Глава 3. Школа в селе Воздвиженском 1944 год

На фото - церковь в селе Воздвиженском. Снимок сделан в 10-ые или 20-ые годы прошлого века. Примерно такой церковь оставалась до декабря 1941 года. Слева от колокольни видно двухэтажное здание, одно из немногих уцелевших к концу декабря 1941-го. Именно в этом здании была размещена школа, в которой я учился в 1944 году. 

А довоенное здание сельской школы сгорело в том же декабре 41 – го, когда сгорело большинство домов села. Бабушка и тётя Кланя говорили, что поджигателями были финны, собранные в специальный отряд.

 Школу разместили в так называемой «церковной сторожке», небольшом двухэтажном здании, стоявшем недалеко от церкви и оказавшемся в числе немногих домов села, уцелевших от пожара. На снимке видно это двухэтажное здание слева от церкви. Его первый этаж был кирпичным. Видимо, поэтому оно и уцелело.

 Школа была начальная, четырёхклассная. В каждом классе было всего по 8 - 12 учеников. Учительский «коллектив» состоял из двух учительниц. Школа работала в две смены. В первой смене занимались второй и четвёртый классы с одной из учительниц, а во второй смене - первый и третий классы с другой учительницей.

 И первая и вторая смены занимались в одной и той же классной комнате, в которой в два ряда стояло всего около десятка парт. Каждый ряд был отдельным классом. Учительница работала с двумя классами сразу, благо классы были малочисленные.

 Из окон нашего класса была видна маленькая речка Яуза, а за ней, на другом берегу, - пепелища трёх или четырёх домов, один из которых был домом семьи Петропавловских. Здесь родились и выросли семеро детей Владимира Аркадьевича и Антонины Никаноровны. Младшей среди них была моя мама.

 В этом доме до войны я бывал по крайней мере дважды. Впервые я был здесь в возрасте двух или трёх лет. Когда бабушке казалось, что мне холодно, она брала меня на печку - согреться. Мне нравилось пребывание на печке с бабушкой. И, как рассказывала мама, порой я, притворно хныкая, просил бабушку: «Тоня, возьми меня на печку, я икаю!» Второй раз я побывал здесь в 1938 или 1939 году. Деда в тот раз я уже не застал.

 
 В Воздвиженскую школу ходили дети из нескольких деревень, лежавших на расстоянии двух–трёх–четырёх километров от села. Местность, центром которой было село Воздвиженское, местные жители называют Круг.

 Была красивая легенда о происхождении этого названия. Согласно легенде Александру Даниловичу Меншикову, первому из князей Меншиковых, Пётр Первый пожаловал в этих краях имение такой площади, какую князь успеет объехать верхом за один день от восхода до заката.

 По «маршруту князя» впоследствии проложили дорогу, имевшую в плане форму кольца. Вот так и возник «Круг». На современной карте Московской области это кольцо (точнее - овал) отчётливо видно. Центром имения князей Меншиковых была деревня Александрово, в которой находился княжеский дом. До Октябрьской революции имение оставалось собственностью потомков А.Д. Меншикова.

 Ближе к весне дорога в школу и обратно стала очень интересной. Несколько раз ранней весной я находил в лесу грибы (сморчки), Бабушка жарила их и получалась удивительно вкусная еда. По дороге в школу и особенно на обратной дороге находилось время попить берёзовый сок.


 Уже в мае, когда вода стала потеплее, по дороге домой в маленьком ручье шириной меньше метра и глубиной 0,3 – 0,4 метра мои одноклассники устраивали запруду из комков дёрна, взмучивали ногами воду выше и ниже запруды, и руками ловили налимов, уткнувшихся в запруду.

 Тётя Кланя была плотно занята своей работой - она была счётоводом в двух колхозах. Бабушка «стояла у печи», обихаживала свою живность (козу, овцу и кур), а всё остальное время весной, летом и, конечно, осенью проводила на участке земли, примыкавшем к дому, где у неё был огород. Она была хорошей огородницей, у неё обильно росли разные овощи, которых хватало «для себя» и оставалось для «бартерных» операций.

 У колхозниц, весь день занятых в поле, не было времени на выращивание овощей на собственных участках. Поэтому, увидев, что соседские девчонки бегут в лес за ягодой, бабушка просила их набрать ягод и для неё. И к общему удовольствию расплачивалась, например, огурцами - по формуле «мера за меру».

 Бабушка специально для меня засеяла горохом небольшую грядку, наказав мне нарубить в лесу тоненьких берёзовых жердей, чтобы воткнуть их с обеих сторон грядки для поддержки стремящихся вверх плетей гороха.

 Когда я принёс жерди, мне было наказано самому воткнуть их в землю - обязательно верхушками стволиков вниз. Но я не стал "обижать" ни в чём неповинные деревца и воткнул их "как надо" - нижней стороной вниз. Еороче говоря, через месяц мой горох рос в аллее молодых берёзок.

 Заготовленные на зиму дрова закончились, когда в лесу ещё лежал снег. Мне вручили топор и санки и отправили в лес за дровами с наказом рубить только сухие берёзки. На моё счастье тонких сухих берёзок в лесу было немало.

 И справившись с этой задачей в первый раз, я стал «заправским» дровосеком. Когда снег совсем сошёл, срубленные берёзки пришлось носить на плечах. Но было уже тепло и дров стало требоваться намного меньше, только для приготовления пищи. 


Рецензии
Замечательные снимок и текст. О Меншикове, когда буду писать, то сошлюсь на Вас, Владилен.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   09.08.2015 15:35     Заявить о нарушении
Спасибо.
С уважением
Владилен

Владилен Николаев   11.08.2015 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.