Эдип и Сфинс. Сценарий

Софии – сестренке-Сфинге:
остерегайся эдипов!

Сфинкс не загадывает загадки
– он сам загадка
              Джордж Мартин


Предгорье. Высокая клыкастая скала. Из скалы водопадиком вырывается родник, журчит чисто и весело. У родника – коленопреклоненная девушка в светлых простых одеждах. Она поет – тихо, счастливо и безмятежно, словно говорит с водой на ее языке. Вдруг – смеется прозрачно, звонко, кивает, словно соглашаясь с чем-то, и подставляет в радужную струю кувшин красивой формы, но без росписи.
Появляется воин в причудливых доспехах, со странным оружием в руках, похожим на четырехлопастную алебарду с зубчатыми, гарпуноподобными остриями. Он очень сосредоточен, цепким привычным взглядом оценивает местность, совершенно не замечая девушку. Шаги его уверенны и легки, он точно знает, что ищет. Приближается к роднику.
Девушка резко поднимается. Воин мгновенно реагирует на ее движение: идеальным стремительным (и при этом слегка «машинным») прыжком переносится через ручей. Одно из острых лезвий замирает в волоске от шеи девушки. В ее глазах – ужас и недоумение. Воин словно просыпается:
- О, простите! – убирает оружие, его первичная растерянность мгновенно сменяется строгой маской. - Что Вы делаете здесь?! Разве не знаете, какой опасности подвергаетесь?!
Девушка пожимает плечами.
- Вам все равно, что рядом бродит чудовище, погубившее столько людей?!
…Во взгляде, который предваряет ее слова, словно отражается все то, что она сейчас скажет. Ей будто трудно перейти к словам, как к чему-то чуждому, ненужному:
- Если Вы – о Сфинксе, то он меня не тронет. Разве Вам не сказали, что Сфинкс охотится только на мужчин? – улыбается.
После паузы продолжает:
- Ужели это не проявление божественной справедливости? – улыбается снова. - Обычно чудовища предпочитают молоденьких девушек, а Сфинкс позволяет мне приходить к роднику и брать воды сколь угодно… Здесь так тихо стало, спокойно – с тех пор, как он здесь поселился… - и вновь с улыбкой: - Так что мне, как видите, ничто не угрожает…
- Верх глупости! Вы безрассудны! Эта тишина таит в себе предсмертные вопли путников! – а воин и впрямь пылает праведным гневом! Он явно намерен читать «проповедь», и хватить его, по всему выходит, должно надолго. - Вы словно не чувствуете сострадания к невинным жертвам, которые всего лишь…
Она совершенно не следит за его излияниями, будто знает заранее все, что он скажет. Ее внимание привлекло другое – замысловатая оболочка воина:
- А Вы уверены, что ЭТО, - жест, указующий на доспехи и оружие. - Вам поможет победить Сфинкса?
-…Что? – прерванный на полуслове, воин замолкает и смотрит на девушку так, словно сомневается в ее вменяемости. – Простите, это новейшая разработка наших оружейников! Действует безотказно! Успешно испытана на четырех видах чудовищ и практически на всех крупных хищниках! – видно, как оружие ему нравится, он увлеченно демонстрирует его возможности: скрытые лезвия, движения острых лопастей и т.д. В глазах девушки – отвращение и ужас. Она вновь прерывает его увлеченную лекцию:
- Так они Вам ничего не сказали?
- ?
- О загадке?
Раздраженно:
- Да, мне говорили, что этот Ваш сфинкс болтлив и любит заговаривать зубы своим жертвам, но я не разглагольствовать с ним пришел, и очень скоро он это на своей шкуре почувствует! – смягчаясь: - …Вы тут живете, я так понял. Знаете небось, где он прячется?
- Да, я живу здесь. Там, ниже – маленький домик в лощине. Там мы и живем – я и старушка-знахарка. Она совсем одряхлела и почти не ходит. Видит очень плохо. Но вдвоем мы справляемся, тем более, нам никто не докучает теперь, – интонации девушки изменились, стали глупенько-щебетливыми. – Она учит меня лечить травами, мы готовим хорошие зелья. Я хожу их продавать в Фивы…
Теперь уже терпение теряет воин. Жестко:
- Я задал вопрос, но не услышал ответа. Где логово этой твари?!
Она жестко:
- Вы хотите найти сфинкса? Не старайтесь напрасно: Сфинкс сам найдет Вас!
Он примирительно:
- Простите, сорвался… - снимая шлем. – Я здесь уже пол дня блуждаю… Во всем этом… Жарко неимоверно!.. И без толку…
Девушка садится и молча протягивает ему кувшин. Глядит печально. Воин жадно пьет. Переводит дыхание. Девушка твердо забирает кувшин, делает глоток, и возвращает. Воин пьет снова.
- Какая вода! Мне кажется, я никогда не пил ничего лучшего!.. Странно, …так хочется снять доспехи!.. И впрямь, какой толк от них? – смотрит на девушку. – Знаете, …а ведь я мог бы вот так сидеть рядом с Вами всю жизнь!
- Неужели? А как же чудовища, подвиги, слава?
- …Хм… Но потом, все равно, - вернуться и сидеть вот так рядом с …Тобой.
- А если вернуться не получится?
- Зачем так сразу?
- Герои гибнут…
…Пауза…
Воин, растягиваясь на солнышке:
- Сфинкс ведь все равно никуда не денется…
- …Сфинкс ни-ку-да не денется…
Воин, меняя позу:
- Голова какая-то тяжелая… Просто деть ее некуда!.. Это солнце…
Разрешительный жест – и воин затихает на коленях девушки. Блаженствуя:
- …Это все солнце…
- И вода…
Журчит ручей, и, сливаясь с его песней, льется голос девушки, тонкая кисть нежит растрепанные волосы. Солнце скатывается к западу…
……………………………………………………………………………………..
- …И я проспал весь день?!
- Куда торопиться?
- Я пришел совершить подвиг!
- И вернуться победителем…
- Я не забуду о Тебе!
- Конечно не забудешь!
Воин, поднимаясь:
- Мне пора. Прости, но я должен идти. Не бойся за меня. Я вернусь со щитом. Но сейчас я должен… Мне пора…
Девушка слушает, задумчиво подперев подбородок. Когда воин умолкает, исчерпав аргументы, она спрашивает:
- Зачем?
Воин только успевает открыть рот, чтобы нетерпеливо объяснить все заново, как она продолжает:
- Она приходит сюда на водопой…
- Она?!
- Тебе и этого не сказали? Ты хоть знаешь, на кого охотишься?
Воин ненадолго задумывается. Затем:
- Впрочем, неважно… Можно… за скалой… в засаду, как раз ветер…
- Она тебя почувствует. Да и к чему прятаться? Ты боишься ее?
- ?!
- Ну а она не боится тебя…
- Слушай, ты так хорошо изучила ее повадки? Ты вообще представляешь. О чем говоришь? Это зверь! Зверь чертовски опасный! Кто-то должен избавить Фивы от этой напасти! …А ты? Ты как будто ей сочувствуешь!
- Надень свои… доспехи. Она скоро появится. А мне пора идти. Меня давно ждут, - вновь наполняет кувшин. – Еще увидимся! – девушка уходит…
Один, экипируясь:
- Что это? Я как будто сам не свой!.. Откуда она взялась тут? А я?! Разлегся бы еще в самом логове сфинкса! То есть сфинги. J
Проверяя оружие, делает несколько выпадов, и оборачивается, словно почувствовав спиной любопытный взгляд, но никого не замечает. Вдруг слышит смех, поднимает голову…
…На скале, в лучах предзакатного солнца, обрамленный его лучами восседает Сфинкс…
- Ты МЕНЯ ищешь, путник? – смеется.
Воин, быстро приходя в себя:
- Спускайся вниз, бестия, навстречу своей судьбе!
- Судьбе? Посмотрим… Но это всегда успеется… - растягивается на скале, свесив лапы.
Воин примеряется к удару. Сфинкса ему просто так не достать, потому он делает бросок… Но, только что казавшийся таким расслабленным, зверь воспаряет в воздух и легко ловит оружие тонкими, но сильными …руками:
- Красивая игрушка… - укладывая алебарду на скалу. – Она тебе не понадобится, путник… Оружие, которым можно победить меня, не удержать в руках, …оно ценится высоко, но его нельзя продать… его жаждут все, но его нельзя купить… Люди все равно пытаются: и купить, и продать, … взвесить и измерит, но получается это у них плохо… И платят они цену, но не ту, что задумали. И тот, кто продает, в конце концов – не в убытке, пусть его и обманут. А тот, кто покупает – не в прибыли, даже если обман его не будет раскрыт… Тот, у кого его в избытке, часто печален, тот, у кого – в недостатке, - весел, но ни то, ни другое ничего не весит на весах Судьбы!
- Сфинга! Ты говоришь о разуме, но кое в чем ты ошибаешься: меня его избыток нисколько не печалит! J
- Время твоей печали еще придет…
- Ты так уверена в своей победе?
- Я так уверена в Судьбе, человек! – пауза. - …Но, знаешь. Я бы тебя отпустила… Уходи, пока не поздно!.. Слышишь? Я тебя отпускаю!
- …Да ты боишься меня!..
Жуткий рык. Сфинга слетает со скалы и с рычанием надвигается на воина, тот отступает, слегка побледнев:
- Я. Никогда. Ничего. Не боялась. Не боюсь. Не буду бояться. Запомни!
Воин, пытаясь сохранить спокойствие:
- И в чем твоя загадка?
Складывая крылья, Сфинга садится, как-то обреченно… Воин вглядывается в то, что много больше напоминает человеческое лицо, чем звериную морду, словно уловив что-то знакомое…
- Хорошо. Ты знаешь условия?
Воин кивает.
- Повторю: если ты не угадаешь – я убью тебя; угадаешь – я поднимусь высоко, и. сложив крылья, рухну вниз. Это и буде твоя победа.
- Условия я принимаю.
- А я – нет. Я не стану тебя убивать, если ответ не будет верен.
- Почему?!
Сфинга, игнорируя вопрос, задумчиво:
- Но ответ будет верен. Я могу, не задавая вопроса, сразу взлететь и упасть…
- Твой вопрос!
- Он ничего не изменит. Это Судьба…
- Загадка!
- Тебе так нужна моя гибель? J
- Ты – чудовище! Сколько смертей на Твоем счету?
- Несколько разбойников и сомнительных бродяг. Для паники – вполне достаточно, если оставить в живых кого-то с достаточно хорошей фантазией…
- Но для чего? Чтобы… жить в тиши и покое?
- J Чтобы умереть в тиши и покое. Для нас – это единственный путь, чтобы уйти. Сфинкс, уставший жить, загадывает свою загадку…
- И убивает не давших верного ответа!
- Ты думаешь, тут многие побывали до Тебя? После того, как в городе, дрожа, появился последний из шайки, предпочтя правосудие верной смерти, сюда не пришел никто! Ждали героя! Даже их хваленый царь поджал хвост!
- Он мертв.
Печальная и нежная улыбка Сфинги:
- Я знаю…
- А мне обещана награда.
- Я знаю… - она словно хочет сказать что-то, но только качает головой…
- Так что давай загадывай свою загадку! Почему ты медлишь? Ты – или я… Ты ведь этого хотела?
- Да. Но я больше не хочу умирать… И не желаю Твоей гибели…
- Ты боишься!
- Нет. Просто снова хочу жить.
- Загадка!
- А Ты? Ты не боишься… пожалеть?
- Загадка!!!
- Ну хорошо… Вот моя загадка: утром – на четырех, днем – на двух, вечером – на трех… Что это?
- Так просто! Ты с этим не продержалась бы и дня!
- Ответ!
- На что ты рассчитывала?
- Ответ!!!
- Это и правда самоубийственно! Загадка, известная любому ребенку! …Ты не хотела убивать… Ты просто устала…
- Ответ! Или, клянусь, Ты погибнешь!!!
- А что Ты обещала?
- Я забуду обещание!
- Но теперь Я не хочу Тебя убивать!
- Придется! Ты – или я!
Прыжок. Лицо Сфинги вновь превращается в морду зверя, клыки забирают на волосок от горла воина:
- Ответ!
Воин пытается ослабить хватку.
- Ответ!
Клыки готовы сомкнуться, на лице воина – осознание того, что ему – не вырваться…
- Ответ!!!
- …человек…
Хватка ослабевает. Обратное превращение – и зверь с женским лицом (теперь уже отчетливо с лицом ТОЙ девушки) целует воина крепко, нежно… И чудовище взмывает в небо, чтобы, сложив крылья, камнем рухнуть точно на скалу…
Воин в отчаянии смотрит на окровавленные камни, на изломанное тело. И медленно поднимается по уступам скалы…
Она еще жива. Тело судорожно меняется в человеческое и обратно – в звериное. Она едва шепчет:
- Пожалуйста, спусти меня к ручью…
Воин бережно несет девушку (теперь – девушку) вниз.
Журчит ручей. Тихо поет девушка.
Замолкает, закрыв глаза. Затем:
- Тебе будет так трудно… Судьба… но, чтобы избежать… нет, уже нет…
Начинает новую трель, но голос срывается, и Сфинкс умирает…
…Воин неподвижен, как скала за его спиной. Лишь, словно вода по камню, бегут слезы по его окаменевшему лицу.
Появляется полуслепая согбенная старушка с клюкой. Слабым, дребезжащим голосом:
- Софика, где ты? – жалобно. – Софика, что случилось? – сквозь слезы. – Почему я чувствую …твою смерть?.. Софика? Софика!
Недвижимый Эдип сидит над разбитым телом. Лицо лишено эмоций. Но слезы струятся и струятся…
Поет ручей…
Солнце дарИт последний луч…



Ночь с 29 на 30 июля 2003 г. + 24 февраля 2008 г.


Рецензии