Гораций

Квинт Гораций Флакк  родился в декабре 65 г. до Р.Х.  в Венузии, старинной римской колонии на юге Италии. Отцом его был отпущенный на волю раб, сумевший скопить небольшое состояние. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободнорожденным  гражданам, но рабское происхождение рассматривалось  все же как пятно, и этот момент социальной неполноценности оставил неизгладимый след  на всем жизненном пути и литературном творчестве поэта.  Отец постарался дать сыну воспитание, которое могло бы ввести его в более высокие общественные круги, и увез мальчика в Рим. Гораций прошел через все ступени тогдашнего образования – от первоначального обучения до занятий философией в Афинах, как это было в обычае у римской знати. В 44 г. до Р.Х. мирная жизнь Горация была прервана гражданской войной, которая началась после убийства Цезаря. В Афины прибыл Брут, вербовавший приверженцев для защиты республиканского строя и борьбы с приемниками Цезаря. Гораций вступил в его армию и даже получил неожиданную для его происхождения и молодых лет высокую должность командира легиона.

В 42 г. до Р.Х. армия Брута потерпела поражение под Филиппами. Гораций, по его собственному признанию, бежал с поля боя, бросив свой щит и оружие. Больше военная карьера его никогда не прельщала. Воспользовавшись  амнистией, предоставленной сторонникам Брута, Гораций вернулся в Италию. Его наследственное имущество оказалось конфискованным цезарианцами. Чтобы обеспечить свое существование поэту пришлось вступить в коллегию  квесторских писцов (по ведомству государственных финансов). Тогда же он начал писать стихи. Его первые опыты оказались настолько успешными, что обратили на себя внимание Вергилия. По его рекомендации Гораций в 38 г. до Р.Х. вошел в кружок Мецената. Тот постарался обеспечить материальное положение поэта и в 32 г. до Р.Х. подарил ему небольшое поместье с восемью рабами в Сабинских горах вблизи Варии. Здесь, в покое и литературных трудах, он провел вторую половину своей жизни. Умер Гораций в ноябре 8 г. до Р.Х.

В 34-м г. до Р.Х. вышел первый сборник «Сатир» Горация, а четыре года спустя – второй. В них была выработана философия  небогатого, но культурного  землевладельца, готового примириться с крушением республики и единоличной властью Августа, поскольку тот положил конец гражданской войне и позволяет каждому и без тревог отдаться течению частной жизни. Счастье, по Горацию,  - в «золотой середине» (это выражение ему и принадлежит), в довольстве малым, как источнике  внутренней независимости  и господстве над страстями, в безмятежном и умеренном наслаждении благами жизни. Ложные путь к счастью, погоня  за мнимыми благами – основной объект сатир Горация; они направлены против суетных стремлений, корыстолюбия, жажды почестей, тщеславия, непостоянства, зависти. Написанные в стиле непринужденной, легкой и остроумной беседы, сатиры блещут богатством стилистических оттенков.

Сам Гораций характеризовал свои «Сатиры» как попытку «записать краски жизни». То есть это была не сатира в собственном смысле этого слова, не попытка высмеять обобщенный образ порока, а скорее своеобразная смесь изображения быта и моральной проповеди. Отмечая людские слабости и недостатки, Гораций не брызжет яростью, но обо всем говорит с веселой серьезностью, как человек доброжелательный. Шуточные рассказы, личные воспоминания и личные выпады, философские размышления – таково содержание сатир. Все это могло бы показаться довольно банальным, если бы не поэтическое мастерство Горация и не свойственный ему от природы живой юмор. Сатиры его были пикантны и остры. Блестящая литературная форма сочеталась в них с глубоким философским содержанием, поэтому книги сатир сразу привлекли к себе всеобщее внимание.

В 30-м г. до Р.Х.  Гораций выпустил небольшую книгу «Эподов». Образцом для них послужили стихи  древнегреческого поэта Архилоха. В некоторых из "Эподов" язвительный сатирический тон поднимается до обличительной силы их греческого образца. Так 4-й эпод направлен  против выскочки-вольноотпущенника, который,  влача длинную тогу, расхаживает по Священной дороге, где имела обыкновения  гулять римская знать. Пятый эпод рисует ужасную сцену, как старые колдуньи, похитив мальчика из знатной семьи, готовятся убить его, чтобы приготовить из его внутренностей приворотное зелье.  10-й эпод направлен против бездарных писак. В 8-м и 12-м эподах идет речь о некоей престарелой прелестнице, которая пытается влюбить в себя поэта. Гораций обрушивается на нее с такой грубой бранью, что эти эподы уже в древности считались непристойными.

В 23 г. до Р.Х. вышли три книги «Стихотворений» Горация, за которыми в дальнейшем закрепилось греческое название «Оды» (десять лет спустя, в 13 г. до Р.Х., поэт прибавил к ним еще одну, четвертую, книгу). Воспроизводя  в своих одах метрическое построение и общий стилистический тон древних эолийских поэтов (прежде всего, Алкея, Сапфо и Анакреонта) Гораций во всем остальном идет собственными путями. Его лирика насыщенна мыслью, и в этом отношении она совершенно противоположна эмоциональной лирике его  более ранних предшественников. По тематике  и жанровым разновидностям оды весьма разнообразны. Политические стихи и философские размышления  чередуются с любовной и дружеской лирикой, с насмешками и обличительными стихотворениями, а также со стихами на различные жизненные случаи. Идеал безмятежного пользования жизнью получает в одах Горация свое классическое  литературное выражение. В беге времени, в смене  времен года и фаз луны, в увядании цветов и превратностях человеческой судьбы он видит напоминание  о кратковременности жизни. Бледная смерть равно стучится в лачуги бедняков и чертоги богачей. Не следует задумываться о будущем: «День текущий лови, меньше всего веря в грядущий день».  Пиры, вино, любовь – этими утехами отнюдь не следует пренебрегать, но основа блаженной жизни – в безмятежности духа, умеющего сохранять меру в благополучии и твердость в несчастьях. Жажда богатства и стремление к почестям одинаково бесполезны.

*****
Создан памятник мной. Он вековечнее
Меди, и пирамид выше он царственных.
Не разрушит его дождь разъедающий,
Ни жестокий Борей, ни бесконечная

Цепь грядущих годов, в даль убегающих.
Нет, не весь я умру! Лучшая часть моя
Избежит похорон: буду я славиться
До тех пор, пока жрец с девой безмолвною

Всходит по ступеням в храм Капитолия.
Будет ведомо всем, что возвеличился
Сын  страны, где шумит Ауфид, стремительный,
Где безводный удел Давна – Апулия,

Эолийский напев в песнь италийскую
Перелив. Возгордись этой памятной
Ты заслугой моей, и благосклонная
Мельпомена, увей лавром чело мое!

Ювелирно обработанная, но скупая на краски и несколько холодная лирика од не встретила у современников особенно теплого приема. Но прошло совсем немного времени, и Гораций был признан римским классиком, его произведения сделались постоянным предметом чтения и комментирования в римской школе. Однако популярность его никогда не могла сравниться с той славой, какой пользовался у последующих поколений Вергилий. Новый всплеск интереса к творчеству Горация произошел только в эпоху Ренессанса.  Его наследие вызвало огромное количество подражаний и сыграло большую роль в формировании новоевропейской лирики. Гораций стал для всей последующей  европейской культуры образом поэта -  учителя жизни. Как Вергилий учил познанию и осмыслению мира, так Гораций – поведению в мире. Он представал умудренным человеком, все познавшим, ничему не удивляющимся, спокойно приемлющим и удачи и невзгоды, отказавшимся от  непосильного, радующимся доступному, с усмешкой взирающим на людские заботы и в упорном самоусовершенствовании достигающим внутренней свободы.

В 20 г. до Р.Х. Гораций выпустил первую книгу «Посланий». В 14 г. до Р.Х . – вторую. Сам поэт называл эти книги беседами. «Оставив стихи и другие забавы» он погрузился здесь в проблемы теории литературы и философии. Доминирующая тема, лейтмотив всех посланий – прославление сельской жизни, только и позволяющей  сохранить нравственную чистоту, независимость и внутреннюю свободу. Вторая книга почти всецело посвящена литературным вопросам, размышлениям о поэзии.

Культура Древнего Рима   http://www.proza.ru/2010/07/27/1457

Шедевры мировой культуры http://www.proza.ru/2013/07/11/270


Рецензии
В свое время Гораций меня совсем не тронул, да и сейчас тоже, я вообще оды не люблю. Но почитать об одном из самых прославленных поэтов Рима было интересно. Не знала, что он воевал в армии Брута.

Оксана Куправа   29.10.2016 12:55     Заявить о нарушении
Я так понимаю, что Горация надо читать в подлиннике. А все переводы (даже таких крупных поэтов как Тютчев)не передают чеканной красоты его латинского стиха.

Константин Рыжов   30.10.2016 06:21   Заявить о нарушении
Если в подлиннике - то для меня - только в другой жизни. Что ж, думаю Гораций не обидится, у него и без меня почитателей хватает)
Константин, где у вас раздел Средневековье?

Оксана Куправа   30.10.2016 16:17   Заявить о нарушении
Средневековье я только начал обрабатывать перекрестными ссылками. Но если вам интересно, можете посмотреть в папке "Архив конспектов" примерно с 650 файла. Впрочем, хотя все очерки и разложены в строгом хронологическом порядке, читать их, наверно, не просто.

Константин Рыжов   30.10.2016 20:55   Заявить о нарушении
А какая категория уже обработана? Думаю со временем я у вас все прочту, так что порядок следования особого значения не имеет.

Оксана Куправа   30.10.2016 20:58   Заявить о нарушении
Все, что обработанно, можно найти на этой странице: http://www.proza.ru/2013/07/20/1756

Константин Рыжов   30.10.2016 22:54   Заявить о нарушении