Мартини

Рано утром в моей квартире раздался телефонный звонок. Звонила глава Висимской поселковой администрации.
- Юра, привет! – бодро начала она разговор. – Это Вера Евгеньевна. Узнал?
- Узнал, - буркнул я, всеми силами пытаясь прогнать из головы остатки сна.
Вообще-то Вера на год младше меня и я помню, как в пору нашей юности она рассекала по Висиму на отцовском мотоцикле. Но…  Меняются годы, меняются люди. Сейчас Вера – глава администрации, поэтому привычно прибавляет к своему имени и своё отчество, атрибут в наше время, как ни странно, не обязательный. А у меня в своё время было всё наоборот: меня ещё двадцатилетним молодым человеком, когда я носил офицерские погоны, все называли строго по имени-отчеству. Сейчас же, когда идёт к исходу шестой десяток прожитых лет, наоборот всё чаще меня зовут только по имени. Парадокс. И сначала было очень непривычно. Но постепенно привык и смирился.
А Вера продолжала тараторить:
- Юра, ты молодец! Твоя книга – прелесть! Мне очень понравилась! И не только мне. Я вчера её у Валентины Семёновны Федуловой взяла почитать, не поверишь – без остановки прочитала…
- Почему не поверю, книга-то небольшая. Полторы сотни страниц всего, чего там читать? Тем более, половина книги – стихи.
- Нет, всё равно, очень хорошо написано. Про стихи я уж и не говорю. У нас 20 августа День посёлка, давай, приезжай, людям почитаешь.
- С удовольствием! – ответил я, но тут же спохватился. – Двадцатого, говоришь?..  А двадцатого-то как раз и не получится. День рождения у меня, дети, внуки придут…
- Ой, как жалко, - вздохнула Вера.
- Слушай, раз ты у Валентины Семёновны книгу взяла, значит и Нина Алексеевна Селиванова тоже её получила. Ты не в курсе?
- Да получила, получила!.. – обрадовано воскликнула Вера. – Она уж мне сегодня с утречка позвонила, дай говорит, Юрин телефон и всё тут. А я и забыла
твой номер. Сейчас только нашла.
Мы ещё перебросились парой фраз и Вера, сославшись на сильную занятость, положила трубочку телефона.
Я глянул на часы – половина девятого. Жена придёт с ночной смены только через два часа. Хотелось спать -  просидел допоздна за работой. И, недолго думая, я снова завалился на кровать…
Через десять минут зазвонил телефон.
«Да что же это такое, что людям не спится?» - зло подумал я и встал. Но, тут же спохватился, какой сон? Время-то девять часов доходит! Нормальные люди давным-давно на ногах. «Всё-таки интересно, кто это названивает? Уж не Нина ли Алексеевна?»
Я поднял трубку и услышал тихий, спокойный голос любимой учительницы. Впрочем, теперь она уже была не учительница, а пенсионерка со стажем, но для нас, её учеников, слово «бывшая» не существовало. Для нас наши учителя навсегда остались Учителями. И именно с большой буквы.
- Здравствуйте! – между тем послышался голос из телефонной трубки. – Это – Юра?
- Да-да, Нина Алексеевна! – обрадовано ответил я.
- Ты смотри, узнал меня, - удивилась Нина Алексеевна.
- Ну, как можно вас не узнать? – ответил я, а про себя подумал: «Тем более, что Вера сама того не желая предупредила о вашем звонке».
- Получила я, Юра, твою книгу. Большое спасибо! Очень хорошо написано. Легко читается. Кое-где даже посмеялась, а кое-где и взгрустнулось…  Молодец!
- Ну, вот и хорошо, если понравилось. Мне ваш отзыв дорогого  стоит.
- Хорошо, хорошо, - повторила Нина Алексеевна. – Давай продолжай в том же духе, ещё что-нибудь напиши. Только вот фотографий маловато.
- Так, Нина Алексеевна, тут ведь как получилось. Когда пять лет назад на вечере встречи ребята полушутя предложили написать о наших школьных годах, я это «полушутя» полусерьёзно и воспринял. А потом уж что-то меня это заинтересовало. Стал материал собирать, воспоминания. В книге ведь не только мои чувства изложены, но и рассказы моих одноклассников, моих сестёр и брата. А что-то просто придумано, так сказать для ровности в сюжете. Я ведь сейчас, когда книга вышла из печати, всех вынужден предупреждать – не ищите документальной схожести.
Долго искал и фотографии, спрашивал у многих. Почти все отнекивались. Только Соня Кривоногова не отказала, и её несколько фотографий вошли в книгу.
Долго я искал и спонсора. Я планировал сделать книгу красочной, в твёрдом переплёте, чтобы подарить её одноклассникам на вечере встречи в 2012 году. Ведь исполнится сорок лет, как мы школу окончили. Но от очень многого пришлось отказаться сразу после первого посещения типографии. Цены оказались непомерными для меня. А спонсор так и не нашёлся. Чаще слышал в ответ на свою просьбу: «А мне это надо?».
Так что книга получилась такой, какой вы её видите и держите сейчас в руках. Скромная, неяркая, но написанная от души и изданная на отчисления из моей пенсии.
И вот ведь что интересно, я, например,  сюжет с Тоней Кожневой и белочкой полностью придумал, всё написано из головы. А она мне вчера по электронной почте написала, что это было на самом деле. Как вот это объяснить?
- Ну, возможно она это рассказывала когда-то, а у тебя в подсознании отложилось. Головной мозг ведь штука интересная и непредсказуемая. Кто вот мог подумать, что ты писать начнёшь? Никто и никогда…
- Извините, Нина Алексеевна, - перебил я, - здесь я с вами поспорю. Мне всегда нравилось сочинять, ещё со школы. Я даже школьные сочинения всегда писал на произвольную тему. Вы, конечно, не помните, но у меня за сочинения никогда ниже четвёрки не было. Почерк у меня был и есть паршивый, можно сказать «медицинский», но на сочинительстве это никак не отражается.
- Слушай, Юра, а ты кого ещё из вашего выпуска видишь, с кем общаешься?
Я ненадолго задумался.
- Как ни странно, в последнее время со многими. И не только из нашего класса. Вот Серёжка Попов и Коля Отливан вообще от меня через дорогу живут.
Нина Алексеевна оживилась.
- А Коля мне очень часто звонит, пожалуй, чаще всех остальных. И ведь разыграл он меня однажды здорово. То всё звонил, когда чуток выпьет, и начинал мне рассказывать, как все мальчишки в школе в мою Иринку были влюблены. Хотя я считаю, что влюбляться можно было и в других девочек, мало что ли их было тогда…
Я слушал и вспоминал то время. Ведь действительно Иринка была симпатичной девчонкой к тому же круглой отличницей, и многие парни просто сохли по ней. Даже мой сосед, друг детства Толян Петров, человек, не осиливший полный курс восьмилетней школы, бывший старше нас года на четыре, и тот не преминул влюбиться в неё. Мало того, он и на свидание к ней пытался ходить, повздыхать под её окнами,  правда, безрезультатно. А в один из зимних дней он потащил на такое свидание и нас со своим братом Сашкой. Мы попёрлись к дому Селивановых прямиком через пруд, по сугробам, в полнейшей темноте. Зато играя на гармошке барабушку. Сейчас об этом вспоминать и стыдно, и смешно, а тогда…
- И ведь этот Коля звонит мне и просит прощения за Сергея…  как его, Степаныча: «Нина Алексеевна, - говорит, - вы с Серёжкой поспорили (не знаю уж о чём) и он вам проиграл бутылку Мартини. Теперь он вас боится, ему стыдно и он даже по вашей улице из-за этого не ходит».
А я тогда об этом Мартини слышала-то краем уха, не то чтобы видеть его где-нибудь и, тем более, спорить на него. Коля же упёрся, слышать ничего не
хочет, всё извинения за Серёжку просит.
Потом, прошло какое-то время, я выхожу утром в огород и вижу: на калитке аккуратно висит какой-то пакет, такой, с каким сейчас многие в магазин ходят. Причём, пакет не пустой. Скажу честно – стало страшно. Нас ведь понапугали этими всякими террористами, настрополили, чтобы никакие пакеты не поднимали, не разворачивали. А тут прямо на калитке висит…  А я одна.
Но любопытство взяло верх. Аккуратно, осторожно я этот пакет сняла, открыла, а там…  коробка конфет и бутылка Мартини. Я сразу разговор с Колей-то и вспомнила.
Зашла в дом, звоню Колиной маме: «Сын, - говорю, - дома?». Она отвечает: «Дома». Я попросила его к телефону и высказала всё, что о нём и о его шуточках думаю. Он выслушал и спокойно ответил: «Понятия не имею о чём речь». И всё. Так и не сознался, шутник этакий.
Но и не обиделся. По-прежнему частенько звонит мне, когда поболтать захочется. А недавно мне заявил: «Мы с Серёжкой, Нина Алексеевна, своим жёнам специально про вашу Иринку рассказываем, что были в неё влюблены. Пускай позлятся».
Я слушал рассказ Нины Алексеевны и перед глазами почему-то стоял образ Коли Отливана,  большо-ого  дядьки с бутылкой Мартини в руке.
Мы ещё поговорили немного о разном.
- Здоровье-то как? – поинтересовалась Нина Алексеевна напоследок.
Я отшутился мною же придуманной для таких случаев присказкой:
- Да, всяко, разно, то хорошо, то безобразно. В основном по погоде: как погода, так и мы.
- Ох, не говори о погоде. Смотри, что вытворяет. Приходится по дому-то то в телогрейке ходить, то в тру…  то в сарафане. Но ты давай, не болей. Пиши ещё для нас и о нас.
Я улыбнулся случайной оговорке учительницы и,  подумав: «Вот ведь интеллигенция деревенская, даже по телефону оговориться и то стесняются», - положил трубку.

Нижний  Тагил
Август 2011 года


Рецензии