158. ВИ. Агошков. Кромские лики. КП. Масальский2

158. ВИ.Агошков. Кромские лики.

КП.Масальский

часть2

А вот из другого сообщения. «Многие из князей Мосаль-ских занимали высокие посты в Москве и других городах, слу-жили воеводами, окольничими (высокий боярский чин), столь-никами, стряпчими (должностные лица при дворе) и т.д.

М.Кольцов-Мосальскй принимал участие в становлении знаменитого северного торгового города Мангазеи на берегу Ледовитого океана и был там в 1601-1603 годах воеводой.
В.В.Кольцов-Мосальский заведовал одно время казной царя Ивана Грозного. Его брат Владимир разбил войска сибир-ского хана Кучума и захватил его в плен вместе с сыном. Дмит-рий Мосальский служил воеводой в Костроме при Лжедмитрии I Мосальский-Литвин верой и правдой сражался за Россию и про-тив "тушинского самозванца", и против поляков.
http://mosalsk.h12.ru/history/07.htm

Теперь с большей уверенностью предлагаю читателям биографию писателя и князя Масальского. Родился он 13 (25) сентября 1802 года в Ярославле в семье дворянина-чиновника (статского советника). Детство прошло в основном в Санкт- Пе-тербурге, куда переехал его отец. С 1815 года занимался в пан-сионе Дюбуа при Петропавловском училище.

 В 1817-1821 годах окончил курс в Благородном пансионе при Санкт-Петербургском университете. В 1821—1828 годах служил в министерствах внут-ренних и иностранных дел, в 1828-1832 годах — в департаменте законов Государственного совета, в 1832-1840 годах — экспе-дитором в Государственной канцелярии, в 1840—1841 годах — правителем дел в V отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Вышел в отставку в чине действитель-ного статского советника в марте 1841 года. В печати дебюти-ровал в 1821 году. В 1820-е годы писал стихи и басни, главные задачи которых — развлечение и назидание.

Известность стал приобретать в начале 1830-х годов, когда стали появляться его романы и повести, в основном историче-ские. Масальский умел заинтересовать читателя ловко постро-енным авантюрным сюжетом. Даже строгий к его произведени-ям В.Г. Белинский признавал за ним ум и прекрасную форму изложения. Исторические же факты и характеры переданы им поверхностно.

В 1842-1843 и 1847-1852 годах редактировал журнал «Сын отечества», печатал в нём свои статьи, рецензии и др. (в основном под псевдонимом «Русский»). Принимал участие в журнальной полемике: поддерживал «Северную пчелу»; выступал в 1830-е годы противником романтического идеализма, а в 1840-е — натуральной школы. Написал пародию на «Мёртвые души» Н.В. Гоголя — «Повесть о том, как господа Петушков, Цып-лЁнкин и Тетерькин сочиняли повесть». Умер 9 (21) сентября 1861 года в Санкт-Петербурге.

Из ещё одного сообщения. «Общий поворот русской лите-ратуры к прозе, происшедший на рубеже 20-30-х годов, попу-лярность исторической беллетристики, занявшей ключевые по-зиции на книжном рынке, окончательно определили писатель-скую карьеру Масальского.
В 1832 году появляется его первый исторический роман "Стрельцы", а вслед за ним несколько исторических повестей: "Черный ящик" (1833), "Регентство Бирона" (1834), "Граница 1616 года" (1837), "Бородолюбие. Исторические сцены из вре-мён Петра Великого" (1837), "Осада Углича" (1841).

В 1842 году в руки  писателя переходит "Сын  отечества", который он выпускает в 1842-1843 годах. На страницах журна-ла появились повести Масальского "Теоретическая любовь 1791 года" и "Быль 1703 года", роман "Невеста Петра Второго" и "Роман на ледяных горах", ряд критических статей и басен. В 1848 году из печати вышла книга Масальского "Пять повестей и других сочинений".

Поверхностная передача исторических фак-тов, привязанных к авантюрному сюжету, – в этом и заключа-лась технология исторической прозы Масальского, малоцен-ность которой была совершенно ясна Белинскому ещё в 30-е годы. Но в эпоху освоения жанра исторического романа сочи-нения Масальского имели по крайней мере достоинство новиз-ны и удовлетворяли растущую потребность читателей в отечест-венной беллетристике. В 50-е же годы фигура Масальского как исторического романиста выглядела просто убого. Последний роман писателя "Лейтенант и поручик", изданный в 1853 году, вызвал разгромную рецензию Чернышевского. Литературные дела Масальского приходили все в больший упадок. Он умер 9 сентября 1861г».
*

Если писатель К.П. Масальский написал пародию на «Мёртвые ду-ши» Н.В. Гоголя, то несомненно, что его не любили представители так называемой «натуральной школы» в литературе. Обратим внимание на то, что одним из псевдонимов Масальского был «Русский». Наверное, не случайно…

Что касается «разгромной рецензии Н.Г. Чернышевского», то тут я должен заметить следующее: вряд ли она объективна, так как, ско-рее всего, написана из-за каких-то идеологических соображений. Если и нет, то и претензии Н.Г. Чернышевского к К.П. Масальскому в чисто худо-жественном плане вряд ли уместны, поскольку я, например, учась в Ор-ловском государственном пединституте, с большим трудом одолел зна-менитый роман «Что делать?» Моё мнение подкреплялось и мнениями моих товарищей и даже преподавателей. Н.Г. Чернышевского изучали только по навязыванию сверху…

А князя К.П. Масальского люди читали без всяких нажимов: его кни-ги, романы в стихах расходились в то время, во времена А.С. Пушкина, большими тиражами. Вспомним, что «Современник» Алекандра Сергее-вича испытывал затруднения с подпиской. Да, понимаю, одно дело - клас-сика, а другое – дилетанство. Но кто сказал, что К.П. Масальский – диле-тант?! Если и сейчас в Интернете предлагают романы К.П. Масальского за деньги. Рыночники не будут просто так тратить деньги на ветер: значит, уверены в доходности своего мероприятия. О вкусах – не спорят…

В любом случае, мы видим пользу книг, как самого К.П. Масальско-го, так и его библиотечного собрания в том, что ими зачитывался наш ве-ликий земляк Н.С. Лесков. Если и сам В.Г. Белинский отдавал должное уму и занимательности автора романов и других исторических произведе-ний К.П. Масальского, то и мы должны заметить следующее: ум и занима-тельность присутствуют и в произведениях нашего земляка, Н.С. Лескова.

Был ли К.П. Масальский в Орле, в д.Зиновьево Кромского уезда, у своей племянницы, мне не известно. Но хорошо известно, что здесь была его библиотека, которую он, видимо, подарил любимой родственнице.


Рецензии