
                И ворчит Илья сердито;
                Ну, Владимир, что ж  -
                Вот без старого Ильи - то
                Как ты проживёшь ?
                Двор мне, княже, твой не в диво  -
                Не пиров держусь,
                Я мужик неприхотливый,
                Был бы хлеба кус !
                Но обнёс меня ты чарой
                В очередь мою,
                Так шагай же, мой чубарый,
                Уноси Илью.
                Без меня других довольно,
                Сядут - полон стол,
                Только лакомы уж больно,   
                Любят женский пол.
                Тем я их поболе стою,
                Что забыл про баб,
                А как двину булавою =
                Так ещё не слаб!
                Все твои богатыри – то,
                Значит, молодёжь,
                Вот без старого Ильи – то
                Как ты проживёшь ?
                Душно в Киеве, что в скрыне,
                Только киснет кровь.
                Государыне пустыне
                Поклонюсь я вновь.
                Вновь изведаю я, старый,
                Долюшку мою,
                Так шагай же, мой чубарый,
                Уноси Илью.   
                И старик лицом суровым
                Посветлел опять,
                По нутру ему здоровым
                Воздухом дышать.
                И повеял снова дикий
                На него простор  -
                И смолой, и земляникой
                Пахнет старый бор !

 Меня до сих пор завораживают эти простые слова в чеканных строках, передающие и настроение Ильи, и тяжёлую поступь богатырского коня, и бряцанье брони, и яркую картину соснового бора, и его аромат. И напоминают они весну и лето 44 – го, избушку бабушки Антонины Никаноровны, чердак и ящики с книгами.
 
 В мае 1944 года я получил моё первое «свидетельство об образовании» - об окончании Воздвиженской начальной школы Высоковского района Московской области.


Рецензии