Свекровь. Теща. Первые впечатления

             "Марфа Михайловна" - с чувством собственного достоинства назвала она себя при знакомстве, протягивая мне руку. Это прозвучало как-то уж очень торжественно и официально. Я подумала: "Имя какое оригинальное!"  И про себя отметила, что так звали мою бабушку, папину маму. После смерти папы мы с ней практически не общались, так как мама повторно вышла замуж, но ни бабушка, ни тёти, папины четыре сестры, маминого второго мужа не приняли.
             Была Марфа Михайловна низенького ростика, где-то 1,52-1,55м., ниже меня, средней полноты, седенькая, ей на момент знакомства исполнилось 54 года. Мой муж - поздний ребенок в семье, родился случайно, через два года после старшего брата Володи. Случайно, значит, внепланово. До этого 10 лет детей в семье не было.
Мы добирались к ним всю ночь. Ранним утром, в часов шесть, когда весь поселок еще предпразднично спал, 23-го февраля, мы вломились в их небольшой домик. Я совсем не собиралась ехать. Виталий предложил полушутя-полусерьезно съездить в Харьков, на его родину на праздник. Я мимо ушей пропустила. Он пришел вечером перед автобусом, как раз через наш поселок проходил Днепропетровск-Харьков, а я и не собираюсь. Тетя Женя, моя квартирная хозяйка и подруга Тоня были с ним заодно, он уж очень им нравился. Начали ему подыгрывать, уговаривать, что, мол, мне обязательно надо поехать, с родителями познакомиться, такого парня прекрасного не упустить... Никакие уговоры не действовали. Тогда они, "заговорщики", пошли на крайние меры. Я, ничего не подозревая, вышла провожать Виталия, они мне вдогонку бросили пальто, шапку, сапоги и сумку, которую Тонечка предварительно собрала, и закрыли за мной дверь.
              Так моя судьба была предрешена. "Ну, что ж, думаю, поеду! Меня же это ни к чему не обязывает! Замуж, по крайней мере, я не собираюсь!" А тайно в душе: может, еще и билетов не окажется в кассе, автобус-то проходящий. Билеты ... оказались! И поехали! Все это я воспринимала крайне не серьезно, вроде не со мной это происходило. Даже испугаться не успела. Может, если бы готовилась, переживала, играла роль, хотела понравиться, все прошло бы намного хуже, а так все было спонтанно.
               Но я не знала обычаи и устои этой семьи. Сыновьям строго-настрого было приказано, что в дом они могут привезти или привести только свою избранницу, ту, которую выбрали себе в жены. Поэтому, когда был накрыт стол, а судя по столу, к нашему приезду готовились, и я не успела еще наколоть вилкой котлету, вид которой был очень аппетитным, отец, (он при знакомстве со мной назвался "Алексей!", растерявшись больше, чем я), строго спросил: "И когда надумали свадьбу сыграть?" Я поперхнулась, не ожидая такого поворота событий. "В апреле!" - донеслось справа от меня. Это Виталий уже взял решение моей судьбы в свои сильные руки, не спрашивая ни моего согласия, не объяснившись толком в любви... Да за него друг объяснялся мне, следующим образом:"Тамара, виходь за Віталія заміж!" - "Так он же мне не предлагает."
- "Виходь, де ти кращого знайдеш?" Это было всего месяц с небольшим назад, в январе, когда мы праздновали Новый, 1974 год, а потом, после боя курантов меня вся компания поздравила с днем рождения и Виталий мне подарил букет цветов, и огромную куклу, говорящую: "мама" и закрывающую глаза. Куклы у меня не было никогда в жизни, даже в детстве.
                Родители стали уговаривать перенести на август, должен старший брат из армии вернуться, но их сын стоял на своем. Что бедные родители подумали? Они не озвучили. Когда я спросила Витальку, что это он все за меня решил, и почему заладил "апрель", он ничего толком не объяснил. Объяснит он немного позже, когда спустя две недели встретится с будущей тещей.
                Свекровь. Интересно, откуда произошло это слово? По моему восприятию - это от "своя кровь", т.е мать передает из рук в руки своего сыночка, свою кровинушку другой, молодой женщине, которая заменит ему и мать, и сестру, и жену, и любовницу, и родит ему детей, продолжит род, и будет с ним в горе и радости, и тогда, когда мать уже уйдет в небытие... Я специально не читала ни в каких источниках значение слова "свекровь", чтобы передать только свои ощущения и свое понимание. Не знаю: насколько они близки к реальному значению.
                У моей мамы тоже была невестка, но  как-то сразу у них не сложилось. И я очень боялась, допустить похожие ошибки и промахи по отношению к женщине, давшей, в муках, жизнь моему суженному, вырастившей его, таким надежным, которого  можно и нужно  уважать, не бояться связать с ним свою дальнейшую жизнь. Она мне рассказала, как сыночек в детстве сильно болел, сколько ей пришлось повозить его по больницам. При родах  ему акушерка случайно, маникюром, повредила слизистую оболочку, и на том месте образовалась шишечка, которая очень мешала, особенно, когда стали зубки резаться, делались операция за операцией, но результатов они не дали. Я  прониклась очень добрыми чувствами к этой повидавшей столько горя женщине, через себя пропуская ее страдания, муки... У меня еще не было своих детей, но я представила насколько страшнее, когда болен ребенок, беспомощный человечек за которого ты в ответе. И почти физически ощутила эту боль. У нее было два неженатых сына, строгий муж, ей даже некому было порассказать все то, что за долгие годы накопилось на сердце, как-то озвучить, облегчить душу... Я сама очень открытый человек, поэтому мне импонировало, что меня приняли за свою, со мной делятся. Хотелось сделать этой настрадавшейся женщине что-то приятное: стать ее невесткой и принять ее, как вторую маму.
                На следующий день мы уехали на электричке до Харькова, а потом на автобусе в Царичанку. Нас загрузили по полной, все вкусное, домашнее. Отец наказал сыну, чтобы приоделся, когда будет к теще ехать свататься, т.к. Виталий сказал, что не намерен откладывать "сватовство" в долгий ящик, дал денег на дорогу и на гостинцы, чтобы сынок не ударил в грязь лицом. Я все это наблюдала как будто со стороны, пребывая во сне. Это не со мной происходило! Принимала все так, как шло.
                У мамы я попросила разрешение приехать на 8-ое Марта. Решили лететь самолетом, не подумав, что поездом было бы быстрее. Ведь самолеты очень зависимы от метеоусловий. А это ранняя весна. Одесса. Лететь было около часа, но мы долго кружили над Одессой, нам разрешения на посадку не дали из-за шторма и снегопада. Самолет был принят в Кишиневе. Представьте, поздняя ночь и неизвестно чем добираться. Из Кишинева до моего села дальше, чем из Одессы. С горем пополам мы сели в автобус, который нас повез в сторону Одессы. Было 8 Марта 1974 года. Раннее утро. Село Первомайское. Здесь живут мои одноклассники. У одного из них Славки Д. сегодня день рождения. Следующее село Кучурганы. Выходим. Мама вся испереживалась. Нас ждали поздней ночью, а мы приехали ранним утром следующего дня.
                Времени у нас было очень мало, полтора дня. Виталий перед трюмо репетировал речь, которую собирался огласить, прося моей руки. Я не разделяла его волнений. Не понимала: неужели трудно произнести за столом несколько слов: "Ирина Сафроновна! Я люблю Вашу дочь и хочу, чтобы она стала моей женой!"? Все ведь так просто. За каждым застольем он порывался это сказать, но при первых же словах "Ирина Сафроновна...", я, зная продолжение, начинала хохотать, роняла вилку и лезла под стол ее доставать. Он лез мне помогать и там, под столом, успев поцеловаться, мы сталкивались лбами... Я ничего не могла с собой поделать, так прошел весь праздничный день, а главное, ради чего Виталий приехал, решено не было. После обеда на следующий день нам надо было уезжать в Одессу, а там поездом до места жительства. Ну, почему я такой пустосмех? Я понимала, что мама не готова отдавать меня замуж, да и Виталий ей не приглянулся. Она даже мне мимоходом сказала: "Если бы за Славика, я бы ни минуты не думала!" Но дело в том, что Славик-то меня и не звал, и не хотел. Там была такая неопределенность.
                Я, заканчивая техникум в 1973 году, зная, что предстоит разлука, может навсегда, решилась на отчаянный шаг, на ложь... Он как-то приехал на мотоцикле своем, на своей любимой шикарной "Яве", мне кажется он ее, "Яву", боготворил, ставил даже выше, чем отношения с девушкой. И я не глядя в глаза, чтобы не выдать, что лгу, сказала: "Славик! А я замуж выхожу!"
Или человек так мог скрывать свои чувства, или я не совсем правильно почувствовала интонацию, но мне показалось, что он не расстроившись ни капельки, спросил: "За кого?"
-"За незнакомого тебе парня. В техникуме учится." Я же не могла сказать, что в институте, как Славик. Это же он техникумам не доверял. Пусть и не доверяет!
-"В каком?"
Я не была готова к такому вопросу, так как толком не знала какие техникумы вообще бывают, кроме финансового, поэтому наугад (врать, так врать до конца!)выпалила:
-"В автомобилестроительном"... Ну, в таком, который парню должен быть более свойственен.
На что получила ответ:
-"А в Одессе такого нет!"
-"А какой есть?"
-"Автодорожный!"
-"Значит, в автодорожном.", не моргнув глазом доврала я до конца.
Разве я могла предвидеть, что за год до знакомства точно определила профессию своего будущего мужа, только с городом промашка получилась, не в Одессе, а в Харькове, в автодорожном техникуме, а позже - в ХАДИ (Харьковский автодорожный институт)получил образование мой будущий муж.
 Моя мама считала меня не по возрасту серьезной и мужа для меня в своих мыслях рисовала взрослого, строгого, с положением, с должностью, с портфелем, в костюме, в шляпе и при галстуке. А тут дочь привезла чужого паренька, с далекой Харьковщины, молодого, ему только 20 лет исполнилось, несерьезного, да и сама стала смешливой, хохотушкой. Поэтому, когда после завтрака на следующий день, в день уезда, мы сели на диван поговорить и Виталька, забыв текст выпалил: "Ирина Сафроновна, отдайте мне в жены Вашу дочь, я ее люблю!" мама, покачав головой сказала: "НЕТ! Вы оба очень несерьезные!! Вам еще рано. Вы не созрели для создания семьи."
После этих слов у меня и смех сразу испарился. Я подумала: "Привезла парня и как будто насмеялась, не дала ему нормально высказаться. Он так потратился, ведь  поедки в Харьков и в Одессу, и подарки он проплачивал сам." Потом мама спросила, когда мы планируем и Виталий опять назвал: "Апрель!", до которого оставались считанные дни, она вообще ничего слушать не захотела. У нее к Виталию сложилось предвзятое отношение, потому что накануне у меня гостила младшая сестренка Елена, и когда мы ее провожали, она увидела, как мы целовались в автобусе, на заднем сидении. Было темно, никто не видел и ей нечего было оглядываться. По приезду Лена все выложила маме и она мне прислала нравоучительное письмо с напоминаниями о девичьей чести, гордости и морали...
И тут в окно Виталий увидел, что приехала моя старшая сестра Валентина. А они уже были знакомы и очень подружились.
                А дело было так.
                Валентина возвращалась из Дагестана с сыном Колей и, чтобы свидиться, сделала на два дня паузу в Днепропетровске, где мы ее встретили и привезли к себе, в Царичанку. Пока ехали (2 часа) раззнакомились, оба коммуникабельные. Провожать надо было ночью, в часа три. С Виталиком заранее не договорились, я пыталась в течение дня переговорить, но он все время был на дальнем объекте, связи с ним не было. Отчаявшись я попросила телефонистку, если его увидит, передать: "Сестра уезжает ночью из Днепра!" Поехала провожать сама, последним автобусом, в 18:00. Раньше не было такси и транспорт автомобильный не был привязан к железнодорожному. На вокзале нам до отправления Одесского поезда предстояло высидеть 7 часов, а потом еще три до автобуса в Царичанку. Валя расстроилась, что обрекла меня на бессонную ночь, а утром к 8:00 я должна была быть на работе. Надежды, что Виталий сможет приехать не было, т.к. на последний автобус он не успел. Какой восторг и удивление вызвало его появление в зале ожидания где-то в 23:00. Всеми правдами и неправдами, попутками он добрался, чтобы я не сидела на вокзале и не возвращалась назад одна. Поступок не мальчика, но МУЖА! Это дорогого стоит. Значит, действительно, любит. Это мне прошептала на ушко сестра, удалившись с сыном в комнату матери и ребенка, и наказав разбудить их в 2:30. Проводили Валю с Колюней, "докимарили" до полшестого на вокзале и вернулись, еле успев, на работу, не выспавшиеся и помятые. Валентина правильно оценила эту ситуацию и зауважала человека, с которым встречалась ее сестренка.
Поэтому Виталий очень надеялся на помощь своего друга, а моей сестры и воспрял духом с ее появлением.
                Однако, ничего не помогло. Мама была неумолима. Только уточнила: "Почему именно апрель? Вам что уже надо?" Чем сильно оскорбила мою невинность. Как она могла такое обо мне, да и о нас, подумать?
И тут Виталий открыл страшную тайну, дескать, ему очень нравится песня "Серебряные свадьбы" в исполнении Валентины Толкуновой и он хочет, чтобы на серебряную свадьбу, в далеком 1999 году, нам исполнили эту песню. "И двадцать пять серебряных апрелей вас окружают словно сыновья". Оказывается, мой будущий, еще и романтическая натура. Он мне все больше и больше нравился своими мужскими поступками. Забегая вперед скажу, что нам эту песню исполнили и свадьбу серебряную нам организовали наши сыновья, все было четко по обряду: замена колец первых золотых обручальных, на серебряные, их сыночки купили загодя, наши передавались старшему сыну... И пели песни. И мама с такой любовью говорила о зяте, который перевез ее из села к нам в город, накануне страшных событий распада страны, инфляции, гиперинфляции, когда она, продав дом, потеряла все сбережения, но мы ей организовали достойную старость, предоставили все условия для нормальной жизни. Они и здоровались по особому, с секретом. Когда бы зять не пришел, после его рукопожатия, в руках любимой тещи оставалась солидная купюра, иногда размером в пол ее пенсии. Но до этих событий было долгих 25 лет...
                А сейчас, мы уезжали без материнского благословения. Все-таки  Виталины родители отнеслись ко мне более благосклонно. Я не понимала свою маму. Мне уже 21 год, есть профессия, работа... Тогда в селах такой возраст считался возрастом старой девы, а тут просят руку и готовы отдать сердце, а она ни в какую, хотя часто любила повторять, не знаю, правда, чьи слова: "У матери в жизни два горя: сына в армию провожать и когда дочь замуж не берут!" А тут берут!!!

ПРОДОЛЖЕНИЕ...


Рецензии
До чего же свекрови ревнивы и не всегда благосклонны к невесткам, а ведь и сами, когда-то были невестками, снохами и эту историю неприятия проходили...

Марианна 2   21.12.2018 09:51     Заявить о нарушении
Мне в жизни повезло. Я сразу стала "доченькой"
и подругой.
С уважением,

Тамара Ненчина   21.12.2018 11:08   Заявить о нарушении
Ой, Тамарочка, рада за Вас! По всей видимости, я только прочитала 1 часть - начало Вашей жизни в Ваших воспоминаниях.

Марианна 2   21.12.2018 20:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.