Общение

Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения. Общение как обмен информацией.
Общая характеристика. Общение это такой вид контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа (в широком смысле). Межличностное общение – это процесс, который осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, предполагает взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникает психологический контакт и определенные отношения между участниками (в узком смысле).
Существует множество теорий, где рассматриваются виды общения. Если за критерий берется содержание процесса, то мы можем выделить следующие виды:
1. Материальное общение – обмен предметами деятельности.
2. Когнитивное общение – обмен знаниями.
3. Эмоциональное общение – обмен эмоциональными состояниями.
4. Мотивационное общение – обмен всеми составляющими мотивационной сферы личности.
5. Деятельностное общение – обмен действиями.
Если за критерий берется мотив общения:
1. Модальное общение – мотивы участников лежат в самом общении.
2. Дигитальное общение - мотивы участников лежат вне пределов общения – инструментальное. Если за критерий берется средство общения:
1. Непосредственное и Опосредствованное.
2. Прямое и косвенное – наличие личного контакта (прямое). Через посредника – косвенное.
3. Вербальное и невербальное.
Если за критерий берется психологическая дистанция между партнерами: соц.-ролевое, деловое, интимно-личностное.
Функции общения: 1. Контактная – установление состояния готовности к приему и передаче сообщения, а также поддержанию взаимосвязи.
 2. Информационная – обмен информацией.
3. Побудительная – стимулирование определенной активности партнера по общению с тем, чтобы он реализовал определенный вид деятельности.
4. Координирующая – осуществление взаимно координирующих действий при выполнении совместной деятельности.
5. Функция понимания – адекватное понимание друг друга.
 6. Эмотивная – благодаря общению мы можем изменять и создавать определенные эмоциональные состояния у себя или у партнера.
7. Функция установления отношений – благодаря общению каждый из нас может осознавать и фиксировать свое место в системе отношений. 8. Функция оказания влияния – мы можем менять поведение, мнение, установки партнера.
Стороны общения: коммуникативное (обмен информации); интерактивное (обмен действиями) и перцептивное (восприятие).
Кооперативное общение (между участниками):
1. изучение включенное; 2.анализ вклада в достижение результата.
Конкуренция:
1.противостояние между участниками;
2. конфликтное взаимодействие.
Функции общения по Добровичу:
1. Регуляция совместной деятельности.
2. Общение как инструмент познания.
3. Общение как первоначальный инструмент формирования сознания.
4. Общение возникает как средство самоопределения личности.
Структурный анализ общения: Аналитическая модель процесса общения выявляет три взаимодействующие стороны:
1. Коммуникативная сторона – обмен информации.
2. Интерактивная сторона – общение как взаимодействие.
3. Перцептивная сторона – восприятие и понимание партнерами друг друга. Один на один - более подробно.
Специфика человеческой коммуникации:
 А) Субъект субъектный процесс – в человеческом общении идет активный обмен информации, информация не просто передается и принимается, но и развивается, то есть формируется, меняется. Активная обратная связь.
Б) Взаимовлияние партнеров – воздействие.
В) Партнеры в условиях успешной коммуникации должны обладать общим пониманием ситуационного контекста.
Г) Существование особых человеческих коммуникативных барьеров:
- Социальный коммуникационный барьер – сам факт принадлежности к той или иной социальной группе может способствовать или не способствовать к коммуникации.
- Психологический коммуникационный барьер – индивидуально-психологические характеристики партнеров.
Д) Особенности поведения в акте общения – утаивание некоторой информации от партнера, то есть ее дозирование.
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона).
Обмен между собой различными представлениями, идеями, установками, интересами, настроениями, чувствами и т.д. – все эти процессы коммуникации можно рассматривать как обмен информацией. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Необходимо четко расставить все акценты и выявит специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.
1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличии от простого движения информации между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и  партнера, он не может рассматривать его как некий объект.
2. Характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, то есть знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в чисто информационных процессах.
3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. «Все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами.
 4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят психологический или социальный характер. С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить более чисто выраженный психологический характер: А) Застенчивость, Б) Неприязнь и отторжение.
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие: А) Активация – побуждение к действию в заданном направлении, Б) Интердикция – не допуск к какому-то действию. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.
Вербальные и невербальные средства коммуникации.
Структура коммуникативного акта. Яноушек –
1ая модель. К – коммуникатор (передатчик информации) – он инициирует коммуникацию и определяет модель коммуникативного акта. 2-ой компонент – сообщение (С), в структуру сообщения входит такая информация, которая передается (текст, невербальные компоненты). Сообщение – это любая передаваемая информация. 3-ий компонент – реципиент (Р) – принимающее устройство в данной модели. К-С-Р – Однонаправленная, последовательная передача информации. Однако эта модель не раз модифицировалась.
2-ая модель – отслеживания передачи смысла сообщения. Коммуникатор обладает интенцией (намерения) к передаче некоторого смысла, смысл открыт только коммуникатору, следовательно, его нужно облечь в какую-то форму, а именно в текстовую, что называется процессом кодирования. Текст – итог кодировки. Принимающий осуществляет процесс декодирования (раскрывает смысл).
3-я модель сугубо прикладная, предложенная Лассуэлом (журналистом). Он изучал воздействие средств массовой информации на людей. Модель: существует коммуникатор,         (кто), существует сообщение или текст (что), существует способ (как) – канал передачи сообщения, существует реципиент (кому) – это аудитория, и последнее – с каким эффектом было передано сообщение – эффективность воздействия.
Характеристики, влияющие на эффективность коммуникации.
Характеристики Коммуникатора. 
А) коммуникатор должен быть привлекателен.
Б)  коммуникатор - должен заслуживать доверия (эксперт), высокая скорость и прямой стиль речи, использование контакта глазами с аудиторией – такой коммуникатор воспринимается более кредитным (привлекательным).
В) коммуникатор должен восприниматься аудиторией как человек, который подчеркнуто не показывает своего интереса, а излагает все достаточно отстраненно. Отечественные наработки в этой области. Способы личного включения в контакт, который характеризует коммуникатора.
1) Авторитарный способ включения – коммуникатор вытесняет из сознания реципиента его собственное содержание и заменяет их своими. Пример, лекции; реклама – ситуация опосредствованного воздействия, но авторитарная. Эффективность такого воздействия – позволяет достичь быстрого эффекта, но продолжается не долго. Подобные способы позволяют передать больше информации за короткий срок.
2) Диалогическое включение (на равных). Подобное включение ограничено в своем объеме участников. Организация: круговое размещение, где предлагается обсуждение, а не монолог. коммуникатор - к его высказываниям предъявляется требование персонификации:
А) Коммуникатор беспрепятственно выражает свои мысли, не скрывает свою точку зрения на высказывание;
Б) Коммуникатор – не является закрытой фигурой для участников обсуждения. Эффект  отсрочен, но более длителен.
3) Конформное включение – отсутствие воздействия.
Характеристика реципиента.
1) Хорошее настроение – методом ассоциации он проектирует это настроение на предлагаемую информацию.
2) Обращение к личным проблемам реципиента и обращение к его страху.
3) Возраст реципиента является фактором влияющим на эффект воздействия (чем он младше, тем проще).
4) Степень согласия аудитории с предлагаемым суждением (плоскостное преподавание или объемное, глубокое обсуждение темы). Существует два вида направленности канала передачи информации:
1. Аксиальная направленность – передача «Коммуникатора» к единичному реципиенту – диадическая модель.
2. Ретиальная направленность – от «Коммуникатора» к аудитории.
Характеристика сообщения – порядок, последовательность предъявления информации, а также первичность как наиболее убедительная и эффективная информация.
Невербальная коммуникация. Это обмен невербальными сообщениями и их интерпретация в данной ситуации. Характеристика: неоднозначность интерпретаций; специфика: ситуативность невербальной коммуникации – невербальные сообщения отражают актуальное состояние человека и относятся к конкретной ситуации; невербальные сообщения синтетичны – воспринимаются цельно, слитно; спонтанность – непроизвольный преобладает над произвольным компонентом; процесс обучения происходит стихийно. Функции невербальной коммуникации делятся на две группы:
1группа: Самостоятельные функции невербальных сообщений.
1. Невербальные сигналы (сообщения) несут информацию о личности коммуникатора:
а) характеристики темперамента,
б) эмоциональное состояние,
в) особенности самооценки коммуникатора.
2. Невербальные сигналы несут информацию о социальном статусе.
3. Невербальные сигналы несут информацию о коммуникативной компетентности.
4. Невербальные сигналы несут информацию об отношении участников коммуникации друг другу: а) степень заинтересованности,
б) степень желательности,
в) степень дистанции,
г) динамику отношений.
2гуппа функций.
1. Функция дополнения - дублирования, усиления.
2. Функция опровержения вербальных сообщений.
3. Функция замещения вербальных сообщений.
\4. Функция регулирования разговора – заинтересованность или незаинтересованность.
Структура Невербальной коммуникации.
Виды невербального поведения:
1. Оптическая система – мы воспринимаем область невербального проявления – кинетика –
а) выразительные движения (мимика, жесты, поза и т.д.),
б) строение лица и тела – физиологическое строение.
2. Акустическая – мы улавливаем невербальные проявления – экстралингвистика (просодика), не речевые включения в речь (темп речи, тембр и т.д.)
3. Тактильно-киностезическая – такесика – прикосновение: а) динамические, б) статические.
4. Ольфакторная – воспринимаемые запахи: а) тела, б) косметики.
5. Проксемика – пространственно-временные компоненты общения, то есть дистанция общения, расположение партнеров друг относительно друга во время общения, персональное пространство.
Общение как взаимодействие.
В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействия. Основной идеей осуществления такого описания – было фиксирование некоторых компонентов взаимодействия: люди, их связь, взаимодействия друг на друга и, как следствие, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.
Примером того, как реализовывалась эта идея, может служить теория Парсонса, в которой была предпринята попытка, наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них в последствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: 1. Деятель. 2. «Другой» (объект, на который направлено действие). 3. Нормы (по которым организуется взаимодействие). 4. Ценности (которые принимает каждый участник). 5. Ситуация (в которой совершается действие). Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении другого деятель развивает систему ориентаций и ожиданий, которые определены как стремлением  к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Критика. Методологически некорректным здесь явился сам принцип – выделение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия. При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, так как она задается содержанием социальной деятельности в целом.
Другая попытка построить структуру взаимодействия, связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит (Щепаньский). Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:
1. Пространственного контакта.
2. Психического контакта (взаимная заинтересованность).
3. социального контакта (совместная деятельность).
4. взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера»).
5. социального отношения (взаимно сопряженных систем действий). Однако и данная схема не снимает предшествующей погрешности.
Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе – направлении, предлагающего регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуации и стиля взаимодействия. С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Позиция Ребенок может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо». Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, то есть совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.
Общение как межличностное восприятие.
Большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Механизмы взаимопонимания в процессе общения.
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных (Рубинштейн). Следовательно, в эти процессы «чтения» включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.
Термин идентификация, буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснении его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется ввиду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмоциональная природа ее как раз проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».
Впрочем, оба случая требуют решения одного вопроса: как будет тот «другой», то есть партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является  воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя».
Часто восприятие человека человеком называют социальной перцепцией.
Н.Р. Битянова определяет социальную перцепцию как восприятие внешних признаков человека,  соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.  Социальную перцепцию нельзя рассматривать как чисто когнитивный, «рациональный» акт запечатления внешних свойств воспринимаемого человека. В ней обязательно присутствуют и оценка другого, и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать поведение, создание собственной стратегии поведения.
Можно так же выделить четыре основные функции социальной перцепции:
1. познание себя;
2. познание партнера по общению;
3. организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
4. установление эмоциональных отношений.
Социальная перцепция рассматривает процессы и эффекты построения образов участников общения, процессы социальной рефлексии, процессы формирования социальных стереотипов и формирования объяснительных моделей коммуникации. Выделяются два главных аспекта изучения процесса социальной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а второй – с анализом механизмов межличностного отражения.
Существует ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека, позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.
Механизмы социальной перцепции. Можно говорить о существовании механизмов, обеспечивающих познание и понимание другого человека, самого себя в процессе общения с ним, и обеспечивающих прогнозирование поступков партнера по общению.
К механизмам познания и понимания относятся, прежде всего, идентификация, эмпатия и аттракция.
Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. . при идентификации с другим усваиваются  его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, должен был себя вести в данной ситуации тот человек, с которым он идентифицируется.
Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.
Аттракция («привлечение») может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию по отношению к нему привязанности, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.
Механизм самопознания в процессе общения  получил название социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить,  как он воспринимается партнером по общению. Важно подчеркнуть, что полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по общению.  Залог познания себя – это открытость другим людям.
Обращаясь к третьей группе механизмом социальной перцепции, обеспечивающих прогнозирование поведения партнера по общению, выделим наиболее важный, можно даже сказать универсальный механизм интерпретации поступков и чувств другого человека – механизм каузальной атрибуции.
В процессе общения человек никогда или почти никогда не обладает полной информацией  о причинах поведения партнера. В условиях дефицита такой информации индивиду ничего не остается делать, как формировать свой прогноз на основе предположения о возможных причинах, иначе говоря, осуществлять приписывание другому определенных мотивов и оснований тех или других действий и реакций.  Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-либо другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.  Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социально  «желательности» или «нежелательности».
В других работах было показано, что характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Келли выделил три таких типа:
1. личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок);
2. объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие);
3. обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).
Исследователи выявили ряд закономерностей, в соответствии с которыми разворачивается каузальная атрибуция.
Например, успех  люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Что  касается приписывания ответственности за поведение, то общая закономерность  состоит в том, что по мере роста тяжести случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и объектной к личностной атрибуции. Важную роль при восприятии человека играет та установка, те сведения, которые имеются у воспринимаемого относительно того, кого воспринимают. (эксперименты Бодалева, когда показывают двум группам одну и ту же фотографию, в одном случае говоря, что на фото – преступник, а в другом – что великий ученый).
Особенно значительна роль установки при формировании первого впечатления.
Что касается первого впечатления, то в литературе описаны три наиболее типичных схемы формирования первого впечатления. Каждая схема запускается определенным фактором, так или иначе присутствующим в ситуации знакомства: фактором превосходства, фактором привлекательности партнера и фактором отношения к наблюдателю. Первая схема социального восприятия начинает работать в ситуации неравенства партнеров (когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него показателю). Суть происходящего дальше состоит в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, тем меньше надо для запуска этой схемы.
Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне привлекательного человека люди тоже склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.
Третья схема восприятия партнера запускается его отношением к нам. Ошибка восприятия состоит в данном случае в том, что людей, которые хорошо к нему относятся или разделяют какие-то важные его идеи, человек склонен оценивать выше и по прочим показателям.
Исследования выделили различные эффекты при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких эффекта: «эффект ореола» («галоэффект»), «эффект новизны и первичности» и «эффект (явление) стереотипизации».
Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке категоризируется определенным образом, а именно – накладывается тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
Эффекты первичности и новизны касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется при восприятии незнакомого человека в том, что более ранняя информация, полученная о нем, преобладает при его последующем восприятии. Эффект новизны проявляется при восприятии знакомого человека в том, что наиболее значимой при его восприятии будет более новая информация о нем.
Конфликт – это обострение отношений, когда позиция и цели сторон являются несовместимыми.
Структура конфликта:  участники, ситуация, образы конфликтной ситуации, действия участников, исходы конфликтных действий.
Динамика конфликта: 1. Возникновение конфликтной .ситуации; 2. Осознание; 3. Переход к конфликтному поведению; 4. Разрешение конфликта.
Функции конфликта: конструктивная и деструктивная. Они реализуются вместе.


Рецензии