О Аристархе Лентулове

С работами Аристарха  Лентулова, вернее с репродукциями его работ в одном из каких-то журналов  я столкнулся в 60-х годах. В детстве я любил собирать иллюстрации и …рецепты, каких либо блюд.  Так вот, у меня от картин было ощущение  сочного и вкусного блюда, этакого яства. Там что- то приправили, там добавили, там убрали – и вкусно. Иногда  работы были правильно сделаны, все в меру. Их было интересно разглядывать…и не более того. А были репродукции, которые можно было рассматривать не один раз. Часами. Там что - то было недосоленное, недосахаренное, спрятанное, и от этого это блюдо было вкуснее в ожидании чего - то нового и неизведанного. Чем занимается ребенок в таком возрасте, конечно же, подражаньем. Мне нравилось перерисовывать Врубеля, Гогена, Пикассо, Модильяни, Моне и многих других. В их числе был и А. Лентулов. Именно тогда я попробовал нарисовать Московский Кремль. Я с детства не любил работы фотографичные, пресытно реалистические. Ведь была уже фотография. А вот работы, сделанные на одном дыханье, провокационные, загадочные и изначально непонятные, меня притягивали. Теперь -то, через столько лет, я понимаю почему. Любой человек индивидуален. Талантливый человек индивидуален дважды. Как в ощущениях самой жизни, так и в ощущениях энергетического порядка. И способностью эту энергетику передавать  другим через свои работы. Реальность не отражает этого второго. В реалистических пафосных картинах нередко просто отсутствует душа, энергия, личное восприятие художника. Картина написана технически грамотно, выдержано. Все как по учебнику. А ощущение как в театре, где ружье не выстрелило. У Лентулова картины «стреляли», да еще как! Что стоит его манера грубого смешивания абсолютно неравновесных красок и тонов. И как это работало в картине! Чистота тонов, почти не обустроенность сочетаний, создает совершенно другую реальность, которую можно увидеть лишь после восприятия энергетики художника. Он писал картины «от живота», от того места, где расположена душа. И через время идущего от картин. Художник умышленно прячет что-то в недрах своих работ и это проявляется в нужное для зрителя  время. Его линии, овальные, закрытые, объединенные друг с другом - это движение его мысли помноженное на его энергетику. Его свойственность архитектурного  расположения в  сценарии написания полота впечатляет. Закрытые линии, как обрамление чего-то, действуют завораживающие, за их границами ищешь что-то тебе неизведанное и недоступное. Линии разбивают картину, отвлекая взгляд от того, что еще предстоит открыть. Овал в центре картины - это успокоенность души, попытка защититься от обычной суеты. Это как шаманский оберег. Линии, идущие от одного  угла картины к другому углу - задумчивость, недосказанность, долгий процесс размышлений идущих за горизонт. Сочетания ярко зеленого цвета и оттенков голубого - попытка контрастно решить пространство, его расширить. Пограничное расположение темно зеленого и ярко-красного создает трехмерной ощущение объектов. Черный, прорисовочный цвет - есть ограничения, которые художник  пытается перебороть, разбить тонами и полутонами. В своих работах и я использую все эти приемы, нецеленаправленно, по наитию, но это мне позволяет сначала развалить сюжет, постановку, а потом воедино объединить свою мысль. Я уверен, что Аристарха Лентулова давило чувство недосказанности, незаконченности. Его попытки в чем - то быть похожими на других художников заметны в его работах. Но вот это противоречие и было изначально путем восхождения на Олимп свободы творчества. Он, конечно, универсальный художник, где-то ремесленник, где-то чудак, но во всем гениален. И в театральных работах, и в эскизах, и в монументальных работах. Каждое время рождает своих героев…банальная фраза. Но она принципиальна по своим требованиям. Время все расставляет по-своим местам. Так что к удачам, так и к не удачам надо подходить философски.  Художник, сделав первые свои мазки по полотну – уже вошел в историю. Потому что он уже не будет потерян, рано или поздно его кто-то снова найдет. Я где- то слышал, что в свое время А. Лентулов сказал: "Нынешние страшилы со временем станут классиками". Так и получается, кто плывет против течения, становиться зеркалом своего времени.


Рецензии