C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Прогулка по Регенсбургу

«Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – загадочна; слава – недостоверна. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии».
Это слова из книги римского императора Марка Аврелия (121-180) «Наедине с собой». Его политическая и военная деятельность давным-давно стала достоянием  истории, а вот книгу читали и читают самые разные люди, и каждый находит в ней что-то свое…
Несмотря на склонность к размышлениям о бренности земной жизни, Марк Аврелий был энергичным правителем и вел успешные войны с германскими племенами. Дабы закрепиться на захваченной римлянами земле,  он приказал построить на берегу Дуная крепость  Castra Regina, что в переводе означает «Царская крепость». Она была основана не на пустом месте.  Еще в V веке до н.э. здесь существовало кельтское поселение Radasbona, а в I веке н.э. римляне устроили на этой земле военный лагерь. И все же основателем Регенсбурга, выросшего вокруг Castra Regina после падения Римской империи, можно по праву считать  «философа на троне», как называли Марка Аврелия современники и потомки. Построенные при нем укрепления стоят до сих пор и являются самыми древними памятниками архитектуры Регенсбурга.
Время наивысшего подъема Регенсбурга – XII-XIII вв., когда он считался одним из самых больших и процветающих городов Западной Европы. Постепенно его  политическое и экономическое значение уменьшается, другие  города стремительно обгоняют его, а Регенсбург, самодостаточный и невозмутимый, спокойно хранил  свое многовековое культурное наследие и жил памятью о прошлом. Конечно, изменения и разрушения ХХ века не могли  не коснуться его, однако Регенсбург был и остается средневековым городом, и именно это  притягивает к нему современных людей.  Можно до бесконечности бродить по узким извилистым улицам Регенсбурга, и за каждым поворотом  Вас ждут неожиданные открытия: то фрагмент древнеримской стены, помнящей самого Марка Аврелия; то средневековый храм; то представительный дом богатого бюргера, на стене которого нарисована огромная картина, изображающая битву  Давида с Голиафом… Духовным центром и архитектурной доминантой города  является  готический собор святого Петра, заложенный в XIII веке. Как и другие средневековые храмы, он неоднократно перестраивался и дошел до нашего времени не в первозданном виде: две его высокие башни были завершены только в XIX  веке. Рядом – небольшая романская церковь св.Стефана, которая на два столетия старше собора. Гордостью регенсбуржцев является  каменный мост через Дунай, сооруженный в XII веке, а неподалеку расположилась его ровесница – старейшая в Германии колбасная. Заслуживает внимания романская церковь св.Эммерама, которая когда-то находилась на территории бенедиктинского монастыря. Его упразднили в начале XIX века, а принадлежавшие ему здания были перестроены под дворец князей von Thurn und Taxis. Их потомки до сих пор живут в своем  родовом гнезде, часть которого превращена в музей.
Тот факт, что Регенсбург был основан философом, наложил некоторый отпечаток  на его судьбу и мироощущение тех, кто жил здесь.  Именно в этом городе родился и провел  жизнь самый философский и поэтичный немецкий художник – Альбрехт Альтдорфер (1485-1538). В то время как другие живописцы его эпохи сосредоточили внимание на человеке и его  деяниях, Альтдорфер посвятил свое творчество природе.  Она предстает на его полотнах величественно-прекрасной, пронизанной лучами невидимого солнца, сияющей и переливающейся тысячами  оттенков, а люди, изображенные на ее фоне, кажутся суетливыми муравьишками, озабоченными делами, важность которых известна только им одним.
Наше небольшое путешествие по Регенсбургу подходит к концу. В заключение позвольте проводить вас, уважаемые читатели, до вокзала. Напротив него находится очаровательный  сквер, где стоит памятник знаменитому астроному Иоганну Кеплеру (1571-1630). Будучи уверен, что «прославлять Бога можно не только богословием», он посвятил свою жизнь поискам и доказательствам всемирной гармонии, которую стремился постичь с помощью законов математики. С Регенсбургом Кеплера почти ничего не связывало. Он  приехал сюда, надеясь получить долгожданное жалованье,  но заболел и умер.  Почему-то именно памятник Кеплеру избрали местные хулиганы, чтобы «отвести душу»: он весь испачкан и испещрен надписями. Многочисленные враги Кеплера, обвинявшие его в том, что он, вслед за Коперником, не хотел признавать Землю центром Вселенной,  непочтительно сравнивая ее с вращающимся волчком, были бы весьма довольны. Чем же досадил почтенный ученый современным регенсбургским вандалам, непонятно. Впрочем, сам Кеплер едва ли был бы очень расстроен, узнай он о судьбе посвященного ему памятника. Он привык  к людской несправедливости и в трудную минуту утешал себя словами Марка Аврелия: «Прегрешающий прегрешает против самого себя; совершающий несправедливость совершает ее по отношению к самому себе, делая себя дурным».

(Статья была опубликована в "Московской немецкой газете")


Рецензии