Гравюры, гравюры. Это интересно!

Альбрехт Дюрер "Меланхолия"


Что такое рисунок известно каждому. А вот, что такое гравюра знают, пожалуй, не все, хотя они встречаются нам повсеместно. Между тем и рисунок, и гравюра относятся к одному и тому же виду искусства – к графике (греч. «grapho» - пишу, рисую). Действительно, гравюра и рисунок оперирует линией и штрихом. Правда, между ними имеется принципиальное различие.
Гравер не рисует прямо на бумаге, а наносит изображение сначала на какую-либо твердую поверхность, а уже потом с нее переносит изображение на бумагу.

Гравюрой (франц.«graver» - вырезать) называют оттиск рисунка на бумаге или другом материале, полученный с пластины, именуемой «печатной доской» или просто «доской». Она может изготавливаться из дерева, металла, камня, полимера и так далее.
Гравюрой называют также и сам вид графики, включающий способы собственноручного нанесения художником изображения на печатную доску, ее ручной обработки и печатания оттисков.
В зависимости от материалов и способа обработки различают разные техники гравюры: ксилография, офорт, литография, лавис, линогравюра, акватинта, сухая игла, меццо-тинто и другие.
Гравюры могут исполняться в сочетании разных техник. Они бывают  черно-белые или цветные.

Главной целью художника, конечно, является оттиск на бумаге, или эстамп.
Правда, эстампом (фр. «estampe» – оттиск) считается лишь тот оттиск, который изготовлен непосредственно под наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить, станковый характер.
Но в чем же смысл гравюры? Почему художник выполняет сложную и трудоемкую работу, изготавливая печатную доску, а не рисует сразу на бумаге?
Рисунок, акварель, картина по своей природе единичны, уникальны. Главным же  качеством гравюры является тиражность, то есть возможность сделать с одной доски много оттисков. Все эти оттиски будут равноценными художественными произведениями.
На любом из них автор может поставить свою подпись, ведь все они отпечатаны с доски, обработанной его рукой.

Обычай вешать на стену репродукции основан на дороговизне произведений живописи.
Однако репродукция – это не искусство. И не только потому, что в ней, как правило, искажается цвет, меняется формат и теряются многие тонкости оригинала.
Репродукция - не искусство еще и потому, что в ней нет непосредственности подлинника, того неуловимого присутствия автора, которым именно и ценно подлинное художественное произведение.
Фактически репродукция служит лишь напоминанием или воспоминанием о произведении искусства. В том-то и прелесть эстампов, что в них живет душа художника, чувствуется трепет его руки.

Возможности гравюры чрезвычайно широки, ее художественный язык богат и разнообразен. Искусство гравюры привлекало к себе многих выдающихся мастеров: А. Дюрера, Рембрандта, П. Брейгеля, Ф. Гойю, А.Ван Дейка, Э. Делакруа, В. Ван Гога, С. Дали и др.
Целый ряд художников посвятил свое творчество исключительно гравюре. Имена А. Доре, О. Домье, В. Фаворского, А.Остроумовой-Лебедевой, столь же знамениты, как и имена выдающихся живописцев.

В Европе гравюра появилась относительно недавно – в XV веке. По сравнению, скажем, с фреской и мозаикой, существовавшими тысячелетия, это молодое искусство. Но ни один из видов изобразительного искусства не сумел сразу стать столь распространенным, как гравюры.
Когда-то они продавались даже на ярмарках и базарах, и простой люд покупал их.
Для неграмотных гравюры даже заменяли книги: в картинках раскрывалось содержание занимательных и нравоучительных историй, библейские сюжеты.

Самая древняя гравюрная техника – это гравюра на дереве или ксилография (греч. «ксилон» - деревянная дощечка). Считается, что в Европе первый  оттиск с деревянной доски был сделан в конце XIV века в Германии.
Процесс создания ксилографии упрощенно выглядит следующим образом. Гравер, работая ножом и долотом, создает на доске выпуклый рисунок, где линии рисунка выступают в виде перегородочек.
В качестве доски для ксилографии использовали древесину мягких сортов дерева, главным образом грушевого. На выступающие перегородочки валиком накатывают специальную краску, чаще всего типографскую, потом сверху накладывают лист бумаги и проглаживают его косточкой – фальцовкой. Рисунок переходит на бумагу. Гравюра готова.
Таким же способом до изобретения книгопечатания «печатали» и книги. Каждая страница вырезалась целиком с текстом и иллюстрациями, а потом оттиски склеивали обратными сторонами. Надо отметить, что ксилограф работает только с контрастами черного и белого.
Старые мастера умели в сплетении  линий, контрастах черно-белых пятен передавать самые разнообразные оттенки чувств и переживаний.
Вспомним хотя бы хрупкие пейзажи А. Альтдорфера, выразительную «Пляску смерти» Г. Гольбейна, мощный «Апокалипсис» А. Дюрера и так далее.

К XVIII - началу XIX века относится расцвет японской цветной ксилографии. Эти гравюры печатались с нескольких досок – каждая другого цвета.
Творчество художников Хокусай, Харунобу, Утамаро оказало значительное влияние на европейское искусство.
В наши дни получила распространение линогравюра, то есть гравюра на линолеуме. По технике линогравюра подобна ксилографии, но работать в ней легче.

Почти одновременно с ксилографией, являющейся методом выпуклой гравюры, появилась резцовая гравюра на металле. Это уже, так называемая углубленная гравюра.
Ее родиной считается Италия. Уже не нужно было вынимать большие плоскости дерева и делать очень тонкие перегородочки, обеспечивающие столь же тонкий контур при печати.
В углубленной гравюре, вырезанные на металле линии, залитые краской, давали при печати рисунок из тонких штрихов. Имитация рисунка получалась более естественной.
Материалом доски чаще всего служила медь. Истоки резцовой гравюры ведут к ювелирам, которым она служила вначале подсобным средством для сохранения узоров, вензелей, выполненных на ювелирных изделиях, оружии и т.п. В этой технике были созданы, например, «Мастерские гравюры» А. Дюрера.

Вырезание линий требовало применения большой силы, и художники искали способ избежать длительной и утомительной работы.
Таким способом оказался офорт (франц. «eau-forte» - азотная кислота или крепкая водка), появившийся в XVI веке.
Чаще всего офорты делают на меди или цинке. Металлическую доску покрывают специальным лаком на основе воска и смолянистых веществ.
Художник рисует иглой, которая свободно ходит по восковому лаку, обнажая поверхность меди. Рисунок проступает красным на черном фоне лака. Затем доску опускают в ванночку с азотной кислотой, которая разъедает медь, протравливая рисунок.
Офорт ближе всего к рисунку пером – быстрому, динамичному, точному.
Недаром Рембрандт использовал офортные доски и для создания мгновенных уличных или дорожных «зарисовок».

И все же техники углубленной и выпуклой гравюры должны были отступить перед литографией. Литография (греч. «лито» - камень) была изобретена в конце XVIII века мюнхенцем Алоизом Зенефельдом (1771-1834).
Он разработал эту чрезвычайно богатую возможностями технику гравюры, которая почти без изменений употребляется и сейчас.
Литография относится к плоской печати и основана на взаимном отталкивании жира и воды. Художник наносит рисунок на литографский камень (тип известняка) жирным литографским карандашом или жирной литографской тушью. Эти составы, проникнув в поры камня, плотно пристают к его поверхности.
Затем камень увлажняют окисленной водой, жирная поверхность отталкивает воду.
Когда на обработанный таким образом камень накатывают типографскую краску, то она пристает только в тех местах, где нанесено изображение жирными литографскими составами, так как «пробельные» увлажненные места остаются невосприимчивыми к краске.
Далее процесс изготовления оттисков идет, как и для других гравюрных техник.
Литография дает возможность делать огромное количество оттисков.
Со второй половины XIX века литография начала свой триумфальный марш по Европе. Потом появилась цветная литография.
В Европе первая цветная литография была сделана Э. Мане.
Крупнейшим мастером цветной литографии был А.Тулуз-Лотрек. Легкий карандашный стиль, прозрачные штрихи пера, ровные заливки тушью часто сочетались у него на одном листе и давали великолепный эффект.

Существует множество техник гравюры, достойных упоминания, но главными все-таки являются ксилография, офорт, литография и их разновидности.
Гравюра является самым массовым, демократичным, а потому и современным видом искусства. 
Она вносит в нашу  жизнь настоящее искусство и дает подлинное эстетическое наслаждение.               


Рецензии
Для общего развития?
Теперь мы будем знать виды печатной графики.
Окультуренное окружение приятнее.
Расскажите ещё про техники не требующие станка. Какая мадам не увлечётся, скажем, монотипией и её подвидами?
А если серьезно - образцы ходьбы перечисленных техник были бы уместны.
п.с.
Есть что почитать.
Вернуться.

Всего доброго.

Благодар Еленин   07.09.2015 19:12     Заявить о нарушении
Благодарствую, Благодар, за дельный отклик.
Образцы перечисленных техник есть в одной из моих книжек рассказов об искусстве. В ПрозеРу -не получится.
Монотипия, вещь серьезная, хотя уже даже в детских садах учат детишек "создавать" монотипии.
За: "Есть что почитать. Вернуться" -отдельное спасибо.
С уважением,
В. К.

Койфман Валерий   07.09.2015 20:42   Заявить о нарушении
Художник 5-6 лет не подозревает сложностей и творит свои "случайности" вдохновенно, как Бог.
Для начинающих взрослых именно эти случайности притягательны. Контакт с высшим, знаете ли. И только маститые погрязают в сложностях. Но, кто-то должен расщеплять духовные молекулы?

Всех благ.

Благодар Еленин   07.09.2015 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.