Диктор Кириллов

Кажется, было это в 1993 году. Мы, профессорские дочки с высшим образованием, не знали, где водятся женихи, поскольку на наших факультетах их не было в принципе. Лена предложила: "Пошли на митинг. Там полно пассионариев. Вот и познакомимся". Пошли.
Митинг был возле телецентра Останкино. У входа в телецентр "зажигал" Зюганов. Толпа была не густая. И, к нашему сожалению, - всё бабульки в платочках, завязанных, как у пиратов или пролетарок с плакатов. Бабушки размахивали плакатами и поддерживали нестройными воплями речь своего лидера. Среди старушек изредка попадались неуклюжие от возраста и взволнованные с опасностью для здоровья ветераны в пиджаках и медалях. Под ногами носились дети младшего школьного возраста. Их забавляло то, что за людьми можно прятаться, как в лесу. Нам быстро стало скучно. На коммунизме мы выросли, к демонстрациям 7 ноября на Красной площади привыкли с детства...
Я, оглядываясь вокруг, ловила ворон и не заметила, как Лена шустро ввинтилась в толпу, пробралась к стеклянным дверям, пококетничала с охранниками и скрылась внутри телецентра, присоединившись к осаждаемым. Видимо, она быстро смекнула, на какой стороне паслись никем не окученные пассионарии. Подруга как-то неопределённо махнула мне из-за стекла рукой, но я решила не истолковывать её жест как пригласительный, поскольку всё-таки правой "ту сторону" не считала.
Старички и старушки вокруг были какие-то малорослые, и я возвышалась над ними, озираясь со скучающим видом. От нечего делать смотрю на телецентр. Много окон. И вижу - в одно из окон выглядывает популярный диктор телевидения Кириллов. Я обрадовалась, что заметила нечто интересное, обернулась к стоящей рядом бабульке и, в надежде отвлечь её от вредного для её возраста митингового беспокойства чем-то приятным, указав на окно, сказала: "Смотрите, диктор Кириллов!"
Реакция была для меня совершенно неожиданной: бабка взметнула вверх глаза и вдруг, взмахнув каким-то плакатиком, что держала в руках, взорвалась воплем: "Долой диктора Кириллова!" Тут же толпа всколыхнулась, сгустилась, сконцентрировалась, все обратились к окнам телецентра и с какой-то безумной яростью стали вопить ту же фразу.
Зюганов со всей его демагогией был забыт. Неожиданно сладостно и самозабвенно толпа орала: "Долой диктора Кириллова!"
Мне стало стыдно. Я выбралась из толпы и решила посмотреть, где ещё митингуют. Неподалеку выступал перед кучкой граждан радикальный Ампилов. Его слишком пролетарское лицо вызывало недоверие изначально. Такие пролетарии водились только в эпоху Неолита и сразу после Великой Октябрьской революции. В то, что человека разумного настолько не отшлифовало всеобщее среднее образование, верилось с трудом. Его клиентура, однако, была всё та же, что и у Зюганова. И те же дети бегали под ногами.
По толпе пошёл слух, что демонстрацию будут разгонять при помощи пожарных машин. Слух быстро докатился до трибуны. Я подумала, что сейчас предводитель демонстрантов скажет, чтобы немедленно ушли женщины и дети, но услышала совершенно иное: он завопил, что "мы не сдадимся", "никто не уйдёт", "мы будем стоять до последнего"... "Это с бабульками и первоклашками в толпе!" - обиженно подумала я, развернулась и пошла к метро.
Потом писали, что среди демонстрантов были жертвы.
Через много лет, уже обретя своего пассионария и родив ему дочь, я смотрела по телевизору какую-то передачу. Брали интервью у состарившегося диктора Кириллова. Я обрадовалась ему, как старому знакомому. Ведущая задала вопрос, может ли Игорь Леонидович вспомнить самый страшный день в своей жизни. Пожилой человек встрепенулся и с болью стал рассказывать, как тогда, в начале девяностых, он был на работе в телецентре Останкино и выглянул в окно, в целом сочувствуя чаяниям народа, раздираемого тревогой за разрушающуюся страну. То, что произошло в следующую минуту, осталось в его памяти на всю жизнь. Такой волны немотивированной ненависти Кириллов и не мог предположить, тем более что зрители, казалось бы, всегда симпатизировали ему. Диктор понял, что выйди он тогда из телецентра - и его разорвала бы беснующаяся толпа.
Мне снова стало стыдно.   


Рецензии