Очистительная жертва ч. 136

                §136.  Очистительная  жертва
               
"Братья! Жертвенное пламя
Вами в душах зажжено,                Благородными делами
И святой любви слезами 
Пусть питается оно!"               
                Гёльдерлин Ф. Гимн красоте.

   С глубокой древности известна очистительная жертва. Околдованный Герой Геракл утратил разум и убил своих детей, а также детей своего брата Ификла.
Образумившись, он в глубокой скорби принёс очистительную жертву. Подобных примеров довольно много не только в греческой мифологии.
Например, у южноафриканских басуто существовала такая форма торжественного очищения. Убивают животное и прокалывают его насквозь, а затем через образовавшееся в трупе отверстие пропускают подвергающегося очищению человека. 1

   Важно то, что помимо внезапного очищения или омовения тела есть ещё внутреннее, но не утробное, а душевное обновление. Духовное очищение именуют «катарсисом»/ эстетическая категория, введённая Аристотелем/.

   Катарсис происходит как в результате созерцания трагедии, так и при переживании личной невзгоды.
Однако надо иметь ввиду, что при сильнейшем загрязнении души катарсис, /что в буквальном переводе с древнегреческого и означает «очищение»/, рождённый стрессовой ситуацией, настолько сильно и глубоко затрагивает душу, вскрывая такие психические глубины, что может вызвать катастрофу сознания, а затем и бытия.
Человеческая душа в определённых условиях, при попущении Всевышнего и неосознанности предназначения в процессе жизни, подобно телесной оболочке обрастает омертвелой шелухой, коростой, чешуёй. Вместо очищения происходит «очешуение».

   Когда «чешуя» превращается в «кору», то сшибить, ободрать её можно только вследствие внешнего удара или внутреннего взрыва. Как сотрясение мозга, так и душевное содрогание иногда бывает гибельно, ибо влечёт за собой безвольную жертву.

   И всё-таки жертва очищения необходима, ибо человеческое существо всегда противится постепенному очищению как любому назиданию, нравоучению и прочим мягким мерам воспитания личности.
Даже при чистке печени, почек и других внутренних органов ощущаются болезненные симптомы. Что же говорить о духовном очищении, производимом не без участия совести, которую считают голосом Божьим?

   Действие очищения сродни прозрению, а прозревшие духовно, в отличие от зрячих телесно, могут погибнуть от внезапности видения, ибо оно может быть как прекрасно, так и ужасно едва ли не в равной мере.
Общество обрушивается на прозревших и очищенных, однако, несмотря на то, что рано или поздно они падут жертвой физического насилия, зло непременно понесёт ущерб от схватки с могучим светлым духом.

   Убыток же или оттеснение зла ведёт к частичной чистоте, а впоследствии к окончательному торжеству блага.

   Чистота звучит в самом слове «жертва». На древнем языке «санскрит» жертва произносится как «иста».
Иста - истина, то есть абсолютная, глубинная правда. В то же время в истине таится чистота. Ещё иста /жертва/ - исток или начало всего сущего.

   Первочеловек Пуруша одновременно вселенская жертва и в то же время Мировой Дух в индийской философии, проистекающей, как и любая оформленная мудрость, из народных сказаний.
«Пурус» в переводе с латинского значит чистый. Пуруша - пурус. Латинский язык получил много от санскрита, что убедительно доказывает сравнительным лингвистическим анализом А.С.Хомяков.

   Великий русский любомудр в своём грандиозном историософском труде под названием «Семирамида» приводит иной санскритский синоним слова «жертва», а именно - «адвара». «Адвара» не случайно созвучна русскому глаголу «отворять». 2
Жертва в том или ином качестве раскрывает изначальный смысл бытия, отворяет некую дверь в запредельность, предваряет неминуемую встречу с Богом.

   В то же время в слове «адвара» слышится «тварь», то есть нечто сотворенное, созданное.
Сейчас Славянству как никогда необходимо очищение, причём не только телесное исцеление, но, прежде всего, духовное оздоровление.

   Однако легко сказать но как трудно это совершить. Просто провозгласить о необходимости возвращения людей в традиционные церковные организации, действующие на территории Славянских
Деятели Православной Церкви недостаточно резко выступают против беспредела, творимого в области морали и культуры. Между тем давно подмечено, что этика напрямую связана с эстетикой.
Мало того, стоит вспомнить слова Гегеля о том, что «Об истории нельзя рассуждать серьёзно, не обладая эстетическим чувством». 3

   Даже высшие иерархи обмениваются наградами с государственными чиновниками, почти не принимающими мер против насилия и порнографии заливающими экраны телевизоров и заполняющие страницы газет и журналов.
От навязчиво предложенного очень трудно отказаться, а предлагаемое или навязываемое рынком культурной индустрии, порою просто не выносит никакой цензуры.

   Иные стихи порою пишут таким языком, каким постеснялись бы говорить в местах отдалённых и не столь отдаленных.
Очищение нужно и нашему языку, который, согласно мнению видного русского философа и психолога Г.Г.Шпета, является духом нации. «Язык есть как бы внешнее явление духа народов, - их язык есть их дух и их дух есть их язык» 4

Литература
1 Фрезер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете.-М.,1989.-C.195
2  Хомяков А.С. Семирамида //Соч. в 2-х томах. Т.1.-М.,1994
3  Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.-М.:Мысль,1978.-С.138
4  Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова //Психология социального бытия.-Москва.-Воронеж,1996.-С.55


Рецензии