Глава 3. О коньках на валенках

Для мальчишек тех военных лет в Орске коньки были не столько забавой, сколько необходимостью. Большие расстояния между посёлками, отсутствие общественного транспорта и накатанные до ледяной твёрдости снежные дороги - всё это подталкивало встать на коньки. Конечно, это было и развлечением и спортом в свободное время. Коньки были удобны для перемещения на значительные расстояния.

 Хорошо было в таком случае незаметно прицепиться с помощью специального крюка из толстой проволоки к саням с лошадью в упряжке или даже к грузовой автомашине. Конечно, такой способ передвижения был  небезопасен.

 Возчики таких «конькобежцев» люто (и не спроста) ненавидели и могли, заметив «паразита», огреть его кнутом. А автомашина могла неожиданно тормознуть, круто повернуть или развить излишнюю скорость. И всё-таки я не помню ни одного примера вредного для здоровья последствия этого вида спорта.

 Коньков, намертво приклёпанных к подошвам ботинок, я в те годы не видел и, пожалуй, не подозревал об их существовании. Да и не подошли бы такие коньки для езды по снежным дорогам при морозе в 20 - 30 градусов. И самая укатанная снежная дорога это всё-таки не гладкий лёд катка.

 Коньки моего детства - это только коньки, закрепленные на валенках сыромятными ремнями. В случае необходимости коньки можно было быстро снять с валенок и, как только потребуется, быстро снова закрепить. Во время зимних школьных каникул я не снимал  коньки с валенок даже на ночь. А холодной зимой 1942 – 43 годов коньки с валенок не снимал несколько месяцев.
 
 За что же нас не любили возчики конских упряжек? Вся беда в том, что сыромятные ремни, необходимые для крепления коньков к валенкам, ни в каком магазине не продавались. Приходилось заниматься самоснабжением, благо необходимый товар постоянно был перед глазами.

 И стоило возчику на минутку отлучиться от своей повозки, как его упряжка могла стать непригодной для продолжения поездки – с неё исчезали «поперечник» (черезседельник) или супонь (ремень, стягивающий нижнюю часть хомута) или то и другое одновременно.

 Что поделаешь, эти сыромятные ремни отлично подходили для крепления коньков. Зато, если прицепившись к повозке и на время потеряв бдительность, ты неожиданно получал хлёсткий удар кнутом, обижаться и возмущаться не приходилось. Получил своё, за дело.

 И всё –таки моё увлечение коньками не прошло для меня совсем без неприятных последствий, как впрочем большинство наших сильных увлечений. Осенью 1944 – го года я боролся на коньках на льду со своим приятелем. Мы боролись, сильно наклонившись друг к другу.

 В какой-то момент он слегка оттолкнул меня. Я потерял равновесие и плашмя шлёпнулся на неровный речной лёд, ударившись об него зубами и сломав под корень передний верхний зуб. Несколько лет я ходил «беззубым». Только за год до окончания школы мне вставили стальной нержавеющий зуб,


Рецензии

Да уж, беж жубов годами... Мне было легче: я только руку сломала на катке, правую. Шла домой с катка 2 км, но не плакала, а совсем даже наоборот - пела песни
про морскую душу и про одессита Мишку. А потом у нас в классе - сочинение, а у меня правая рука - в гипсе. Учительница проявила милосердие: разрешила мне не писать, но я и тут не сдалась - писала левой рукой. Наша Лидия Евгеньевна, наверное, по достоинству оценила мой героизм, разбирая мои каракули.

Ольга Антохина   20.01.2014 01:21     Заявить о нарушении
У меня это была одна из самых первых мелких жизненных потерь и потому она так хорошо помнится. А сколько их было впоследствии... Но далеко не все так запомнились.

Владилен Николаев   20.01.2014 14:07   Заявить о нарушении
А это уже - возраст. Долговременная память явно превалирует над кратковременной.
Что было в 1941 году помню, а куда 5 минут тому назад очки положила - нет.

Ольга Антохина   20.01.2014 16:04   Заявить о нарушении
Это точно - знакомо.

Владилен Николаев   20.01.2014 16:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.