1. 29

Какой же итог жизни? Благополучие потомков или построенные храмы. Но дети всего добиваются сами. А храмы я проектировала за деньги. Я ничего не имела, чтобы отдавать. Наверно единственная заслуга – это жить ничего не имея, ни за что не держась. Хотя дачку-то я люблю. И наряжаться.
Обычно авторов проекта после окончания строительства забывают. Но тут нам повезло. Храм готовился к освящению. Начальник миссии сам закупал оборудование и утварь в Софрино под Москвой для отправки в Иерусалим. Паникадило для огромного двусветного пространства храма было уникальным. Позвонили мне. Я сказала, что хотя железобетонные своды рассчитаны на такой груз, но расчет и конструирование подвески такой огромной люстры – чисто теоретические. Таких конструктивных решений не было. Необходимо испытание. Так через год после окончания строительно-монтажных работ и за две недели до освящения храма, я оказалась в Иерусалиме. Здесь же были и любимые архитекторы, помогавшие решать вопросы интерьера храма и благоустройства территории.
Русская миссия в Иерусалиме расположена в центре города. Ее архитектура прекрасна. Внутри невысокого двухэтажного здания - большой сад, в центре которого маленький храм.  К храму с трех сторон от здания миссии ведут застекленные галереи. Стены между зданием и садом также из стекла, но не на всю высоту, а только выше спинок скамеек, расположенных вдоль коридора. Когда сидишь на скамье и ждешь приема начальника, то за спиной у тебя – зеленая райская картинка. Сад старый, что в таком жарком климате особенно приятно. Оказавшись в миссии накануне праздника, мы напросились участвовать в нем.
Гостей было много. Во-первых, архиереи, которые когда-то работали в миссии. Работа в миссии считается опасной и ответственной. Поэтому состав меняется каждые 2-3 года. Во-вторых, современная элита, благотворители, вкладывавшие свои деньги в восстановление храмов. В зале, где происходило торжественное открытие, я встретила владыку Зосиму, которого я помню молоденьким батюшкой Данилова монастыря. Я когда-то ему исповедала нелюбовь к турецкому населению московских рынков. После исповеди ехала домой, и в метро ко мне обратился с просьбой как доехать очень вежливый турок. Его поведение было так необычно, что я сразу подумала: «батюшка хорошо обо мне молился».
Владыка Зосима направился ко мне с широкой улыбкой. Я была тронута, но пошутила, что он, наверно, думает, я привезла на праздник товар из иконной лавки и что последний раз я его видела с президентом… по телевизору. Он отшутился тем, что в тот момент он был окружен людьми в штатском.
На другом приеме я хотела поговорить с матушкой Верой бухгалтером Данилова монастыря. Прием был «о ля фуршет», для меня уже тяжеловато, особенно, в туфельках на каблуках. Кроме меня и матушки за столом была молодая красивая женщина. Мне показалось, что матушке она интереснее меня. Я отошла и у кого-то спросила, кто она. Оказалась жена самого богатого в тот момент россиянина. Еще раз оказалась в одной очереди за наградами с благотворителем, чьими заботами строился освящаемый храм. В Москве посмотрела журнал Форбс. Среди самых богатых россиян он был на сороковом месте. Жаль, что я от такого соседства не разбогатела.
Незабываемой была встреча с матушкой Елизаветой, настоятельницей монастыря русской зарубежной церкви. Празднование у нас было совместное. За столом мы случайно оказались рядом. Я уже забыла подробности. У нее тоже немного мужской характер. Мне так показалось. Вот только когда я стала угощать ее икрой, она сказала: «какая гадость. Там, где я росла, в Австралии едят устриц». Тут я подумала: «какая гадость». Матушка приглашала жить у нее, сколько захочу.
Был забавный случай. На завтрак кроме, всего прочего, давали какие-то грушки. Я взяла одну и положила в сумку. День был насыщенный. Сначала - торжественная часть. Потом ознакомительные экскурсии. И куда не приду – кругом благоухание. И только вечером в гостинице я догадалась, что благоухала моя грушка. Оказалось это гуава. И в номере у меня была их целая ваза. Я положила парочку в чемодан, когда улетала. Но они очень мягкие, потекли и испортили много вещей. В том числе и наградную грамоту.


Рецензии