Умный человек сказал

Вы когда-нибудь встречали умного человека? Безусловно – да. Что за странный вопрос? Но определение «умный человек» довольно широко по сути, открывается простор для дискуссий, паханное-перепаханное поле для полемик. Для кого как. У каждого свои критерии, своя шкала расстановки приоритетов.
А кто-то ответит даже так:
- Да, встречал. Я сегодня утром смотрелся в зеркало и с ним поздоровался.
Для кого-то умный человек тот, у которого в голове хранится обширнейшая и разнокалиберная справочная информация; он легко извлекает из потайных уголков памяти необходимые данные и грамотно оперирует ими. А для кого-то умён тот, кто без напряжения сделает миллионы из воздуха; слетает отдохнуть на берег лазурного моря; а затем вернётся посмотреть – не осталось ли ещё воздуха?
Многие меня знают как писателя, и смело предполагают, что умных людей я встречаю исключительно в среде литераторов. Нет, там сложно всё, и речь пойдёт не о гуманитариях, а о технарях. Или как минимум имеющих высшее техническое образование, но смотрящих на мир (литературу, политику, экономику и т.д.) не только через граверную шайбу. Не только по показаниям приборов они осмысливают происходящее в обществе. Хотя примеры лучше привести технические.
Человек цепко всматривается в окружающую его действительность, анализирует, прикидывает, мысленно взвешивает факты, листает специализированные журналы, отслеживает информацию из других источников, и… делает ошеломляюще точные прогнозы.

Компьютеры.
Когда я учился в институте, там был компьютер. Точнее ЭВМ – электронно-вычислительная машина. Она занимала целую комнату. Я не могу сказать сколько было шкафов напичканных электроникой – пять? семь? десять? Огромные шкафы под потолок. Туда не пускали – это была святая святых, если я и видел что-то, то только из коридора в приоткрытую дверь. Утром приходила маленькая, подчёркнуто интеллигентного вида женщина преклонного возраста (язык не поворачивается назвать её старушкой), и включала компьютер. Процедура загрузки операционной системы была долгой-долгой, почти переходящей в бесконечность. Иногда женщина выходила в коридор, осторожно прикрывала за собой дверь, и говорила оказавшимся рядом студентам:
- Тихо. Работает винчестер.
Если бы она сказала, что там запускает миниатюрный ядерный реактор, то эффект от её слов был точно таким же. В комнате работал венец человеческой мысли.
Институт черканул лаконичные строчки в моей биографии и остался позади, время бежало вперёд. И в компьютерном мире наметились какие-то тенденции, не заметные для подавляющего большинства, к которому я относился.
Умный человек, вычитав где-то что-то, проанализировав и взвесив, говорил уверенным голосом (необычно уверенным для него):
- Пройдёт лет десять, и компьютер будет обычной вещью в квартире.
- Ага, - заметил скептик, - и почти на каждом балконе будет стоять по компактному космическому кораблю.
Это говорилось в те времена, когда компьютеры только-только начали ужиматься в размерах, но продолжали оставаться безумно дорогими. А вот некоторые даже умудрялись собирать их у себя дома – доставались, покупались, приобретались где-то правдами-неправдами списанные компоненты и собирались в чудовищную по внешнему виду установку.
Бывало так, что давали характеристику человеку и к таким признакам как - рост, цвет волос и глаз, особенности нрава иногда ещё добавлялось сакральным шепотом:
- У него дома компьютер есть.
И это был громаднейший плюс для репутации. На этого гения хотели посмотреть и удостоиться рукопожатия…
Как вчера всё было.
И умный человек оказался прав. Не прошло и десяти лет, а у меня в квартире стояло два компьютера (старый и новый) от неплохих производителей. Потом к ним добавится ноутбук. Пройдёт ещё десять лет и компьютер станет очень уж обычной вещью в квартире многих-многих – небольшого размера системный блок под столом, широченный плоский монитор, изящная клавиатура (подсветки и прочее), удобная беспроводная мышь, интернет… А вот космического корабля на балконе нет, и не предвидится. Да и умный человек ни слова о звездолёте.

Мобильные телефоны.
- Думаю, что скоро сотовые телефоны будут общедоступны, - сказал мне как-то умный человек.
Я очень засомневался. Более того - такое смелое предположение вызывало раздражение.
Это было время, когда обладание сотовым телефоном было сопоставимо с многомиллионной яхтой в личной собственности, или самолётом, или… вообще с прямой связью в параллельный мир.
- Узко мыслишь, - было сказано мне, - посмотри вокруг и приглядись.
Я покрутил головой и… указал рукой на остатки растерзанного таксофона.
Он имел в виду явно что-то другое, когда советовал мне осмотреться и приглядеться. Потом он долго сыпал научными терминами и экономическими расчётами. Я же отвечал иронией, временами переходящей в жёсткий сарказм.
- Ладно, поживём - увидим, - сказал умный человек. – Время покажет.
И время показало! Наглядно так показало, размашисто.
Не прошло и десяти лет, а я уже мог наблюдать, как семидесятилетняя бабушка достаёт из кармана платок, в который завёрнут мобильный телефон, извлекает устройство, и уверенно набирает номер. Бо-о-ольшая редкость встретить в начале 21-го века человека без этого сверх удобного аппарата.

Лирик говорил, что скоро на Марсе яблони будут цвести. И почём там нынче вишнёвый сад? Или мандариновая роща?

На гигантском предприятии дефицит кадров в две тысячи человек.
- Нет, - говорит умный человек. – По большому счёту там всё наоборот.
- Это как? – удивляемся хором я и те, кто рядом.
- При первом же серьёзном кризисе надо будет менять технологию и многое чего ещё. И не искать две тысячи, а сократить тысяч тридцать.
Потом, когда кризис грянул, меня поразила точность попадания – это я про тридцать тысяч.

А ещё умным людям бывает интересна, например, городская жизнь. Вообще, любая. Как-то я спросил одного – что будет с моим городом?
Ответ я получил. Придя домой я записал услышанное в блокнот, проставил дату, и два раза жирно подчеркнул.
Время покажет…


Рецензии
Очень любопытный экскурс в историю компьютера. Нам всем повезло стать свидетелями быстрого технического прогресса. Еще недавно мобильники были величиной с кирпич, а теперь это изящное устройство, с мелодичными сигналами. Что будет с вашим городом хотелось бы узнать и посмотреть сбылось ли. Могу сказать насчет Москвы, что будут провалы , тк новые дома строят на известняке не соблюдая всех правил безопасности в целях экономии. На Марсе точно будут яблони цвести, тк другого выхода у человечеств не будет, как только перебраться туда.

Марина Ван   07.10.2013 15:30     Заявить о нарушении
А с городом происходит всё так, как и предсказывалось. Умный же предрёк. На счёт Марса в большо-о-ом сомнении. Хотя, кто ж его знает...
Спасибо за отзыв. С уважением,

Алекс Мальцев   07.10.2013 20:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.