Заводной медведь

ЗАВОДНОЙ МЕДВЕДЬ

                «Моряк с печки бряк,
                Растянулся как червяк!»
                (Детская дразнилка)


Я -  «безотцовщина». Мой папа был моряком  и плавал где-то далеко и очень долго. Я его никогда не видел – он уплыл до моего рождения. Бабушка говорила, что он уехал навсегда, но мама не верила и часто плакала. Бабушка тоже иногда плакала вместе с ней. А я знал, что мой папа-моряк скоро приедет. Он часто  мне снился  с веслом в одной руке и верёвкой от паруса в другой. Я всем говорил об этом во дворе,  но дети смеялись и говори, что я вру. Проходилось, за это, кидать в них камнями и изо всей силы дёргать девчонок за косички.

 Их родители приходили жаловаться на меня. Снова звучало ненавистное слово «безотцовщина».  Потом, мама стегала меня ремнём и ставила в угол.
Бабушка, глядя на наказание, вытирала слёзы кончиком платка.

Папа появился неожиданно. Высокий, весёлый, с белоснежным шарфиком на шее. В черной флотской шинели  и в бескозырке.  Пришёл он поздно осенью, когда  первый снег уже выпал. Пришёл поздравить меня с днём рождения, хотя родился я в середине лета.
Принёс роскошный, по тем временам, подарок – заводного медведя. Из спины у косолапого торчал ключик,  который надо было крутить. После этого медведь начинал урчать, качать головой и неуклюже топтаться  на месте - танцевал.

Медведь плясал на столе. Я  беспрестанно заводил его и мне очень хотелось, чтобы кто-нибудь разделил мои восторги от этой изумительной игрушки. Однако, на меня никто не обращал внимания. Мама, с изменившимся лицом, о чем-то тихо разговаривала с отцом. А бабушка надела пальто и вышла из нашей коммунальной квартиры,  осторожно, без стука,  прикрыв скрипучую дверь.

Мне очень хотелось подойти к папе, залезть к нему на колени и потрогать ленточки с золотыми якорями на бескозырке. А если бы ещё примерить эту бескозырку на себя и радостно увидеть, как мама и папа восхищаются мною! Вот это было бы счастье!  Но, я отчего-то стеснялся так сделать и продолжал  тихонько играть медведем, примостившись у краешка стола.

Неожиданно родители замолчали. Мама отвернулась и  стала смотреть на меня странным, незнакомым, немигающим взглядом. По её щекам медленно стекали две очень крупные слезинки.  Папа отвернулся в другую сторону. Я видел только его покрасневший бритый затылок. Он решительно надел бескозырку и резко встал со стула. Застегнул шинель, аккуратно расправил шарфик на груди.   Немного помявшись,  молча пошёл к двери.

Он уходит? Опять уходит? Как остановить его?
 Я столкнул пляшущего медведя со стола.
Со стуком упав на пол, заводной  медведь, немного пожужжав пружиной, судорожно дёрнулся и замер на месте.
Папа вышел, сильно хлопнув дверью.
 Даже не оглянувшись  ни на меня,  ни на своего медведя! Словно  мы чужие!

Мама, закрыв лицо руками, навзничь легла на кровать. Её плечи мелко вздрагивали.

Я на цыпочках прокрался к порогу и обул уличные башмаки. Старясь не стучать каблуками, подошёл к медведю и  старательно наступил на него обеими ногами. Что-то хрустнуло. Я ещё немного потоптался на нём и  спрятал обезображенную сплющенную игрушку  за стенку  платяного шкафа как можно дальше.

Там, в темноте, среди пыли, смятых конфетных фантиков и яблочных огрызков, которые я иногда кидал туда, он благополучно пролежал много лет. Первое время я очень боялся, что мне попадёт за сломанного медведя но,  к моему счастью, почему-то никто  даже не вспоминал о нём.

*   *   *

Через долгие четыре года, наплававшись по своим морям,  папа вернулся в семью.  Меня перестали дразнить «безотцовщина»,  но от этого не стало легче. Впрочем,  это совсем уже другая история….
 А  игрушечных медведей я с тех пор недолюбливаю. Любых. Они  все кажутся мне нелепыми и глупыми…

  *     *   *

В прошлом году отец умер. Известие о смерти настигло меня в морском круизе.  К своему стыду, я  воспринял  эту печальную новость без особой душевной боли.  Признаться, последнее время мы даже не перезванивались, поссорившись из-за какого-то пустяка. Хотя, сердце защемило. Возможно, причиной тому была  слишком жаркая погода…

Посоветовался с гидом. Успеть на похороны  нереально – это требовало слишком больших расходов: самолётом лететь через всю Европу, а потом  ещё добираться через пол-России.  Видимо, не судьба мне проводить отца в последний путь. Ну и ладно!  Мысленно обругав себя за душевную черствость, прямиком направился в ресторан.

 Заказав в баре полный стакан водки, вышел на палубу. Торговцы, похожие на пиратов, наперебой  бросились ко мне, предлагая купить дешёвые сувениры. В руках одного из них я увидел заводного медведя,  как две капли воды похожего на того самого, из далёкого и уже забытого  детства.

-Рашин бэр! Рюски медвед! Механик дансинг!   - закричал продавец,  уловив мой заинтересованный взгляд.
Через минуту, всего за десять долларов, этот самый «рюски медвед» был у меня в руках.

Я завел его и поставил на поручни. Приплясывая и качая  уродливой головой, медведь приближался к краю.  Какое-то мстительное чувство не позволяло  мне остановить его и удержать  от падения.  Зачарованный, я смотрел,  как он неотвратимо приближается к бездне. Вот заводной медведь покачнулся и стремительно полетел вниз, продолжая жужжать и подёргивать в воздухе ногами.   Булькнув, игрушка исчезла в  зелёной воде, выпустив на прощанье пару пузырьков. Торговец, продавший медведя, испуганно смотрел на меня.  Я допил свою водку и помахал ему рукой, показав международный знак из соединённых кольцом пальцев – « Всё о,кей!».

Сердце отпустило. Повернувшись,  пошёл в  свою каюту. Пора было собираться на экскурсию.

Пусть земля будет тебе пухом,  папа…
 Моряк,  с печки бряк!




14.12.2011


Рецензии
Получились настоящие достойные морские похороны. Здесь букет эмоций: и ненависть , и ревность , и обида , и ,как ни странно, - любовь. Но , может, я вижу то , чего нет? Написано просто и глубоко.И главное- герой рассказа смог всё же похоронить отца.

Алёнушка Жемчужникова   03.02.2017 15:23     Заявить о нарушении
В основе рассказа детские чувства и воспоминания...
А заводные танцующие медведи - действительно безобразная игрушка...
Смерть близких всегда тяжело воспринимается...

Игорь Липин   06.02.2017 03:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.