На ворбьиный прыжок

               
Нынешние дни года в северном полушарии называются днями зимнего солнцестояния. Это дни наименьшего светового дня в году.
Не случайно спустя несколько дней после начала возрастания светового дня празднуется Рождество. У христиан – Рождество Христово. У остальных людей просто – рождество природы.
Язычество связывало «самый тёмный день» как наиболее опасный в году. В это время тёмные стороны жизни, якобы, обретают наибольшую силу. (Не потому ли именно в такой день в северном полушарии родился Сталин?)
Но это мои сегодняшние мысли «по поводу…» А когда меня, малыша, брал на колени отец, он загадочно говорил: с сегодняшнего дня внимательно замечай: каждый новый день будет потихоньку увеличиваться!
- А как это – потихоньку? – спрашивая я, заинтересованный в том, чтобы лето наступило скорее!
- На воробьиный шажок-прыжок! – отвечал отец.
И мне, вроде бы, становилось понятным. Ведь воробьиный прыжок – это такой маленький! Но, всё-таки, ощутимый моим детским разумом.
Каждый последующий год, я вспоминал про этот прыжок малой птички.
Подрастая, стал понимать: всё-таки, прыжок – можно измерить линейкой, но не часами! Но образное объяснение мне продолжало нравиться. Очевидно, оно было придумано для детей нашими предками.
Как, возможно, рассуждал наш изобретательный пращур?
Воробышек всегда доступен глазу ребёнка. Его очень маленький прыжок для малыша тоже понятная простота. А вот неточность… Пусть и она присутствует, чтобы был повод задуматься, вникнуть в неточность. Повод задуматься – очень ценен сам по себе! Глядишь, потом поймёт, что прыжок – это не только длина, но и время, за которое он происходит!! Очень малое время!
У этого пращура, наверно, и часов тогда ещё не было. Да и что такое «секунды», «минуты»… Люди придумали. А воробышек – вот он! Его видно, и очень даже понятно, как быстро он прыгает. Один раз, два раза… А потом на десять прыжков день будет увеличиваться?
- Конечно! День будет становиться всё длиннее, всё «сильнее». Поборет ночь и наступит новая весна!

А пока «на прыжок». Одна читательница заметила: «А я слышала, как говорили: «на воробьиный скок».
Что ж? Пожалуй! Прыгает или скачет… Но «скок», надо согласиться, более краткое слово, потому - более народное! А умница-пращур наверняка и речью владел хорошо. А, главное, любил малышей. Особенно – любознательных!
Шажок, прыжок, скок…
Шагнём и мы. Но чуть в сторону. Обратим внимание на вторую часть астрономического термина «солнцестояние»? Почему «стояние», спросит подросший малыш?
Но ведь чтобы после замедления начать ускоряться, надо солнышку хоть на время воробьиного скока постоять, отдохнуть.
Поэтому изменение длительности светового дня в период летнего и зимнего солнцестояния – минимально. За сутки – на время воробьиного скока.

А ты, малыш, когда подрастёшь, узнаешь ещё много интересного и такого, что пока понять трудно.
Узнаешь и то, что рассказать просто и доходчиво можно лишь о том, в чём ты сам сначала хорошо разберёшься. А потом - ощутишь любовь к любознательным, желающим сделать ещё один «скок» в понимании мира.


Рецензии
"Ведь правильнее – это не шажок, а прыжок!".
А я где-то читала или слышала, что "на воробьиный скок" день прибавляется в это время года.
Спасибо за публикацию "сегодняшних мыслей".
С уважением,

Вера Третьякова   21.12.2011 20:55     Заявить о нарушении
Да, пожалуй, "скок" - это более по-народному! Но я слышал "шажок".
Спасибо за отклик.

Юрий Анников 2   22.12.2011 11:12   Заявить о нарушении