Посвящается тебе гл 6 Учительница первая моя

Педагогическое оружие: пистолет Макаренко.

В 1956 году Аля поступила в первый класс четырехлетней школы деревни Шамовка. Два класса четных вела Елена Васильевна, её первая учительница, два нечетных -  Мария Дмитриевна. Первая, дама лет тридцати пяти, была высокой, худой и очень нервной, даже злой. Вторая, старая дева лет пятидесяти, наоборот была очень толстой, флегматичной и какой-то равнодушно отстраненной.

С первых дней в школе Алю водили по всем классам для демонстрации великолепной памяти и выразительного чтения. Она знала наизусть почти всех детских классиков. Мучило только чистописание перьевыми ручками и чернилами. Клякс невозможно было избежать, как не старайся. Первое потрясение случилось во втором классе, которое запомнилось на всю жизнь.

Алю никогда не били, даже старались не ругать. Папа был идолом, большим красивым умным и добрым,к которому она до завтрака забиралась в кровать и требовала почесать спинку.Он очень любил её, даже больше мамы.

Ударили в первый раз её в школе. Однажды утром Мария Дмитриевна, живущая при школе, выстроила всех школьников на утреннюю зарядку. Смешно об этом вспоминать, так как она, при своем огромном животе тоже пыталась достать руками носки ботинок. После окончания оздоровительной процедуры учительница сказала: - Дети, Елена Васильевна задерживается, идите её встречать, - она имела в виду просто выйти за школу на луг и посмотреть.

Елена Васильевна ходила на работу из дальней деревни. Дорога вела ее мимо двухэтажной восьмилетней школы в Брахлове, в которую мечтала попасть, потом вдоль реки, через мост и по лугу к их школе. Всего каких-то пять километров. Дети, немало не сумняшесь, поперлись навстречу. А она все не появляется. В итоге одна группа пошла в ее деревню, а та, в которой была Аля, пошла назад, но все они дошли до двухэтажной восьмилетки, встали перед ней и долго глазели на «высотное» здание. Уже из окон стали выглядывать преподаватели, дело было в сентябре, и спрашивать, чего вам надобно, дети? - Мы встречаем Елену Васильевну! – кричали дети в ответ в 10 часов утра.

Вернулись, когда в родной школе уже шла жестокая расправа. Обе учительницы жутко ругались, потом дошла очередь до учеников. Всех рассадили по местам, и начался допрос с избиением. Кто первым повел?! Кто был первым?!
Елена Васильевна превратилась в злобную фурию, она вымещала свою ярость с полной отдачей: била по щекам, сломала указку о головы, крутила уши, надорвав одному мальчику мочку. Аля наблюдала эту расправу с ужасом, и тут дошла очередь до неё. Учительница, выпучив глаза, стала трясти за плечи, как тряпичную куклу, но уже не била, а, может быть, просто поняла, что Аля теряет сознание.

В этом году Елене Васильевне уже не перевестись в ближнюю к ней школу из-за их вояжа! А детям никогда не забыть звериной злобы их первой учительницы. Скандал был жуткий, но его спустили на тормозах, и они, дети, вскоре оправились от шока. Только некоторые родители посмели поднять свой голос протеста. Алина мама была в их числе. Из-за этого Але уже никогда не стать любимой ученицей, как было до этого случая.

У Елены Васильевны появилась другая любимица, милая и способная девочка. Ее семья приехала из Киева. Уж каким ветром их занесло в деревню, не ведомо, только девочка прекрасно пела и показывала чудеса акробатики. Теперь ее номера были лучшими на концертах, именно ее посылали на всевозможные слеты в районный центр. Аля завидовала талантам девочки. Где-то там, в прошлом, остался тот город, в котором она могла стать пианисткой, художницей, солисткой танцевального ансамбля? Если папа и  думал, что она поздоровеет на деревенской почве, то мечты его не сбылись. Авитаминоз, вечные ангины и «ячмени» на глазах сопровождали его дочь все детство.

В пятый класс Аля ходила уже в ту самую школу восьмилетку, на которую когда-то глазели. Там запомнился учитель немецкого языка. Это был прогрессивный талантливый педагог, работавший даже  за границей. Он отдавался своему делу с душой и вообще был белой вороной среди серой массы преподавателей. Он подготовил несколько песенок и танцев для концерта на немецком языке, и Аля солировала, несмотря на неразвитый слух. Эту песенку она помнит до сих пор.

Ходить в школу по весне было невозможно - через каждые десять метров непреодолимая протока. Все талые воды с луга стекали в наполненную до краев речку, образовывая маленькие и большие непреодолимые топи. Но их преодолевали! Резиновые сапоги не пропускали воду внутрь, но отсыревали изнутри, а кирзовые -  пропускали ее по швам. Пять уроков сидели с мокрыми ногами. Более того, дети ухитрялись нарочно попасть ногами в самое глубокое место, чтобы набрать через голенища ледяной воды, уж тогда их отпускали с занятий. Отсюда и все Алины последующие болезни. Только этот учитель подсказал им приносить «сменку», даже приказал. Он был потрясен тем, что эта ситуация никого не волновала, даже родителей. О «сменке» в то время и слыхом не слыхивали.

В пятом классе у Али обозначилась совсем уж необыкновенная память.
- Почитайте отрывок и перескажите, - давал задание учитель литературы.
И Аля через три минуты тянула руку и пересказывала отрывок в полстраницы слово в слово. Она его как бы фотографировала внутрь себя и спокойно считывала оттуда. Учитель не поверил своим ушам. Задал другой отрывок. Хоть ещё сто, подумала она, и снова пересказала слово в слово. С этого момента учеба в школе стала невероятно легкой, что в последствие сослужит ей плохую службу, да и быть отличницей, значит отличаться от сверстников. Сверстники этого не любили.
В то же время хорошо учиться, не напрягаясь, радостно. Любознательность словно родилась вместе с нею, узнавать каждый день новое об окружающем мире  было очень интересно. Одно осталось загадкой – феноменальная зрительная память. Откуда?!


Рецензии