Цель позванного

       (Гуру – Н.К.Рерих). Если наличие несовершенств в человеке служило бы препятствием стать учеником Учителя, то не было бы и учеников; несовершенства – не препятствия, но камни, которые попирает нога при подъеме на гору. Так и будем рассматривать их. Тому, кому нечего преодолевать, некуда и идти в этом мире земном, ибо только через несовершенства настоящего могут родиться в нем совершенства будущего.
   Грани Агни Йоги, 1966 г. 629.


                ЦЕЛЬ ПОЗВАННОГО (2) *
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Лучшее, что устремляете ко Мне, Утверждаю. Утвержденное Мною, оно растет, давая богатые всходы. Но устремить должны вы волей свободной. Без приложения воли своей рост невозможен. Так снова приходим к вопросу о воле. Волей можно считать способность претворять мысли в кристаллы огненных образований, откладываемых в Чаще, путем приложения мысли в действии в жизни. Мысль непримененная отложений не даст. Следовательно, фактором претворяющим является активная воля. Это имел в виду. Учение призывает человека к действию. Лучше ошибаться в действии, чем утопать в инертности безвольного бездействия. Ибо бездействие означает разложение первичного вещества. Совет о действии непреложен. Приложите усилие в действии – и тогда Помогу. Кто-то боится нарушить действием карму. Не от мудрости эта боязнь. Устремленному яро простятся даже ошибки, но бездействие бесповоротно уже осуждено. Так те, кто со Мною, являют целый Мир действий, движимые внутренним огнем и независимо от импульсов внешних.

      Внешние условия могут усилить напряжение благодаря сопротивлению среды, но это послужит только во благо, ибо знаем о препятствиях благословенных. Когда воля решает, что нет таких препятствий, которых она не смогла бы преодолеть, она тем самым утверждает непреложную истину примата духа и власти его над «всякою плотию», власти, которая была дана человеку от начала времен. В психомеханике волевых процессов особое значение имеет твердость решения воли, ее способность и умение утверждать несломимую непреклонность этих решений. Когда воля колеблется и слабеет, ко Мне обратитесь. Я волю укрепить помогу, безвольный человек учеником стать не может. Мысль сильна не сама по себе, но элементами огненной воли, вкладываемой в нее. Мысль сотворить насыщенную огненной волей, упорную, стойкую, не знающую колебаний – будет умением йога. Колеблющиеся, неустойчивые, хилые мысли – не действенны. Сильная мысль создается вопреки очевидности плотной и не считаясь ни с какими внешними противодействиями. Мысль первее: мысль – это основа, это первооснова, в то время как внешнее окружение представляет собою явление вторичное, вытекающее из первого. И если это вторичное явление надо изменить или разрушить, надо разрушить его мысленное основание (мысленную первооснову), на которой оно базируется. Значит, надо создать мысль уничтожения более сильную, чем та, которая его создала. А так как большинство не умеет мыслить ясно, сильно и четко, то разрушить нежелательную основу явления не так уж трудно. Ритм и повторность могут яро помочь. Ни в коем случае не следует останавливаться на полдороге перед кажущейся неудачей. Мысль непреложности, мысль непреклонная цели добьется, будет немудро ее колебать сомнениями, неуверенностью или страхом, незачем тогда и огород городить, чтобы своими же руками разрушить ее мощь. К созданному мощному мысленному образу внешние действия приложите, ибо знаете, что рукой и ногой человеческой вершатся дела.

      Друг, знаешь ли ты, что касание к ауре Моей вызывает ярое выявление всех энергий человеческой сущности, скрытых дотоле и часто даже не подозреваемых. Может даже казаться, что хороший дотоле человек стал вдруг плохим, что из него стали вдруг выпирать такие свойства характера, которые ранее не проявлялись, а проявляемые ранее усилились вдруг непомерно. Это закон касания к Свету, освещающему все закоулки сознания и пробуждающему к действию зародыши добра и зла, до того времени бездеятельные. Явление это следует знать, чтобы не удивляться гримасам человеческой природы. Так же и через близких Моих Выявляю к ним подходящих, их скрытые свойства души, для усиления положительных качеств и изживания и преодоления отрицательных. Явление это можно рассматривать как положительный знак, ибо как можно преодолеть или изжить в себе то, что, не будучи выявляемо, скрытым лежит в глубинах сознания. Можно это считать испытанием, неизбежным при всяком соприкосновении со Светом. Не может избежать его и тот, кто хочет стать учеником или считает себя таковым. Испытание трудно, ибо надо пройти через себя самого и над собою подняться.

     Это явный признак воздействия Света. И вот тут-то и наступает опасный момент, когда святыня может быть попрана ногами невежества и ярая самость может обратиться на выдавшего ее в яром стремлении растерзать. Избежать нападок неготовых сознаний можно, лишь Свет свой прикрывши. Символ закрытого ларца был дан, это имея в виду. Но все же при соприкосновении с миром земным неизбежно явление принесения себя в жертву каждым Носителем Света. Это Закон Архатов. Света Носитель, соприкасаясь с людьми, в них вызывает неизбежную реакцию их микрокосма, и чаще всего эта реакция бывает выражением их отрицательных качеств. Каждый из сокровища своего сердца выявляет свое: добрый – добро, злой – злое, светлый – светлое и темный – тьму. В этом смысл жертвы Носителя Света, ибо должен он принять на себя ответные вибрации на воздействие светлых. Потому не бывает к Нашим людям безразличного отношения. Свет свой прикрыв, можно еще избежать противодействия Свету, но как же Свет свой нести, если не будет он виден! Отсюда задача двойная: Свет свой нести через жизнь так, чтобы тьма его не объяла, и, кроме того, силы свои так расположить, чтобы противодействие даже готовых сознаний не могло их исчерпать. Активная тьма – это одно, противодействие стремящихся к Свету – другое. Оба явления требуют сил со стороны Носителя Света. Званых так много, но избранных мало. И каждый из званых, не став избранным, всю чашу яда изливает на того, кто позвал. Потому никого не зазывайте и лишь постучавшему ответствуйте в размере его сознания, помня при этом, что придется тяжко платить за каждое слово, выданное сверх того, на что имеет постучавшийся право.

      Неизжитые чувства время от времени проявляют в сознании свою активность. То, что было совершено когда-то, живо в памяти и напоминает о себе. Как стражи Порога, стоят облеченные в формы воспоминания, мысли и образы прошлых свершений, преграждая дальнейший путь к Свету. Освобождение от них возможно только методом изживания, когда подобно брошенной и забытой привычке, полностью побежденной, они уже более не тревожат и не имеют притягательной силы. Многие не могут оставить привычку курить. Но преодолеть ее все же возможно до такой степени, чтобы больше к ней уже не тянуло ни во сне, ни наяву. Следовательно, и все прочее неизжитое побеждается тем же путем. С естественными потребностями организма труднее. Голод нельзя уничтожить, когда человек лишен пищи, но власть свою над этим чувством утвердить все же возможно.

      Важно установить контроль, чтобы ни мысли, ни действия не совершались помимо воли. Как устранить привлекательность и стремление к удовлетворению желаний? Только контролем над ними. Без соизволения воли не допускается ничего. Слабый совершает проступки вопреки воле, они властвуют над ним, и против них он бессилен. Сильный даже проступки и попустительства совершает с соизволения воли. И в плохом и в хорошем он властен над тем, что делает. Лучше ошибочный, но волевой поступок, чем хорошесть безволия. Знаете о подвигах, совершенных разбойниками. Но не Знаем примеров, чтобы безвольное ничтожество могло стать учеником. Потому на воспитание воли Обращаем особое внимание. Воля утверждается в борьбе. Пока идет борьба и противодействие нежелательным воздействиям, отовсюду идущим, опасности нет. Опасность возникает, когда опускаются руки, когда хочется прекратить борение духа, когда возникает желание безвольно отдаться на волю внешних воздействий или вихрей астральных. Сила духа и сила воли – в осознании нерушимости своего огненного зерна. Оно вечно. Наросты духа временны и уничтожаемы волей. Нужно силу найти прямо сказать порождениям прошлого: не боюсь вас, я вас породил, я и убью, не раб я вам, но господин и владыка. Ничему, никому, никогда, ни при каких условиях нельзя давать власти над своим духом. Даже высшая степень слияния с Владыкой не есть подчинение и отказ от свободы воли, но именно объединение, добровольное и свободное, воли своей с Волей Высшей. Преданность, любовь к Высшему Облику не есть безволие, но, наоборот, высшее, огненное напряжение всех сил духа, выражающееся в целом ряде волевых и целеустремленных действий. Свободная воля человека является высшей прерогативой духа. Человек, воли лишенный, – ничто.

      Только когда действие совершается не во имя свое и себя и желаний самости, становится оно самоотверженным, или жертвенным. Вначале стремление всех поучать и иметь больше учеников очень сильно. Это самость уявляет себя. Потом, по мере роста духа, стремление поучать исчезает и рождается понимание, что наставничество – это жертва и накладывает оно на учителя обязательство выполнять свой долг до конца. Ученик берется не на время, но навсегда. Ученики – это психический груз на ведущем, ибо, разделяя с учеником знание, учитель удлиняет путь свой к Нирване. Ответственность за учеников велика. И только тогда, когда появляется мысль: «Да минует меня Чаша сия», – ведущий становится истинным наставником. Самоявленное учительство, тешащее свою самость, немногого стоит. Но тем ценнее те немногочисленные духи, которые со временем могут стать Учителями. Такой ученик уже понимает, насколько тяжка, и неблагодарна, и трудна его доля, если он трудится не во имя свое, но Позвавшего. Порадуемся тому, что понимание этого уже озаряет сознание.

      Знаете случаи, когда, несмотря на самое горячее желание и просьбы со стороны обращающегося, он не мог быть принят в ученики, ибо семья и обязанности по отношению к ней или другие внешние или кровные связи с близкими этому мешали. Ученик должен быть свободен в известных пределах от кармических семейных и родственных уз. Кроме того, самые условия и обязанности семейного человека препятствуют этому. Добавьте сюда еще и слова, что «возлюбивший отца, или мать, или жену, или детей паче Меня несть Мене достоин». Эти слова следует понимать так, что человек, поставивший что-либо или кого-либо прежде Учителя и Дела Его, не может стать настоящим учеником. Правила, касающиеся учеников, настолько суровы и строги, что удовлетворить их могут только очень немногие. Огорчаться этим не следует, так как существует очень много ступеней подхода к учителю Света и Учению, и впереди Беспредельность. Каждое воплощение следует использовать на приближение к Свету с тем, чтобы в свое время сделаться сужденным учеником. Учение же открыто для всех, и каждый имеет возможность вступить на ступени лестницы жизни. Качества, необходимые для ученика, указаны были. Преданность – одно из главнейших. Малое, но преданное сознание скорее окажется у цели, чем блестящее и развитое, но не знающее этого качества. Каждому устремившемуся открыты врата.

      Нелегко быть Нашим учеником, особенно вначале. Недаром начальное ученичество зовется каторгой. По легкомыслию многие прикоснувшиеся к Учению хотели бы стать Нашими учениками, не понявши того, насколько трудно и какой суровой дисциплины потребует это от них. Поэтому подготовительные стадии обычно проходятся вдали от Нас и в условиях жизни обычной, чтобы приблизить потом, когда пройдены первые ступени. Ступеней ученичества и приближения много. Нельзя уравнять все сознания по трафарету, каждое требует внимания и индивидуального подхода. Упорное и огненное устремление рано или поздно, но все же приведет к Нам, и эти далекие нити связи не прерываются никакими внешними условиями.

      Дисциплина духа обуславливает накопление психической энергии. Сокровище Агни добывается великими трудами и нечеловеческим упорством. Могуществом духа хотят обладать все, но приложить к тому силы и потрудиться над этим желающих мало. Изнурять себя постом и молитвою, ношением вериг и власяниц и даже самобичеванием некоторые еще могут. Но учиться овладению собою и своими чувствами, мыслями, действиями и всем поведением способны очень и очень немногие. Дисциплина, налагаемая ученичеством, очень сурова. Ее выдерживают единицы. Читающих, и желающих, и мечтающих стать учениками Учителя Света много, но как мало среди них готовых пройти через все, что сопутствует этому высокому званию. Среди самых обычных условий современной жизни можно проходить эту суровую школу ученичества. Самодисциплина, накладываемая на себя учеником, добровольна. Импульс ее утвердить исходит из сознания самого ученика. Никто не понуждает, никто не заставляет, но огненно устремленное сердце самостоятельно приходит к осознанию неизбежности этой самодисциплины. Результаты ее начинают сказываться в растущей огненной мощи. Трудные испытания и противодействие плотных условий способствуют яро этому росту. О счастливой, беззаботной, безоблачной жизни и благополучии приходится забыть. Труден путь накопления огненного сокровища. Дисциплина духа, ведущая к овладению собою, проявляется во всех мелочах жизни. Именно, маломалейшее имеет большое значение. Улыбка, слова, жесты, мимолетные мысли и отношение к ним – все подлежит строжайшему контролю. Кто же захочет решительной и железной рукою обуздывать своеволие оболочек и искоренять из них то, что в них вложено было раньше. Победа над собою дается нелегкой ценой. Узка тропа, ведущая в жизнь.

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Будем ли удивляться, что пальцев на руке много, чтобы сосчитать учеников, – так Говорит Учитель. Званых много, но избранные где? Пусть это обстоятельство послужит импульсом к еще более строгому и суровому отношению к самому себе, к утверждению тех качеств духа, которые необходимы, чтобы стать учеником. И пусть каждый недостаток, замеченный в близких, послужит ярым побуждением его уничтожить в себе. Ведь обычно в других легче всего замечаются именно те недостатки, которые не чужды и нам. И не так уж важно, как борется со своими несовершенствами другой человек, как то, насколько преуспеваем мы сами в преодолении своих собственных неизжитых свойств.

___________
* Полностью эссе: ЦЕЛЬ ПОЗВАННОГО – размещено на стр. 27 в «Галактическом Ковчеге»: "Ключи Учения Жизни" – http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68-1275


Рецензии