Синайская война. Гл. II

Синайская война началась 29 октября 1956 г. Продолжалась она всего семь дней и по времени частично совпала с англо-французской военной компанией. Однако это было чисто временное совпадение. Хотя и согласованное. Задачи у стран были абсолютно разными.

Израиль нанёс превентивный удар с целью предотвратить готовящееся вторжение Египта и подавить террор фидаюнов. Англия и Франция инициировали свою военную акцию в ответ на «самоуправство» президента Насера.

Он, как известно, в одностороннем порядке, без всякой компенсации экспроприировал Суэцкий канал, который с 1880 г. принадлежал частной «Всеобщей компанией Суэцкого канала» со смешанным англо-французским капиталом. В СССР в те годы эту войну называли не иначе, как англо-франко-израильская агрессия против свободолюбивого народа Египта.
               
У Израиля в Синайской войне были три чётко сформулированные цели.
 
1. Предотвратить нападение Египта, войска которого практически уже были сконцентрированы на плацдарме Синайского полуострова.

2. Уничтожить базы террористов в секторе Газа на границе с Египтом.
 
3. Открыть Элатский залив для израильского судоходства.

Днём 29 октября четыре лёгких израильских самолёта на бреющем полёте пролетели над воздушными линиями связи египтян на Синайском полуострове. Крыльями и лопастями моторов они оборвали провода, нарушив связь между подразделениями египетской армии.

А в ночь на 30 октября у восточного входа в ущелье Митла 16 транспортных самолётов «Дакота» высадили 400 десантников батальона подполковника Рафаэля Эйтана, «Рафуля», будущего начальника Генштаба. Захват ущелья обеспечивал практически свободный выход к Суэцкому каналу.
 
АОИ применила в тот раз совершенно неожиданную тактику. На первый взгляд она противоречила всякой военной логике и выглядела, вроде бы, абсурдной. Действительно, заброска десанта с ограниченным запасом боеприпасов и продуктов питания в глубокий тыл противника выглядела, по меньшей мере, безрассудно.

Однако ювелирный расчёт Генштаба в сочетании с мужеством, инициативой и профессионализмом офицеров и солдат позволили добиться убедительного успеха. Потом эту военную операцию израильтян изучали и проигрывали в штабах многих армий мира.

Из-за нарушения связи египтяне узнали о высадке десанта только к утру, когда десантники Эйтана уже подготовили свои позиции к бою. Против них был брошен только один пехотный батальон, находившийся поблизости от ущелья.

 Несколько атак арабов с большими для них потерями были отбиты. Командир атакующего батальона толком даже не знал, какие силы ему противостоят. Да и действовал он крайне нерешительно. В результате бойцы  «Рафуля» без особых потерь держали оборону.
 
Тем временем 202-я воздушно-десантная бригада под командованием полковника Ариеля Шарона совершила, казалось бы, невозможное. За 28 часов она пересекла пески южной оконечности пустыни Негев и почти весь Синайский полуостров. По пути бригада уничтожила укреплённые позиции арабов в поселениях Аль-Кунтилле, Ат-Тамаде и Нахле. В 22 часа 30 октября 1956 года она соединилась со своим передовым батальоном.
 
Молниеносный бросок бригады Шарона, стойкость и мужество десантников позволили израильским войскам захватить всю восточную часть ущелья Митла. Это означало, что практически весь юг Синайского полуострова перешёл под контроль Израиля.

Войска АОИ находились всего в 70 км от Суэцкого канала. На следующий день в нарушение приказа Генштаба два батальона десантников вошли в ущелье Митла. Но там их ждала засада. После короткого боя израильтяне отступили.

Вот тут-то и проявились не самые лучшие черты характера, бесспорно, очень талантливого и смелого военачальника. Было задето самолюбие Шарона, и он решил реабилитировать себя.

Перегруппировав силы, Ариель Шарон отдал приказ взять ущелье. Приказ был выполнен, но большой ценой. Погибло 40 солдат и офицеров. После чего последовал ещё один категорический приказ. На это раз уже начальника Генштаба. Он приказал Шарону  остановить дальнейшее продвижение бригады.

30 октября АОИ начала наступление на центральном участке приграничной с Египтом зоны. Здесь на стратегических высотках египтяне создали мощный укрепрайон с разветвлённой эшелонированной обороной. С минными полями, рвами и проволочными заграждениями.

Дивизия полковника Иегуды Валаха попыталась было сходу прорвать оборону противника. Однако успеха не добилась. Понеся серьёзные потери, Валах запросил подкрепления.

На помощь пришла 7-я бронетанковая бригада под командованием 30-ти летнего Ури Бен-Ари. Израильские танки, пройдя по каменистому ущелью Дайка в районе поселения Абу-Агейла, зашли в тыл оборонявшимся египетским войскам. До этого ущелье считалось совершенно непроходимым для бронетехники. Танки врага у себя за спиной повергли буквально в шок египетских командиров и солдат. Для них они явились полной неожиданностью.

Танковый удар был насколько неожиданным и мощным, что моральный дух защитников укрепрайона был моментально сломлен. А вместе с ним тут же рухнула и оборона. Сопротивление оказала только бронетанковая бригада египтян.

Именно здесь развернулось самое крупное за всю Синайскую компанию танковое сражение. Бой продолжался почти весь день. Закончился он полным разгромом египетской бригады. Она потеряла почти все свои танки. А уцелевшие оказалась в кольце окружения. Укрепрайон капитулировал.

Отсутствие надёжной связи опять сыграло с Генштабом египетской армии злую шутку. Там узнали о том, что войсковой группировке в районе Абу-Агейла приходится туго тогда, когда ей, по правде сказать, уже было относительно хорошо. К этому времени египетские командиры и солдаты, побросав оружие, сдалась. Жизнь их уже была вне опасности. И максимум, что им грозило, так это израильский плен.
 
Генералы Генштаба египетской армии, получившие запоздалую информацию о состоянии дел на фронте, разумеется, не могли оставить своё окружённое войско на растерзание евреев. Они сгоряча бросили на выручку 4-ю танковую дивизию. Но очень скоро поняли, что сделали это зря.

Израильские штурмовики обнаружили колонну египтян уже на марше, и нанесли массированный удар. Оставив на шоссе Ниццана – Исмаилия более 90 единиц бронетехники, жалкие остатки дивизии развернулись и на полном ходу «драпанули» назад в район Исмаилии. Танки бригады Бен-Ари преследовали их почти до самого Суэцкого канала. В итоге вся центральная часть Синайского полуострова оказалась в руках израильтян.

В течение всего дня 30 октября в небе Синая происходили воздушные бои. На стороне египтян в них участвовали и советские пилоты. Тем не менее преимущество израильской авиации было подавляющим.

Ещё в первый день Синайской войны Великобритания и Франция в ультимативной форме обратились к Израилю и Египту с требованием обеспечить безопасность судоходства по Суэцкому каналу.

Согласно выдвинутому ультиматуму войска воюющих стран не должны были приближаться к каналу на расстояние менее чем 10 миль. Египет отказался вывести свои войска из запретной зоны.

31 октября, после того как истёк срок ультиматума, английская и французская авиация нанесли бомбовые удары по военным объектам египтян. Главным образом по военным аэродромам. Практически все взлётно-посадочные полосы были уничтожены. На этом воздушные бои прекратились.

В ночь на 1 ноября 1956 года группировка АОИ под командованием генерала Хаима Лескова лобовым ударом прорвали линию обороны египтян в районе города Рафах-Ям. В это же время танковая бригада Хаима Барлева и элитная бригада десантников «Голани» с юга вошли в сектор Газа.

Египетские командиры запаниковали и отдали приказ на отступление. Деморализованные войска бросилось врассыпную. Часть их стало уходить звериными тропами на юг. Те, что замешкались, попали в плен.

Как ни пародоксально, но израильское командование благодаря своей разведке знало Синайский полуостров лучше, чем египтяне, владевшие Синаем с XIX века. По этой причине многим арабским солдатам и офицерам далеко уйти не удалось. Они тоже оказались в еврейском плену. Собственно вся египетская дивизия в секторе Газа угодила в «котёл» и практически целиком была пленена израильтянами.

1 ноября командование египетской армии отдало приказ о тотальном отступлении своих войск с Синайского полуострова. Египет готовился к отражению вторжения англо-французских сил. Получив такой неожиданный приказ, командиры опять запаниковали.

Как хорошо известно паника – вещь очень заразная. Она тут же охватила всю египетскую группировку войск в Синае. Отступление превратилось в паническое бегство. Арабы без боя бросали тяжёлую и не очень тяжёлую технику, боеприпасы и амуницию.

Израильские войска, не давая передышки, преследовала противника почти до самого берега Суэцкого канала. В соответствии с условием англо-французского ультиматума они остановились только в 10 милях от него.

В течение двух последующих дней 2 и 3 ноября АОИ подавила все очаги сопротивления в секторе Газа и на Синайском полуострове. После чего Генштаб изменил направление главного удара. Он был перенацелен на побережье Тиранского пролива.

Ключом к нему являлось в то время небольшое поселение Шарм аш-Шейх (в переводе с арабского – залив шейха). Невдалеке от него действительно находится могила какого-то святого арабского шейха.

Городок расположен на юго-восточной оконечности Синайского полуострова на берегу уютной бухты. Теперь – это престижнейший международный курорт, а в 1956 году здесь находился даже не городок, а просто редко заселённый кусок земли, на котором египтянами соорудили мощную линию обороны.

Выполнение задачи по завоеванию ключа к проливу было поручено 9-й десантной бригаде под командованием полковника А.Иоффе и уже известной 202-й бронетанковой бригаде Ариеля Шарона. К цели войска двигались по двум направлениям. Десантники – с северо-востока. Танки Шарона – северо-запада.

 Парашютисты бригады Иоффе десантировались в районе городка Ак Туре. За трое суток по полному бездорожью десантники прошли на бронемашинах более 400 км вдоль Эйлатского залива, и сходу атаковали гарнизон Шарм аш-Шейх.

Небольшой населённый пункт был превращён египтянами в мощную крепость. Лобовым ударом взять её не удалось. Завязался затяжной бой. В это время танковая колонна полковника Шарона на предельной скорости двигалась вдоль побережья Суэцкого канала. Поспела она вовремя. После мощного броневого удара исход боя был решён. Защитники  шарм аш-шейхской крепости подняли белый флаг капитуляции. Контроль над Тиранским проливом перешёл в руки израильтян.

В Синайскую кампанию бои происходили не только на суше и в небе. Велись они и на море. По крайней мере, один такой морской бой в историю попал. Вот его краткое описание.

Глубокой ночью 31 октября эскадренный миноносец египтян «Ибрагим Эль-Аваль» встал на рейде вблизи хайфского порта и обрушил на город шквал снарядов. В воздух тут же были подняты два израильских штурмовика. Они атаковали египетский эсминец.

Несколько снарядов попали в цель. Корабль потерял ход, и тут же поднял белый флаг. На этом морское «сражение» закончилось. К «Ибрагиму Эль-Авалю» подошли два израильских миноносца «Эйлат» и «Яффа». Они взяли на буксир египетский корабль.

Так с белым флагом на мачте и пленённым экипажем на борту он был отбуксирован в хайфский порт. Там египетский миноносец и простоял под арестом несколько месяцев. После заключения перемирия корабль вместе с его командой был возвращён Египту.

5 ноября 1956 г. военные действия на Синайском полуострове завершились полной победой Израиля. Все три цели, поставленные перед АОИ, были достигнуты. Израильская армия под командованием начальника Генштаба Моше Даяна захватили весь Синайский полуостров. В ходе семидневных боёв все базы террористов и аэродромы египтян в Синае были уничтожены. Израильские войска занял полосу Газы на севере полуострова и побережье Тиранского пролива в районе Шарм аш-Шейх – на юге.

Что касается англо-французских сил, то они успели занять только северную зону Суэцкого канала. Под сильнейшим политическим давлением со стороны США, СССР и блока неприсоединившихся стран Англия и Франция вынуждены были остановить военные действия против Египта. 7 ноября 1956г. было подписано соглашение о прекращении огня.

А вот печальные итоги этого военного инцидента. В ходе войны погиб 171 солдат и офицер АОИ. 817 военнослужащих было ранено. Четыре солдата попали в плен. Египет потерял убитыми и раненными более 2 тысяч офицеров и солдат. 6 тысяч человек попало в плен.

Позже их всех обменяли на 4-х израильских солдат,  т.е. по полторы тысячи арабов за одного еврея. Вот примерно в такой пропорции арабские радикалы и сегодня оценивают арабскую и еврейскую жизнь. За одного похищенного солдата или мирного гражданина Израиля они требуют освобождения из израильских тюрем тысячу - полторы своих террористов.

В той войне Египет потерял значительную часть своего вооружения, закупленного в кредит в Чехословакии. Точнее сказать, у СССР. АОИ захватила в качестве трофеев около тысячи единиц боевой техники. В том числе танки Т-34, самоходные орудия СУ-100, грузовики ЗИЛ и многое-многое другое. Египетская армия лишилась огромного количества стрелкового оружия, боеприпасов и военной амуниции.
 
Среди целей Синайской кампании не значился захват египетских территорий. Однако 7 ноября 1956 года в день подписания соглашения о прекращении огня премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион сделал несколько неожиданное для мировой общественности заявление.

В частности он сказал, что своей агрессивной политикой Египет грубо нарушил почти все пункты соглашения о прекращении огня 1949 года. Тем самым похоронил его. А потому, оговоренная в нём линия размежевания между Египтом и Израилем, потеряла своё юридическое значение.

Это заявление здорово осложнило международное положение еврейской страны. Произошёл тот редчайший случай, когда две разнополюсные мировые державы США и СССР единым фронтом выступили против Израиля.

Буквально за несколько часов до начала боевых действий, 29 октября 1956 года, личный посланник президента США передал Д. Бен-Гуриону письмо, в котором Д.Эйзенхауэр просил после ликвидации баз террористов вывести все израильские войска с Синайского полуострова.

 Бен-Гурион на письмо не ответил, что вызвало возмущение президента. Последовала мгновенная реакция. На завтра, 30 октября, представитель США в ООН на заседании Совета Безопасности предложил резолюцию «о немедленном прекращении огня и отводе израильских войск на линию перемирия 1949 года». Однако резолюция не прошла. Англия и Франция наложили вето. И всё же 2 ноября США удалось провести подобную резолюцию на срочно созванной Генеральной Ассамблее ООН.

СССР предпринял против Израиля ещё более радикальный демарш. Председатель Совета Министров СССР Н. Булганин направил Д. Бен-Гуриону резкую ноту. По-существу то был ультиматум. Среди прочего в нем говорилось: «…действия израильского правительства ставят под вопрос сам факт существования Израиля, как суверенного государства».

 И далее «…правительство СССР готово разрешить выезд своим добровольцам в зону военного конфликта». Иными словами Советский Союз пригрозил, что если правительство еврейской страны и дальше будет проявлять строптивость, то «большой брат» арабов направить в Египет свои регулярные воинские подразделения.

Такому беспрецедентному шантажу двух великих держав Израиль, разумеется, долго противостоять не смог. 8 ноября на заседании правительства было утверждено компромиссное заявление. Представитель Израиля в ООН Абба Эвен зачитал его на очередном заседании Совета Безопасности.

Вот суть этого меморандума: «…Правительство Израиля выражает готовность вывести свои войска с территории Синайского полуострова после того, как будут закончены соответствующие приготовления и в зоне Суэцкого канала будут размещён международный контингент вооружённых сил под эгидой ООН…»

В результате длительной политической борьбы и закулисных интриг Израиль вывел свои войска с Синайского полуострова. Полосу Газа и Шарм аш-Шейх заняли силы ООН. В соответствии с решением Совета Безопасности они должны были предотвращать рейды террористов с территории Синая и гарантировать свободный проход израильских судов через Тиранский пролив.

В одном из меморандумов было зафиксировано официальное заявление израильского правительства, в котором среди прочего отмечалось, что возобновление блокады водных путей будет расценено Израилем, как казус Белли, т.е. законный повод к началу войны.

8 марта 1957 года израильские войска вышли с Синайского полуострова и сектора Газаы. Собственно этими событиями и завершилась Синайская военная кампания. Или, как её называют историки, вторая арабо-израильская война.


Рецензии