Россия и православие. Неразделимое единство

Еще некоторое время назад того, кто сказал бы, что за одним столом будут сидеть первые лица власти светской и представители духовенства и что президент как простой христианин будет истово креститься в церкви, сочли бы сумасшедшим. Однако именно так происходит в наши дни.

В наше непростое время, когда Россия ищет объединяющую, общенациональную идею, взоры всех обращаются к православию.

Назад, в будущее

О том, что Россия гибнет, сегодня приходится слышать отовсюду. Правда, фраза эта в любую эпоху имела причины быть озвученной, и к настоящему времени она стала некой константой, сопровождающей эволюцию государства. Пожалуй, главное отличие ее от других констант в том, что она, выражаясь медицинским языком, не вызывает привыкания: определенное количество граждан не перестает беспокоиться за будущее страны, за подрастающее поколение и искать пути преодоления кризиса. И еще Соловьев, Флоренский , Бруно-Ясенский и другие великие философы земли русской предложили свое решение, в основу которого был положен вопрос веры, органичной русской культуре. Свои доводы о том, что православие может спасти российское общество, пришедшее к своему духовному обнищанию вследствие десятилетий госатеизации, насаждению среди молодежи средствами массовой информации устоев золотого тельца и духовной злобы и в целом – вследствие потери нравственных и культурных ориентиров, приводят и нынешние специалисты, так или иначе связанные с философией и богословием.

Забота о возрождении России идет от Православной Церкви. Православие всегда воспитывало человека в любви к ближнему и к своему Отечеству. Задачей является приобщение российского общества к духовному наследию христианской культуры, что может быть достигнуто совместной работой государства, общества и церкви – это, по мнению многих, определит, какое будущее выберет молодое поколение, которому «массовая культура» навязывает примитивное представление о мире. В русле не единожды упоминаемого вопроса введения основ православия в школах не раз отмечалось, что если уроки нравственности не вводить, то через некоторое время дети выйдут из повиновения не только родителей, но и государства. А вот в Мордовии предмет «Основы православия» уже вводится в школьную программу как обязательный. Необходимо увеличить количество и качество средств образования по православной культуре, и без помощи органов власти в этом вопросе не обойтись.

Однако, главной помощи следует искать в сфере миссионерской работы. В мозгу простого гражданина, не отягощенного приверженностью к религиозным течениям, при слове «миссионер», скорее всего, возникает аналогия со словом «навязчивость», с фигурами в глухих костюмах и галстуках, приехавшими из дружественной Америки с, возможно, благородными целями, но тем не менее вызывающими понятные защитные реакции организма. Какими методами будет действовать в аналогичных условиях Русская православная церковь, духовенству еще предстоит разобраться, и путь этот легким быть не обещает. Уже сейчас тяжело идет борьба РПЦ с сектантством. борьба церкви с неокультами часто предстает как борьба с инакомыслящими и за сферы влияния. Если говорить о лекциях для школьников – даже когда речь об основах православия идет не как о школьном предмете, а как о теме для классного часа, – в школы богословов особо пускать не любят. Похоже, первое, с чем предстоит бороться православным миссионерам – настороженное и недоверчивое отношение чиновников.

Вот что пишет философ С.Г. Кара-Мурза. «Носителем и держателем России является народ ее, и, прежде всего, ядро этого большого народа – русский народ. От состояния русского народа и зависит... по какому пути пойдет и наша судьба, и судьба человечества. Сейчас мы все чувствуем, и очень многие понимают, что Россия переживает тяжелый и длительный кризис. И это, прежде всего, кризис ее народа. Говорят, что кризис системный. В ходе таких кризисов сильнее всего страдает самая уязвимая часть систем – связи. Связи в пространстве и времени – между людьми, поколениями, частями народа и народами, культурами и смыслами. Здесь мы говорим о той спасительной и укрепляющей роли, которая в такой момент выпала на долю Православия в России.
Христианство во всех его ветвях сыграло важнейшую роль в становлении европейских народов, включая народы России. Русский же человек «создан Православием». В зависимости от того, как формировалось религиозное ядро народа, предопределялся ход его истории на века. Бережное введение христианства в Киевской Руси было важным условием для собирания большого русского народа.

После советского периода, во время которого народ был скреплен квазирелигиозной верой в коммунизм, вся система связей народа переживает кризис, в преодолении или углублении которого религии снова предоставлена важная роль. Нынешний процесс расщепления народов на расходящиеся этнические общности с возрождением признаков племенного сознания вызван ослаблением всей системы связей, сплачивающих людей в народы, и не в последнюю очередь ослаблением интегрирующей силы религии. В массовом сознании Православие выступает как защитник и русской этнической, и российской гражданской идентичности. Это важный фактор всего политического процесса в нынешней России. Православие – невидимый стержень, без которого в нынешнем кризисе русский народ рассыплется и исчезнет, как человеческая пыль».

Говорят о том, что не всё в порядке в РПЦ, но это всё же единственная сила, которая еще может сплотить народ на пороге его окончательной гибели, и тем предотвратить кажущуюся ныне неизбежной катастрофу.

Валентин Спицин.


Рецензии
Уважаемый Валентин Михайлович!При все моем уважении не могу разделить вашу эйфорию о роли РПЦ. С согласен с вами в определении роли христианства в становлении европейских народов, но заслуги РПЦ в этом процессе я не вижу. В течении всего 19 века католическая церковь вела дискусии о справедливом социальном устройстве общества. В 1854 году Ватиканом были сформулироваы справедливые приципы оплаты труда наемного работника и было заявлено, что недостаточная для нормальной жизни человека оплата является ГРЕХОМ. Впоследствии в Германии (конец 19 века) были разработаны нормы достаточного питания. Этими нормами мы пользуемся до сих пор. С ними связана, в том числе, и минимальная оплата труда. Оплата труда и питание малая часть тех социальных дискусий. Можно с уверенностью сказать, что у марксизма-ленинизма на самом деле было четыре составных части, а не три как нам пытались объяснить. Мне совершено не известно участие РПЦ в тех дискусиях. Различие между РПЦ и европейским христианством более значительно нежели расхождение в символах веры или календаре. Вплоть до 1917 года РПЦ была встроена в систему управления Российским государством. И создается впечатление, что церковь желает вернуть утраченные позиции. Для многонационального и многоконфесионного государства это может оказаться катастрофой. Законы физики действуют в том числе и в социальном мире. И последнее. Примерно в 2006-2007 году ныне покойный патриарх Алексий встретился с Президентом. Его первые слова при той встрече: Народ весел и счастлив. Обращаю ваше внимание на дату - 2006-2007 годы.
P.S. Меня очень настораживают слова о духовности. Духовность, как и мораль, идеологизирована. Есть представление о духовности в христианской церкви, представление духовности в исламе или индуизме и т.д.. Какие-то элементы совпадают, но в некоторых сферых несовместимые разрывы. Восстанавливая духовность нужно помнить и об этом. Мне ближе Кант, и его нравственный закон. Он не зависит ни от морали, ни от духовности. Это просто внутренняя составляющая человека.
Удачи

Эмиль Россет   22.12.2011 18:19     Заявить о нарушении
Очень интересный анализ. Да, РПЦ далека от совершенства как и народ, ее породивший. Все признаки загадочной души. Но трагедия в том, что у нас ничего лучшего нет и не будет. В церкви, как и в окормляемом ею народе, люди разные. Есть и такие, как в фильме Лунгина "Остров". Там как раз РПЦ во всем разнообразии.

Валентин Спицин   22.12.2011 20:26   Заявить о нарушении
Очень интересный анализ. Да, РПЦ далека от совершенства как и народ, ее породивший. Все признаки загадочной души. Но трагедия в том, что у нас ничего лучшего нет и не будет. В церкви, как и в окормляемом ею народе, люди разные. Есть и такие, как в фильме Лунгина "Остров". Там как раз РПЦ во всем разнообразии.
Уважаемый Валентин Михайлович! Суть проблемы лежит не в ее совершенстве или несовершестве. Основная проблема в том, способна ли она к решению этой задачи или нет.
Удачи

Эмиль Россет   22.12.2011 21:04   Заявить о нарушении
Даже если не способна, нам надо воспользоваться этим шансом. Других у нас нет. У РПЦ инфраструктура и прочее, чего у политической оппозиции нет, а без этого с клептократией бороться не получится.

Валентин Спицин   23.12.2011 10:31   Заявить о нарушении