И глядя вдаль, подняв забрало-Часть-20

(Автобиографические эпизоды)
[фрагменты из книги]

     24 января в Доме культуры МГУ им. Н.П.Огарева (Институт национальной культуры) в период с 14:00 до 17:00 состоялся Второй Открытый Фестиваль исполнителей песен и стихов, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45гг. и 72-ой годовщине со дня рождения Владимира Высоцкого.
     В присутствии 230 человек  (это сидячий аншлаг) я был един в трёх лицах: сценарист, режиссёр-постановщик и шпрехшталмейстер. Тюрин Г.П. читал ночью написанную речь, Порчунов А.П. видеооперировал.
     Во вступительном слове перед первым отделением с девизом "65-летию Великой Победы посвящается…" я напомнил знатокам и сообщил несведущим зрителям: "Почти семьдесят песен посвящены рассказам военных. В них принимали участие 34 солдата (в том числе – разведчики, пехотинцы и др.), 27 матросов (среди которых действовали и морские десантники), 6 лётчиков (включая пилотов самолётов-истребителей), 3 "белых" офицера и снайпер, который "через 15 лет после войны спился и сидит в ресторане".
     То была цитата из моей книги "Беседа делу не помеха", в главе "Так, кто был кто, так, кто был кем?..", на стр.312.
     Отделение прошло в режиме "нон-стоп". Пауза ухода одного исполнения и прихода следующего заполнялась баянными мелодиями фронтовых песен.
     Прозвучали песнями: "Расстрел горного эха" (учащийся Алексей Юркин), "Песня о новом времени" (отец-актёр театра с сыном-учеником Кадушкины Алексей и Андрей), "О моём старшине" (инженер Анатолий Почтальонов), "Все ушли на фронт" (врач Александр Бочкарёв), "Так случилось – мужчины ушли" (педагог Марина Маненкова), "Чёрные бушлаты"(студент Андрей Безнаев), "Письмо" (студент Павел Барнашов),
     стихами - поэтическая инсценировка "У военно-полевого лазарета": "Разведка боем" (студент муз.училища Илья Русь), "Тот, который не стрелял" (ветеран труда Владимир Мурашкин), "Высота" ("Заслуженный артист РФ и РМ" Вячеслав Акашкин),
     песней – "Штрафные батальоны" (ген. директор учебного центра Александр Замотаев),
стихотворением - "Темнота" (учащаяся Наталья Ванина),
     песнями: "Аисты" (трио "Берега"), "Песня о погибшем лётчике" (Мишин Михаил), "Я полмира почти через злые бои" (пилот вертолёта Александр Санин  с балалаечником Николаем Скворцовым), "Давно смолкли залпы орудий" (инженер Сергей Коновалов), "Песня о Земле" (скульптор Ренат Хабибуллин).
     По моей задумке все исполнители выходили в солдатских пилотках.
     В конце первого отделения все участники совместно спели песню "Братские могилы".
После короткого (десятиминутного) перерыва началось второе отделение "Свободный микрофон". Зрители и слушатели смогли прослушать речь основателя Клуба Тюрина Г.П., Ламбиной С.А., Кузиной Н.А. и Аксёновой В.Н., оценить выступления дуэта "Не боли, душа", супругов Кадушкиных и Францевой Е.
     По традиции в завершении фестиваля все – и участники, и зрители – спели песню В.С.Высоцкого "О друге".
     26 февраля в помещении Музея А.И.Полежаева состоялась презентация художественно-публицистического издания "Дневник рядового Великой войны". Небольшой, но уютный зал был заполнен, в смежных комнатах стояли припозднившиеся зрители, было много молодых людей из партии "Молодая гвардия". На специально оформленном стенде разместились увеличенные ксерокопии фронтовых фотографий.
     Мы с Порчуновым вели речь о том, как родилась идея книжки, как работалось над текстом и подбором дополнительного материала. Повествование сценарно прерывалось и в исполнении членов Клуба любителей творчества В.С.Высоцкого звучали песни: "Расстрел горного эха", "Спасите наши души", "Давно смолкли залпы орудий ", "Он не вернулся из боя", "Ах, война, что ты сделала, подлая?", "Землянка", "Последний бой", "Журавли", а также балалаечное попурри на тему фронтовых песен.
     Были трогательные и благодарственные выступления, уточняющие вопросы, короткие рассказы о родственниках-участниках той страшной войны. Завершилось общим фотографированием и раздачей автографов.
     Самое серьёзное увлечение – это любовь к творчеству Владимира Высоцкого.
     Охотно и с пристрастием расскажу об этом факте, предварительно разбив повествование на несколько частей.
          Часть I (первая) - "СТАРЬЁ".
     Начну с того, что за первый год пребывания в Саранске я значительно обогатил себя репертуаром Владимира Высоцкого. Ещё со школы я стал целеустремленно отслеживать творчество будущей знаменитости, доведя его до разумного фанатизма.
     Вначале собирал газетно-журнальные статьи, гибкие "круглозоровские" пластинки, доставал виниловые миньоны, заносил тексты его песен в сборники. Позже друзей подключил к этому процессу - они стали привозить отовсюду всё, что можно, и даже что было тогда под запретом: любительские фотки, магнитные ленты и виниловые диски – из Болгарии, из Франции… Одной фразой, отовсюду.
     Когда появился первый, но – увы – посмертный, официально выполненный сборник В.Высоцкого "Нерв" с помощью сына.
     И представьте себе: всё пригодилось, а стало основой, крепким фундаментом книги под названием "Владимир Высоцкий, с моей точки зрения…", где  в главе "80-е годы" я привёл данные статистики, основанной на личном архиве:
   "Именно в этом хранилище имеют место быть все собранные публикации, так или иначе связанные с Его именем, в СМИ - газеты, газетёнки, газетушки, журналы  и журнальчики, не считая плакатов, настенных и юбилейно-именных календарей местного, регионального, общегосударственного [бывшесоюзного и нынероссийского] и [дальне- и ближне-] зарубежного производства, а также брошюры, книжечки, книги и книжные тома - et cetera.
   Теперь располагаю аудио- и видеоматериалами в количестве 72-и наименований: 27 виниловых пластинок-гигантов, 4 пластинки-миньона, 8 гибких пластинок, 10 аудиокассет, 8 видеофильмов и 3 компьютерных фонограмм и версий.
   В моём кабинете на работе нашли своё место: фоторепродукция в багетной раме, изготовленная методом гренирования "Портрет В.С.Высоцкого"; рельефная гипсовая поделка в виде круга диаметром 25 см с изображением лица В.Высоцкого с гитарой, изготовленная самодеятельным скульптором одного из районов Мордовии; живописная картина поющего барда под гитару (специальный подарок моему 55-летию написан в одном из учреждений Дубравлага) и гипсовый барельеф "В.Высоцкий с гитарой на правом плече". Этот экспонат появился у меня в 1983 году.
   Начало архиву было положено той самой пресловутой "разгромной" статьёй в газете "Советская Россия" под названием "О чём поёт Высоцкий" от 09 июня 1968 года [авторы-исполнители Г.Мушта и А.Бондарюк].
   В настоящее время в моей коллекции находится около 350-ти экспонатов из СМИ и 50-ти книг о жизни и творчестве Владимира Высоцкого.
   Меня поразило, что до 1980 года были паутинные "тишь да гладь, да Божья благодать".Зато после летального ухода мы будто очутились на ипподроме – все газеты и газетёнки рванули и почесали во всю прыть, обгоняя на прямой и поворотах.
Очнулись от спячки и региональные газеты, даже малотиражки типа ленинградского "Скороходовского рабочего", архангельского "Рыбака Севера", иже с ними.
   В номинации "Даже!" обратим внимание на газету "Пионерская правда", которая в 1988 году опубликовала материал "Отлично – за Высоцкого" и рядом тексты двух песен В.Высоцкого "Он не вернулся из боя" и "Песня Алисы".
   То же самое необходимо сказать и о журнале "Пионер": он в трёх номерах (два номера вышли в 1987 году, один – в 1988) рассказал о "Живых песнях" В.Высоцкого и напечатал Его поэму для детей "Что случилось с 5 "А"?"
   О жизни и творчестве В.Высоцкого высказывались и тонкие, и весьма солидные в объёме, и цветные, и чёрно-белые. Засвидетельствовали своё внимание многие, если не все. в том числе и журнал "64: шахматное обозрение" со статьёй Леонида Марголиса "Где тебя сегодня нет?"
   И даже журнал "Трезвость и культура", где аж на восьми страницах развернули материалы "О Володе (Годы последние)" - воспоминания М.Шемякина, включенные в сборник "Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актёр".
   В 1994 году новоявленный социально-экологический журнал "Зелёный крест" в своём первом номере задаёт голосом Сергея Шмёлева вопрос к народу "Кто убил Владимира Высоцкого?" Оказалось, что убил, по мнению автора, не реальный человекообразный убийца, а убила Система, существовавшая в те времена в стране. (Что за страсть такая в людях – искать в любой смерти криминал?)
   Хотя В.Высоцкий, к великому сожалению, в Мордовии не выступал и не был ни разу, однако в городских и республиканских СМИ с 1981 года публиковалось много материалов не только профессиональных журналистов, но и просто разночинных почитателей Его творчества.
Собственно говоря, именно это обстоятельство способствовало формированию абсолютных победителей газетных соревнований. Республиканским лидером стала газета - "Советская Мордовия", впоследствии переименованная по известной причине в "Известия Мордовии" [15]. А малотиражка ОАО "Саранский приборостроительный завод " - "Приборостроитель" [14] – победила всех и вся в городе.
   В основной массе в мордовских газетах помещались материалы, перепечатанные из центральной прессы, но были и свои проблески. Например, в 1982 году "Советская Мордовия" предоставила свою трибуну А.Колосову с монологом "Чистого слога слуга".В февральском номере республиканской газеты "Молодой ленинец" за 1988 год была опубликована статья Н.Тверской "Памяти поэта":
   "В дни, когда общественность нашей страны широко отмечала 50-летие поэта и актёра Владимира Высоцкого, в Ковылкинском районном доме культуры состоялся большой вечер, посвященный этой знаменательной дате.
   Вечер памяти (почему "вечер памяти"? – В.Ц.) Владимира Высоцкого был организован по инициативе горкома ВЛКСМ и при самом деятельном участии добровольного общества любителей книги. В программу вечера были включены и записи популярных песен в исполнении самого Владимира Высоцкого, и выступления представителей самых разных профессий, всех возрастов – от школьников до педагогов и рабочих. Дано было слово тем, кто любит и знает творчество поэта, чей страстный голос сегодня справедливо называют "предтечей гласности". Но сам вечер был выстроен неожиданно. Не как монолог ведущего и не как пересказ деталей биографии актёра. Это был откровенный разговор о его судьбе, попытка совместными усилиями проникнуть во внутренний мир художника, понять его нелёгкий творческий путь. Не монолог с заранее расписанными докладами, а "диалог с поэтом", живой обмен мнениями, в котором могли принять участие все желающие.
   - Кем был Высоцкий? Поэт? Бард? Актёр? Что волнует в его песнях сегодня? Об этом мы, организаторы, и размышляли вместе с участниками встречи, - рассказывает ответственный секретарь районного общества любителей книги, она же ведущая вечера, Ирина Викторовна Саутина. – В этот вечер интерес к Высоцкому привёл в зал Дома культуры молодых ребят – рабочих, учителей, служащих, учащихся, членов литературного объединения "Радуга" при редакции районной газеты.
   Слушали песни, сравнивали, обсуждали, размышляли, высказывали мнения, даже самые противоречивые…"
     Второй лидер - это газета "Приборостроитель". В 1989 году были опубликованы две статьи Г.Тюрина "…И не сгореть, если по-совести, нельзя ", "…Жизнь кидала меня, не докинула "; в 1992 году – ещё одна "Я видел В.Высоцкого " (о воспоминаниях С.О. Фалеева о трёхчасовом концерте В.С.Высоцкого в общежитии Московского института стали и сплавов); в 2003 году - "Памяти Владимира Высоцкого"; в 2004 году - "Шансонье всея Руси", в 2005 году - "И это всё о нём…".
     В 2000 году газета "Шестой номер" напечатала статью "Я люблю – и, значит, я живу…", а газета "Известия Мордовии" целых четыре: "Родился для бессмертия", "Удел мой - вечность", "Только он не вернулся из боя" и "Ветеранам песни, молодёжи - стихи"; 2001 год – "Известия Мордовии" – статья "ХХ век начался Есениным, а закончился Высоцким "; 2003 год – газета та же – статьи "Был… есть… и будет…" и "Умер кусочек свободной России". В 2005 году газета "Вечерний Саранск" о "Музее Высоцкого в Саранске, который "мечтает создать наш земляк Геннадий Тюрин, уже 40 лет собирающий материалы о поэте"…
В 90-е годы XX века приобрёл очень серьёзную книгу "В.С.ВЫСОЦКИЙ: исследования и материалы", изданную в Воронежском университете, с аннотацией:
   "Cборник представляет собой первую попытку научного рассмотрения поэзии В.С.Высоцкого. Большинство публикуемых статей апробировано в ходе Филологических чтений "Поэзия и правда Владимира Высоцкого, которые были проведёны в феврале 1988г. в Воронежском университете.
   Анализируются проблематика, вопросы поэтики произведений В.С.Высоцкого, взаимодействие слова, музыки и театра в его творчестве. Даётся библиография основных литературно-критических работ, посвящённых поэту.
Для филологов, искусствоведов и всех интересующихся творчеством В.С.Высоцкого".
     В библиографическом указателе, адресованном исследователям песенно-поэтического творчества В.Высоцкого, перечислены 311 источников сведений, вышедших с начала творческой деятельности поэта-певца по 1988 г. включительно.
     По моим данным в 90-е годы прошлого столетия было опубликовано около 80 статей, очерков, коротких сообщений и издано 14 книг.
     В годы 2000-е опубликовано более 80 статей, очерков, коротких сообщений и изданы по меньшей мере около 20 книг.
     Хотите неожиданную алогичную информацию в конце части первой? На-те!
     В 2008 году Саранский "Клуб любителей творчества В.С.Высоцкого" отпраздновал свой 10-летний юбилей!
     Это чтоб вы знали и не говорили, что не знали!
          Часть II (вторая). - НОВЬЁ
     16-26 июня 1960 года в Москве под патронажем Министерства культуры РСФCР, Главного управления учебных заведений и кадров, а также Всероссийского театрального общества проходил Всероссийский смотр дипломных спектаклей театральных ВУЗов РСФСР.
     Участвовали (в скобках авторы, названия пьес и дата просмотра):
   Государственный Институт театрального искусства им.А.В.Луначарского (М.Горький "Дачники" – 16 июня);
   Государственный Институт театрального искусства им.А.В.Луначарского – Таджикская национальная студия (Карло Гоцци "Король-олень" – 17 июня);
   Школа-студия им.Вл.И.Немировича-Данченко при МХАТ СССР им.М.Горького (Ант.Чехов "Вечер чеховских водевилей": "Ведьма", "Медведь", "Предложение", "Рассказ Госпожи Н.Н.", "Свадьба" [режиссёр-педагог – Народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии, и.о.доцента А.М.Комиссаров] в роли Евдокима Захаровича Жыгалова, отставного коллежского регистратора – В.Высоцкий; - 18 июня);
     Комментарии по ходу ознакомления.
     Во-первых, упрёк грамотеям типографии: фамилия персонажа не Жыгалов, а по-чеховски – Жигалов.
     Во-вторых, отставной коллежский регистратор, как вы помните, общается с постоянным собеседником - "иностранцем греческого звания по кондитерской части Харлампием Спиридонычем Дымбой". Да и ходят они вместе как иголка с ниткой.
     Привожу фрагмент пьесы, дабы освежить в памяти текст Чехова А.П.:
   Жигалов [Ж](Дымбе [Д]). Повторим, что ли? (Наливает.) Пить во всякую минуту можно. Главное действие, Харлампий Спиридоныч, чтоб дело своё не забывать. Пей, да дело разумей… А ежели насчёт выпить, то почему не выпить? Выпить можно… За ваше здоровье!    (пьют) А тигры у вас в Греции есть?
   Д – Есть.
   Ж – А львы?
   Д - И львы есть. Это в России ничего нету, а в Греции всё есть. Там у меня и отец, и дядя, и братья, а тут ницего нету.
   Ж – Гм.. А кашалоты в Греции есть?
   Д – Всё есть…
   Ж – А омары в Греции есть?
   Д – Есть… Там всё есть.
   Ж – Гм… А коллежские регистраторы есть?.. И, должно быть, жульничества много. Греки ведь всё равно, что армяне или цыгане. Продаёт тебе губку или золотую рыбку, а сам так и норовит, чтобы содрать с тебя лишнее. Повторим, что ли?.."
     Конец фрагмента.
   Театральное училище им.Б.В.Щукина при Государственном академическом Ордена Трудового Красного Знамени театре им.Евг.Вахтангова – Молдавская национальная студия (Ф.Шиллер "Коварство и любовь" – 19 июня);
   Школа-студия им.Вл.И.Немировича-Данченко при МХАТ СССР им.М.Горького (М.Горький "На дне" [постановка Народных артистов РСФСР, лауреатов Сталинских премий, и.о.доцента А.М.Комиссаров и и.о.профессора П.В.Массальского] в роли Бубнова, картузника – В.Высоцкий; - 20 июня);
     Прерываемся на поиски.
     Быстренько открываем книгу ("Живая жизнь: Сборник. – М.; Моск. рабочий, Ж67 1988.) и начинаем читать со страницы 95. Артур Макаров в своём интервью рассказывает:
   "С Володей Высоцким мы познакомились в 53-ом или 54-м году, он ещё учился в школе. На Большом Каретном, теперь улица Ермоловой, в этом самом "первом доме от угла", как поётся в Володиной песне, жили два моих друга – Анатолий Борисович Утевский и Левон Суренович Кочарян… Когда он закончил Школу-студию МХАТ (я тоже присутствовал на его дипломном спектакле "На дне"), то получил предложения сразу от нескольких театров. Но он был человек разборчивый…"
     О спектакле вспоминает Артур Сергеевич, не уточняя  даты?
     Листаем дальше – до страницы 111. И в рассказе сокурсника Яловича Геннадия Михайловича находим:
   "А Бубнов Высоцкого в спектакле "На дне" был распахнутым, даже расхлёстанным… Было в нём что-то открытое, русское, чувственное. Для студийных лет это стало событием…"
В какой день недели, в котором году состоялось упомянутое лицедейство? И ни слова о "Вечере чеховских водевилей"…
    Мчимся по строчкам спешно. Стоп! Воспоминание Изы Константиновны Высоцкой (стр.131):
   "Когда он выпускался, я работала в Киеве. Но я приезжала и прилетала в Москву. Я видела "Золотого мальчика", чеховскую "Свадьбу". Видела, естественно, "На дне". На выпуск я приезжала специально…"
     И вот она удача!
   "В дипломном спектакле, - уточняет Таисия Владимировна Додина, которая вместе с Высоцким придумывала, импровизировала "первые этюды на первом курсе", - по Чехову – "Свадьбе" Володя играл Папеньку. С этим спектаклем на зимних каникулах мы  даже ездили в Таганрог. Самая удачная из студенческих ролей Володи, на мой взгляд, это Бубнов из горьковского "На дне". Один монолог Володя делал с громадной отдачей…"
     Поиски завершены.
   Театральное училище им.Б.В.Щукина при Государственном академическом Ордена Трудового Красного Знамени театре им.Евг.Вахтангова (Карло Гольдони "Слуга двух господ" – 21 июня);
Театральное училище им.М.С.Щепкина при Государственном Ордена Ленина академическом малом театре СССР (А.Арбузов "Годы странствий" – 22 июня);
   Театральное училище им.М.С.Щепкина при Государственном Ордена Ленина академическом малом театре СССР (Н.Погодин "Маленькая студентка" – 23 июня);
Всесоюзный государственный институт кинематографии (А.Файко "Человек с портфелем" – 24 июня);
   Ленинградский государственный театральный институт им.А.Н.Островского (А.Н.Островский "Лес" – 25 июня);
   Ленинградский государственный театральный институт им.А.Н.Островского – Мордовская национальная студия (А.Н.Афиногенов "Далёкое" [режиссёр-педагог – ст.преподаватель В.П.Горлова; художники спектакля К.В.Артюхов и студент В.В.Долгов; художественный руководитель курса - Народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии, профессор Б.Е.Жуковский] – 26 июня).
   Программа – тираж 1000, заказ 456, Московский полиграфический техникум имени русского первопечатника Ивана Фёдорова, Дмитровский, 9.
   На титульном листе – оттиск прямоугольной печати "Москва, Б.Гнездниковский переулок, дом 10, Учебный театр при ГИТИСе им.А.В.Луначарского".
     Теперь у меня создалось впечатление о том, что именно в этой Программке идёт речь о двух спектаклях с участием В.С.Высоцкого – выпускника Школы-студии МХАТ. "И это состоялось 18-го и 20-го июня 1960 года?" – спросите вы. И я вам в ответ: "Больше – ДА, чем – НЕТ".
          Часть III (третья). - НОВЫЕ МЫСЛИ О В.В.
     Сложно, почти невозможно не согласиться с теми, кто затрудняется понять, что значил для такой огромной страны, как Советский Союз, отдельно взятый поэт, певец, актёр и композитор Владимир Высоцкий. Ещё сложнее ответить на вопрос - почему именно этот человек из всей плеяды одарённых уже при жизни стал судьбой для целого поколения.
Власть ему – певцу-трибуну, "так прооравшему – разнеслося на мили!" - завидовала по-чёрному, потому-то и не жаловала его. Потому-то и стихи его не издавались, потому-то и писали о нём мало, почти ничего. А если и писали, то - с пеной у рта, брызгая ошмётками злого критиканства.
     Но, невзирая на немыслимое количество препятствий, возводимых в криком "Нельзя за флажки!", по всей великой стране "от Москвы до самых до окраин" ходили, плыли и летали миллионы магнитных лент с записями хрипловатого "с трещинкой" голоса Высоцкого. Он под гитарные струны, как и подобает мужественному человеку,  в открытую заявлял, что сам "из повиновения вышел за флажки, - жажда жизни сильней!" и продолжал создавать свою свободную страну, наполненную любовью и уважением к человеку. Он, не страшась ни странствий и ни скитаний, с каждым произведением расширял и углублял духовное пространство, в котором жил и которое по доброте душевной подарил нам, не утаив ни единого слова, ни единой буквы.
     Владимир Высоцкий для нас, независимо от постоянно спешащего и убегающего времени, никогда не станет "крепко сбитым литым монументом". Он останется таким же живым человеком со своими грехами и противоречиями, со своими сомнениями и просветлениями, тем же безгранично талантливым Человеком, сумевшим из крупиц собственной реальной жизни выстроить храм Поэзии, которой суждено жить все предстоящие века.
     Оказывается, песню "Охота на волков" Высоцкий написал она в период между 17 июля и 29 августа 1968 году в селе Выезжий Лог Красноярского края. Именно там проходили съёмки кинофильма "Хозяин тайги", где Высоцкий играл роль бригадира сплавщиков Рябого.
Мало кто знает, что непосредственно перед этим в СМИ появилась серия статей, злобно и бездоказательно критиковавшие песенное творчество автора, начиная с пресловутой статьи Г.Мушты и А.Бондарюка "О чём поёт Высоцкий" ("Советская Россия" от 09.06.1968г.).
          Часть IV (четвёртая) – ПОЭТИЧЕСКАЯ.
     В журнале "Аврора" №7 за 1990 год на странице 25 в рубрике "У букиниста" в своём предисловии Дмитрий Мусолин сообщает, что из всех вышедших книг, посвящённых творчеству В.Высоцкого "самым интересным и ценным оказалось "Собрание стихов и песен" - трёхтомное издание, вышедшее в свет… в Нью-Йорке в 1988 году. Более чем 1300 страниц текста содержат практически все известные поэтические произведения Владимира Высоцкого. Дело в том, что вдова поэта Марина Влади после смерти мужа передала его другу Михаилу Шемякину – русскому художнику, живущему ныне в Америке, - негативы 1200-страничного рукописного архива поэта…"
     Далее на страницах 26-29 журнала опубликованы 6 (шесть) стихотворений В.С.Высоцкого, "незнакомые широкому кругу наших читателей, но опубликованные в американском "Собрании стихов и песен", где они напечатаны по рабочим автографам". 
   Я – лётчик, я – истребитель,
   Вылетов шесть на дню.
   Хотите – в "мессершмитте",
   В двух "фокке-вульфах", хотите?
   Ладно, повременю.
   Сейчас эскадрилья тяжёлых – девятка
   Уходит в ночной полёт.
   Ну, а теперь я начну по порядку,
   Зачем забегать вперёд?
-Я ложь отличаю от боли,
Положено мне отличать.
Мы Брест сегодня отбили,
Вчера же мы Брест бомбили,
А в Бресте и дом мой, и мать.
Мы сопровождали тяжёлых девятку,
Свои свой же город бомбят.
Но… Видите, я не могу по порядку,
Опять забегаю назад.
   Теряю я голову редко,
   Я – ас, но внизу же – Брест!
   Один так и садит в отметку.
   Я чуть не нажал на гашетку,
   Случайно поймав его в крест.
   Но вот отбомбилась тяжёлых девятка,
   Внизу всё, как надо, идёт.
   Всё было, как надо, и скоро посадка,
   А я забегаю вперёд.
Я – лётчик, я – истребитель,
Со мною случилась беда,
Я ночью летал в прикрытье…
Хотите – ещё пошлите,
Но чтобы не знать куда!
       * * *
   Сначала было слово, но не было идей,
   Был хаос, мрак и уйма неполадок,
   А в мире ещё не было ответственных людей,
   Чтоб навести какой-нибудь порядок.
Тогда из-за романтики, а может – от тоски,
Как утверждает точная наука и молва,
От суши отделялись отдельные куски
И в море уплывали, превращаясь в острова.
   И странствуя по свету без фрахта и без флага,
   Сквозь миллионолетья, эпохи и века,
   Менял свой облик остров – отшельник и бродяга,
   Но сохранял природу и дух материка.
Сначала было слово, но кончились слова.
Уже матросы землю населяли.
И ринулись они по сходням верх на острова,
Для простоты назвав их кораблями.
   И палубы надраили, до лоска довели,
   Вросла ногами в палубы и душами братва.
   Отдав концы, от суши отрывались корабли,
   На месяцы и годы превращаясь в острова.
Но сцепка с берегами – надёжней мёртвой хватки
И острова вернутся назад наверняка.
На них царят морские, особые порядки,
На них хранят законы в честь материка.
   Простит ли нас наука за эту параллель,
   За вольность в толковании теорий, -
   Но если уж сначала было слово на земле,
   То это, безусловно, слово "море".
        * * *
   Нараспашку – при любой погоде,
   босиком хожу по лужам и росе.
   Даже конь мой иноходью ходит,
   Это значит – иначе, как все.
Я иду в строю всегда не в ногу,
Столько раз уже обруган старшиной.
Шаг я прибавляю понемногу,
И весь строй сбивается на мой.
   Мой кумир – на рынке зазывалы,
   Каждый хвалит свой товар вразвес.
   Из меня не выйдет запевалы –
   Я пою с мелодией вразрез.
Знаю, мне когда-то будет лихо,
Мне б заранее могильную плиту.
На табличке "Говорите тихо!"
Я второго слова не прочту.
   "Говорите тихо!" Как хотите –
   Я второго слова не терплю,
   Я читаю только – "Говорите" -
   И, конечно, громко говорю.
Из двух зол – из темноты и света –
Люди часто выбирают темноту,
Мне с любимой наплевать на это,
Мы гуляем только на свету.
   Ах, не кури, когда не разрешают,
   Закури, когда невмоготу.
   Не дури, когда не принимают
   Наготу твою и немоту!
         КИЛОМЕТРЫ
По воде, на колёсах, в седле, меж горбов и в вагонах,
Утром, днём, по ночам, вечерами, в погоду и без,
Кто за длинным рублём, кто за делом большим,
кто за крупной добычей – в погони
Отправляемся мы, судьбам наперекор и советам вразрез.
И вот нас бьют в лицо пощёчинами ветры,
И жёны от обид не поднимают век,
Но впереди – рубли длиною в километры,
И крупные дела, величиною в век.
Как чужую гримасу надел я чужую одежду,
Или в шкуру чужую на время и вдруг перелез:
До и после, в течение, вместо, во время и между
Поступаю с тех пор просьбам наперекор и советам вразрез.
Мне щёки обожгли пощёчины и ветры,
Я взламываю лёд и прохожу Певек.
Ах, где же вы, рубли длиною с километры?
Всё вместо мне – дела величиною в век!
* * *
     Певек – город-порт (с 1967) в Чаунской губе Чукотского автономного округа.
     Личная находка, т.е. находка в личном архиве (или, как в народе бают: "Нашлась бабушкина пропажа").
     В сентябре 1980 года, находясь на месячном курсе усовершенствования в ЛенГИДУВе по судебно-медицинской гистологии, я написал то, что публикуется впервые.
Мои восемь строк "На смерть В.С.Высоцкого"
   Оборвалась кручёная нить,
   На высоте лопнули струны.
   И ты не успел ответить "быть или не быть",
   Не разменял свой серебряный рубль.
     Ты был всегда на передовой,
     Вёл репортажи с гитарой на шее -
     И все высоты брал ты только собой,
     Не сокрушаясь слезливо потерям…
          Часть V (пятая) – ПРОЗАИЧЕСКАЯ ("Шурша газетами-журналами").
     В самом начале этой части на многочисленные просьбы высоцколюбов, высоцковедов и просто любителей творчества В.С.Высоцкого, любопытствующих - какие конкретно его кинороли смог показать в те ещё годы, а именно  - 04.11.1986г., в Малом зале ДКП на киновечере "Девятая муза в творчестве Владимира Высоцкого", спешу сообщить печатным словом периодических изданий.
     Статья Э.Емельяновой "Судьба актёра" в газете "Советская Мордовия" от 10.12.1986г.:
"Киновечер "Девятая муза в творчестве Владимира Высоцкого" собрал широкий круг заинтересованных зрителей и слушателей. Их ожидания оправдались. Отдел зрелищно-массовых мероприятий Дворца культуры профсоюзов предоставил возможность познакомиться с фрагментами из кинофильмов "Плохой хороший человек", "Бегство мистера Мак-Кинли", "Сказ о том, как царь Пётр Арапа женил". Прозвучали песни из известных кинолент "Вертикаль", ""Война под крышами", "Ветер надежды", "Хозяин тайги", которые были специально написаны В.Высоцким для этих фильмов.
   Ведущий киновечера – лауреат I-го Всероссийского фестиваля самодеятельного творчества трудящихся В.Цыкалов интересно построил свой рассказ о киноролях актёра театра на Таганке, сопровождая его комментариями и подробным разбором успехов и неудач Высоцкого на киноэкране".
     Остаётся лишь добавить, что через пару дней после публикации я вторично прогнал киновечер на ту же тему, в том же зале, того же ДКП и с тем же успехом.
     Журнал "Шансонье" №8 (21) август 2007
   "Место встречи изменить нельзя" [стр.24-27]. Вы, наверняка, читали об этом.
Воскресение, 11 ноября 1979 г., в 19.55 по первой программе ЦТ начался показ первой серии многосерийного телефильма "Место встречи изменить нельзя". Фильм предваряла мощная рекламная кампания (особый упор делался на участие Владимира Высоцкого). Улицы страны опустели в те пять вечеров, когда показывали "Место встречи…", не было зарегистрировано ни одного преступления. Это ли не доказательство поистине волшебной силы киноискусства?..
"Высоцкий мечтал сыграть Жеглова"
   Культовую ленту Станислав Говорухин поставил по роману братьев Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра милосердия". Вайнеры рассказывали, что идею создать сценарий фильма к их роману подсказал Высоцкий, мечтавший сыграть роль Жеглова. Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя. В романе Глеб Жеглов был высокий и плечистый красавец. Говорят, режиссёром должен был стать Алексей Баталов. Но Баталов по каким-то причинам не смог, и к съёмкам приступил Станислав Говорухин.
     "Два Владимира и чёрная кошка"
   Несмотря на то, что изначально фильм задумывался ради Высоцкого, незадолго до начала съёмок произошла такая история. Майским вечером 78-го года на даче в Одессе собрались Высоцкий, Марина Влади и Говорухин, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Влади со слезами на глаза взяла Говорухина за руку и увела из комнат. "Отпусти Володю, снимай другого артиста!" Ей вторил Высоцкий: "Пойми мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль". "Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", - вспоминает Говорухин. Высоцкий на съемка блистал и как актёр, и как режиссёр. Говорухин, уезжая в командировки, оставляя его за главного, и тот справлялся с работой в два раза быстрее – киногруппа просто сходила с ума от его бешеного темпа и позже даже жаловалась Говорухину.
   Более того, Высоцкий прекрасно знал быт и нравы послевоенных лет. Оттого и надел Васе Векшину на шею белое морское офицерское кашне. А на руке делал наколку "Лёля" - самое модное имя тех лет.
   Нагрузка у Высоцкого была чудовищная, ведь он продолжал играть в театре на Таганке. Один раз в день лета в Москву на спектакль и обратно. Милиция везла его в "Волге" с сиреной, а гримёрша по дороге превращала Жеглова в Гамлета. А после спектакля, иногда почтовым самолётом, рядом с кипой газет летел в Одессу на утреннюю съёмку. Владимир Конкин, сыгравший Шарапова, и интервью признавался, что Высоцкий подавлял его на съёмках, не терпел конкуренции в кадре. "Когда кто-то рядом делал что-то плохо, у него это вызывало желание быть лучше. И не всякий раз это было деликатно и корректно. Его благорасположенность ко мне вдруг менялась, - рассказывал Конкин, - на реакцию противоположную, если что-то делалось "не по его"… В жизни они так и не стали друзьями: вокруг говорили, что между двумя Владимирами пробежала чёрная кошка. Так у получилось, что любимцем публики стал не милосердный Шарапов, а взрывной и в чём-то нахальный Жеглов.
                "Малоизвестные факты"
   ***В фильме Высоцкий не исполнял своих песен, хотя первоначально очень хотел. Против этого был Говорухин, он считал, что тогда образ певца Высоцкого заслонит образ капитана Жеглова. В итоге персонаж получился очень реалистическим. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов не выдуманный персонаж. После показа фильма ещё долго шли письма по адресу: "МВД, капитану Жеглову".
   ***Интересно, что  эпизоде, когда герои Высоцкого и Куравлёва играют  бильярд, все забитые Жегловым на экране шар на самом деле забиты… Куравлёвым.
                ЦИТАТЫ из жаргона Жеглова:
   "Ну и рожа у тебя, Шарапов!"; "Вор должен сидеть в тюрьме!"; "У нищих слуг нет!"; "Я их, выползней поганых, давил и давить буду!"; "Кому повезёт, у того и петух снесёт. И такая птица, как ты, у меня тоже нестись будет!"; "Что за шум, а драки нет?!"; "Наказания без вины не бывает…"; "С тобой, свинья, не гавкает, а разговаривает капитан Жеглов!"; "Теперь – Горбатый! Я сказал – Горбатый!" (Жеглов)
           Теперь полистаем книжные страницы…
   Авторы книги - Кравчинский Максим Эдуардович, Насонова Наталья Анатольевна "Легенды и звёзды шансона. От Вертинского до Шуфутинского"; С-Петербург, "Амфора", 2008 - 5000 экз.
Привожу высказывания о Владимире Высоцком.
     Стр.42, 47-48 = Димитриевич Алексей Иванович (23.03.1913г., Россия – 21.01.1986г., Париж)
Выдающийся гитарист и певец, выходец из старинного артистического цыганского рода.
В конце 70-х, благодаря Марине Влади, происходит знакомство Димитриевича с Владимиром Высоцким. Они планируют записать совместный проект. Замысел остался не реализован…
На записи его диска "аранжировщиком и гитаристом был блестящий музыкант Костя Казанский, тот самый, кто делал позднее "Натянутый канат" с Высоцким…
   Алёшей Димитриевичем "был очарован даже Владимир Высокий. Знакомство двух шансонье состоялось благодаря Марине Влади. До сих пор гуляют слухи о их несостоявшемся совместном альбоме…
     Стр.82, 85 = Розенбаум Александр Яковлевич – поэт, композитор, певец, актёр. Родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде.
"Не надо путать пресловутый "блатняк" с хорошей блатной песней, которая из любого слезу вышибает! Не забывайте, что с этого начинал Высоцкий, что есть гениальные вирши Галича, есть Аркадий северный и что блатные песни изначально писали интеллигентные люди, ведь в сороковые-пятидесятые сидело полстраны…
     Стр.94, 106 = Новиков Александр Васильевич – поэт, композитор, исполнитель. Родился 31 октября 1953 года на Курильских островах.
"Мои учителя "Есенин. Высоцкий. Галич. Песни Высоцкого, конечно же, оказали решающее влияние на меня. Когда я услышал его песню из фильма "Вертикаль", был как заворожённый. Я сразу понял, что уже завтра пойду  искать гитару, буду учиться на ней играть. И, может быть, сочинять: "Вдруг и я что-нибудь сочиню?" Вот так я думал, когда услышал песни Высоцкого. Так оно и вышло…"
     Стр.217-218 = Александр Дюмин
"Бабинный магнитофон. И Высоцкий: "Протопи ты мне баньку по белому…" Дело даже не в его идеале, выстроенном ныне. Просто феномен Высоцкого – это необъяснимо. Мне приходилось общаться с высокопоставленными чиновниками того времени, которые втихаря его слушали, балдели, а официально запрещали его…"
     Стр.242, 248 = Стас Михайлов
"Сергей Есенин, Владимир Высоцкий – я этих людей ставлю в один ряд. Там музыка словно уже звучит за словами…"
     Стр.260, 261-263 = Валериан. Родился 24 июля 1949 года в Свердловске, в посёлке Уралхиммаш.
"Самое сильное впечатление произвели всё же Владимир Высоцкий и Булат Окуджава… Приехал в Москву и поступил в институт, услышал Высоцкого. Тут же сам увлёкся семиструнной гитарой… На четвёртом-пятом курсе обучения я стал заместителем председателя профкома по культмассовой работе и, благодаря этому, организовал немало различных концертов. В том числе четыре получасовых выступлений Владимира Семёновича Высоцкого.
Конечно, это было сопряжено со множеством трудностей. Просто так концерт было провести невозможно, надо было согласовать это мероприятие с разными инстанциями, выпустить пригласительные билеты, а их зарегистрировать в организации под названием ГОРЛИТ. Но мы искали самын разные обходные пути и находили их. Число желающих попасть на такие выступления было в разы больше возможностей зала. Мне повезло – я помню каждый концерт до мельчайших деталей.
Удавалось пообщаться с Высоцким. Наш институт находился на Курской, в районе Земляного вала, на бывшей улице Карла Маркса, и я несколько раз лично ездил на такси за Высоцким, забирал его с гитарой из театра на Таганке, где он служил. Но, как это обычно бывает, когда человек рядом, я даже не думал о том, чтобы сфотографироваться с ним или попросить автограф…"
     Стр.272, 279 = Владислав Медяник
"Очень жаль, что многие годы песни были на грани запрета. Даже Высоцкий был запрещён! У меня лично были неприятности из-за того, что я его "громко включал". А власти, которые отбивали у людей охоту слушать, сами его очень любили. Мне это рассказывал тот же Северный, чьим покровителем был Андрей Громыко – Северный часто бывал на гулянках в таких вот высоких кругах…"
     Стр.284, 286, 287 = Вика и Вадим Цыгановы
"…Люди приезжали с телевидения, чтобы просто подружиться. Тогда не было коррупции, а было душевное отношение. Пришла одна женщина: "Я этими ножницами Высоцкого "резала", понимаю ошибку, молодая была, а теперь я вам буду помогать"… Я не завидую судьбе Пушкина, судьбе Есенина, Высоцкого. Они были настоящими поэтами…"
     Стр.296, 300 = Александр Домогаров и Игорь Слуцкий
   Слуцкий: "Высоцкий всегда был идеалом человека, артиста, певца, творца".
   Домогаров: "А по-другому (как рвать себя) для него было невозможно… Дай бог, жил бы сейчас Владимир Семёнович. Может быть, прошёл тот период разрыва аорты. Но судьба была решена…"
   Слуцкий: "Чем дольше живёшь, тем больше становишься профессионалом в медицинской области".
     Стр.306, 307 = Григорий Лепс
"…А вот Высоцкий пел яйцами и своей огромной душой, разрывавшейся на части. Просто нельзя было сделать столько переварить организму, столько сделать, сколько сделал он. И, скорее всего, он умер от этого. Не от пьянства или чего-то другого. А от того, что чересчур много мог сделать. И организм перегрузился…
Можно петь Высоцкого и не орать. Главное донести. А спеть можно как угодно. У многих наших великих певцов вообще не было голосовых данных. В шансоне вот, например, очень много таких…"
     Стр.317, 318 = Александр Иванович Кальянов
"В 1977-1978 годах я работал в одних программах с Высоцким. Были переаншланги во Дворцах спорта, окружённых конной милицией, а давали мы по шесть-семь концертов в месяц. Я работал в этих программах звукорежиссёром. У меня за пультом стояло по пятнадцать-двадцать последовательно включенных магнитофонов – коллекционеры записывали каждый концерт. Я, конечно, попросил разрешения: "Владимир Семёнович, можно?" Он улыбнулся: "А что там?!" Я честно объяснил, что с каждого магнитофона дают по бутылке коньяка. Высоцкий сказал: "Я тоже люблю. Буду в доле!" Многие меломаны записывали каждый его концерт, ловили каждое слово Владимира Семёновича. Я ему исправно приносил "долю", и он пил коньяк с чаем. Наливал полстакана крепкого чая (просто чифира!) плюс полстакана коньяка, выпивал таким образом после двенадцати ночи пару бутылок, но был трезвый. Совершенно трезвый – удивительно!"
     Стр.327, 329 = Роман Булгачёв
"Любви к песне поспособствовал гениальный Высоцкий. И… группа "Битлз", с которым совпало моё детство….".
     Есть ещё одна моя работа в разрезе творчества В.С.Высоцкого. Но не всё сразу…
          Раз мы заговорили об увлечённости, должен открыться вам, уважаемые читатели: моя любовь к творчеству Владимира Высоцкого сравнима со второй, параллельной любовью – к вокально-инструментальному ансамблю "BEATLES".
     Для начала вместо эпиграфа анекдот. Естественно, про "Битлов". Про кого же ещё?!
     Сразу разъясняю: в скобках курсивом указаны истинное написание ВИА, имён, правильные названия композиций и приведены их переводы.
     "Бодрый голос ведущего радиопрограммы в эфире:
   "Дорогие друзья! На этот раз мы приготовили по вашим заявкам несколько песен популярной английской группы "Зе быдлас" ("The Beatles") в составе Жени Ленина (John Lennon), Павлика Макартневича (Paul McCartney), Ринга Старкина (Ringo Starr) и Жоры Карлсона (George Harrison).
   Первая их песня называется "Кинь бабе лом"("Can`t buy me love" – "Не могу купить любовь") и являет собой типичный пример разрешения семейных конфликтов в буржуазной обществе.
   Вторая песня, которую мы представляем вашему вниманию, называется "Конь Тугеза"("Come together" – "Пойдём вместе"). Эта песня рассказывает о весёлом американском парне, индейце Тугезе и его верном коне.
   И третья песня группы "Зе быдлас" (Боже, какие гнусные имена они себе придумывают!) – песня "Летит Би" ("Let it be" – "Пусть будет так!") про очень маленькую и очень одинокую птичку Би, которая летает по свету и нигде не может найти пристанища".
     В моей обширной и многогранной дискотеке нашлось почётное место для  гибких "кругозоровских" звуковых страниц, виниловых синглов и пластов, заполненных творческими подвигами "ливерпульской четвёрки". C полста насчитается.
Кроме того, "битловая" коллекция содержит и газетные вырезки, и профессиональные, а также любительские фото, и тематические подарки друзей, и магнитоплёнки, аудиокассеты, и видеофильмы…
     Вот до чего довела моя приверженность!
     В 1991 году вышел Спецвыпуск "Студенческого журнала – Ст.М", полностью посвящённый легендарному ВИА. Переворошив все сто страниц, я убедился, что полученные очень давно (см. 70-е годы) нами сведения о каждом участнике были правдивыми.
     Мы уже тогда знали, что рост John Lennon = росту Paul McCartney = росту George Harrison и составлял 180,3 см, а рост Ringo Starr всего-то 172,7 см;
   что у трёх парней выдающегося ансамбля все имена настоящие, и только один-единственный спрятался за эстрадный псевдоним, хотя по паспорту его зовут Richard Starkey;
   что этот самый Richard 27 апрелz 1981 года женился на актрисе Барбаре Бах (Barbara Bach) – звезде одного из фильмов об агенте 007, всепобеждающем Джеймсе Бонде;
   что Пол Маккартни – левша, как и… Боб (Володя) Никишин.
     Именно Боб при каждом удобном случае с гордостью цитировал высказывание главы Международной Ассоциации леворуких (США) Дина Кембелла: "Если правая сторона тела контролируется левым полушарием мозга, то мы, левши, единственные люди, которые абсолютно правы!" Далее на едином вдохе следовало перечисление имён знаменитостей, заученное как "Отче наш": "Относительно большинства нас мало - Аристотель, Владимир Даль, Александр Пушкин, Льюисс Кэррол, Рафаэль, Рубенс, Роден, Пикассо, Мэрилин Монро, Гай Юлий Цезарь, Наполеон, Александр Македонский, Жанна Д'Арк, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Бетховен, Паганини, Моцарт, Пол Маккартни и… моя дочка".
     На загладочку полистаем фолианты.
     Книга Джона Леннона "Пишу как пишется" вышла тиражом 30000 экземпляров в начале 1991 года. Это сборник рассказов и стихов, первый полный русский перевод книги художественных текстов знаменитого "битла" с рисунками автора.
     Миниатюра на медицинскую тему "У Зудного" (в смысле – "У Зубного", ещё точнее – "У Стоматолога").
   Мадам: Мой дуплистый зуб сильно меня крючит.
   Сэр: Солитесь же в это грустло, Мадам, и откройте пошире Вашу класть… - О, Ваш крот совсем обеззубел.
   Мадам: Увыах! У меня осталось всего восемь зубов (сохранилось всего восемь зубов).
   Сэр: Значит, Вы потеряли восемьдесят три.
   Мадам: Немероятно!
   Сэр: Всем известно, что во рту имеются четыре кривца, два глупца и десять пристяжных, что вместе составляет штрипцать два.
   Мадам: Ведь я всё делала, чтоб сохранить свои зубы.
   Сэр: Может выть! Но не вышло.
   Мадам: Ах! Почему я не грешилась прийти к вам раньше?
   Сэр:Рушайтесь, сейчас или негода.
   Мадам: Так вы будете его вырывать?
   Сэр: Нет, Мадам, я его элиминирую.
   Мадам: Но ведь это очень больно.
   Сэр: Дайте-ка на него взглянуть. – Крак! – Вот он, пожалуйте, Маданц.
   Мадам: Ах сэр, мне так хотелось сохранить этот зуб (я желала сохранить этот зуб).
   Сэр: Он весь чёрный, глиной – да и остальные тоже.
   Мадам: Пощадите! Чем же я тогда буду есть?
   Сэр: Министерство здравозахоронения предоставляет Вам возможность получить бесплатный набор зубных протезов, с ними будет похуже, что Вы на тридцать лет моложе.
   Мадам: (В сторону): Тридцать лет дороже! (Громко): Хорошо, сэр, я без предрассудков, вырывайте все мои погнилушки.
   Сэр: О'кэй, чичас.
                * * *
     Всем понятно, что в одиночку на протяжении длительного времени довольно сложно коллекционировать и оформлять должным образом накопленное.
     Кто-то кивнёт головой: "Здесь нужен помощник – единомышленник". Совершенно с вами согласен. Даже к бабке не ходи.
     И у меня он появился. 15 июня 1974 года. Конечно же! Это мой сын. Пока - то да сё, пятое-десятое: архив не шибко стремительно накапливался, Вовчик под песни Высоцкого и потрясающие мелодии ливерпульской четвёрки подрос, его кругозор расширился, обозначились наши точки абсолютного соприкосновения и взаимопонимания. И на этой высокой ноте зазвучало чувство взаимопомощи.
     Чем мы с ним только не занимались - трудно перечислить! По переменке печатали на пишущей машинке, выпиливали лобзиком фанерные замысловатые вензеля и узоры, ваяли из пластилина, рисовали, фотографировали, типографировали…
     Домашние журналы под названием "Альманах "Начало" – "Initio" вышли дважды – в декабре 1985 года и в апреле 1986 года. В них находили своё место поздравления "мамуле-Зинуле", наши новые стихи, интервью с интересными людьми, рисунки и графические работы, авторские юморные поделки…
     Над Альманахом № 1 работала группа, в состав которой входили: редакторы  - д-р Цыкалов В.К. и уч. Цыкалов В.В.; художественный редактор – Цыкалов В.К., технический редактор – Цыкалов В.В. На последней странице, где перечислено изложенное выше, указаны "типографские" сведения: "Сдано в набор – 30.12.85г. Подписано к печати – 30-31.12.85г. Печатных листов – 10. Изд. листов – 10. Литературная группа – I-II. Формат 28х21х03. Тираж – 1. Саранск, 1985".
     Примечательно, что на седьмой странице журнала были размещены первые стихи моего сына. Пару из них позволю продемонстрировать.
     ЗАРИСОВКА
Дремучий лес, и вороны летают,
Бежит собака где-то там вдали…
И бегемот из подворотни вылезает,
И слон летит и топчется в пыли.
     ТОЖЕ НЕ БЕЗ ЮМОРА
Я дочку замуж отдаю,
В приданое – пять тысяч.
А впрочем – деньги утаю,
А дочку лучше высечь.
     Стихи эти из сетки раритетов. Дело в том, что начинающий перспективный поэт, написав около десятка опусов, сменил курса своего жизненного плавания. Жаль – задатки обнадёживали…
     Альманах № 2 выпускался уже расширенной "редактурой". В ней приняли участие: главный редактор – Цыкалова З.М.; редакторы  - д-р Цыкалов В.К. и уч. Цыкалов В.В.; корректор – Цыкалова З.М.; художественный редактор – Цыкалов В.К., технический редактор – Цыкалов В.В. На последней странице также, как в первом выпуске, указаны "типографские" сведения: "Сдано в набор – 04.04.86г. Подписано к печати – 04.04.86г. Печатных листов – 10. Изд. листов – 10. Литературная группа – I-II-III. Формат 28х21х03. Тираж – 1. Саранск, 1986".
     А теперь найдите шесть отличий (может быть, и больше – смотря как считать).
     Ненадолго возвращаясь к теме высоцковедения, должен повторить ещё и ещё раз, что я собирал, собираю и буду собирать всё, что связано с славным именем Владимира Семёновича.
Накануне его 70-летия со дня рождения я выпустил книгу "Владимир Высоцкий, с моей точки зрения…". Электронный макет и оформление художественно-публицистического издания – дело рук моего верного друга, единомышленника, коллеги и помощника – сына Володи, того самого "технического редактора "Альманахов" 1985-86гг.
     Книга стала памятным подарком для участников Первого Открытого фестиваля исполнителей песен и стихов В.Высоцкого в 2008 году. Все мои книги, которые были выпущены в период с 2000 по 2009 годы (о них мы успеем поговорить), содержат в том или ином объёме материалы (аналитические разработки, неизвестные сведения), связанные с жизнью и творчеством кумира. У меня с годами укрепилась традиция – отсылать один экземпляр выпущенной книги направлять в Музей В.С.Высоцкого по адресу: 109240, г.Москва, Нижний Таганский тупик, д.3, ГУК ГКЦМ В.С.Высоцкого.
     Будете в Москве, загляните в книжный фонд редкой книги указанного выше Музея, чтобы убедиться, что это не ложь.
     Лично я пребываю в полной уверенности, потому что имею соответствующие Акты приёмки на постоянное хранение моих книг в "Доме В.С.Высоцкого".
     И ещё одна информация. Я вхожу в Совет Саранского "Клуба любителей творчества В.С.Высоцкого", в составе которого насчитывается около сотни (или чуть побольше) фанатов, среди них состоят и моя любимая жена Зинуля, и мой любимый сын – Владимир, и его люимая не только им, но и нами жена - Маргарита. Хотелось, чтобы и мой любимыйший внук - продолжатель рода - Андрюша, который внимательно слушает то, что поёт наш кумир. Видимо, что-то его тоже, по большому счёту, прельщает, мягко говоря, заинтересовывает. Прав ли я - решит время.
     Этот рисунок я нарисовал очень давно (смотри внимательней, дружок, - и ты его обязательно найдёшь). "Что в нём кроется?" -спрашивают меня читатели.
     И всегда я отвечаю, без рисовки:
     - ЭТО называется "Мир и моё мировоззрение". Изображённое следует рассматривать против часовой стрелки, начиная с правого верхнего угла. Лицо символизирует меня. На челе лежит длань божья, благословившая моё пришествие в этот Мир. В левом верхнем углу Время, меняющееся в течение суток от тьмы Небытия к свету Бытия. Правая половина Лица обрамлена ветвями Древа Реальной Жизни, один листок которого образует на лице ничто иное, как рот – средство общения. Трухлявый пень соприкасается с левой половиной Лица и его следует расценивать олицетворением Прошлой Многовековой Жизни. Как плод Былого, нагое и беременное женское тело – это Начало Новой Жизни. Таким образом, Лицо является стыковым продуктом Прошлого, Будущего и Настоящего под эгидой небожителя. Начало Новой Жизни незатейливо трансформируется в стилизованный болт и далее в вычурную Чашу Технологии Современности, которая проста по своей сути как стеклянный гранёный стакан. Как известно, в подобные ёмкости наливают не только чаи да кофе, но вино. "In vino veritas" - "Истина в вине". Знакомая фраза, не правда ли? А ещё тебе нравится из моего "стихического наследия": "Плесни-ка Истины в стакан!" Поэтому-то из стакана берёт своё начало Спираль Вселенского Развития и устремляется в необозримые космические дали. В центре картины расположены Роза – символ Счастья, перевёрнутый парусник – символ Несбывшейся Мечты (я в детстве мечтал быть моряком), знакомые всем очертания сперматозоидов – символ Зачатия Продолжателей Рода Человеческого и широко раскрытый глаз – символ Личного Взгляда на всё происходящее вокруг Человека. Вот такая семантика! Кажется, ничего не забыл объяснить – разъяснить. Примечательно – правая верхняя часть картины, включая глаз, была нарисована ещё когда я учился в десятом классе, а полное завершение композиции состоялось в начале нового тысячелетия.
     Если развивается подходящая ситуация, когда появляется мало-мальская возможность познакомить любопытствующих особей к другим моим "парафилософским заморочкам", я предъявляю графическую работу под простым и странно тривиальным названием "Мои творческие увлечения и приоритеты в этом бренном мире", над которыми возвышается самое главное - моя единственная и неповторимая возлюбленная Медицина, которой я предан до самозабвения со студенческой скамьи до нынешнего буйного, суетного, порой алогичного времени.
                Продолжение следует...


Рецензии