Рецензия на фильм Любовник реж. Жан Жак Анно

Прежде чем написать рецензию после просмотра этого фильма, надо отвлечься от ярлыка, что эта картина - классика эротического кинематографа, и увидеть в ней нечто большее. Отставим критику режиссерских и операторских приемов передачи чувственности, наслаждения и любовных страданий. Снять лучше любовные сцены невозможно, в этом фильме нет ничего лишнего, пошлого, неэстетичного. Перейдем к впечатлениям.

Герой-любовник, не смотря на туповатость и некоторую плоскость, безусловно, эталонно красив. Как и все, до малейших деталей в этом фильме. Да и зачем нам объем личности героя, если все что мы должны о нем знать – что он богатый китаец. Да, с точки зрения героини, как и предположительной целевой аудитории фильма, «китаец» - единственная отрицательная характеристика героя, но настолько сильная, что дает повод уцепиться героине за землю и рассудок. Потому что, если оторваться, то вся история – чистой воды ебля, в самом глубоком метафизическом смысле слова, ебля вне времени и пространства, которая стирает все человеческие предрассудки, табу и условности, и отправляет героев прямиком в компанию Ромэо с Джульеттой, с той лишь разницей, что точкой отправления является не Верона, а Сайгон.

Героиня-любовница прописана несомненно глубже, дело не в отличной игре юной актрисы Джейн Марч, а скорее в том, что фильм снят по автобиографическому роману известной французской писательницы. И этот образ белой девочки, ставшей женщиной на фоне восточной чувственности Индокитая, является движущей силой всего фильма. Сюжет пересказывать не буду, схематично: окружение героини –  семья с двумя братьями и обедневшей после смерти отца матерью; интернат-гимназия с подружкой-подушкой и осуждающими учителями; и собственно богатый любовник-китаец, который вот-вот женится по расчету и согласно местным традициям, а любимую отправит на родину во францию. Можно долго рассуждать про социальные аспекты - расизм, опиоманию и проституцию, а также восторгаться тонким психологизмом диалогов. Но для меня, как зрителя, особенно важен был экзотический колорит фона этой лавстори. Колониальный Индокитай начала 20 века – моя мечта, сны и подсознательное географически-временное пристрастие… Что может быть лучше пряного, жаркого, по-восточному пестрого Индокитая для художника? На этот раз Жан Жак Анно не ошибся, я смотрела какой-то его фильм про Тибет (с Бредом Питом в роли белого друга Далай-ламы) и «Имя розы» по роману Умберто Эко, в тех двух он силен как интеллектуал и художник-историк, но именно этот фильм «Любовник» дал ему раскрыться как творцу и поэту больше всего… и я рада, что в этой работе поэт победил интеллектуала. Кто еще смог снять такое изысканное кино про белых в юго-восточной азии, пропитанное острым купажом европейской имперской цивилизации и будистской энергетики? Оскароносный «Индокитай» Варнье на мой вкус не так изящен и отточен, как «Любовник» Анно.

Не понравилось в фильме единственное – нудный закадровый авторский текст писательницы, по роману которой и написан сценарий. Текст абсолютно пустой, банальный и слащавый, превращающий гениальное полотно Анно про еблю и восток в женскую любовную сагу а-ля «Джейн Эйр». Достаточно было оставить слова в начале фильма, выводимые в кадре золотым пером на бумаге: «Читать себя как книгу», предрекающие кульминационный катарсис героини под Шопена  на уплывающем в Европу лайнере, и эпилог фильма: «Что бы любить – не обязательно всю жизнь быть вместе» - безупречный в свете всей гениально представленной Жан Жаком Анно истории.


Рецензии