Из истории появления вдохновения

Вдохновение. Что это? Что это за субстанция такая, с чем ее едят?  Откуда оно берется?Что это за состояние души, когда ты вдруг, чаще всего ни с того ни с сего, казалось бы, берешься за бумагу и ручку или, вернее, сразу за клавиатуру компьютера?

Все это – вовсе не праздные вопросы. Меня оно, вдохновение, тоже посещало, как минимум, несколько раз. Впервые, быть может, оно посетило меня тогда, когда я жила еще в Крыму, в Феодосии. Когда училась в школе, и, наверное, это было классе в шестом.  Нам наша преподавательница по русскому языку и литературе Екатерина Николаевна, дала как-то на дом задание: написать сочинение на тему: «Случай в лесу».

Екатерина Николаевна была хорошим преподавателем и, кроме того, завучем в нашей школе. Она очень интересно проводила занятия, часто читала нам вслух отрывки из произведений русской классики. Читала она хорошо. К русскому языку у меня в школе было особое отношение. С детства мне довольно много книг читали дома взрослые. Я же сама, когда стала старше, книг не «глотала», как делали очень многие, но внимание им всегда уделяла. Любимые книги перечитывала по нескольку раз. Часто было так, что бралась за книгу, сразу же после просмотра ее экранизации. Было интересно сравнивать содержание книги и фильма. Тогда сразу было видно, какой вариант оказывался при этом лучшим,  тот, над которым работал талантливый режиссер или более высокохудожественным оказывался первоисточник – само произведение автора. 

 У меня, правда, не было таких смешных случаев с книгами, про один из которых рассказала мне когда-то одна из моих хороших школьных подружек, Лена Шарова, которая была на год старше меня. А случай был такой. У них в классе училась такая девочка-книголюб, которая и на занятиях никогда не расставалась с книгой. Однажды на одном из уроков учительница, заметив, что та увлеченно что-то читает, сделала ей замечание, назвав ее фамилию. Ученица так была увлечена, что даже не заметила, что ее вызвали. Она, как сидела, читая книгу, так «на автопилоте» встала тут же и начала читать ее вслух. Класс вместе с учителем так и грохнули от смеха. А наша заядлая книжная любительница тут только и опомнилась, сразу при этом страшно смутившись.

У меня таких случаев в школе никогда не было, художественную литературу, кроме той, которую мы изучали по программе, я в школу никогда не носила, но мне очень нравился этот предмет. Однажды я даже так увлеклась разбором предложения на уроке русского языка, что тоже не заметила, что учитель обращается ко мне. Екатерина Николаевна тогда даже рассердилась на меня за то, что я не отзываюсь. На самом  же деле я была вся – в разборе предложений. Мне это сейчас даже смешно вспоминать, до чего серьезно я относилась к таким вещам. В другой раз она вызвала меня, чтобы я рассказала какое-то грамматическое правило, но я правил никогда не учила, а писала все чисто интуитивно. Ее в связи с этим очень удивило то, почему же я написала правильно, не зная, как же нужно все-таки писать (хотя, я думаю, она поняла, в чем дело, а удивилась, исключительно, в целях воспитания).

Но я, кажется, отвлеклась от собственно сочинения. Итак, тема была задана. Мы пишем дома, все, что каждый захотел написать. И я должна вам сказать, что именно в тот момент, когда я села писать сочинение, на меня как раз и нашло это самое вдохновение.…  И  я написала даже не сочинение, а просто небольшой рассказ о партизанской землянке в лесу, на которую случайно наткнулись школьники, гуляя однажды  всем классом в лесу. А попав в нее, они нашли следы и вещественные доказательства пребывания в ней когда-то партизан времен Великой отечественной войны.  Я очень волновалась, когда писала это сочинение – рассказ. Мне самой интересно было писать. И перечитывать его.

Когда на следующий день я, как и все остальные сдала сочинение на проверку, то оставшиеся несколько дней, до следующего урока по русскому языку, я ждала, какой же будет результат. И очень переживала, потому что мое сочинение мне самой понравилось, ведь я вложила в него частичку своей души!

И результаты, надо сказать, не заставили себя долго ждать. Наша учительница на следующем занятии начала комментировать наши сочинения, и дошла постепенно и до моего произведения. Она при этом сказала так: «Мне понравилось сочинение одной девочки. Ира, скажи, ты сама написала сочинение или взяла откуда-то этот сюжет?». Если честно, то моя душа при этом упала. Все усугубилось тем, что мальчишки, особенно двоечники, стали смеяться и говорить, что я «передрала» сюжет из какого-то рассказа или передачи.  Екатерина Николаевна, будучи хорошим преподавателем, поступила, конечно, в данном случае непедагогично, теперь я это хорошо понимаю, потому что на последующих сочинениях вдохновение меня уже больше не посещало.

Но в то же время был один человек в нашем классе, который сидел на соседнем ряду на одной из последних парт, оценивший результаты того вдохновения, которое на меня тогда нашло. Это был Саша Акиньшин. Он у нас был чистый гуманитарий. По гуманитарным предметам у него были пятерки. По остальным предметам оценки были,  что называется, «в ассортименте», но и двоек у него никогда не было. На самом деле Сашка был самым красивым мальчиком в нашем классе. Он был среднего роста. Стройный, с отличной осанкой. Лицо его имело совершенно правильные черты. Глаза были ярко-голубые, очень добрые, а цвет волос – светлый с красивым и не совсем обычным  пепельным оттенком. Когда Сашка летом загорал на море, как и все мы, то  1 сентября он приходил в школу с совершенно изумительным загаром на смугловатой коже и очень красивым оттенком чуть выгоревших на солнце волос. Я думаю, что если бы он появился  тогда где-нибудь на киностудии, то его с удовольствием взяли бы сняться в каком-нибудь фильме, настолько он был симпатичным. Прибавьте к этому еще природную доброту и, что называется, хороший характер. И вот перед вами полный Сашин портрет.

Именно Сашка, я думаю, после этого  моего сочинения – рассказа, сидел на задней парте и, как, оказалось, смотрел на меня. Но, я, конечно, об этом  понятия не имела и даже не узнала бы об этом никогда, если бы опять же, ни наша Екатерина Николаевна, которую, какой она хорошей учительницей ни была, время от времени тянуло почему-то на откровения. Дело в том, что я вечно была в учебе, увлекалась теми заданиями, которые нам давали на уроках, хотя, иногда, позволяла себе секретничать с соседкой по парте  и посмеяться, пошутить.

Как впоследствии оказалась, Екатерина Николаевна «положила глаз», в самом хорошем, конечно, смысле этого слова, на Сашку. Оказывается, Сашка ей очень нравился, и она считала его самым красивым и добрым мальчиком  в классе, каковым он и действительно был на самом деле. Но, то, что она однажды это скажет при всех, я никак не ожидала от нее. А то, как она это сказала, меня вообще повергло в полное изумление, тем более что и вовсе к этому не была готова. 

Однажды она, глядя на меня, на уроке вдруг ни с того, ни с сего, как мне показалось, вдруг сказала: «В классе самый красивый мальчик все время смотрит на одну девочку». Она сказала это, глядя на меня. Я, естественно, пришла в полное замешательство, не отнеся эту ее фразу в свой адрес, хотя она явно смотрела на меня. Кто был тот мальчик – тут я вообще не поняла, кого она имела в виду. Короче, это была совершенно таинственная история для меня и я не стала разбираться, кто о ком говорил и что имел в виду.  А вскоре я и вовсе забыла этот случай, которому и сразу не придала особого значения, потому что, по своей тогдашней скромности, и не отнесла на свой счет. Но позже, когда моя подруга-одноклассница, которую звали так же, как и меня, пришла к нам домой, мы как-то вспомнили этот разговор на уроке. Тут я и спросила ее, о ком же тогда шла речь, а Ирка очень выразительно посмотрела на меня, как будто я упала прямиком с луны,  и тут же мне на это сказала, что речь шла о Саше, и смотрел он на меня. И только я одна этого в классе не знаю. Она меня тогда ввергла в шок своим сообщением. Теперь же я подозреваю, что Сашку тогда покорило именно мое сочинение, и он поверил в то, что я сама все придумала и написала. Он был гуманитарием и поэтому смог оценить то, что было написано мною от души.

Кстати, еще до этого разоблачительного случая, мы как-то всем классом ходили в поход в горы на Кара-Даг. Сначала ехали на автобусе, потом долго шли пешком вдоль дороги. С нами была наша классная дама. Мы все были одеты по-спортивному, с небольшими рюкзаками за плечами, потому что поход наш был однодневным. Наконец, мы выбрались к побережью моря. Рядом с необъятным лучезарным морем, так и купавшимся в лучах солнца и сиявшим в блестках солнечных лучей, переливаясь, подобно граням драгоценного камня, возвышалась спокойно и с сознанием своего многовекового достоинства, целая гряда скалистых гор. Когда мы разбили наш походный бивуак, сложив рядом все наши вещи, то после этого часть учеников пошли плавать в море, а часть – решила посвятить себя скалолазанию. Нас было таких смелых несколько человек, из всех, кто взобрался на скалистую гору. Наша классная дама, когда увидела, куда нам удалось вознестись, стояла внизу на пляже и волновалась, чтобы с нами ничего не случилось. А мы с Сашей и еще несколько человек забрались, кто знает куда. Он мне тогда сказал: «Ты только вниз не смотри, чтобы голова не кружилась». Я и не смотрела, так мы забрались куда-то совсем недалеко от вершины, а может быть, на самый верх. Да, скажу я вам, когда я поднималась, то мне не было страшно нисколько. Но, когда, уже взобравшись, посмотрела вниз, то меня от страха чуть «Кондрат» не хватил. То есть где-то там внизу, размером приблизительно с майского жука, стояла наша Валентина Ивановна. Она размахивала руками, как видно, что-то кричала нам, но что именно, нельзя было разобрать. Даже отсюда, с высоты птичьего полета, было видно, как она нервничала. Честно сказать, я тоже чуть – чуть струхнула. И, если бы ни Сашка, не знаю, как бы я спускалась обратно вниз. Скорее всего, я бы там и осталась сидеть, положив начало какой-нибудь красивой легенде о девушке, которую видели на вершине скалы проходящие мимо суда и корабли. Сашка же, конечно, «подставил свое крепкое мужское плечо», поддержал меня и я все-таки довольно мужественно спустилась с ним обратно вниз к подножию горы-скалы. У Саши, по всему видать, был уже неоднократный опыт такого скалолазания. У  меня же – нет. Когда мы спустились, наконец, вниз, то я почувствовала себя настоящей героиней. Я никогда раньше и не подумала бы, что окажусь на такой высоте. Так наш Саша показал себя парнем, с которым можно идти в горы, ничего не боясь. 

Бедная наша классная руководительница, представляю, как она-то переволновалась, пока мы все спустились вниз в целости и сохранности. Возле самого моря на галечном пляже главные коки нашего класса расстелили скатерть – самобранку, мы вытащили взятый с собой провиант, в наше отсутствие  «ответственные по кухне» даже сварили настоящую уху в походном котелке, который нашелся у кого-то по такому случаю. По ложке ухи всем досталось. Но я отвлеклась, чтобы немного подробней рассказать о Сашке.

Второй же раз вдохновение меня посетило тогда, когда я жила у бабушки и дедушки.  Я жила у них год до поступления в институт и работала в детском саду нянечкой. Жили мы с ними очень дружно. Я как-то написала в очень смешной юмористической форме, в письме родителям про наше с ними житье-бытье. Мама потом рассказывала, что когда дома они получили и прочитали мое письмо, то все  буквально падали от смеха.

Третий раз это необыкновенное состояние нашло на меня, когда я писала сочинение на вступительных экзаменах в институт. Сочинение – это был первый наш экзамен по счету. Я, конечно, страшно волновалась, когда его писала, но, в то же время, я ужасно увлеклась  в этот момент, меня полностью захватило  это занятие. Я даже отчасти забыла, где я нахожусь и чем занимаюсь. Щеки мои горели огнем творческого волнения, но, как и всегда, со стороны по ним  ничего невозможно было угадать. Ведь я никогда, ни при каких обстоятельствах, не относилась к «краснокожим», за исключением только тех случаев, когда «подгорала» на пляже под лучами палящего южного солнца, и меня можно было смело отнести только к «бледнолицым». Я, наверняка, с большим успехом была бы принята в кружок каких-нибудь «кисейных барышень» во времена А.С. Пушкина, благодаря своему лицу, всегда имевшему благородную бледность. Как бы ни горела изнутри моя физиономия, поверхность ее всегда была благородно-бледной, не отражая никаких внутренних бурь и штормов. Как и сейчас. Возможно, это мое свойство и особенность, были  и  в  помощь мне.

И вот я на вступительных экзаменах увлеченно пишу сочинение. И вдруг я отвлекаюсь (вернее будет сказано – меня отвлекают) и вижу, что на ряд впереди меня чуть наискосок, сидит, в общем-то довольно симпатичный голубоглазый русоволосый парень и что–то у меня спрашивает. Что именно, я от волнения не поняла, но разговаривать с ним не стала, потому что нас обоих, я думаю, выгнали бы с экзамена, если бы мы с ним в этом месте и в это время вступили бы в прения. И тут, собственно говоря, я увидела… да, я вдруг увидела будущее.… Да, так бывает, у меня, по крайней мере, но, я тут же выбросила все из головы, потому что сочинение нужно надо было быстро дописывать и скоро сдавать.

С парнем этим, как потом оказалось, и которого, кстати сказать, тоже звали Сашкой, мы очутились в одной группе. Причем, я его сначала и не вспомнила! То есть я даже и не сопоставила того героя, который присутствовал на экзамене и своего нового товарища по группе.

Просто, немного позже, когда уже начались занятия, мы как-то с ним разговаривали, и он вдруг сказал, что мы с ним сидели на сочинении рядом. Тут я опять чисто «изнутри» покраснела, что опять же внешне никак не было видно. Но сама я  при этом чуть не провалилась со стыда, из-за того, что я о нем совсем забыла и даже не узнала.

Следующий «звоночек» внезапно «прозвенел», когда мальчику моей начальницы отдела, Ирины Павловны, задали написать сочинение на тему «Мелодии осени». Понятно, что ученику, а тем более, мальчику, на эту тему написать что-либо подобное, просто невозможно. В Интернете тоже ничего в этом роде не найдешь. И вот я попробовала выручить мальчика, написав, о мелодиях осенней  природы в парке в нашем городе. В общем, выручить молодого писателя у меня, можно сказать, получилось.   Об оценке его я не узнавала, но мои сотрудницы-программисты, с моего согласия отправили этот опус в Интернет, в качестве образца сочинения.

Так что, понять природу вдохновения, может быть и невозможно вообще, в принципе.  Вероятно, это, как и любовь, какая-то чисто химия, а возможно, что здесь работает, какое-то подключение к общему информационному пространству на биоэнергетическом уровне.
В нашей околоземной ноосфере, наверняка летает много чего-то такого, что мы улавливаем своими невидимыми "антеннами", хотя бы "урывками" и "кусочками".
 
Но, очень хорошо, что это интересное, и я бы сказала, какое-то крылатое состояние, все-таки иногда, но совершенно, на свое усмотрение, посещает и нас. И делает нашу с вами жизнь очень интересной!


 

    
 


Рецензии
Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Пётр Ильич Чайковский

Анатолий Бешенцев   12.09.2014 15:24     Заявить о нарушении
В таком случае, раньше я была "с ленцой", потому что оно посещало меня всего несколько раз, а впрочем - нет, оно меня посещало еще по другим вопросам и гораздо чаще. Спасибо большое за ответ!

Ирина Некрасова   12.09.2014 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.