Маленькие люди, которых так легко растоптать...

МАЛЕНЬКИЕ ЛЮДИ, КОТОРЫХ ТАК ЛЕГКО РАСТОПТАТЬ,
или
ТЫ СИЛЬНАЯ, СОГРЕЕШЬСЯ САМА


Наверное, если бы я лично не знал эту девушку, то подумал бы, что такого не бывает.

Её зовут Лилия.

Она не была ни моей девушкой, ни моей подругой. Просто знакомая.

Когда я познакомился с нею месяца два назад, то меня больше всего в ней поразили её черты лица и глаза. Очень умные, спокойные глаза... Прямой взгляд этих глаз, распахнутых так, как это бывает только у людей исключительной честности, с сохранённой способностью доверять...
Благородные черты...
Со вкусом нанесённый макияж и тщательно подобранная одежда - всё это наводило на мысль, что это - особенная девушка...
 
Ещё больше я поразился, когда узнал, что эта девушка совсем недавно вышла из мест лишения свободы, где провела пять лет, - от звонка, до звонка. За что - я не знаю. Но какая разница? Важнее ведь, не КАК она туда попала, а - КАКОЙ вышла...
 
А вышла она такой, как я описал выше... Более того: она писала стихи... Когда я читал их, собранных в обыкновенную общую тетрадку, вперемешку с чужими стихами, которые она с тщательностью отбирала среди многих, кочующих годами стихов...
У меня и сейчас перехватывает горло от осознания, что пришлось ей пережить: там, на зоне...
 
"Слишком трудно утонуть в солнце,
И открыть двери туда, где вечер.
Слишком трудно обнять горе,
Как подругу свою, за плечи.
Слишком больно удариться сердцем
О горячую подлость измены.
Слишком долго бегут слёзы,
Обгоняя друг друга по венам...

Слишком горькая ваша правда,
Ваши чувства - слишком бумажны.
Слишком приторна ваша слабость:
О неё вы споткнётесь однажды.
Слишком книжные ваши фразы,
От которых несётся ветер...
Слишком страшно жить, в одиночестве
Провожая нежданный вечер..."
 
- это пока единственный стих, который я успел переписать из той тетради, и выложить в интернет, создав ей страничку на СтихиРу... Но уже и одного этого стиха - достаточно, чтобы иметь представление о её внутреннем мире...

Другие строчки из той тетради мне запомнились и так...:
"Если дали тебе год - значит, парень тебя ждёт.
Если дали тебе два - значит, ждёт тебя вся братва.
Если дали тебе пять - значит, ждёт тебя только мать..."
 
Был там и стих, посвящённый матери... Было много стихов, в которых изливалась её тоскливые мечты о нормальной жизни: любви, семье, детях...
 
Я познакомился с нею, когда она попала в МУ Центр "Преодоление", что на улице Кооперативная, 7а, в Петрозаводске.

И я очень хорошо помню, как она переживала сначала о своём любимом мужчине Диме, которого не взяли на пребывание в тот же Центр, потому что не было мест... Как искала работу, и как однажды с сияющими глазами поделилась со мной радостью, что нашла-таки: уборщицей в супермаркете электроники "КЕЙ"...

Как она преобразилась тогда! Было такое впечатление, будто у неё под одеждой прячутся крылья... У меня сердце тоже пело от радости за неё! Как мало человеку нужно, чтобы его вдохновить...
 
И как мало нужно бывает, чтобы его сломать...
 
Между влюблёнными часто случаются какие-то размолвки, и ссора не обошла и эту пару... Я видел, как они оба тяжело переживали её. Не постороннее это дело: лезть в отношения двоих, - потому и я не скажу, что послужило причиной.
 
А тут ещё Лилию на работе стали "перебрасывать" с участка на участок... Я был у неё на работе, и видел, как она выскребала лестничные пролёты: так, словно хотела сделать их стерильными... Я не забуду тех сияющих глаз, и той любви, которую она вкладывала в то, что делала! Несмотря на ссору с любимым, она держалась молодцом...
И всё же, когда её стали "перебрасывать" на новые участки, то от меня не укрылось, как болезненно она переносила эту, хоть и крошечную, но всё же нестабильность...
 
И однажды она не вернулась домой, в Центр "Преодоление". Её несколько дней не было, и не было никаких вестей.
Руководство Центра приняло решение: "Раз не появляется - значит, есть где жить. А раз так, значит, нужно выписать Лилию Широких заочно". Что и сделали.
Когда через два дня Лилия вернулась в Центр, то только тогда стало известно, где она была всё это время: в больнице.
Когда встал вопрос о том, почему же она не сообщила об этом, - то тогда и всплыло, что она была не просто в больнице... Она пыталась покончить с собой.
Из петли её успели вытащить, и отправили в больницу. Там она узнала, что ещё и беременна...
 
Позвонить, дать о себе знать - у неё не было ни малейших моральных сил... И когда она возвращалась в "Преодоление" - она ещё не знала, что ей теперь больше некуда возвращаться...
 
Но спасти положение ещё можно было: соседки по комнате (хоть и бывшие теперь) дружно заговорили о том, что "Вот, здесь вот можно поставить раскладушку!.. Ну и что, что посреди комнаты! Ну и что, что будет не пройти! Не на улице же ей теперь ночевать??" - все соседки по комнате были единодушны, несмотря на тесноту, и без того превысившую нормы...
 
Но руководство было непреклонно. По одной причине лишь, что от Лили немного пахло алкоголем... И никто из них не вспомнил, что за всё время, что Лилия была в "Преодолении" - она не пила, и была на хорошем счету. Казалось бы: можно бы сделать и скидку???
 
Хлопоты о Лиле перед начальством дали лишь одно: обещали подумать до понедельника. А была пятница... "А пока - пожалуйте на выход!"
И точка.
 
И до понедельника Лиля ночевала на улице. А на улице - уже перевалило за середину ноября...
 
Каждый день эти дни она приходила к Центру, и бывшие соседки по комнате выносили ей горячую еду, чай... Тёплую одежду, сняв с себя, отдали ещё в пятницу...
Ждали понедельника. Лилия алкоголь не пила, как не пила его и до этого (за исключением того раза, в пятницу)... Она держалась, несмотря ни на что, и это радовало. Все надеялись, что руководство Центра смилостивится, и позволит ей остаться, - и вместе с нею с нетерпением ждали понедельника... Все подбадривали друг дружку и её, не допуская и мысли, что её могут не принять, - тем более, что все согласны на тесноту!
 
Но её не приняли.
 
И спустя ещё два дня она, не выдержав холода, выпила, чтоб не чувствовать его так остро...
 
Больше её трезвой не видели.
Работу она, конечно, тоже потеряла.
 
А я - не могу больше об этом молчать. Неужели так трудно протянуть человеку руку???



БРАТИСЛАВ ЛИБЕРТУС
декабрь 2011


Рецензии
Бездушие чинуш - это их суть. Пора нам научиться преодолевать всевластие таких начальников. Люди ведь согласны были на тесноту - приняли бы и не дали бы выгнать - все вместе могли бы как-то противостоять...
Это мечта об оздоровлении нашего общества - всех нас.

Эль Фаустова   06.01.2012 18:22     Заявить о нарушении
Проблема в том, Эль, что не всё так просто. Бомжи - народ подавленный, и начальству легко шантажировать их крышей, которую оно предоставляет. "Не нравится - не держим!" - и выписывают, выбрасывают человека, за малейшее. Просто злоупотребляют властью.

Братислав Либертус Новинки   06.03.2012 10:40   Заявить о нарушении
А больше всего, знаете, накипает, когда читаешь газеты, в котором хвалят руководство этого центра, какие они белые-пушистые-святые, а на самом деле дело обстоит далеко не так. Это просто больно.

Братислав Либертус Новинки   06.03.2012 10:42   Заявить о нарушении
Эль, а Вы проголосуете за меня?
(нет, я не о политике))))

Братислав Либертус Новинки   26.02.2013 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.