Главы из книги Язык Богов

Часть IV
Культура узора
Мозг человека – универсальный «компьютер». Вся информация, которую получает человек, поступает в мозг для переработки в форме знаков и символов. Любое затруднение в получении этих знаков вызывает информационные сбои и нарушения в работе биологического организма.
Знаки, информирующие человеческий мозг, сформировались задолго до возникновения искусства и даже культуры. Они пришли к нам из глубин тысячелетий, регулируя процессы развития. А позднее став основой сакральной письменности,  и в дальнейшем, письменности вообще. Благодаря им у нас есть и культура и искусство.
Эти знаки в бронзовом веке изображались на камнях, наносились на орудия труда и охоты, на тело человека, вышивались на одежде и вывязывались узлами.  Они были распространенны на территории Евразии до 13 века нашей эры, а в последующем были переработаны и приспособлены христианским искусством. Они стали основой всех орнаментов, своеобразным каркасом.
Это руны.

Традиционно считается, что руны — письменность древних германцев. Употреблялись с I — II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X—XIII век в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна вплоть до XIX века.
После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей (сформировавшейся на их основе. Прим.авт). С XX века их снова стали использовать для гадания и в качестве символики.
Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем ru («тайна»). Всего было обнаружено около 5000 рунических надписей, большая часть из которых в Швеции.
 На территории Руси в средние века руны имели широкое распространение и использовались в быту и как сакральная символика. Но их история уходит корнями в более древние времена.
 
История происхождения рун

Это фрагмент «Речи Сигрдривы».

«14
Стоял на горе
в шлеме, с мечом;
тогда голова
Мимира молвила
мудрое слово
и правду сказала,
[Мимир – голова великана, оживленная Одином в обмен на его глаз и помещенная им в пещеру, где сберегала источник мудрости. С ней советовался Один. В поэме А.С.Пушкина та же голова богатыря хранит волшебный меч и дает богатырю советы].
15
что руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез,

16
лапу медведя
и Браги язык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,

17
стекло и золото
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи веселья,
железо Гунгнира,
грудь коня Грани,
ноготь норны
и клюв совиный.

18
Руны разные
все соскоблили,
с медом священным
смешав, разослали,-
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих.
Есть трактовка, по которой к каждой фразе относится определенная руна. Например  к фразе «руны украсили щит бога света» относят руну Одал – род, наследство, а «санный подрез» - руна Иса.
Я бы отнесла этот отрывок к описанию происхождения рун. Нужно только приглядеться, прислушаться и знание откроется.
Истина всегда лежит на поверхности, не надо ничего усложнять.
Это фрагмент «Речи Высокого», где описана история познания рун.
• «Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
• Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их, поднял -
и с древа рухнул.
• Девять песен узнал я
от сына Бёльторна,
Бестли отца,
меду отведал
великолепного,
что в Одрёрир налит.
• Стал созревать я
и знанья множить,
расти, процветая;
слово от слова
слово рождало,
дело от дела
дело рождало.
• Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасил,
а создали боги
и  Один их вырезал». [21]

Далее: « Речь Сигрдривы»:
«Руны разные
все соскоблили,
с медом священным
смешав, разослали,-
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих».
Интересен следующий факт – в бурятско – монгольском эпосе Гэсэр тоже девять славных ветвей – песен.
«У священного дерева
Девять длинных ветвей.
Сказ про дело Гэсэрово –
Тоже девять ветвей».
Гэсэр. Запев.
Далее в скандинавском «Прорицании вёльвы»:
«В начале времен
не было в мире
ни песка, ни моря,
ни волн холодных.
Земли еще не было,
и небосвода,
бездна зияла,
трава не росла».
И «Гэсэр» о начале мира:
«Это было, когда начало
Изначальное расцветало;
Загоралось первое зарево
Созидалось первое марево;
Не всходила ещё трава,
Не звучали ещё слова
В первый раз поведанной былью,
И была ещё легкоё пылью
Наша твердая мать Земля,
А могущественная змея
Безобидным была червяком…
Пребывало в недвижной мгле
Всё, что ныне растет на земле…»
«Ветвь первая. Истоки людских судеб.
Когда это было».
«Прорицание вёльвы»:
2
«Великанов я помню,
рожденных до века,
породили меня они
в давние годы;
помню девять миров
и девять корней
и древо предела, [мировое древо, прим. авт.]
еще не проросшее.
3
В начале времен,
когда жил Имир,
не было в мире
ни песка, ни моря,
земли еще не было
и небосвода,
бездна зияла,
трава не росла».
Все те сказания, которые мы читаем теперь – произведения более поздние, нежели описанные в них события, а значит додуманные и преукрашенные.
 «Песня о богах и героях, условно объединяемые названием «Старшая Эдда» (название «Эдда» было дано в XVII веке первым исследователем рукописи, который перенес на нее наименование книги исландского поэта и историка XIII века Снорри Стурлусона, так как Снорри в рассказе о мифах опирался на песни о богах. Поэтому трактат Снорри принято называть «Младшей Эддой», а собрание мифологических и героических песен – «Старшей Эддой». [24]
В их основе лежат древние знания о мире и его законах, передававшиеся из уст в уста тысячелетия. И скандинавские эдды, и бурятский эпос и все остальные мифы, саги и сказания  имеют одни общие корни и повествуют об одних и тех же событиях в жизни человечества.
«Прорицание вёльвы»:
 «3
В начале времен,
когда жил Имир,
не было в мире
ни песка, ни моря,
земли еще не было
и небосвода,
бездна зияла,
трава не росла.
«Бримир – то же, что Имир (древнейший из великанов». [24]
4
Пока сыны Бора,
[Бор – Борей северный ветер, в греческой мифологии сыны Борея – Боги. Прим. авт.]
Мидгард создавшие
великолепный,
земли не подняли,
солнце с юга
на камни светило,
росли на земле
зеленые травы.

С южной стороны острова Немецкий Кузов  в Белом море голова Одина или великана Мимира? Циклопы по Греческой мифологии тоже имели один глаз.
В 5 песне сказано:
только из золота, —
пока не явились
три великанши,
могучие девы
из Ётунхейма.
Также на юг ориентирован «замковый камень» с рунными знаками под гранитной плитой. Расположенная на нём руна Кано
 – освещение пути, божественный огонь;  противоположно ориентированными рунами образована   дуальная руна Гебо – дар, союз.
«Мидгард – мир, обитаемый людьми.  [прим. авт.] Буквально – «средняя ограда, среднее огороженное пространство»». [24]
5
Солнце, друг месяца,
правую руку
до края небес
простирало с юга;
солнце не ведало,
где его дом,
звезды не ведали,
где им сиять,
месяц не ведал
мощи своей.
«Содержание строфы 5 истолковывают как описание полярной летней ночи: солнце катится по горизонту, как бы не зная, где ему зайти, а звезды и луна не светят в полную силу». [24]
Строки из Авесты:
«По правде это было много дней,
В течение коих до восхода солнца
Ты, о, заря, была видна нам!»
«О, дай нам, длинна, тёмная ночь,
Конец твой увидеть, о ночь!» [25]
6
Тогда сели боги
на троны могущества
и совещаться
стали священные,
ночь назвали
и отпрыскам ночи —
вечеру, утру
и дня середине —
прозвище дали,
чтоб время исчислить.
«Солнце, друг месяца.– В подлиннике – «спутник месяца». Луна считалась древней солнца, и счет велся по ночам, а не по дням».
«Отпрыски ночи» – свет считался порождением тьмы, и поэтому день и времена дня – отпрысками ночи. «О, дай нам, длинная, тёмная ночь, конец твой увидеть, о ночь!». [25]
7
Встретились асы
на Идавёлль-поле,
капища стали
высокие строить,
сил не жалели,
ковали сокровища,
создали клещи,
орудья готовили.
8
На лугу, веселясь,
в тавлеи играли,
все у них было
только из золота,
пока не явились
три великанши,
могучие девы
из Ётунхейма.
«Ётунхейм – жилище или страна великанов. Ётун – великан». [24]
По преданию именно великаны стали инициаторами создания богами карликов, а позднее карликами - людей.
9
Тогда сели боги
на троны могущества
И совещаться
стали священные:
кто должен племя
карликов сделать
из Бримира крови
И кости Блаина.
Из золота, из «полей мрака», где рожден свет, явились великанши. Возможно, они были незрячи (циклоп из Греческой мифологии имел один глаз) в этом мире и в помощь им боги создали карликов (относительно великанов и себя) – асов, и обменяли свои знания на человеческий глаз Одина, символом которого вполне может являться яблоко.
Тут на ум приходят «Золотые яблоки Гесперид». В древнегреческой мифологии Геспериды - нимфы, дочери Геспера— Вечерней Звезды и Никты — Ночи. Согласно Ферекиду, когда Гера выходила замуж за Зевса, Гея подарила ей золотые яблоки. Гера посадила их в саду Богов ( а Греческие Боги родом из Гипербореи) у Атланта, а так как дочери Атланта воровали их, поставила Змея их охранять. Яблок было три. И не случайно.
Роженицы на русских вышивках часто изображались с одним или тремя глазами. В Русской народной сказке про Хаврошечку было три сестры «одноглазка», «двухглазка» и одна из сестёр была трёхглазка.
 
Ночь это те «поля мрака», которые рождают свет. Вечерняя Звезда Геспер –  это Венера.
Венера третья планета по яркости после Солнца и Луны. Максимальная яркость незадолго до захода Солнца.
Из золота пришли  великанши. Возможно с Запада – традиционно страны мёртвых (туда заходит Солнце – умирает, чтобы снова родиться).
И «Боги» вынуждены были создать карликов и людей. Сидели на троне «священные» и думали. 
 
10
Мотсогнир старшим
из племени карликов
назван тогда был,
а Дурин – вторым;
карлики много
из глины слепили
подобий людских,
как Дурин велел».
Далее идет перечисление имен рода карликов.
«14
Еще надо карликов
Двалина войска
роду людскому
назвать до Ловара;
они появились
из камня земли,
пришли через топь
на поле песчаное.
16
Альв и Ингви,
Эйкинскьяльди,
Фьялар и Фрости,
Финн и Гиннар;
перечень этот
предков Ловара
вечно пребудет,
пока люди живы.
17
И трое пришло
из этого рода
асов благих
и могучих к морю,
бессильных увидели
на берегу
Аска и Эмблу,
судьбы не имевших.
«Аск и Эмбла – первые люди на земле, буквально «ясень» и «ива»».  [24]
18
Они не дышали,
в них не было духа,
румянца на лицах,
тепла и голоса;
дал  Один дыханье,
а Хёнир – дух,
а Лодур – тепло
и лицам румянец.
 1.

 2.
Рис. 44 (1,2) Плита фараона Нормера. Древнее царство. Египет.
Именно из этого рода карликов, явившихся из камня земли, пришли трое асов – Один, Хрёнир и Лодур, давшие людям, бездыханно лежавшим на берегу моря, дыхание, дух и тепло тела!

19
Ясень я знаю [Аск - ясень – первочеловек прим. авт.]
по имени Иггдрасиль,
древо, омытое
влагою мутной;
росы с него
на долы нисходят; [семя, прим.авт.]
над источником Урд [судьба, прим.авт.]
зеленеет он вечно.
20
Мудрые девы
оттуда возникли,
три из ключа
под древом высоким;
Урд имя первой,
вторая Верданди, —
резали руны, —
Скульд имя третьей;
судьбы судили,
жизнь выбирали
детям людей,
жребий готовят.
 «Мудрые девы – норны, богини судьбы.
Урд – «судьба».
Верданди – «становление».
Скульд – «долг»».
21
Помнит войну она [вёльва – прим. Авт.]
первую в мире:
Гулльвейг [«сила золота»] погибла,
пронзенная копьями,
жгло ее пламя
в чертоге Одина,
трижды сожгли ее,
трижды рожденную,
и все же она
доселе живет.
Битва с «силой золота» - причина первой в мире войны. Искушение «силой золота», породившее зависть, жадность, убийства и все прочие пороки. Хейд, в эпосе – колдунья, наложившая это заклятье.
37
Стоял на севере
в Нидавеллир
[в «полях мрака» (ночь), где рожден свет (день).]
чертог золотой, —
то карликов дом;
другой же стоял
на Окольнир [«неохлаждающийся»] дом,
чертог великанов,
зовется он Бримир». [24]
Хочу привести для большей ясности выдержку из мифологии ассиро-вавилонской культуры. Всю мифологию пересказывать я не буду, только то, что касается создания людей.
«Мардук стал богом над богами. Учредив порядок в мироздании, Мардук мог бы спокойно существовать в своем небесном дворце, если бы не ропот богов, которым пришлось нести бремя забот и хлопот».
 «Решил тогда Мардук сотворить существ, которые могли бы позаботиться о богах. Из крови Кингу и глины, взятой у Эйя, вылепил он первых людей. Они были похожи на богов, но не обладали их силой и бессмертием. Людям повелел Мардук служить богам, которые с той поры живут беззаботно. Правда, в конце II тысячелетия до н. э. стал популярным миф о том, что абсолютное господство Мардука огорчало семерку высших богов, и они подговорили бога войны и эпидемий Эрру (Ирру) отобрать у Мардука часть власти. Тогда коварный бог уговорил царя богов отрешиться на некоторое время от земных дел…
Мардук поверил Эрру и покинул землю, оставив свой трон Эрру, который пообещал не чинить никаких злодеяний. Но как только Эрра обрел власть, он тотчас наслал на людей все беды (искушение «силой золота», ком. авт.), – чуму, распри, войны, разруху. Начались страдания». [pagandom.ru›yazychestvo/100…bogov/marduk.html]
Эта же ситуация красочно описана и в бурятском эпосе Гэсэр.
Вся мифология древности описывает одни и те же события, но с разных точек зрения. Следовательно, имеет общий источник информации, единую культуру.


Кольцо Афины.
 
Геометрическая основа построения изображения это некий каркас, путь, направление, по которому будет происходить развитие художественной темы. Это же и знак.
В древних изображениях всегда был заложен помимо явного, тайный, действительный смысл. Он выражался в форме и цвете, в графическом построении изображения. Каноны иконописи (результат более древних традиций) в Христианстве яркий пример этому.

Бронзовое кольцо (латунь, контррельеф на камне, похожем на сердолик , d0,5см, 4 в н.э.
Керчь, Пантикопей, раскопки 2004 года) - печать с изображением Афины  – богини справедливой войны, найденное в Пантикопее (Боспор, античная Греция) .
Геометрический каркас изображения образован рядом символов:
Тело - руной тиваз – руна воина Духа. Это битва с самим собой, со своим Эго во имя Долга.
Копьё - руна ис  – смерть в смысле перерождения, остановка.
Рука Афины, к которой повернуто лицо, изогнута неестественным образом для изображения этой Богини, в форме руны кано   обозначающей божественный свет, факел, прозрение.
Другая рука, с частью тела, представляет руну совило   - победа, исцеление, Солнце, и расположена она над руной остановки, смерти – победа над смертью! Богиня, несущая разрушение во имя истины, прозрения и победы над смертью!
Вся фигура Афины строится по руне альгиз, символизирующей Бога и божественную защиту, покровительство. Руна – это тайный путь по которому должен был следовать человек, носивший кольцо.


Рецензии