Курица-партизанка

Татьяна Ботанова

Весна была в самом разгаре, восторг от первомайской демонстрации, на которую Танюшка ходила впервые, переполнял её… Не меньше чем в сотый раз она взахлеб рассказывала маме, как они, ну, девчонки в белых косынках с красными крестами, с санитарными сумками и повязками вели мальчишек, которые были ранеными бойцами с забинтованными головами, руками и ногами. А скоро праздник Победы...
- А у нас папа воевал? –
- Нет.
- Мама, а ты войну видела?
- Нет, мы с бабушкой, когда война началась, жили в Чусовом, бабушка работала в конторе, а я в школу ходила, пока к тётке Степане в деревню не уехала. Маму, то есть бабушку твою, осудили и послали работать на завод на самую тяжёлую работу, но кормили…
- За что-о-о? Мама, за что осудили?
- Она с женщинами ходила в поле за город, и они там искали картошки, которые остались не собранными или гнилыми, вот за это и осудили.
- Почему?
- Тогда всё нужно было отдавать для фронта, а нам кушать вообще нечего было, у бабушки карточки своровали, а потом сказали, что карточки будут давать только тем, кто на эвакуированном заводе  работает, вот бабушка и пошла картошку искать в поле, чтобы нам было что кушать.
- А ты как?
- А я собрала вещи, соседка по комнате мне помогла, и поехала к тёте Степане, бабушкиной сестре в деревню, с Урала на Вятку… - Мама задумалась, вспоминая те тяжёлые времена. -  Ох, трудная была дорога, не знала даже, доберусь ли живой. В одном доме я ночевала, а хозяйка видит: девочка одна с узелком, узелок мой взяла, говорит, приберу, чтобы никто не взял, спать уложила. Утром я встала, а в узелке продуктов нет, да и вещи, что получше – шаль была пуховая -  нет ничего. А она мне: «Иди, иди деточка, там машина сейчас уйдёт, следующей не будет долго». Так я и уехала без еды и без шали. Была уже осень, холодно… ехали в кузове, помню какая-то женщина меня к себе под пальто спрятала, иначе бы замёрзла. Приехала к тете - у неё своих пятеро, я шестая. Приняла меня, говорит: где пять там и шесть. Поэтому и любит меня как родную.
- Мама, а там немцы были?
- Нет, это от фронта далеко было.
- А у нас кто был на войне?
- Дедушка, наверно, был, не знаю, он ведь нам не писал.
- А к нам завтра придут про войну рассказывать, кто там был…
Весёлость куда-то улетела, было как-то грустно и жалко маму.
- Мама, а ты уже большая была?
- Постарше, чем ты сейчас, мне 12 лет было, спи уже…
Танюшка долго ворочалась с боку на бок и не могла заснуть. Утром не стало веселей, потому что сразу вспомнился мамин рассказ. По радио пели песни о войне, рассказывали о войне, о ветеранах, о героях войны. В школьном коридоре ребята, раскрыв рты смотрели на ветеранов и орденами и медалями, казалось, в каждый класс пришёл участник войны. В Танюшкин класс тоже приходил ветеран трудового фронта и рассказывал, как они спали около станков, домой не ходили, сил не было. Танюшка вспомнила про мамин рассказ, про картошку, про бабушку и промолчала, никому не рассказала.
- Мария Пантелеевна, а вы видели войну?
- Да, ребятки, видела. Во время войны мы жили в деревне под Кривым Рогом, это город на Украине. Немцы проходили через нашу деревню несколько раз, но село у нас было маленькое, и они у нас не останавливались жить. Но когда проезжали, то обязательно всё отбирали, что было съедобного или что можно съесть. Нас, детей всегда прятали или отсылали из села. Была у нас курица-пеструшка, яйца несла исправно. Как только заслышит стрекотание мотоциклов немецких  - прячется. Уедут немцы, она выйдет из своего укрытия. Мы её прозвали курица-партизанка, никто не знал, где она прячется. Немцы видят яйца – значит, курица должна быть, весь дом, весь двор перероют, не могут найти. Так всю войну нас эта курица яйцами и кормила.
Не удалось Танюшке посмотреть и поговорить с настоящим ветераном-героем войны с орденами и медалями, но на следующий год к ним в класс обязательно придёт самый настоящий герой! В войну даже курицы были партизанами, во как! Глаза закрывались, сон мешал сосредоточиться, Танюшка видит: около белой украинской хатки курица-пеструшка роет ямку и прячется в ней, вот почему её найти не могли…

Рисунок Коли Лобанова, 15 лет


Рецензии