Раввин будущего или какие духовные лидеры нужны ев
Мы постараемся выстроить понимание того, что современный мир ждет от духовного лидера.
= - =
Современный мир сталкивается с кризисами в самых разных сферах.
Светский мир «лихорадит» - и в политике, и в экономике и во многих других сферах.
Еврейской общине тоже непросто.
Но я хочу подчеркнуть важный аспект.
В светском мире — мы рассматриваем «революционный» вариант развития событий, как отвержение старой системы и построение новой (мы старый мир разрушим до основанья, а затем мы... новый мир построим).
Еврейский мир уже испытал революционные потрясения (в Западной Европе — в начале 19-го века, в России — после 1917 г.)
Для большинства евреев — ушедших в светский мир — фигура раввина потеряла значимость и влияние. И при этом новое еврейское лидерство — не сформировалось всерьез — настолько насколько этого требует ситуация.
В «классической» религиозной общине сохранилась роль раввина.
Я сейчас не предлагаю отвергать классическую функцию раввина,
но предлагаю найти также новые роли - «выйти на простор» и постараться понять, что нужно современному обществу — в плане реализации его духовных потребностей.
= - = - =
Таким духовным лидером — может стать раввин, расширивший рамки своей активности, или другой человек (не имеющий формального статуса раввина) — но взявший на себя важную для общины роль.
= - = - =
Для начала — сформулируем в самых общих чертах — что мы понимаем под духовным лидером.
Это авторитетный человек, который помогает остальным людям — в их взаимоотношениях с Б-гом.
= - = - =
Небольшой экскурс — в еврейскую историю.
Во времена Торы и Танаха — у нас существовало три основные роли в духовном измерении.
Это: мудрец, пророк и коэн.
Коэн — играл ту роль, которую сейчас называют «служитель церкви». Он обслуживал нужды евреев, приходящих в Храм, или приносящих труму....
От него не требовалось обладать особыми качествами личности, главное — быть исполнительным и соблюдать все детали службы.
Пророк — был «каналом связи», который мог сообщить людям послание от Вс-вышнего.
Пророк — должен был быть «чистым каналом», чтобы послание переданное через него не исказилось «по дороге». И он должен был быть достойным человеком, чтобы Б-г хотел иметь с ним дело.
Мудрец — выводил законы и их детали.
= - = - =
В течение истории роли коэна и пророка - «сошли с дистанции» и сейчас в полном объеме мы этими ролями не владеем.
Но в некотором смысле - «обслуживание синагоги» (как аналог службы в Храме) у нас присутствует, но обычно этим занимаются хазаны, габаи и др.
Раввин, «сидящий» на почетном месте во время Шаббатней молитвы — также играет в некотором роде данную функцию, так как для прихожан — наличие фигуры раввина — воспринимается как обеспечение функции «службы в Храме».
= - = - =
Кем — не является еврейский духовный авторитет?
Имея «негативный» опыт в других религиях — нам важно описать — кем не может являться еврейский авторитет.
а) он не может быть «объявлен» частью Б-га. (Б-гом сыном и т.д.)
То есть — его «духовный рост» ограничен человеческим миром
б) он не должен быть посредником между человеком и Б-гом во время прямого общения между человеком и Б-гом. То есть человек должен иметь прямой контакт с Б-гом.
Б-г слышит каждого из нас и мы должны стремиться работать над совершенствованием канала «Земля-Небо-Земля» - нашей Прямой связи со Вс-вышним....
= - = - =
Классические реальности.
В «классическом» (или как его принято называть мире «литваков») — раввин — это галахический авторитет, который досконально знает еврейский закон и готов дать галахический ответ — на вопросы своих «прихожан».
Это — очень важная функция, при условии — что сами прихожане — серьезно соблюдают галаху (закон) и стремятся узнать — как это правильно сделать — в сложных случаях.
= - = - =
Понятно, что при появлении светских евреев — для них — данная роль раввина — потеряла свою актуальность.
Светский еврей обратится к раввину в случае необходимости «справить торжество» - брит-мила, бар-мицва, хупа, похороны.
= - = - =
Хасидский вклад.
Баль Шем-Тов — основал движение хасидизма, которое постепенно выработало свою форму духовного лидерства.
В нем есть много интересных и важных аспектов, мы выделил только несколько (не все) — которые будут нам особенно интересны.
К хасидскому авторитету (цадику, ребе) приходили не только за галахическими ответами, но и за советами в житейских делах.
И здесь мы выделил три аспекта.
а) цадик — был мудрым человеком, и часто давал дельный совет исходя из своего опыта, интуиции и здравого смысла.
Есть еще одна ценность в этом аспекте. Очень часто обычный человек — который хочет принять решение — имеет заинтересованность (негия — на иврите). И он не может объективно и хладнокровно взвесить все аспекты, если он уже изначально хочет поступить каким-то образом.
Цадик — не имеет личного интереса ни в одной из альтернатив. И поэтому он может более объективно увидеть все последствия.
Так, например, если человек очень хочет что-то сделать, он будет стараться вытеснить из сознания вопросы «А вдруг — не получится?!» Он сам себя убеждает, что «все будет хорошо» и т. д.
Цадик — может хладнокровно и «в упор» задать пришедшему человеку вопрос, который тот сам от себя «отгоняет». И таким образом — цадик позволяет более объективно взвесить все варианты.
Для этого не обязательно быть духовным человеком, достаточно — здравого смысла и готовности выслушать пришедшего.
(кстати, в светском мире — нет такой роли — человека, к которому можно прийти и пообсуждать важные житейские дела. Есть платные психотерапевты или бизнес-консультанты...)
Но у цадика — есть и мистические измерения его деятельности.
б) машпиа - «влиятель».
На иврите есть важное слово «шефа» - влияние. (также - изобилие)
Похоже на то, что русское слово шеф (на английском — chief) — связано с ивритским словом — шефа...., шеф — это влиятельный человек.
Когда еврей — приходит к хасидскому цадику, то возможен вариант — что цадик с помощью своих мистических способностей — повлияет на ситуацию. Цадик — как бы соединяет Вс-вышнего с нашим миром, «сделав» так, чтобы Б-г «вмешался» и помог ситуации реализоваться.
Это — далеко не автоматический процесс и он зависит от множества факторов...
Более того, в нем есть сильный психологический момент.
Когда человек знает, что цадик «вдохнул» в его дело — Б-жественную «шефу» (влияние) — сам человек приобретает большой энтузиазм, который помогает ему реализовать намеченное дело.
При этом кроме мистического в ситуации присутствует и более «приземленно» духовный аспект.
Возможен вариант, когда сам человек смотрит на ситуации «приземленными» глазами.
А цадик добавляет к ситуации Б-жественно-духовное измерение и ситуация становится более возвышенной.
(Вспомним притчу, когда три человека копают яму. Один «роет землю», другой «зарабатывает на прокорм семьи», третий «строит Храм»)
Итак, влияние цадика — проходит по (как минимум) трем каналам:
- мистическому
- духовному
- психологическому.
в) благословение (браха)
Хасидский цадик — может дать человеку браху (благословение).
Этот аспект — близок к концепции «шефа» - влияние.
= - = - =
Важно отметить, что в хасидской версии цадика — к нему могут приходить не только религиозные евреи за галахическим советом, но и простые евреи.
Для этого «достаточно» верить во Вс-вышнего и в то, что цадик может повлиять (машпиа-влияющий) на ситуацию духовно-психологически-мистическим путем.
Поэтому, в современном мире — хасидский авторитет более «востребован» и среди светских евреев.
Наиболее яркий пример — последний Любавичский Ребе — к которому приходили множество людей, и не только религиозных евреев.
= - = - =
Хасидская модель цадика — не противоречит классической модели и хасидский цадик может быть и галахическим авторитетом. Любавичский Ребе — успешно совмещал эти роли.
= - = - =
Но здесь может быть более глубинное взаимоотношение галахи и жизни.
Если цадик обладает мистическими знаниями, он может дать человеку возможность «приобщиться» к мистическому измерению заповедей.
Подобные подходы можно найти у многих хасидских авторитетов.
Упомянем только «Ликутей галахот» - раби Нахман/раби Натан, «Дерех мицвотеха» - (Цемах Цедек) и др.
Очень часто цадик — может посоветовать человеку сфокусироваться на определенной заповеди, вложив в нее мистическую кавану. Это поможет человеку получить духовное влияние — через данную заповедь....
= - = - =
Есть еще у такого подхода несколько интересных аспектов.
Если цадик может «притянуть» успех к какому-то делу, то такой цадик может стать «популярным» среди бизнесменов.
И это совершит несколько благих дел.
Бизнесмены приобщатся к духовности.
Обычный бизнесмен не всегда готов обращаться к духовной жизни без дополнительного повода.
Но так как его интересует успех в бизнесе, то в этом случае — влияние цадика может помочь бизнесмену начать интересоваться духовностью (благодаря заинтересованности в процветании бизнеса).
И тут могут произойти два важных эффекта.
- бизнесмен начнет постепенно приобщаться к практической духовности.
- бизнесмен начнет выполнять заповедь благотворительности.
В этом случае — у цадика появляется возможность соединить денежные и духовные процессы.
Благодаря этому, цадик может начать развивать различные формы общинной жизни, нуждающиеся в финансировании — благодаря соединению своих духовных и лидерских функций.
Подобную модель сейчас «осваивают» многие раввины (хабадские, но не только), которые выстраивают свои отношения с успешными бизнесменами.
= - = - =
Мы с Вами совершили краткий обзор — более-менее классических форм духовного лидерства, освоенных литовскими и хасидскими авторитетами.
= - = - =
А сейчас мы внесем в систему — наиболее современное измерение.
= - = - =
В последние годы — в мире было развито множество новых подходов, соединяющих психологию с духовностью. И этот процесс создания новых «технологий» — сейчас продолжает активно развиваться.
Приведу два ключевых примера, которые раскроют нам красоту и глубину этих процессов.
Мы можем «ввести» Вс-вышнего — в наше прошлое и в наше будущее.
= - = - =
Приведу пример с одухотворением прошлого.
Каждый из нас периодически в жизни сталкивается с замечательными событиями, которые доставляют нам особую радость.
И — учат нас мудрецы, что мы должны научиться благодарить Вс-вышнего за эту радость.
Но есть два аспекта.
а) когда ребенок маленький, но еще не настолько глубоко ощущает связь с Б-гом и его радость не имеет той полноты, какая может быть у зрелого человека.
б) в случае баль-тшувы, мы могли получать много радости - в своем «дорелигиозном» прошлом.
Приведу пример, как мы можем улучшить ситуацию.
Существуют медитативные практики, позволяющие возвращаться памятью в прошлое — и прочувствовать тот момент в нашей биографии, когда мы испытывали радость.
И мы можем добавить к этой радости — ощущение благодарности к Вс-вышнему (духовное измерение)
Приведу пример из личной практики.
Я дружу с несколькими знаменитыми еврейскими шахматистами, которые стали религиозными (включая двоих знаменитых гроссмейстеров — Гулько и Юдасин).
Однажды одна из шахматисток попросила меня провести с ней небольшой психо-духовный сеанс.
Во время сеанса она вспмнила как в юности она впервые в своей жизни завоевала звание чемпионки СССР по шахматам. Ее память «выхватила» момент как она стояла дома с букетом цветов и ее родители радовались вместе с ней ее успеху.
Понятно, что в тот период она не была религиозной и ее радость и благодарность — не распространялись на Вс-вышнего.
Но сейчас мы можем это «исправить». Я помог ей, находясь в медитативном состоянии — одновременно вспоминать — и ее реальные ощущения радости и одновременно добавить к ним — ощущения благодарности к Вс-вышнему.
Таким образом, мы как бы одухотворили ее светское прошлое, в котором было много позитивного и которое получило духовное измерение.
= - = - =
Мы можем добавлять Б-га не только в прошлое, но и в будущее.
Сейчас в этом жанре очень плодотворно работает команда «Меламедия» в составе Дуди Паланта и Несии Фердман (Н.Слободяник), которые совмещают технологии коучинга и духовности.
Они помогают бизнесменам — духовно-психологически организовать бизнес-проекты, внося в них духовное измерение.
Сами идеи коучинга — очень плодотворны.
Эта одна из новейших психопрактик.
Интеграция ее с идеями Б-га и духовности — очень эффективна и может помочь многим.
= - = - =
Мы не объяли — всех возможных духовных функций.
Конечно же — существует еще функция целителя (близкая к роли психотерапевта).
Важной ролью — является участие в организации шидухов (помощь в поиске — партнеров).
Ценной была бы роль — помочь подросткам (то есть нашим детям) — найти себя, распознать свои таланты (как сказано — учи ребенка «аль пи дарко» - согласно его пути).
Было бы очень важно, если бы нам как родителям — помогали распознать в наших детях — их потенциал...
Эти роли — не обязаны входить в функциональные обязанности духовного лидера.
Но это то, в чем особенно нуждается человечество — и с помощью этих ролей — лидеры окажутся наиболее востребованными.
Также — современный духовный лидер — должен обладать знаниями в каббале и умением преподать ее основы. Именно к этой части духовности стремится большинство современных людей.
И духовный лидер должен уметь удовлетворить эту потребность человека (а не рассказывать людям, что они неправы и им не положено заниматься каббалой...)
= - = - =
И еще важнейший момент.
Говорят мистики, что любое глобальное событие (а не только связанное с евреями) — имеет глубинный смысловой уровень, который можно описать в частности с помощью знания каббалы.
Поэтому современные мудрецы, владеющие мистическими знаниями — могут дать глубинный ответ не только на вопросы евреев, но и на запросы человечества в-целом.
И эти ответы — будут востребованы и с благодарностью приняты всеми людьми.
= - = - =
Сказано, что когда придет Мошиах — не только евреи, но и весь мир признает его.
У нас нет цели — заставить народы мира признать Мошиаха с помощью грубой силы.
Правитель может заставить себя уважать — насильно.
Но правильный правитель — это мудрый и авторитетный правитель, которого ценят все.
= - = - =
В нашей недельной главе «Микец» -Йосеф становится правителем Египта, спасая весь мир от голода.
Это прообраз «Мошиаха бен-Йосефа», который несет добро всему миру (а не только евреям).
= - = - =
Поэтому, если раввин — как галахический авторитет — является сугубо внутриеврейским явлением,
все остальные функции и роли духовного лидера — могут и должны быть ценными для всего человечества.
И в идеале — еврейские духовные лидеры — должны стать «Ор ле-гоим» - светом для народов мира.
И в этом наша роль, наша цель — и наше будущее.
Ханука Самеах и Шабат Шалом.
сайт автора статьи: http://meirbruk.net
Свидетельство о публикации №211122401665