156. ВИ. Агошков. Кромские лики. Родник

156. ВИ.Агошков.

Кромские лики.


ГОСТОМЛЬСКИЙ РОДНИК.
Рассказывает В. Богданов

Об отроческих годах Лесков писал впоследствии: «Восторг мой не знал пределов, когда родители мои купили это неболь-шое именьице...». Интересны его воспоминания 1863 года:
«Я знаю русского человека в самую его глубь. Я вырос в народе, на гостомльском выгоне, с казанком в руке, и спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее...
 

Чистая река Гостомля. Бывший хутор Панино. Мостик к роднику Николая Лескова – слева, метрах в 7-10.

Я с народом был свой человек, и у меня есть в нём много кумовьёв и приятелей, особенно на Гостомле, где живут борода-чи, которых я, стоя на своих детских коленях, в оные былые времена отмаливал своими детскими слезами от палок и розог. Я был этим людям ближе всех поповичей нашей Поповки, ло-вивших у крестьян кур и поросят во время хождения по приходу.

Я стоял между мужиком и связанными на него розгами...

Большая Колчёва и Малая Колчёва, из которых по распо-ряжению тогдашнего правительства производились безжалост-ные выселения на Кавказ и в Закавказье. Это ужасное время имело сильное влияние на мою душу, тогда ещё очень молодую и очень впечатлительную. Я полюбил раскольников, что называ-ется, всем сердцем и сочувствовал им безгранично».

Неподалеку от Панино жили родственницы писателя Ма-сальского. «Им я обязан, — пишет далее Лесков, — первым зна-комством с литературой, которая потом для несчастья моей жизни скоро превратилась в неодолимую страсть. Страсть эта поддерживалась и питалась довольно большою библиотекой Ма-сальского...»

Теперь уже нет селения Панино, названного именем пер-вого владельца — екатерининского вельможи, который утвер-ждал: «Россия управляется милостью божиею и глупостью на-родною», но сохранились два-три гектара заповедной лесков-ской земли.

Упоминания о Панино, Добрыни можно встретить в публикациях на многих языках, не говоря уже о русском.
Но нет этих названий на карте Орловской области 1966 года. Хорошо сделали туристы, что отложили поход в Добрынь до вечера. Лучше бы совсем туда не ходить, не видели бы, как раз-рушается памятник старины — Добрынская церковь.

В 1863г Панино было продано, и семья переехала в Киев, ко второму сыну, Алексею, уже известному киевскому врачу. В это время писатель совершает поездку в Париж, а потом остает-ся в Петербурге...

Шёл я по Панино и размышлял. Да, сохранилось ценное — два-три гектара былой лесковской усадьбы. Отчего бы не сде-лать её заповедной? Что тому помехой? Кто оправдает безраз-личие к месту, где брал силу родник? Да разве мы не сможем отстолбить святое место, поставить бюст писателя и указатели у свёртков к лесковским местам!.. (1972)
*

Бюст Н.С. Лескова у здания Гостомльской школы поставлен. На обочине трассы, у поворота на бывший хутор Панино, имеется стела, на которой нарисована географическая карта, портрет Н.С. Лескова. Но тер-ритория самого хутора Панино до сих пор не оборудована. Родник до сих пор течёт, правда, место это полузавалено сгнившими ракитами…


Рецензии