Милле
В 1848 г. Милле выставил в Салоне свою первую картину из крестьянской жизни «Веятель». Не найдя понимания и поддержки в столице, он переехал в 1849 г. в Барбизон. Там, в небольшом домике, в окружении своей многочисленной семьи (от второго брака у Милле было девять детей), в постоянном творческом труде и вечной заботе о куске хлеба прошла вся последующая жизнь художника.
Интерес к природе, возникший в эпоху романтического переворота, вывел на авансцену художественной жизни целую плеяду мастеров, сделавших пейзаж главной темой своего искусства. Непонятые и отвергнутые Салоном, игнорируемые официальной критикой и лишенные зрителя, они уезжают из Парижа и селятся в деревенской глуши. Пейзажный Вифлеем в окрестностях Фонтебло – деревня Барбизон - собрал в общей сложности около полутора десятка художников, но в историю искусства вошли лучшие из них – Руссо, Пенья, Добиньи и Дюпре. Как и большинство барбизонцев, Милле искал поэзию и величие в окружающей действительности. Но для него любовь к природе была неразрывно связана с поиском человеческого, и это привело его к теме, которая стала главной в его искусстве – теме крестьянской жизни. Крестьяне уже много веков «населяли» пейзажи европейских мастеров. Милле ввел в искусство нового героя – крестьянина за работой. В «трудах и днях» сельского жителя увидел художник те подлинные и вечные человеческие ценности, которыми пренебрегал буржуазный век (http://proza.ru/2011/12/22/364). Он выдвинул своего героя на передний план, не скрывая при этом, что труд крестьянина – изнурителен и монотонно однообразен. Монументальные образы Милле впечатляли нравственной силой и одухотворенным величием (http://proza.ru/2011/12/22/354).
Композиции Милле всегда предельно лаконичны. Человеческим фигурам в них отведено главное место. Погруженности в себя, замкнутой отрешенности его персонажей созвучны однообразные печальные просторы полей. Линия, очерчивающая контуры, упруга и пластична. Высокий горизонт и голая скудная равнина призваны были выявить и подчеркнуть рельеф и скульптурную мощь фигур (http://proza.ru/2011/12/22/368). Милле отдавал предпочтение сдержанной палитре, но, умело сочетая краски, достигал гармонии колорита. «Вы видите людей, которые копают и роют землю… время от времени один из них выпрямляется и вытирает лоб тыльной стороной ладони. "Ты будешь есть хлеб свой в поте лица своего"… Разве это веселый, радостный труд, в который некоторые хотят нас заставить поверить? Но в нем для меня заключается настоящая человеческая большая поэзия, - говорил Милле. - …Нужно научиться писать так, чтобы заставить обычное, повседневное служить выражению великого. В этом и заключается истинная мощь». И действительно, большинство картин Милле не просто воспроизводят какую-либо бытовую сцену, а являются формой для выражения общей значительной идеи.
Мало кто из его современников смог оценить истинный смысл и значение новаторства Милле. Жюри и коллекционеры решительно не принимали его героев. Даже Коро признавался, что его пугает эта новизна и он не понимает ее.
Умер Милле в январе 1875 г.
Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100
Свидетельство о публикации №211122200372