Раввин будущего или какие духовные лидеры нужны ев

Продолжим наши «упражнения» по футурологии (в честь Ханукального «пролития света»)
Мы постараемся выстроить понимание того, что современный мир ждет от духовного лидера.
= - =
Современный мир сталкивается с кризисами в самых разных сферах.
Светский мир «лихорадит» - и в политике, и в экономике и во многих других сферах.
Еврейской общине тоже непросто.
Но я хочу подчеркнуть важный аспект.
В светском мире — мы рассматриваем «революционный» вариант развития событий, как отвержение старой системы и построение новой (мы старый мир разрушим до основанья, а затем мы... новый мир построим).
Еврейский мир уже испытал революционные потрясения (в Западной Европе — в начале 19-го века, в России — после 1917 г.)
Для большинства евреев — ушедших в светский мир — фигура раввина потеряла значимость и влияние. И при этом новое еврейское лидерство — не сформировалось всерьез — настолько насколько этого требует ситуация.
В «классической» религиозной общине сохранилась роль раввина.
Я сейчас не предлагаю отвергать классическую функцию раввина,
но предлагаю найти также новые роли - «выйти на простор» и постараться понять, что нужно современному обществу — в плане реализации его духовных потребностей.

= - = - =

Таким духовным лидером — может стать раввин, расширивший рамки своей активности, или другой человек (не имеющий формального статуса раввина) — но взявший на себя важную для общины роль.

= - = - =

Для начала — сформулируем в самых общих чертах — что мы понимаем под духовным лидером.
Это авторитетный человек, который помогает остальным людям — в их взаимоотношениях с Б-гом.

= - = - =

Небольшой экскурс — в еврейскую историю.

Во времена Торы и Танаха — у нас существовало три основные роли в духовном измерении.
Это: мудрец, пророк и коэн.

Коэн — играл ту роль, которую сейчас называют «служитель церкви». Он обслуживал нужды евреев, приходящих в Храм, или приносящих труму....
От него не требовалось обладать особыми качествами личности, главное — быть исполнительным и соблюдать все детали службы.

Пророк — был «каналом связи», который мог сообщить людям послание от Вс-вышнего.
Пророк — должен был быть «чистым каналом», чтобы послание переданное через него не исказилось «по дороге». И он должен был быть достойным человеком, чтобы Б-г хотел иметь с ним дело.

Мудрец — выводил законы и их детали.

= - = - =

В течение истории роли коэна и пророка - «сошли с дистанции» и сейчас в полном объеме мы этими ролями не владеем.

Но в некотором смысле - «обслуживание синагоги» (как аналог службы в Храме) у нас присутствует, но обычно этим занимаются хазаны, габаи и др.
Раввин, «сидящий» на почетном месте во время Шаббатней молитвы — также играет в некотором роде данную функцию, так как для прихожан — наличие фигуры раввина — воспринимается как обеспечение функции «службы в Храме».
= - = - =

Кем — не является еврейский духовный авторитет?

Имея «негативный» опыт в других религиях — нам важно описать — кем не может являться еврейский авторитет.

а) он не может быть «объявлен» частью Б-га. (Б-гом сыном и т.д.)
То есть — его «духовный рост» ограничен человеческим миром

б) он не должен быть посредником между человеком и Б-гом во время прямого общения между человеком и Б-гом. То есть человек должен иметь прямой контакт с Б-гом.
Б-г слышит каждого из нас и мы должны стремиться работать над совершенствованием канала «Земля-Небо-Земля» - нашей Прямой связи со Вс-вышним....

= - = - =

Классические реальности.

В «классическом» (или как его принято называть мире «литваков») — раввин — это галахический авторитет, который досконально знает еврейский закон и готов дать галахический ответ — на вопросы своих «прихожан».

Это — очень важная функция, при условии — что сами прихожане — серьезно соблюдают галаху (закон) и стремятся узнать — как это правильно сделать — в сложных случаях.

= - = - =

Понятно, что при появлении светских евреев — для них — данная роль раввина — потеряла свою актуальность.

Светский еврей обратится к раввину в случае необходимости «справить торжество» - брит-мила, бар-мицва, хупа, похороны.

= - = - =

Хасидский вклад.

Баль Шем-Тов — основал движение хасидизма, которое постепенно выработало свою форму духовного лидерства.

В нем есть много интересных и важных аспектов, мы выделил только несколько (не все) — которые будут нам особенно интересны.

К хасидскому авторитету (цадику, ребе) приходили не только за галахическими ответами, но и за советами в житейских делах.

И здесь мы выделил три аспекта.

а) цадик — был мудрым человеком, и часто давал дельный совет исходя из своего опыта, интуиции и здравого смысла.

Есть еще одна ценность в этом аспекте. Очень часто обычный человек — который хочет принять решение — имеет заинтересованность (негия — на иврите). И он не может объективно и хладнокровно взвесить все аспекты, если он уже изначально хочет поступить каким-то образом.
Цадик — не имеет личного интереса ни в одной из альтернатив. И поэтому он может более объективно увидеть все последствия.
Так, например, если человек очень хочет что-то сделать, он будет стараться вытеснить из сознания вопросы «А вдруг — не получится?!» Он сам себя убеждает, что «все будет хорошо» и т. д.
Цадик — может хладнокровно и «в упор» задать пришедшему человеку вопрос, который тот сам от себя «отгоняет». И таким образом — цадик позволяет более объективно взвесить все варианты.
Для этого не обязательно быть духовным человеком, достаточно — здравого смысла и готовности выслушать пришедшего.

(кстати, в светском мире — нет такой роли — человека, к которому можно прийти и пообсуждать важные житейские дела. Есть платные психотерапевты или бизнес-консультанты...)

Но у цадика — есть и мистические измерения его деятельности.

б) машпиа - «влиятель».
На иврите есть важное слово «шефа» - влияние. (также - изобилие)
Похоже на то, что русское слово шеф (на английском — chief) — связано с ивритским словом — шефа...., шеф — это влиятельный человек.

Когда еврей — приходит к хасидскому цадику, то возможен вариант — что цадик с помощью своих мистических способностей — повлияет на ситуацию. Цадик — как бы соединяет Вс-вышнего с нашим миром, «сделав» так, чтобы Б-г «вмешался» и помог ситуации реализоваться.
Это — далеко не автоматический процесс и он зависит от множества факторов...
Более того, в нем есть сильный психологический момент.
Когда человек знает, что цадик «вдохнул» в его дело — Б-жественную «шефу» (влияние) — сам человек приобретает большой энтузиазм, который помогает ему реализовать намеченное дело.

При этом кроме мистического в ситуации присутствует и более «приземленно» духовный аспект.
Возможен вариант, когда сам человек смотрит на ситуации «приземленными» глазами.
А цадик добавляет к ситуации Б-жественно-духовное измерение и ситуация становится более возвышенной.
(Вспомним притчу, когда три человека копают яму. Один «роет землю», другой «зарабатывает на прокорм семьи», третий «строит Храм»)
Итак, влияние цадика — проходит по (как минимум) трем каналам:
- мистическому
- духовному
- психологическому.

в) благословение (браха)
Хасидский цадик — может дать человеку браху (благословение).
Этот аспект — близок к концепции «шефа» - влияние.

= - = - =

Важно отметить, что в хасидской версии цадика — к нему могут приходить не только религиозные евреи за галахическим советом, но и простые евреи.

Для этого «достаточно» верить во Вс-вышнего и в то, что цадик может повлиять (машпиа-влияющий) на ситуацию духовно-психологически-мистическим путем.

Поэтому, в современном мире — хасидский авторитет более «востребован» и среди светских евреев.
Наиболее яркий пример — последний Любавичский Ребе — к которому приходили множество людей, и не только религиозных евреев.

= - = - =

Хасидская модель цадика — не противоречит классической модели и хасидский цадик может быть и галахическим авторитетом. Любавичский Ребе — успешно совмещал эти роли.

= - = - =

Но здесь может быть более глубинное взаимоотношение галахи и жизни.

Если цадик обладает мистическими знаниями, он может дать человеку возможность «приобщиться» к мистическому измерению заповедей.

Подобные подходы можно найти у многих хасидских авторитетов.
Упомянем только «Ликутей галахот» - раби Нахман/раби Натан, «Дерех мицвотеха» - (Цемах Цедек) и др.
Очень часто цадик — может посоветовать человеку сфокусироваться на определенной заповеди, вложив в нее мистическую кавану. Это поможет человеку получить духовное влияние — через данную заповедь....
= - = - =

Есть еще у такого подхода несколько интересных аспектов.

Если цадик может «притянуть» успех к какому-то делу, то такой цадик может стать «популярным» среди бизнесменов.

И это совершит несколько благих дел.
Бизнесмены приобщатся к духовности.
Обычный бизнесмен не всегда готов обращаться к духовной жизни без дополнительного повода.
Но так как его интересует успех в бизнесе, то в этом случае — влияние цадика может помочь бизнесмену начать интересоваться духовностью (благодаря заинтересованности в процветании бизнеса).

И тут могут произойти два важных эффекта.
- бизнесмен начнет постепенно приобщаться к практической духовности.
- бизнесмен начнет выполнять заповедь благотворительности.

В этом случае — у цадика появляется возможность соединить денежные и духовные процессы.
Благодаря этому, цадик может начать развивать различные формы общинной жизни, нуждающиеся в финансировании — благодаря соединению своих духовных и лидерских функций.

Подобную модель сейчас «осваивают» многие раввины (хабадские, но не только), которые выстраивают свои отношения с успешными бизнесменами.

= - = - =

Мы с Вами совершили краткий обзор — более-менее классических форм духовного лидерства, освоенных литовскими и хасидскими авторитетами.

= - = - =

А сейчас мы внесем в систему — наиболее современное измерение.

= - = - =

В последние годы — в мире было развито множество новых подходов, соединяющих психологию с духовностью. И этот процесс создания новых «технологий» — сейчас продолжает активно развиваться.

Приведу два ключевых примера, которые раскроют нам красоту и глубину этих процессов.

Мы можем «ввести» Вс-вышнего — в наше прошлое и в наше будущее.

= - = - =

Приведу пример с одухотворением прошлого.

Каждый из нас периодически в жизни сталкивается с замечательными событиями, которые доставляют нам особую радость.

И — учат нас мудрецы, что мы должны научиться благодарить Вс-вышнего за эту радость.

Но есть два аспекта.

а) когда ребенок маленький, но еще не настолько глубоко ощущает связь с Б-гом и его радость не имеет той полноты, какая может быть у зрелого человека.

б) в случае баль-тшувы, мы могли получать много радости - в своем «дорелигиозном» прошлом.

Приведу пример, как мы можем улучшить ситуацию.

Существуют медитативные практики, позволяющие возвращаться памятью в прошлое — и прочувствовать тот момент в нашей биографии, когда мы испытывали радость.
И мы можем добавить к этой радости — ощущение благодарности к Вс-вышнему (духовное измерение)

Приведу пример из личной практики.
Я дружу с несколькими знаменитыми еврейскими шахматистами, которые стали религиозными (включая двоих знаменитых гроссмейстеров — Гулько и Юдасин).

Однажды одна из шахматисток попросила меня провести с ней небольшой психо-духовный сеанс.
Во время сеанса она вспмнила как в юности она впервые в своей жизни завоевала звание чемпионки СССР по шахматам. Ее память «выхватила» момент как она стояла дома с букетом цветов и ее родители радовались вместе с ней ее успеху.

Понятно, что в тот период она не была религиозной и ее радость и благодарность — не распространялись на Вс-вышнего.

Но сейчас мы можем это «исправить». Я помог ей, находясь в медитативном состоянии — одновременно вспоминать — и ее реальные ощущения радости и одновременно добавить к ним — ощущения благодарности к Вс-вышнему.

Таким образом, мы как бы одухотворили ее светское прошлое, в котором было много позитивного и которое получило духовное измерение.

= - = - =

Мы можем добавлять Б-га не только в прошлое, но и в будущее.

Сейчас в этом жанре очень плодотворно работает команда «Меламедия» в составе Дуди Паланта и Несии Фердман (Н.Слободяник), которые совмещают технологии коучинга и духовности.

Они помогают бизнесменам — духовно-психологически организовать бизнес-проекты, внося в них духовное измерение.

Сами идеи коучинга — очень плодотворны.
Эта одна из новейших психопрактик.

Интеграция ее с идеями Б-га и духовности — очень эффективна и может помочь многим.

= - = - =

Мы не объяли — всех возможных духовных функций.

Конечно же — существует еще функция целителя (близкая к роли психотерапевта).
Важной ролью — является участие в организации шидухов (помощь в поиске — партнеров).
Ценной была бы роль — помочь подросткам (то есть нашим детям) — найти себя, распознать свои таланты (как сказано — учи ребенка «аль пи дарко» - согласно его пути).
Было бы очень важно, если бы нам как родителям — помогали распознать в наших детях — их потенциал...

Эти роли — не обязаны входить в функциональные обязанности духовного лидера.

Но это то, в чем особенно нуждается человечество — и с помощью этих ролей — лидеры окажутся наиболее востребованными.

Также — современный духовный лидер — должен обладать знаниями в каббале и умением преподать ее основы. Именно к этой части духовности стремится большинство современных людей.
И духовный лидер должен уметь удовлетворить эту потребность человека (а не рассказывать людям, что они неправы и им не положено заниматься каббалой...)

= - = - =

И еще важнейший момент.
Говорят мистики, что любое глобальное событие (а не только связанное с евреями) — имеет глубинный смысловой уровень, который можно описать в частности с помощью знания каббалы.

Поэтому современные мудрецы, владеющие мистическими знаниями — могут дать глубинный ответ не только на вопросы евреев, но и на запросы человечества в-целом.

И эти ответы — будут востребованы и с благодарностью приняты всеми людьми.

= - = - =

Сказано, что когда придет Мошиах — не только евреи, но и весь мир признает его.

У нас нет цели — заставить народы мира признать Мошиаха с помощью грубой силы.

Правитель может заставить себя уважать — насильно.
Но правильный правитель — это мудрый и авторитетный правитель, которого ценят все.

= - = - =

В нашей недельной главе «Микец» -Йосеф становится правителем Египта, спасая весь мир от голода.
Это прообраз «Мошиаха бен-Йосефа», который несет добро всему миру (а не только евреям).

= - = - =

Поэтому, если раввин — как галахический авторитет — является сугубо внутриеврейским явлением,
все остальные функции и роли духовного лидера — могут и должны быть ценными для всего человечества.

И в идеале — еврейские духовные лидеры — должны стать «Ор ле-гоим» - светом для народов мира.

И в этом наша роль, наша цель — и наше будущее.

Ханука Самеах и Шабат Шалом.
сайт автора статьи: http://meirbruk.net


Рецензии