И глядя вдаль, подняв забрало-Часть-18

(Автобиографические эпизоды)
[фрагменты из книги]

Студия "Эксперимент"
     Начнём наш разговор о моих увлечениях с фрагмента из моей книги "Один день из жизни судебно-медицинского эксперта":
   "Освоение профессии происходило на фоне продолжающейся творческой активности в стенах Дворца культуры профсоюзов (ДКП): член Правления первого городского "Клуба творческой молодежи", ведущий многочисленных тематических вечеров"А ну-ка, девушки","А ну-ка, парни", "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг", кино- и музыкальных вечеров и посвящений в профессию, председатель жюри и сценарист первого городского Конкурса красоты "Саранская красавица", диско-программ, первых аукционов, член жюри КВН-ов и конкурсов и т.д., и т.п. И среди всего прочего – два своеобразных перла, два бриллианта – аншлаговые спектакли:
   1 – авторский  моноспектакль  "Владимир Высоцкий – актер, поэт, певец", в котором впервые были объединены способности режиссера-постановщика и актера-исполнителя;               
   2 – постановка спектакля по сказке Леонида Филатова "Про Федота-стрельца удалого молодца" в исполнении Студии Юмора и Сатиры "Эксперимент" при ДКП, где я был в качестве руководителя-режиссера-постановщика".
     Добавлю с написанному выше несколько предложений из статьи, посвящённой моему 50-летнему юбилею, напечатанной в третьем Сборнике ОСММ "Современные научные и практические разработки судебных медиков Мордовии":
   "Романтик по своей натуре, он (в смысле - я) написал и пишет много стихов и песен. В нём сохранился великий дух шестидесятников, он впитал в себя от них самое хорошее и доброе.
   Время показало, что он ещё к тому же большой оптимист. Даже в нелёгкие времена он не только не опускает руки,  но и может мобилизовать окружающих людей, вселить в них надежду, поддержать и словом, и делом.
   Причём он находит советы и подход к каждому человеку индивидуально.
   Ну а если говорить о чувстве юмора В.К., то здесь надо сказать, что это в роду Цыкаловых наследственное: его дед - Иван Николаевич, его отец - Константин Иванович всегда были дружны с тонким чувством юмора. Это передалось и его сыну Владимиру.
А сам юбиляр даже одно время обучал других людей и населения города ироничному и доброму смеху, когда В.К.  руководил Сценической студией юмора и сатиры "Эксперимент" при Дворце культуры профсоюзов".
     Таким образом, я надеюсь, что вы уяснили для чего всё процитировано?
     Мне остаётся уточнить кое-что и подвести итог.
     Существовала Студия юмора и сатиры при ДКП, где я фланировал в качестве руководителя, режиссёра и постановщика.
     В 1986 году 1-го декабря она родилась и незатейливо назвалась - "Весёлое настроение", а с 23 октября 1987 года переименовалась по желанию самих студийцев. До конца своей жизни студия гордо и достойно носила имя - "Эксперимент".
     За время её существования (а прожила она немного–немало - до мая 1990 года) в её объятиях побывало около шестидесяти человек.
     Откровенно говоря, люди приходили в Студию по собственному желанию, активно участвовали и безболезненно уходилиЮ также по собственному желанию. Но основной и постоянный костяк насчитывал без малого двадцать человек.
     Попробую нарисовать общий портрет коллектива.
     Возраст – от 10 до 58 лет. Одна половина была жената и замужняя, вторая – холостая и незамужняя. Между ними особнячком была одна мать-одиночка, но зато двухдетёвая, она на репетиции ходила с сыном-школьником, а ясельная красавица оставалась дома с бабушкой.
     Говоря о профессиях, надо сказать, что третья часть была представлена школьниками (от 4-го до 10-го класса) и студентами (и разумеется – студентками) СПТУ и Училища культуры, а также МГУ имени Н.П.Огарёва, остальные две трети – это прораб, бывший военный, швея, контролёр-кассир из магазина, технолог Фабрики-кухни, наладчик станков, администратор Молодёжного Центра, руководитель шоу-группы того Центра, кузнец-штамповщик, техник-путеец (женского пола), детский ортодонт (может правильнее – ортодонтэсса), домохозяйка и, конечно же, судебно-медицинский эксперт (в моём лице).
     Помимо актёрского увлечения, участники студии выполняли общественные нагрузки на своём производстве или в учреждении. Среди нас были: редактор стенной газеты; командир ДНД (Добровольной Народной Дружины), он же  - профгруппорг АУП (неизвестная мне и потому – таинственная аббревиатура) и он же - член Совета ветеранов (три в одном); рядовой член ДНД; председатель Совета наставников; помощник режиссёра; секретарь комитета ВЛКСМ цеха завода; комсомольский секретарь мастерской; секретарь комсомольской организации; заместителя председателя школьного класса, а также – "барабанщик батальона" и "знамёноносец" (именно так записано в опросных листах).
     Студия радовала зрителей ежегодными спектаклями эстрадных миниатюр "Блики и лики".
     Почему "Блики и лики"? Те, кто дружен со "Словарём русского языка" С.И.Ожегова, наверняка, готов подсказать, что означают эти два понятия: "БЛИК — светлое пятно или отблеск света на тёмном фоне, а ЛИК — это 1.лицо человека; 2.внешние очертания, видимая поверхность чего-либо; 3.собрание". Составные части обозначены, осталось включить интуитивно-ассоциативный аппарат – и всё станет понятно. Успехов вам!
     И поехали дальше.
     Визитная карточка впервые была предъявлена 01 апреля 1987 года на вечере отдыха сотрудников ДКП, в гостиной. Это были обрывки премьерного спектакля "Блики и лики"-1, который увидели зрители в Большом зале 19 апреля того же года. Шестнадцать номеров (монологи, диалоги, юмористические стихи, сатирическая проза) в исполнении пятнадцати студийцев – не хило для старта? Что молчите?
     Так я вам скажу-расскажу, чтоб вы знали, и потом не говорили, что вы не знали.
     Вот вам календарь выступлений наших самодеятельных актёров в 1987 году:
   25 апреля – заседание клуба "Дзержинец";
   26 апреля – День отдыха в ДКП;
   07 мая – участие с ВИА ДКП в концертах в Старо-Шайговском районе (Новое и Старое Акшино);
   27 июня – спектакль "Блики и лики"-1 в селе Турдаки Дубенского района (начало в 21:00 – после дойки);
   19 ноября – Вечер чествования "Спорт для всех";
   27 ноября – Вечер "Суд над империализмом";
   4-5 декабря – участие в фестивале "Рок-мозаика-87";
   15 декабря - участие в атеистическом вечере в заводском общежитии;
   18 декабря 1987 года – второй (!) премьерный спектакль "Блики и лики -2"
   [Одна реклама, чего стоит!]
   "Знаете ли вы, что ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС сценическая студия юмора и сатиры "Эксперимент" 18 декабря 1987 года в 19 часов покажет спектакль с музыкой, клоунадой, скетчами, стихами, пародиями и прочими миниатюрами "БЛИКИ И ЛИКИ". Ждём Вас в Большом зале Дворца культуры профсоюзов!" В урочный день в урочный час мы показали пятнадцать номеров силами и мастерством девятнадцати энтузиастов – надёжду и опору студии];
   22 декабря – Вечер чествования династий.
     Ну, и каково ваше впечатление?
     То-то! Знай наших!
     Раз пошло такое дело, давайте останемся в предыдущем режиме и взглянем на 1988 год через призму участия и выступлений:
   24 января – "И всё-таки я допою до конца…" – инсценировка 8 песен В.С.Высоцкого;
   18 февраля — участие в телевизионной передаче "Разговор в молодёжном кафе";
   21 февраля — участие в Дне отдыха сотрудников МВД Мордовии в ДКП;
   24 марта — участие в телевизионной передаче "Искусство";
   30 апреля — премьерный спектакль "Сказка про Федота-стрельца — удалого молодца" при полном аншлаге в Большом зале ДКП;
   09 мая - "Сказка про Федота-стрельца — удалого молодца" — повторный показ в ДКП
   13 ноября - "Сказка про Федота-стрельца — удалого молодца" в посёлке Луховка (ДК в 15:00).
     С этого момента надо поподробнее.
     Так случилось, что все, кто внимательно и бережно относился к нашей студии, утверждают: "Пик существования студии вы достигли 30-го апреля 1988 года. Это постановка сказки Леонида Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца". Ради этого стоило суетиться! Вы сами не поняли, что вы сотворили. Триумф начался с анонса-приглашения".
Пожалуй, они правы.
                ПРИГЛАШЕНИЕ
                Только для вас!!!
                Первый показ
                С — немного исторической,
                К — но целиком сатирической,
                А — написанной актёром -
                З — поэтическим автором
                К — Леонидом
                И —  Ф и л а т о в ы м
                "ПРО ФЕДОТА-СТРЕЛЬЦА,
                УДАЛОГО МОЛОДЦА"
                СПЕШИТЕ!!!
                ЛОВИТЕ МОМЕНТ===!!!
                ВСЕ на премьеру Студии юмора и сатиры
                "ЭКСПЕРИМЕНТ"
                30.04.88г. В 19:00".
     Завсегдатай премьер нашей Студии как-то мне признался, что, заслышав композицию Джеймса Ласта "Одинокий пастух", вспоминает спектакль-сказку. Дело в том, что эта мелодия послужила лейтмотивом главного персонажа - Федота-стрельца. 
И всё же я немного не согласен, что у нас остался только один упомянутый бриллиант.
     Был же ещё и творчество Владимира Высоцкого!
     "24 января 1988 года – "И всё-таки я допою до конца…" – инсценировка 8 песен В.С.Высоцкого…"
     В конце этого же января читателям на странице центральной газеты Мордовии был предложен своеобразный отчёт под названием "Допою до конца...":
   "Стремительный ход времени сметает наносное, некчёмное, наветное и пустое, оставляя истинное, прочное и надёжное. Эти темы были главными в разговоре, который состоялся во Дворце культуры профсоюзов на вечере, посвящённом 50-летию со дня рождения лауреата Государственной премии СССР В.С.Высоцкого "И всё-таки я допою до конца".
     На вечере было много необычного. Избежав напоминаний биографических сведений, почитатели таланта и творчества юбиляра В.Цыкалов, А.Порчунов и О.Кокорев обратились к анализу публикаций об актёре, поэте и певце в периодической печати, опровергая и отметая расхожие легенды и полуправды, домыслы и вымыслы. Затем участники студии юмора и сатиры "Эксперимент" познакомили зрителей с персонажами песенных монологов автора. Судя по реакции зала, сценическая трактовка этих образов не оставила равнодушными многочисленных зрителей и вызвала одобрение. Справедливости ради следует отметить, что подобного опыта инсценировки песен В.С.Высоцкого до сих пор не было.
     Фрагменты видеофильма "Воспоминание" и магнитозаписи авторских творческих встреч были органично вплетены в общую канву праздничного события. Вечер завершился исполнением участниками городского клуба самодеятельной песни, самодеятельными артистами студии юмора и сатиры "Эксперимент" и всего зрительного зала одной из популярнейших песен, прозвучавшей в кинофильме "Вертикаль", - "Песни о друге".
     Осенью на странице той же маститой газеты появилась небольшая, но достаточно яркокрасочная для нас статья "Эксперимент продолжается", где в частности было напечатано следующее:
   "Три года активно живёт и работает сценическая студия юмора и сатиры "Эксперимент", созданная на базе отдела художественной самодеятельности Дворца культуры профсоюзов. Около тридцати человек объединились для того, чтобы острым смехом бороться и искоренять недостатки воспитания, сорняки ханжества, бюрократизма, равнодушия и обывательщины, доброй улыбкой понимать настроение людей, учить оптимизму и просто дарить зрителям радость.
   Режиссёр студии В.К.Цыкалов всегда старается формировать репертуар с учётом характеров и возможностей самодеятельных артистов, обучая актёрскому мастерству на основе практических выступлений и репетиционного разбора и работы над образом. Помогают ему в этом более опытные студийцы, которые пришли в коллектив три года назад, - это Алексей Тимин, Нина Помыткина, Владимир Лопатков, Юрий Спасов, Алексей Пономарёв, Александр Кезин, Виктор Панов, Володя Цыкалов (мой сын – В.Ц.) и другие.
   Студия "Эксперимент" часто выступает в концертах, проводимых во Дворце культуры профсоюзов, выезжает в составе концертных бригад в районы республики. Её спектакли увидели труженики Дубёнского района, зрители Луховского культурно-спортивного комплекса. В январе нынешнего года студия показала инсценированные песни В.Высоцкого на вечере, посвящённом 50-летнему юбилею поэта и актёра. А спустя три месяца она снова порадовала зрителей премьерой сказки Леонида Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца", и сейчас это одна из любимых работ коллектива.
   Студия входит в состав молодёжного центра Обкома ВЛКСМ "Инициатива". Ежегодно она представляет на суд зрителей премьерный спектакль "Блики и лики", который объединяет в себе сатирические монологи, юмористические рассказы, интермедии, скетчи, написанные популярными писателями-сатириками Г.Гориным, М.Жванецким, М.Задорновым, А.Хайтом и другими авторами. Спектакль "Блики и лики-88", который состоится в декабре этого года, сделан под единым девизом "Как вас обслуживают?" - о медицинском, социально-бытовом обслуживании населения. Насколько полно и объёмно исследована тема – судить зрителям.   Впрочем, студия приглашает на свои спектакли не только анализировать и бичевать социальные пережитки, но и просто отдохнуть, посмеяться, расслабиться.
   Коллектив целеустремлён и полон творческих сил, а главное – желания продолжать начатое дело. В "творческом портфеле" - большое количество интермедий и монологов, а также очередная сказка по повести В.М.Шукшина "До третьих петухов". Вспоминая предыдущие спектакли, поклонники этого коллектива вправе рассчитывать на оригинальное, неординарное прочтение сценического материала, ведь выступления студии несколько похожи на праздники веселья. Наверно, это оттого, что студийцы не боятся экспериментировать".
   И за три дня до Нового 1989 года в чупушной статейке "В час досуга" рядом с текстом:
"Творческий отчет о работе кружков и коллективов художественной самодеятельности Дворца культуры профсоюзов привлёк внимание многих горожан в один из выходных дней. Знакомство с многообразной деятельностью этого очага культуры позволило им с удовольствием провести вечер и найти себе занятие по душе. Особое место в программе заняли выступления самодеятельных артистов: танцевально-хореографических детских коллективов, хора ветеранов войны и труда, народного ансамбля "Литова" уместились две фотографии. На одной запечатлён хор ветеранов войны и труда, а на другой лукавый Царь с челядью из спектакля "Про Федота-стрельца, удалого молодца" в исполнении самодеятельных артистов студии "Эксперимент".
     После этого мои думы не давали мне покоя. Мне хотелось создать настоящее, добротное сценическое полотно, наподобие продолжительного по временным рамкам представления, объединяющего разноплановых героев, от имени – или под масками – которых говорил Высоцкий. Это желание, родившись единожды, не покидало меня. Оно потребовало довольно глубоких размышлений в плане осуществления задуманного, времени, свободного от основной профессии, придумок и т.п.
     И всё это пришло. Не так спешно, как хотелось. Но ведь - пришло!
Ровно через два года после юбилейного вечера – в январе 1990 года в газете "Советская Мордовия" появился анонс:
   "Дворец культуры профсоюзов 25 января в 18 часов приглашает всех, кто ценит и любит творчество Владимира Высоцкого, на вечер-импровизацию "Позвольте пару слов…" с участием студии "Эксперимент".
     И мы тогда насытили поклонников Владимира Семёновича тринадцатью инсценированными песнями:
   "Слухи" (с использованием фонограммы), "Любовь в каменном веке", "Товарищи учёные", "Письмо на ВДНХ", "Поэт-плагиатор", "Метатель молота", "Марафон", "Письмо к другу, или Зарисовка о Париже", "Пародия на плохой детектив, или Мистер Пек", "Милицейский протокол", "Песня завистника", "Ну о чём с тобою говорить! Всё равно ты порешь ахинею…" и "Диалог перед телевизором", с музыкальными разбивками и показом слайдов.
     С полным текстом сценария вы можете подробно ознакомиться на страницах 66-78 моей книги "Владимир Высоцкий, с моей точки зрения…", изданной в 2007 году.
     1990 год – тогда, в 1988-ом, это было в будущем…
     Год 1988 заканчивался, как и все предыдущие — в предновогодней праздничной суете. Студийцам впервые крупно повезло. Незадолго до проводов уходящего года нашлась одна городская организация, которая заключила договора о нашей концертной деятельности, за что обязалась перечислить не ахти какие, но всё-таки денежные средства в ДКП. Забегая вперёд, сообщу, что нас в этом отношении не обманули.
     Хозрасчётное городское любительское объединение по реализации молодёжных инициатив "Инициатива-88", функционирующее под эгидой ВЛКСМ и в частности — Мордовского Обкома комсомола, заключило два договора,  благодаря чему "Эксперимент" внёс свою лепту в кассу ДКП в размере ста восьмидесяти рублей.
     Первый договор гласил, что за показ спектакля по сказке "Про Федота-стрельца, удалого молодца" на Саранском механическом заводе 17 ноября 1988 года Объединение оплатит "тридцать пять процентов от стоимости реализованных билетов".
     А второй договор был составлен по поводу организации и проведении 27 декабря 1988 года одного концерта "для рабочих и служащих Саранского телевизионного завода в помещении зала Республиканского театра драмы и комедии".
     Нет, вы только осознайте: концерт любительской студии на самой престижной сценической площадке республики. Кто бы мог подумать! Кто бы мог предположить?! Кто бы мог мечтать о таком чудесном слиянии обстоятельств, даже ещё перед самым любимом с детства праздником?!!
     Именно последнее обстоятельство сподвигло нас на разработку грандиозных планов. Репетиции приобрели совершенно другую окраску: они стали темпераментней, если не сказать — поразворотливей, буквально все актёры стали проявлять активность, повысилась исполнительная дисциплина, а у отдельных товарищей — сообразительность.
     Изменения эти произошли не потому, что деньги заработали для ДКП, а потому что расценивали своё выступление в профессиональном театре как некий знак свыше (там обитают высокосидящие чиновники).
     В 1989 году "Эксперимент" в приподнятом настроении активничает, участвует в культурно-массовых мероприятиях городского и республиканского масштаба, усиленно репетирует и с радости публики выходит с очередным премьерным спектаклем "Блики и лики – 89" с семнадцатью участниками и двадцатью одной миниатюрой. Очередная премьера – очередная тема. На этот раз шёл разговор о воспитании детей, под девизом: "Товарищи взрослые, вы в ответе за всё, что делают ваши дети!" Отдельные номера остры, смелы и доходчивы с полуслова. Зрители щедры на поддержку, аплодируют до оваций. Они удостоили этой помпезной наградой: хоровое решение песни "Дорогие воспита...", сценку "За вас родители", размышление вслух "Ах, дети-дети", зарисовку "Радио-сказка и секрет", колыбельную "В полночь наши дети спят, в полночь спят все наши дети. А не наши дети не спят: эти дети – не наши дети", превратившуюся в стопроцентную пантомиму, монолог "Половое воспитание" и "Стихи-нескладушки".
     Отвесив поклоны в пояс и до земли, мы по субботам и воскресениям продолжали репетиции. С задором, с желанием. Не оказываясь от приглашений и гастрольных поездок.
Нас хвалили письменно и устно. Это ласкало и уши, и души.
     Разве мы могли предвидеть, что Студия просуществует только до мая 1990 года?
Кабы знать могли, то…
     Помните, как так у гениального Александра, нашего Сергеевича, любимого нами и всем миром Пушкина: "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил"? Но это мы призабыли, так как –  грядущий ход времён нам не дано предвидеть.
Нет, это уже не Пушкин, это моя личная строка.
     Разве можно было предположить, что "Эксперимент" прекратит свою деятельность из-за нерентабельности?
     Случилось всё, как и должно случиться.
     Начинались новые времена. Надо было зарабатывать денежные средства в копилку ДКП. И поехали ВИА, хоры и ансамбли песни и пляски в городам и весям с платными концертами. Рванулись раза три и мы. Но ведь всем давно известно, как идут на говорильные концерты. Результат наших поездок: последовало одно-единственное перечисление весьма скромной суммы в адрес бухгалтерии ДКП за творческие старания студийцев.
     И сразу же прозвучало, что самым нерентабельным из всех коллективов ДКП оказался коллектив Студия сатиры и юмора "Эксперимент". Ведь это в основном речевики — пусть на музыкальном фоне, но речевики. Это вам не вокально-инструментальный ансамбль, не ансамбль песни и пляски.
     Далее последовало: "Finita la komedia…"
     Finita так finita! Нам скоропалительно сказали спасибо. И всё!
     Для нас это полная неожиданность. Особенно для меня.
     А как были планы, задумки, поиски новых материалов!..
     По просьбе студийцев в кратчайший срок мной был написан сценарий пьесы по мотивам сказки В.Шукшина "До третьих петухов" с восьми явлениями. Чтение прошло с одобрением и тут же определились исполнителей буквально всех ролей. Изыскали возможность тиражирования сценария и даже приступили к репетициям. Этого мы не скрывали и от корреспондентов СМИ...
     Я уже почти что дописал сценарий короткометражного художественного фильма (или видеофильма). Надеялся (и на тот период не сомневался, что наша Сценическая студия юмора и сатиры "Эксперимент" осуществит реализацию очередного новшества. Сценарий назывался "Воспоминания ветерана… СССР". Некоторые сразу догадались, в основу его была положена "Пародия на плохой детектив" (или "Мистер Пек").
     Народ верил в нас, зритель ждал новых встреч. Но увы и ах!..
     И всё же, как бы там ни было, я часто вспоминаю те времена, те репетиции, те спектакли, тех людей, с которыми сдружился. Иных уж нет…
     Но, встречаясь сегодня с бывшими студийцами, мы с большой теплотой вспоминаем наши упорные совместные старания на поприще юмора и сатиры.
     Особенно приятно, что Алексей Тимин, мой ближайший помощник (в период становления Студии он только-только поступил на заочное отделение Московского государственного института культуры), стал профессиональным и достаточно популярным актёром Русского драматического театра в Мордовии. При встречах с ним, когда где-то кто-то заводит речь об учителях актёрского мастерства, Алексей клянётся и божится, что он всегда называет студию "Эксперимент" и мою фамилию. И мне кажется, что говорит он это искренне. А если так, то я могу себя причислить к гуру. Что это вы улыбаетесь? Могу, но я человек скромный, поэтому жду, что это сделают другие.
     Прерывание жизнедеятельности организма – это мрачнейший этап во всей Вселенной в целом и в каждом её закуточке в частности.
     Наша Студия в своём трёхлетнем возрасте на тот период обладала характерными признаками единого живого и набирающего силу организма. Это было видно невооружённым глазом. И вдруг такой пассаж!
     Всё коту под... Сами поняли под что?  Не под Масленицу же.
     Например, была задумка "Погоня — небылица", где "разоблачалась озвучка кинолент": драка — кулаки, море — стакан, снег — крахмал, ветер — дуть в микрофон, волны — прибой, под водой в подводной лодке — говорить в стакан, шпаги — вилки, по песку — по лицу, камни — стаканы под ладошкой…
     То было в прошлом, где оно осталось, после того как расстались. А что в настоящем?
Сегодня, зайдя в мой кабинет, вы непременно увидите слева над рабочим столом портрет Антона Чехова с незавершённой цитатой "В человек должно быть всё прекрасно…", выполненный карандашом мной, будучи в девятом классе. На этой же стене рядом с книжным стеллажом нашлось место и портрету Александру Пушкину, также в карандашном исполнении 1965 года.
     В школе я увлекался акварелью. Но она мне не легла на душу, из-за своей размытости.
Мечта писать маслом осуществилась в год моего торжественного 50-летия.
     Благодаря Наташи Антоновой, которая работала в бюро медрегистратором. Она чудесно писала живописные картины. Одно написанное её кистью полотно "В зимнем лесу" входит в реестр постоянно пополняющейся Цыкаловской галереи, где собраны любительские работы медицинских дел мастеров (врачей, медсестёр, медрегистраторов и др.).
     По моей просьбе Наташа теоретически и практически научила меня тому, что я не мог – грунтовать холсты для будущих раритетов. Усвоив и освоив действие рецептурной смеси, я приступил к самому главному.
     Накануне юбилея на правой стене кабинета появилась первая скромная работа - картина, написанная масляными красками. На ней изображена полураскрывшаяся белая лилия на воде. Название придумал не простое: "Есть в графском парке старый пруд".
     Теперь рядом с ней расположились ещё шесть картин, исполненные масляными красками: "Осенний лист такой нарядный" (на переднем плане пожелтевшие листья, фон – прохладное синее небо и тёмные деревья вокруг озерца); "Церковь у тракта" (небольшая церквушка у самого края проселочной дороги); "Грация, жалящая без сожаления" (ненасытная чёрно-жёлтая оса на спелом арбузе); "Врага и друга – два букета" (букет колючих бордово-красных роз, опутанных колючей проволокой, и в корзиночке букетик незатейливых, разноцветных, полевых цветочков – что подарил враг, а что друг, надеюсь вы сами разберётесь); "Яблоки" (натюрморт "Яблоки на подносе"); "Королева цветов" (красно-розовая роза).
     Мой послужной регистр на этом поприще - более двадцати работ.
     Дома на стенах квартиры четыре работы: три из них с изображениями бабочек, любимых женой, - это "Павлиний глаз", "Крапивница" и  "Бабочка на тюльпанах", а также картина под названием "Вечная труженица" (пчела на ромашке).
     Десять картин нарисованы в подарок или по просьбам.
     Полотно "Первое дыхание зимы" (первые заморозки – солнечное, безоблачное, но холодное утро, заиндевелые деревья у реки, потянутой ледком) - у Тарасова Н.А. на даче в селе Саловка.
     Картина "Королева цветов" (красно-розовая роза) - у лаборанта-химика Шароновой А.С. дома.
     Картина "Fantastic" с изображением причудливого жёлто-синего ночного неба с шарообразными планетами подарком расположилась на стене квартиры сына Володи, над кроваткой внука Андрюши.
     На полотне "Стремление" на красном (соединение краски с губной помадой) фоне летят тёмно-синие космические корабли на пути к ярко-жёлтой звезде. Картина подарена медрегистратору Антоновой Н.Е. в день рождения, вместе с картиной"Лилия Аэлита", выполненной на ватмане цветными восковыми карандашами.
     Полотно "Земное дитя дневного Светила" с изображением созревающего подсолнуха подарено Измалкиной Светлане Анатольевне, работающей в Институте дополнительного образования в составе МГУ имени Н.П.Огарёва, где я периодически читаю "Основы судебной медицины".
     "Краса лесного косогора" (летние деревья на косогоре у тропы в маревный полдень) подарена Сёмке Тамаре Михайловне.
     А копия картины "Вечная труженица" с пчелой на ромашке  хранится в Рузаевке у Виталия Симонова.
     Теперь поговорим о моём книжном (прозопоэтическом) творчестве. И здесь же я выполню обещание - раскрою секретные таинства книг.
     Шесть книг вышли в переплёте и в "карманном" формате 70х90 1/32:
     2000 год - РЕГИСТРЫ РИМФОЦЕНТРА (объёмом в 248 стр.) Поэтический сборник иллюстрирован контрастными чёрно-белыми графическими рисунками, изготовленными ещё в 8-ом и 9-ом классах.               
     2001год - ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРТА – романическая повесть в 2-х томах, но в одной книге -"перевёртыше" (объёмом в 116+138 стр.) Это уникальный типографический эксклюзив. Секрет заключается в том, что построение первого тома в определённой степени пародирует повесть А.И.Солженицына  "Один день Ивана Денисовича". Где-то встречал отзыв о той книге: "В маленьком пространстве повести переплетаются многие человеческие судьбы, ранее далёкие друг от друга…" И я постарался сжать, сконцентрировать действие вокруг моего персонажа – Властантиныча. Книга содержит мои автобиографические эпизоды.
     2002 год - СПЕКТРЪ СЕДМИЦЫ ПОЛИ-ДОКТОРА БЛЭКСА (или Неделя из жизни судебно-медицинско го эксперта) – хронологический роман (объёмом в 400 стр.) О, читавшие от первой до последней строки роман Л.Н.Толстого "Война и мир", ответьте мне: неужели вы не заметили, что моя первая глава "Понедельник" напоминает первую главу знаменитого романа: читатель оказывается на балу у мадам Шерер, где гости разговаривают только по-французски? Ведь две начальные страницы моей книги – это ничто иное, как пересказ русскоязычного диалога латинской транскрипции, а какая-нибудь тайнопись. Вот и весь секрет!
     2004 год - ТРИ ДЕКАДЫ С ПОЛИ-ДОКТОРОМ БЛЭКСОМ (или Месяц из жизни судебно-медицинского эксперта) – дневниковые записи (объёмом в 384 стр.). Знатоки и почитатели литературных изысков Юлиана Семёнова, наверняка, листая мою книгу, обнаружили сходство с "Семнадцатью мгновениями весны", которому иногда мешают, но в большинстве случаев помогают действовать штандартен-фюреру СС фон Штирлицу (нашему агенту - "засланному казачку" Исаеву) всяческие "информации к размышлению" и прочие объяснения-отступления. Но самая главная тождественность – это точные временные указатели и конкретизация локально происходящих событий.
     2005 год - ВСПОЛОХИ БЫЛОГО (или Квартал из жизни судебно-медицинского эксперта) – хроникальная круговерть (объёмом в 416 стр.). Поднимите руки, кто смотрел многосерийную экранизацию "Визит к минотавру" по произведению братьев Вайнеров, более известных как авторы книги "Эра милосердия", которая положена в основу телесериала "Место встречи изменить нельзя" с В.Высоцким в роли Жеглова? Спасибо. Опустите руки, перелистайте "Всполохи былого" и согласитесь, что секрет книги заключён в том, что в ней описанные разновремённые события перемежаются друг с другом, привнося некий шарм, что облегчает понимание происходившего и происходящего.
     2006 год - ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ ЖИЗНИ (или Год из жизни судебно-медицинского эксперта) – романическая хроника в двух томах (объёмом в 496+504 стр.). Тайна этого очередного сочинения лежит на поверхности, то есть весьма чётко объяснена в "Обращении к читателю" (см. том первый, стр.4-5). И не надо мудрствовать лукаво, коли первый том назван "Пересечение параллелей", а второй – "Параллелизм пересечений"! Принюхайтесь к сюжету - там же два перпендикулярно-параллельных мира человеческих особей, периодически (а может быть, систематически) соприкасающиеся друг с другом неизменно в здании бюро судебно-медицинской экспертизы.
     Три последующие книги вышли тоже в переплёте, но в новом для меня и "обычном" для многих формате 84х108 1/32. Да-да, в какой мере я решил сменить печатный имидж.
     2007 год - ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ, С МОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ… (объёмом в 364 стр.)
     2008 год - РЕЕСТРЫ РИФМОЦЕНТРА 2001-2008 (объёмом в 140 стр.)
     2009 год - БЕСЕДА ДЕЛУ НЕ ПОМЕХА (объёмом в 362 стр.)
     Книги иллюстрированы авторскими графическими работами, репродукциями живописных полотен, фотографиями из личного архива и рисунками.
     Напомню, что тиражи всех изданий не превышают 300 (триста) экземпляров. Кроме самой первой книги "Регистры рифмоцентра" – её тираж 500 экз.
     Тут самое время обозначить географические точки, где читают (а может и перечитывают) мои книги. Это, в первую очередь, шестьдесят городов России и субъектов Российской Федерации: Алатырь (Чувашия), Архангельск, Белгород, Благовещенск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ (Северная Осетия-Алания), Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Гатчина (Ленинградская область), Екатеринбург, Ижевск (Удмуртия), Иркутск, Калининград, Калуга, Кемерово, Киров, Краснодар, Красноярск, Кудымкар (Коми-Пермяцкий АО), Курган, Кызыл (Тыва), Магадан, Майкоп (Адыгея), Махачкала (Дагестан), Москва, Назрань (Ингушетия), Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Озёрск (Челябинская область), Оренбург, Партизанск (Приморский край), Пенза, Пермь, Петрозаводск (Карелия), Подмосковье, Санкт-Петербург, Санкт-Петропавловск-Камчатский, Сахалин, Североморск, Смоленск, Сочи, Сыктывкар (Коми), Тамбов, Тула, Тюмень, Улан-Удэ (Бурятия), Уфа (Башкортостан), Хабаровск, Ханты-Мансийск (Советский и Белоярский), Челябинск, Черкесск (Карачаево-Черкесия), Чита, Элиста (Калмыкия), Якутск (Якутия-Саха).
С ними познакомились пять украинских городов: Запорожье, Луцк, Мариуполь, Симферополь, Севастополь.
     Проверенные сведения позволяют утверждать, что мои произведения достигли Аляски и Израиля, что не остались в стороне послушницы Куриловского женского монастыря (что в Ромодановском районе Мордовии) и что переданы в личное пользование посетившим Саранск певицам Ларисе Долиной и Кристине Орбакайте.
     Мои друзья заверяют, что Ларисе Долиной одновременно были подарены и два компакт-диски "Песенный калейдоскоп" и "Ничего нет прекрасней, чем Жизнь". Если это действительно так (а друзьям я всегда верю), то можно сказать, что она находится в виртуальном зале среди слушателей Абакана, Алатыря, Анапы, Архангельска, Благовещенска, Гатчины, Партизанска, Перми, Подмосковья, Ижевска, Иркутска, Калининграда, Калуги, Камчатки, Кудымкара, Кызыла, Махачкалы, Москвы, Назрани, Нижнего Новгорода, Новокузнецка, Санкт-Павловска-Камчатского, Санкт-Петербурга, Саратова, Смоленска, Сыктывкара, Твери, Тулы, Тюмени, Уфы, Хабаровска, Запорожья, Севастополя, Харькова, Аляски, Израиля, Турции и Финляндии на моей творческой встрече.
     В конце декабря 2009 года тиражирована (опять же в 300 экз.) ещё одна книга в "карманном" формате 70х90 1/32 "Дневник рядового Великой войны" (объёмом в 44 стр.).
Она посвящена 65-летию Великой Победе и адресована ветеранам – участникам Великой Отечественной войны.
     На этот раз я принял участие в авторском составе идеи вместе с Порчуновым А.П. и Цыкалова В.В.
     В качестве эпиграфа мы взяли четверостишье Юрия Визбора "Помни войну!":
   Помни войну! Пусть далека она и туманна.
   Годы идут. Командиры уходят в запас.
   Помни войну! Это, право же, вовсе не странно –
   Помнить всё то, что когда-то касалось всех нас.
     В самом начале мы обратились к читателям: "Вы держите в своих руках книгу, в основу которой положены сведения сохранившегося и случайно найденного уникального раритета – реального дневника рядового солдата, прошедшего суровыми огненными дорогами Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
     Принадлежала эта с виду неказистая, малостраничная тетрадь в твёрдой картонной обложке уроженцу Мордовии Богатырёву Фёдору Яковлевичу".
     Далее по ходу изложения его подлинных записей в книге использованы фрагменты стихов: Владимира К. Цыкалова "Чем дальше мы уходим от войны" (стр.16); Булата Окуджавы "Ах, война, что ты сделала, подлая…"(стр.16); Владимира Высоцкого "Мы вращаем Землю" (стр.24); Сергея Острового "Солдат и смерть" (стр.25); Владимира Высоцкого "Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог" (стр.30); Сергей Орлов "Лунная соната" (стр.35); Владимира К. Цыкалова "Из той большой немыслимой войны" (стр.40).
     Часть этих книг были вручены участникам боевых действий и тыловикам второй мировой войны в торжественной обстановке Второго Открытого Фестиваля исполнителей песен и стихов, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45гг. и 72-ой годовщине со дня рождения Владимира Высоцкого.
     Участие вышеуказанной книги – это моя дань священной памяти всем, кто, не жалея живота своего, защищал нашу Жизнь. В первом ряду тех героев стоит имя моего любимого папы.
     Более подробно о фестивале, состоявшемся 24 января 2010 года, я ещё расскажу вам.
@ - Год 2005.
     В то время, как Бельгия поедала телячью колбасу с трюфелями, мясо вепря и традиционный торт, запивая вином, Великобритания смаковала индейку под соусом из крыжовника и пудинг, обмакивая усы в бренди, а Испания после доброго глотка хереса поглощала всё подряд, на выбор: или жареного барашка, или моллюсков, или молочного поросёнка, потом с боем часов в полночь съела двенадцать виноградин, загадывая желание на каждый месяц в году, строго памятуя, что виноградная лоза – это символ изобилия и счастливого семейного очага, на Земле своевременно появился совершенно новый год без задержек и безо всяких осложнений течения родового периода.
     Человек часто ругает самыми последними словами рутину повседневности, но привыкает к ней до такой степени, что со стороны кому кажется: "Эге, да он получает наслаждение от любимого дела".
     И это, действительно, так!
     На мой взгляд, в любом учреждении или предприятии должны и даже обязаны существовать два производственных понятия – ремесло и ремеслуха.
     Ремесло – это такое действо, когда индивид, до крайности уставая за рабочий день физически, морально гордится качественно свершённому им сегодня.
Приверженца ремеслухи можно распознать сразу. Его симптомы характерны и специфичны одновременно: установочный взгляд в никуда, неторопливое путешествие по кабинетам сослуживцев, бесконечное множество стереотипов и клише, темы его бесед, даже скорость выкуривания сигареты и манера его телефонного общения.
     Применяя формулу поэта, "ярого врага воды сырой" В.В.Маяковского, утверждаю, что ремесло, ремесленник – это very good, а ремеслушник – это shleht, причём самый полный.
Мало того, что я утверждаю, но и подтверждаю животворность постулата собственным примером.
     "Будь проще, - учили предки, - и народ к тебе потянется". И мудро разъяснения: "Проще – не значит, что простота хуже воровства. А надо вести себя и говорить просто, без околичностей, без прикрас, не виляя. И жить любо просто, выживешь лет со сто!"
Похоже, что правильно старцы нас учат. Ведь нет-нет – да тянется ко мне народ: кто за чем и почему – всяко бывает. Однако и летописцы стороной не обходят.
     Так и в годе том приключилося.
     За два дни до Женочьего свята – в аккурат шестого числа третьего месяца раскрываю газету "Саранский курьер" за № 10 (182) и спокойно себе листаю. Глядь! – на пятой странице в рубрике "Опознание" заголовок обозначен "Интервью из морга". А под ним помещены все мои рассуждения об отличии патологоанатома от судмедэксперта, о неопознанных и невостребованных трупах, о работе М.М.Герасимова в деле реставрации внешнего облика по черепу и об уникальном судебно-медицинском музее, который на медфаке имеет место быть.
     Приятно мне стало, что Юрий Иванов всё, как мной сказано было – без околичностей, без прикрас, не виляя, - слово в слово пропечатал. Из души мёдом веет, дума сама думается: "Похоже зря кое-кто кое-где корреспондентов вралями огульно поносит. Есть ведь среди их мастерового люда честные и порядочные особи.
     Секрет-то опять же прост: ты с ними по-человечьи, и они тебе тем же ответят. Доброе слово всякому приятно! Не только кошке.
     Понравилось, что корреспондент приятных словес, тёплых эпитетов и авторучечной пасты на меня не пожалел. В очередной раз убедился, что вежливое отношение всегда приносит вкусные плоды. Я поступал с репортёром как подобает и как требует сама вежливость.
     Ответьте мне, глубокоуважаемые, что такое вежливость?..
     Вижу - мнений много, а главного-то не слышно. Поэтому я сейчас продиктую, а вы запишите, выучите наизусть, конечно, и никогда не забывайте.
     Итак, как говорится, "вельможа в праздный час толкуя с мудрецом", подобно вещуну воскликнул величаво: "Вежливость – это то, что заставляет уважать других, внимательно их слушать и не перебивать, когда они тебя хвалят".
     Жаль, что в школах ныне не слыхать нравоучений! И оттого хиреет интеллект…
По ранней весне появилась на свет моя пятая по счёту книга – "Всполохи былого" (или Квартал из жизни судебно-медицинского эксперта). Это своеобразная хроникальная круговерть, отдалённо напоминающая роман братьев Вайнеров "Визит к Минотавру". Действие персонажей происходит в двух временных срезах - в начале XX века и в начале XXI века.   Лирико-драматические события в царской России неожиданно всколыхнули современность, заставив привлечь к разгадке былого криминала специалиста в области судебной медицины…
Только успел пережить эту книжную радость, следом нагрянули компакт-дисковые достижения. Их было два:
     1.Сборник песен к 110-летию со дня рождения С.А.Есенина "Проесенинские напевы".
Руководители-координаторы проекта: Макаров С.Г., Паркаев Ю.А., Терханов С.Я. и Чих Н.В. Всего на компакт-диске звучат 29 песен. Под № 3 записана моя авторская песня в аранжировке В.Веряскина "Под высокой синью" – это опосредованное восхваление таланта "златокудрого русского поэта".
     2.Сборник песен к 60-летию Великой Победы под общим названием "Колокол Памяти".
Руководители проекта: Чих Н.В. и Терханов С.Я. Всего на компакт-диске 24 песни. Две мои песни записаны под № 12 - "Медсанбаты" - и под № 20 - "Штрафники".
И если по честняку, оба компакт-диска состоялись благодаря самому активному участию генерал-майора Чиха Николая Владимировича. Этого начальника Управления Госкомитета России по контролю за оборотом наркосредств и психотропных веществ по РМ я уже упоминал (см. Год 2003)…
     В период с 26 мая по 17 июля находился в Севастополе, куда экстренно выехал по срочной телеграмме и где занимался лечением мамы, у которой приключился мозговой микроинсульт. Когда, через месяц, убедившись в положительной клинической динамике и позитивном влиянии медикаментов на процесс реабилитации, принял решение о перевозе мамы в Саранск. Для осуществления поставленной задачи я, что называется, "вызвал на себя" своего сына Володю.
     Вот тут-то и потребовалась дополнительная помощь. И она пришла! Нам помогали все, кто знал маму и нас: Вера - дочь тёти Риммы Бахши – маминой подружки, семья Шевченко в полном составе: Борис Яковлевич – старший офицер ЧМФ (ныне в отставке), боевой товарищ и друг моего погибшего брата, его жена – Галина Викторовна, их дочь Ольга (по мужу - Ковязина, " моя самая надёжная подружка" – так называла её мама), олин муж Сергей и их сын Борис. Низкий поклон им за доброту и помощь!
     Мы с Володей долго ходили и ездили по приморскому, скалистому городу, искали покупателя однокомнатной квартиры (благо дело, что мама вовремя приватизировала её). Потом случайно нашли риэлторскую фирму под руководством бывшего мэра Севастополя. И дело сразу наладилось.
     Сделка состоялась, документы оформились, полученные денежные средства переправлены в Саранск через "Аваль-банк", билеты на поезд выкуплены, остатки маминого скарба упаковались, попугайский "загранпаспорт" от ветеринарных властей присоседился ко всем остальным важным бумагам.
     Настал миг, когда мы отбыли из любимого "города, достойного поклонения", впервые совершенно не зная, когда ещё придётся насладиться его гостеприимством.
     Если вас разбирает любопытство и прельщает детализм, советую почитать второй том книги "Парадоксальная геометрия жизни" (см. ниже по тексту следующего года).
     Встречали нас в столице Мордовии друзья и хорошие знакомые. Правда, без оркестра. Через три недели пребывания на новой земле мы приняли решение, что пора бы маме "открыть глаза" на всё происходящее вокруг неё. Она не сопротивлялась. 
     10 августа с 10:00 до 11:00 в Республиканской офтальмологической больнице была успешно проведена операция – удаление катаракты левого глаза. Оперировал сам заведующий отделением  Маркелов Андрей Михайлович. За что ему огромное спасибо!
     В начале тёплого и солнечного октября мама совершила ещё один переезд. Купленная на севастопольские средства однокомнатная квартира была отремонтирована, приведена в порядок, меблирована, телефонизирована, телевизирована, опаласирована. Мама, которая много лет была полноправной хозяйкой в своей квартире, обрадовалась возвращением бывшего статуса. Повеселел и попугай Петруша. И стали они жить-поживать, почти как и прежде, но в другом городе.
     Я же занялся отказом от гражданства Украины и получением мамой гражданства России.
Должен заметить вам, господа, дело это весьма хлопотное, требующее громадного терпения.   
     Заключительная информация по отчётному году.
     Кроме реализации компакт-дисков и книг, дважды провёл занятия Основы судебной медицины": в апреле – в Школе МВД  и в мае в МГУ.
@ - Год 2006.
     Начнём с новогоднего анекдота. Включайте фантазию.
   1 января. Вечер.
   Датчане доели уток и гусей, фаршированных фруктами, помыли тарелки после рисового пудинга, посыпанного корицей; итальянцы дотрескали паровую треску, запивая очень сладким портвейном, дожевали символы долголетия, здоровья и благополучия - виноград, орехи и чечевицу; аборигены и эмигранты в Люксембурге насытились кровяной колбасой, яблоками и местным игристым вином. Все европейцы прилегли отдохнуть от трудов праведных, дабы утомлённые челюсти расслабились.
   В это самое время в квартире на третьем этаже раздаётся телефонный звонок.
Хозяин, который не так давно уснул после бурного новогоднего празднества, срывает трубку и возмущённо орёт в неё: "Какой идиот звонит в шестнадцать часов утра?"
     "Смешно? Неправда ли, смешно? – вопрошал Владимир Высоцкий и продолжал: - И вам смешно. И даже мне".
     "Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно" – учил нас великий Аркадий Райкин.
     Но ведь люди устроены по разному: кому - кажется, а кому - не кажется. Вспомните Городничего из гоголевского "Ревизора", который в момент прозрения утверждает, что вокруг него нет лиц, а сплошные морды.  Автор известнейшей песни "Плот" Юрий Лоза не столь категоричен: "Всё меньше лиц, всё больше рожи".
     Два мнения, два итога. Стало быть, две мерки? Как вам сказать? А может быть, соизмеримо не всё, что мы пытаемся измерить? Или мы заблуждаемся? Надо подумать!
"Некогда думать", - считают одни. "Что тут думать, прыгать надо!" – орут другие. А третьи помалкивают до поры, до времени. Или ждут своего жареного петуха?
     О чём я? Казалось бы, проще простого: вовремя выслушать и вовремя среагировать. Так ведь – нет!
     Если вы помните, в 2001 году мы в нашем третьем сборнике опубликовали две статьищи с аналитическими итогами - "Частота встречаемости повреждений в медицинской документации с учетом дефектов их описания" и "Количественные и качественные показатели дефектов описания некоторых повреждений в различной медицинской документации". Книги презентовали Минздраву, всем саранским больницам и ЦРБ.
     Однако плёвое отношение к нашим "подаркам" привело к тому, что в 2005 году прокурорские работники, столкнувшись с проблемой некачественным описанием телесных повреждений в одном из стационаров, написали Представление в адрес МЗ РМ по поводу дефектов ведения историй болезни и амбулаторных карт.
МЗ вмиг озадачило МРКБ и РБСМЭ. Мы, недолго думая, мягко намекнули о проделанной нами работе. В ответ получаем вердикт: "Доработать, тиражировать и доложить". Мы щёлкнули каблуками "Бу-сделано!" Я пересмотрел, внёс незначительные изменения, оформил макет.   Через три недели отрапортовали с приложением.
     Такова история появления на свет практического пособия для врачей "К вопросу о дефектологии в медицинской документации с судебно-медицинских позиций". В брошюре обозначен авторский коллектив: Цыкалов В.К., Мачинский П.А., Гулин А.Н., Иванов А.Е. Денежные средства МРКБ перечислила в Рузаевку, "Рузаевскому печатнику", который на последней странице напечатал: "2006г., 37 стр. - 80 экз.".
     Конфликт погашен? По сути дела – да. Но у меня создаётся впечатление, что огонь конфликта не погашен, а притушено дымит. Дефекты до сих пор не изжиты. Вот ведь проблема в чём проглядывается.
     Бытует в народе фраза: "Не хотите – как хотите, вам ведь жить и дорожить". И привет всем лечебникам. И аллюр – два красных креста.
     В мае вывез со склада типографии "Красный Октябрь" только что тиражированную мою шестую книгу – "Парадоксальная геометрия жизни" (или Год из жизни судебно-медицинского эксперта). Это романическая хроника в двух томах: Часть 1-ая "Пересечение параллелей - или Первые полгода из жизни судебно-медицинского эксперта" и Часть 2-ая "Параллелизм пересечений - или Вторые полгода из жизни судебно-медицинского эксперта". В книге утверждается, что параллельные миры существуют не только в космическом пространстве, но и на планете Земля; что мы соприкасаемся с ними ежедневно, - стоит лишь оглянуться…
     И в том же  мае мои руки ласкал третий СD-Rom-альбом "И терпкий песен вкус, и аромат сонетов". На этот раз компакт-диск содержал четырнадцать композиций. Две песни "Под высокой синью (посвящение С.Есенину)" и  "Я уеду" (в стиле старенького вальса) спел лично. Наташа Веряскина решила перепеть лирическую песню-романс "Нам это всё никогда не забыть" (второе подпольное название "Веретено" – см. мой первый альбом 2003 года издания). А руководитель экстрадно-фольклорной группы "Вий" расщедрился композиторством и аранжировскими изысками сыграл и спел одиннадцать моих сонетов – мягко, душевно, бережно, привлекательно и разнообразно: "Снова я за роялем" - с бесподобными клавишными наворотами, "Только два слова "да" и "нет" – в блюзовом прочтении, "Это песнь" – с успокоительными вариациями, "Развеселилась весна по окружности" – в стиле народной песни, "Я поставлю на стол две свечи" – с ожидательно-оптимистическим настроем, "Любовь моя, прикоснись ко мне…" – в гитаро-страдательных изысках, "Открываю клетки – отпускаю птиц…" – с мажорным переполнением напева, "Цветок я сохранил лесной…" – c налётом лирических страданий, "Мне море рассказало о тебе…" – с философским созерцанием мира, "Коснуться губ – какое счастье вдруг!" – в аккордовом вожделении надежды и, наконец - "Храни меня, мой ангел белокурый!.." – этот апофеоз любовной страсти достойно завершился на высокой ноте.
     Врать не буду (не такой я человек), но люди, которые прослушали диск, отмечали и продолжают отмечать некий положительный лечебный эффект. Я склонен верить им, так как считал, считаю и буду считать, что романтизму давно пора присвоить статус "Психотропное лекарственное средство неинъекционного и бестаблеточного формата".
     Лето красное и доброе как-то незаметно пролетело, не огорчив народы средней полосы ни буйством оголтелым своим и ни спячкою дождливою своей. Всё было в пределах привычной нормы.
     И даже производственная рутина не докучала и не угнетала.
     Испытав радости продолжительного бабьего лета, мы испытали на себе и другую радость намного большего калибра.
     Наш семейный круг пополнился и расширился - 03 октября родился внук.
     Я так думаю, что имя Андрей, образованное от греческого слова и переводимое как: мужчина, или мужественный, храбрый, будет подходящим для него. Осталось всего-ничего: воспитать, выучить – научить, наставить мальчишку на путь истинный и определиться с будущей профессией. 
     Ровно месяц спустя после этого знаменательного события озадачили меня чтением лекций и проведением практических занятий в рамках учёбы медсестёр-лаборантов  судебно-медицинской службы республики. Слава Богу, мне учить – не привыкать. Справился достойным образом.
     Заключительная информация по отчётному году.
     Здесь должен доложить, что в апреле, ноябре и декабре в свободное от работы время впаривал слушателям МГУ-шного факультета управления, экономики и права "Основы судебной медицины" в режиме почасовой оплаты. В декабре начал руководить дипломником того же факультета. Если приплюсовать июньский денежный приз за правильное разгадывание сканворда в журнале  "Семён Семёныч" №25, то можно констатировать факт нехилой прибавки к домашнему бюджету.
                Продолжение следует...


Рецензии