И глядя вдаль, подняв забрало-Часть-21

(Автобиографические эпизоды)
[фрагменты из книги]

                ОБ УВЛЕЧЕНИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
     Последнее время зачастили спрашивать о моих увлечениях, любимых занятиях, иными словами, о хобби. Мой ответ некоторых обескураживает: "Главное увлечение и любимое занятие – это моя профессия". "Но это в рабочее время. А на досуге?" – следует уточняющий вопрос. "И на досуге тоже".
     В 2008 году меня пригласили поучаствовать в Саранском городском фестивале-конкурсе "Две звезды". "Две звезды" – это два исполнителя песни, причём один из них – профессионал, а второй – любитель, в том смысле, что основная его профессия весьма далека от эстрадных подмостков.
     Фестиваль проводился под открытым небом на главной столичной площади. Весьма примечателен тот факт, что я совместно с профессионалкой Жанной Барсуковой исполнял песню в ритме вальса "Шумбрат, Саранск!", написанную мной ровно 40 лет назад. Зрители подпевали, танцевали и по окончанию бисировали. (К этой песне мы с вами ещё вернёмся).
     В разделе "Ваше хобби" анкеты участника вышеупомянутого действа я написал:   "Стихосложение, писательство, увлечение графикой и живописью, создание авторских песен, изучение творчества В.С.Высоцкого".
     Откровенно говоря, понятие "досуг" весьма аморфное и весьма облое. Порою бывают такие экспертизы, над выводами которых думаешь в любое время суток, независимо от требований трудового законодательства.
     И это не рисовка. С моей точки зрения, сосредоточенность на чём-то важном в любой текущий момент жизни не исключает мгновений творческой увлечённости. Считаю, что именно мгновенная отвлечённость помогает в формировании застопорившейся производственной мысли.
     Возможно, изложенное несколько сложновато для понимания, но в итоге – всё равно доходчиво. Верно?
     Если откровенно, то оцениваю себя увлекающимся человеком. В моей жизни находилось и находится время для самой разнообразной деятельности.
     Это и вышивание обычными крестиками и болгарским крестом, и рисование карандашом, тушью, акварельными и масляными красками, и выпиливание лобзиком, и освоение азов ваяния глиняных и пластилиновых фигур, и тематическое коллекционирование марок, спичечных этикеток, значков и рисунков почтовых конвертов, и нумизматика (дореволюционных денежных знаков и образцов иностранных валют в металле), и…
     Перечень можно продолжать и далее, но мы прервёмся и поговорим о более значимых увлечениях. 
     "Но самая большая творческая победа этого периода – это написание и постановка первого сценария ежегодного посвящения студентов медицинского факультета – "День Гиппократа" (речи Богини Медицины и "Отца всей Медицины" Гиппократа до сего дня остались неизменны)" – именно так я информировал первых моих читателей в книге "Один день из жизни судебно-медицинского эксперта".
     Да будет известно вам, милые дамы и милостивые государи, что осенью 1970 года состоялся ПЕРВЫЙ "ДЕНЬ  ГИППОКРАТА" на медицинском факультете МГУ имени Н.П.Огарёва!
     Обратимся к истории создания, вернее, к истокам возникновения блистательной идеи.
     Сидели мы как-то возле городской больницы № 3, более известной - как больница скорой медицинской помощи (БСМП). Она расположена почти в центре города, на улице Коммунистической, ведущей к мемориальному кладбищу. Но не это главное.
     Короче, сидели на лавке под сенью древ могучих поздней весной или ранним летом. И грело тепло наши младые тела щедро, даже с избытком. И предвкушение сладостной лености после утомительных трудов сессионных слегка будоражило наши фантазии. И мысли, подобно пчёлам, роились в преддверии самых долгожданных, удлинённых солнечным зноем каникул.
     "Мы" – это самый что ни на есть актив активной группы нашей агитбригады, уже переименованной из "Эскулапа" в "Доминанту". Сидели не так просто, а неспешно строили какие-то планы на светлое будущее.
     Вдруг находящийся среди нас преподаватель Евгений Андреевич Перепечин завёл речь, наполненную завистливой мелодией в голосе, о том, что в МГУ, который имени М.В.Ломоносова, новый учебный год по осени начинается со "Дня студентов". Не какого-либо конкретного факультета, а просто всех без разбору студентов, можно сказать, "студентов общего профиля". И предстаёт пред ними во всей красе учёный и уважаемый человек по имени Архимед, родом из Сиракуз (на карте ищи Сицилию), из самой Древней Греции.
     Тут неожиданно - не пойми, откуда материализуется газета, с фотографией того московского Архимеда, окружённого толпой вьюношей и прелестниц-девиц. А древний грек, облачённый в торжественные одежды, возвышаясь над людским скопищем, поздравляет всех без исключения, наставляет на путь истинный самых зелёных, безусых и желторотых речами мудрыми, компостирует мозги кашималоевшим и молокогубым, увлекая за горизонты бескрайней страны Научной техники и Технической науки, благословляет пытливых молодиц и башковитых молодцев, простирая длань свою над их светлыми головами, и т.д., и т.п.
     В конце сего доклада я, хитро прищурив левый глаз, поинтересовался – почему, дескать, центральной фигурой праздника избран старший врач. Что тут началось – не расскажешь в словах. Мне стали объяснять, что Архимед был далёк от врачевания.
     Как будто я не знал! Это они не знали, что я над ними пошутил. Было забавно!
     Но забавней выглядели их лица, когда я раскрыл потаённую шутку, что старший врач – это мой фривольный дословный перевод имени "Архимед", разбитого на две составные - "архи" и "мед". "Мед" я трактовал как сокращение слова "медик", то есть "врач", а не пасечник – медовых дел мастер.
     Тут вообще началось – мозги заработали, рты не закрывались, идеи хлынули каскадом!
И среди них явилась идея - будто продиктованная сверху или чуть пониже. Она озарила своим блеском.
     Вот она – та идея: "У нас должен быть "День посвящения в студенты-медики". "Под предводительством Гиппократа". Эту фразу вечные боги с Олимпа вложили в мои уста.
Немногочисленные оппоненты возмутились только по поводу имени "предводителя торжества". Однако их кандидатуры в лицах Асклепия и Галена, а тем более – Авиценны – потерпели фиаско, не набрав необходимого процентного проходного балла.
     Когда дебаты затихли и копья были сломаны, кто-то сказал: "День Гиппократа" Это звучит - так звучит!" На что послышался тщеславно обиженный и довольно ехидный ответ:   "Не "День Гиппократа", а "Деньги Пократа". И не забудьте, что выпускники одного кавказского медицинского института в торжественной обстановке получают дипломы и клянутся мамой Гиппократа".
     Скепсис не так уж плох, когда с примесью юмора. Он возбуждает мыслительный процесс, а также ускоряет скорость шевеления извилин.
     Короче говоря, сценарий посвящения в студенты-медики поручили написать… мне.
     Почему-почему? Потому что издревле инициатива наказуема исполнением.
     А, как известно, поручение следует выполнять неукоснительно и на предельной скорости.
     Что я и сделал. На одном дыхании. За время летних каникул. В далёком, но родном (потому что там жили мама и папа) Джамбуле.
     Начал с самого сложного – с речей Богини Медицины и почтенного Гиппократа.
     БОГИНЯ (сообщаю, что первой исполнительницей этой роли стала обаятельная и привлекательная студентка, комсомолка, просто красавица Наташа Постнова [в этом вы можете сами убедиться, глядя на фото], а ныне известный [не только в республике] терапевт Наталья Ивановна Ренскова):
   Спустившись с гордого Олимпа, я к людям низошла
   и принесла им чашу Медицины.
   Я объясню вам смысл эмблемы этой:
   в сей чаше исцелительная сила даров природы,
   и призваны они избавить человечество от боли
   и облегчить страданья его.
   А змея лицетворит ту мудрость,
   без которой не может обойтись ни один,
   кто жизнь свою связал с наукой,
   кто свой тернистый путь пройдёт с великой целью –
   п о м о ч ь   и   и с ц е л и т ь.
   Сила и дерзанье, настойчивость, терпенье и любовь –
   вот ваши добродетели отныне,
   вот ваши звезды навсегда!
   Смелее в путь!
                (появляется Гиппократ)
   О, Гиппократ – мудрейший из сынов – приветствую тебя!
   Учитель, давший многое науке,
   взрастивший мудрые когорты врачевания,
   тебе я отдаю вот эту чашу со змеей.
   Надеюсь я – не дашь ты уронить ее!
   Будь славен, Гиппократ!
ГИППОКРАТ, опускаясь на колено, принимает эмблему:
     Благодарю тебя!
     А эту чашу – клянусь тебе! – не дам я уронить,
     её мы пронесём чрез вечность, не запятнаем честь её и славу!
     Прощай, Богиня!
                Богиня под музыку исчезает.
     ГИППОКРАТ (впервые эту роль исполнил студент Михаил Зайцев [к сожалению фото не сохранилось]:
             Из глубины веков на праздник я пришёл,
             чтоб вас напутствовать в нелёгкий, дальний путь.
             Ученики мои!
             С надеждой я смотрю на ваши лица,
             ищу в глазах настойчивость и смелость,
             которые помогут вам в науке.
             Призванье быть врачом – святое дело!
             И если взяли вы цель жизни – Медицину –
             работайте, учитесь и дерзайте!
             И благодарность тех людей,
             что вы излечите, спасёте от страданий, -
             наградой будет вам!
             Вас будет лира воспевать,
             людское море вам будет петь хвалу!
             Но если вы пришли не по призванью,
             не по велению сердца своего, мой вам совет:
             "Скорее уходите!
             Пока не причинили боль другим,
             пока не совершили вы ошибки,
             пока не поздно!"
             Врачом лишь станет тот,
             кто понял это
             и оценил всё будущее.
             Только тот, кто в медицине не ищет лавров славы,
             кто призван врачевать!
             И если ваша мысль была такой:
             приветствую я вас!
             Счастливого пути в науку Медицину!
                * * *
     Гиппократ... Это имя всё чаще и чаще упоминается в разговорах и статьях СМИ. Особенно в тех случаях, когда постигает медицинских работников неудача в стенах лечебно-профилактического учреждения стационарного или амбулаторного профиля. Когда муссируются слухи о служебных проверках и о судебном рассмотрении по так называемым "врачебным делам".
     Я не буду здесь приводить примеры из реальной практики, путаясь в оковах статистики, и рассуждать о правильности или неправильности лечения, о причинах возникновения подобных дел. При желании к этому вопросу можно вернуться позже.
     А сейчас хотелось поговорить об ином. О тексте "Клятвы Гиппократа".
     Не вникая в суть проблемы, люди, считающие себя потерпевшими или "оскорблёнными летальным исходом своего родственника", не устают повторять фразу: "Как же так — ведь они давали "Клятву Гиппократа"! Как же они преступить её?!" (надеюсь понятно, что словом "они" подразумеваются "врачи")
     Должен заметить, чтобы не было путаницы: на нашем факультетском "Дне Гиппократа" звучит "Клятва студента медицинского института" МГУ имени Н.П.Огарёва. Приведу её современный вариант:
   "Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем  не помрачить чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверенные мне семейные тайны  и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою. Обещаю  не заниматься приготовлением и продажей  тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам – врачам и не оскорблять их личности: однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих  и опытных: когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям".
     Прервём нашу дискуссию и обратимся к истории, в которой особо отмечено имя целителя от Бога Гиппократа, пребывавшего на бренной земле в промежуток: "460-377 год до н.э.".
     Предлагаю совместно перечитать ту Клятву:
   "Клянусь Аполлоном - врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанными обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не поведу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, представив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Чтобы при лечении - а также и без лечения я не увидел или услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда – либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".
     Теперь перепрыгнем через века и вернёмся к нашей теме.
     Запомните или запишите, что нынешние врачи давали не "Клятву Гиппократа", а "Присягу врача Советского Союза". Осталось вспомнить - в каком году был образован "Союз нерушимый республик свободных". Вчитайтесь, что в ней написано:
   "Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь:
все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну;
постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и техники;
обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;
беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед народом и Советским государством.
Верность этой присяге клянусь пронести через свою жизнь".
     Но, как известно, наверное, даже на соседних планетах, нынче "Союз нерушимый" разрушен. На смену "Присяги" прошло "Обещание врача России", в которой прописано:
   "Перед лицом своих учителей и собратьев по великой науке врачевания, принимая с глубокой признательностью даруемые мне права врача торжественно обещаю:
-считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, помогать ему в его делах и нуждах;
-наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим ученикам, связанным обязательством по закону медицинскому, но никакому другому;
-чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство, творя милосердие и не причиняя зла людям;
-никогда и никому не откажу я во врачебной помощи и буду оказывать ее с одинаковым старанием и терпением больному всякого достатка, национальности, вероисповедания и убеждений;
-в какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел;
-направлять режим и лечение больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого рода вреда и несправедливости;
-никогда я не обращу мои знания и умения во вред здоровью человека, даже врага;
-я не дам ни кому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла;
-что бы при лечении, а также без лечения, я ни увидел и не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной;
-обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами ее процветанию, сообщая ученому совету все, что открою;
-обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств;
-обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия;
-в важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям.
Мне, нерушимо выполняющему это Обещание, да будет дано счастье в жизни и в искусстве. Преступившему и дающему ложное Обещание, да будет обратное этому".
     Анализ документов за вами, дамы и господа!
     Это одна сторона вопроса. Вторая сторона весьма таинственная.
     Сколько веков существует наша планета, а "Клятва Гиппократа" была и остаётся одна единственная относительно профессий человека. Почему?
     Почему нет "Клятвы продавца", "Клятвы маркетолога", "Клятвы строителя", "Клятвы автомобилиста", "Клятвы архитектора", "Клятвы сантехника", "Клятвы электромонтёра", "Клятвы энергетика", "Клятвы олигарха", "Клятвы  актуария", "Клятвы пастижёра", "Клятвы титестера", "Клятвы тип-боса", "Клятвы стрингира", "Клятвы ассенизатора"?
     Всех и не перечислишь! Вон их сколько! А до врача доимелись…
     Сами портят своё здоровье всякими излишествами, манкируют упреждения медиков, режим и диету не соблюдают, практикуют самолечение по "системе тёти фроси" (ей же помогло, неужто нам не поможет), а потом ищут крайнего в лице врачей. Что не так, что ли?
     Ну, Бог с ней – с "Клятвой"! Это нечто высокое, безвременное и беспартийное. Может, это было придумано и написано как некое подобие "Кодекса чести"? Может быть, может быть, может быть…
     И всё-таки почему-то не были созданы "Присяги" для каждой профессии. Хотя повод всегда существовал в советской стране. Ну-ка, вспомните: "Я – юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь…"
     Нет бы взять за основу ту же самую "Присягу врача Советского Союза" и родить "Присягу…"
     Кого, например?.. Давай возьмём одну из самых древнейших профессий на Земле и создадим незатейливый образчик. Итак, поехали!
   "Получая высокое звание журналиста и приступая к журналистской деятельности, я торжественно клянусь:
  все знания и силы посвятить охране человека от нерадивых репортёров, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества, не используя непроверенные данные;
  быть всегда готовым оказать журналистскую помощь всем и каждому, внимательно и   заботливо относиться к представителям любой профессии, сохраняя доверенную мне тайну;
  находить силы письменно извиняться на страницах СМИ перед нечаянно обиженными мной таким образом;
  постоянно совершенствовать свои журналистские познания и журналистское мастерство, способствовать своим трудом развитию журналистики;
  обращаться, если этого требуют интересы, за советом к умным, честным и чистоплотным товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;
  беречь и развивать благородные традиции отечественной журналистики, во всех своих действиях руководствоваться принципами человеческой морали, всегда помнить о высоком призвании журналиста, об ответственности перед народом и Отечеством.
   Верность этой присяге клянусь пронести через свою жизнь".
     Недурно получилось? Подрашпилить, подрихтовать, надфилёчком пошрябать – и будет в самую пору: носите да не стаптывайте!
     Журналисты (сиречь – корреспонденты, репортёры иже с ними) предложены мной неспроста. Именно эта братия чаще всех напоминает - и устно, и письменно – врачам: "Ведь вы давали "Клятву Гиппократа".
     Почему шпыняют и шпыняют "Клятвой" врачей? Ведь основная масса врачебных кадров на всей территории России заслуживают уважения. И — осмелюсь добавить — достойной зарплаты.
Сколько долгих ночей медики не спят! Сколько счастья они раздаривают людям!
     Но скудна народная сума благодарности по отношению к лекарям. Зато, как только, так сразу: "Как же так — ведь они давали "Клятву Гиппократа"! Как же они смогли преступить её?!"
     Да, есть отдельные личности, которые не обрели или потеряли понятие "честь белых халатов", или просто попали не в тот ВУЗ. "В семье не без урода". Всякое случается...   Это весьма печально.
     Тем не менее считаю, что прежде чем ругать, укорять и клеймить кого-нибудь надо подойти к зеркалу и посмотреть на себя со стороны. И вспомнить басню, которую в школе учили и в которой звучат такие слова: "Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива".
     Мой всем совет: прежде чем умничать и эмоциональничать, зачерпните из энциклопедической лохани чистую родниковую суть, промойте ею свои призмы мировоззрения, наполните свой слух истиной и только тогда вострите перо вашего ремесла. Не забывая, что загнуть гвоздь легче, нежели вернуть его первоначальную форму.
     И ещё: никогда не срывайте свой гнев и не мстите всему человечества за пакость одного мелкого уродца, обидевшего вас.
          Профессор, где ваше пенсне? Приготовьтесь к процессу отыскания знакомых букв.
     О нашем "Дне Гиппократа" писали достаточно много. Что писали? Вот вам подборка СМИ за разные годы, начиная с 1971 года.
     Из газеты "Телевидение и Радио" (программы передач с 4 по 10 октября 1971г.) за №40 (452), стр.3:
     8 октября, пятница — Показывает Саранск: 18.00 - "Клятва Гиппократа"; 19.00 — Телевизионные новости; 19.15 — Концерт.
Ниже - статейка-анонс "Клятва Гиппократа".
     8 октября в Ленинском зале Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва состоится посвящение в студенты первокурсников медицинского факультета МГУ.
К ним на встречу придут Гиппократ, Богиня Медицины и многоуважаемый барон Мюнхгаузен. Гиппократ, вручая первокурсникам медицинскую эмблему, напутствует:
   "Путь счастливый вам!
   Должны вы все надеть халаты.
   Не запятнайте белизну его!
   Да будет вам удача
   На пути в науку Медицину.
   На знамени твоём должно сиять:
   "Светя другим — сгораю сам".
   Приглашаем посмотреть "Клятву Гиппократа" 8 октября в 18 часов по второй программе".
А вот уже подоспела свежая периодика.
     Статья из газеты "Мордовский университет" от 12 октября 1971 года за № 26 (522) стр.3:
                В ДОБРЫЙ ПУТЬ, ПЕРВОКУРСНИКИ
   -Да! - сказал один из старшекурсников, выходя из зала. - А у нас этого не было. Дали мне в деканате зачётную книжку со студбилетом и всё.
   Эти слова, сказанные с оттенком сожаления, можно понять. То, что происходило в Ленинском зале в тот вечер, надолго запомнится первокурсникам медицинского факультета.
   Запомнится приподнятая атмосфера зала, добрые слова пожеланий, которые были обращены к ним, - серьёзным и взволнованным. Словом, то, что называется одним кратким и очень ёмким словом "Посвящение", посвящение в тайну будущей профессии. В тот вечер старшие друзья протянули молодым "медикам" руку дружбы и ввели их в чудесную страну Студентию.
   Праздник открыл барон Мюнхгаузен, который, попутно присвоив себе некоторые "открытия" в медицине, зачитал десять шутливых заповедей из числа тех, которые испокон веков бытуют в студенческой среде, например, такую: "Не храпи на лекции — мешаешь спать товарищу!"
   И ещё в гостях у первокурсников в этот вечер побывали богиня медицины и сам Гиппократ. Его слова, обращённые к первокурсникам, иллюстрировались сценками о том, как не надо лечить и как надо лечить.
   К ним, первокурсникам, обращены были слова Гиппократа:
   -Врачом лишь станет тот, кто в медицине не ищет лавров славы!
   С приветственным словом к первокурсникам обратился ректор университета А.И.Сухарев. Он поздравил их с зачислением в армию медиков.
   -Это великий день для вас, - сказал тов. Сухарев, - вы выбираете сегодня свой жизненный путь. Ученье ваше будет нелёгким, не забывайте, что нужно много и кропотливо работать, чтобы достичь вершин науки. Помните, что для нас важен не только человек, хорошо подготовленный профессионально. Быть врачом — это прежде всего быть гражданином...
   От имени профессорско-преподавательского состава первокурсников приветствовал декан медицинского факультета А.А.Беляков. Он вручил студентке 1 курса Ольге Максимовой студенческий билет и зачётную книжку.
   -Мы ждали вас. Мы принимаем вас в свою семью. Всего вам доброго!
   Это к первокурсникам обращается студентка пятого, пока самого старшего на медфаке, курса Елена Воротникова.
   И ещё многих тёплых слов и пожеланий было сказано в этот вечер. Горячими аплодисментами было встречено появление на сцене студентов старейшего в стране 1-го Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени медицинского института имени И.М.Сеченова. Студенты ММИ подарили нашим студентам проект института и юбилейные значки.
   -Студенты на нашего института просили передать вам, что дружбе, которая связывает нас — крепнуть! - сказал москвич Виктор Гинзбург...               
                Г.Чиняев, В.Савченко. Фото Е.Морозова.
     Необходимый комментарий.
     Авторы статьи допустили чрезвычайно неверную неточность, приводя одну из Заповедей, адресованных первокурсникам. В их интерпретации она изложена, как: "Не храпи на лекции — мешаешь спать товарищу!" Надеюсь, что вы сами отыщите её среди приведённых ниже и написанных мной для Барона Мюнхгаузена, роль которого блестяще исполнил ваш покорный слуга, проезжая на двухколёсном велосипеде через весь зал [фото прилагается]. Желаю удачи  в ваших неутомимых поисках!
                10 ЗАПОВЕДЕЙ СТУДЕНТА
   1. Будь любознательным во всех науках, не говори того, что ты не знаешь.
   2. Помни: шпаргалка – друг в твоих руках и враг твой в руках преподавателя.
   3. Помни, что преподаватель не железный – когда-нибудь он тебе поставит зачет.
   4. Никогда не подавай преподавателю вида, что ничего не знаешь.
   5. Помни: и профессор был студентом.
   6. Будь внимателен на занятиях и постарайся не храпеть на скучных лекциях.
   7. Не убий профессора своими знаниями, ибо он убьёт тебя своей оценкой.
   8. Бей знаниями свои незнания, а не то незнания ударят тебя в жизни.
   9. Помни: тяжёло в учении, но и не легче на экзамене.
   10. Чти старшекурсника своего, ибо ты идёшь по проторенной им тропе.
     Статья из газеты "Молодой ленинец" от 13 октября 1971 года за № 123 (3086), стр.2
                НАСЛЕДНИКИ ГИППОКРАТА
   По давно установившейся традиции в начале каждого учебного года старшекурсники Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарёва посвящают в студенты своих младших коллег.
   ...В Ленинский зал собрались студенты медицинского факультета, многочисленные гости. [На снимке]. Раздвигается занавес. На сцене — Барон Мюнхгаузен. Ему — первое слово. Он дарил первокурсникам десть шутливых заповедей студента.
   С Олимпа грациозно спускается на Землю Богиня Медицины. В её руках чаша, обвитая змеёй. По древним преданиям чаша символизирует исцелительную силу, а змея — медицинскую мудрость. Эмблема торжественно передаётся отцу медицины — Гиппократу. [На снимке].    Гиппократ рассказывает будущим медикам об истории развития этой науки. Зрители видят своих далёких предков, их примитивные способы лечения и сегодняшних врачей, работающих над проблемой второй жизни сердца. Этим предстоит заниматься будущим врачам, нынешним студентам.
   Ректор университета А.И.Сухарев желает им успехов в учёбе, страсти в работе, новых поисков, открытий. Первокурсники получили студенческие билеты и зачётные книжки.
   Самой приятной неожиданностью вечера, пожалуй, было появление на сцене студентов первого Московского медицинского института имени П.Н.Сеченова. Вместе с поздравлениями под бурные овации зала они вручили мордовским студентам эмблему и значки своего института. И ещё один самый дорогой подарок — гимн студентов-медиков, написанный ими.
   Торжественно звучат слова:
   ...Клянусь честно и добросовестно учиться, систематически изучать медицину и всеми силами содействовать её процветанию. Любит больных, проявлять к ним чуткое отношение. Быть активным борцом. Обязуюсь пронести клятву через всю жизнь.
   Новому поколению вручается ключ в науку.
   В добрый путь, наследники Гиппократа.                В.Кочуров, студент.
       Пресса следующего года.
     Статья из газеты "Советская Мордовия" от 10 октября 1972 года. Рубрика "Репортаж"
                КЛЯТВА ГИППОКРАТА
   В прошедшую субботу в Ленинском зале Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва состоялся традиционный праздник - посвящение в студенты первокурсников медицинского факультета — "День Гиппократа".
   Медицинский факультет был организован в 1967 году. На будущий год он выпустит первых специалистов.
   В настоящее время на шести курсах факультета обучается около 1200 человек. На его кафедрах работает 115 преподавателей, из которых 14 профессоров и докторов наук, сорок процентов преподавательского состава — доценты и кандидаты наук...
   Обо всём этом говорили на вечере ректор университета кандидат философских наук А.И.Сухарев и декан медицинского факультета кандидат медицинских наук А.А.Беляков.
   Раздаётся "Гимн студентов-медиков". Сочинили его выпускники 1-го Московского медицинского института В.Кандрор и А.Шабад. Этот институт шефствует над медфаком университета имени Н.П.Огарёва. Гимн звучит в обработке студентов нашего МГУ:
   Уходят вдаль саранских улиц ленты,
   С Саранском распрощаться нам пора.
   Пускай сегодня мы ещё студенты,
   Мы завтра — кандидаты, доктора.
   Одним из самых желанных гостей был в этот вечер Гиппократ. Он будто пришёл в зал из глубины веков, из древней Греции. Студенты встают, и вслед за ним, мудрым и величавым, торжественно повторяют: "...Клянусь! Клянусь! Клянусь!"
   Интересной и содержательной была программа вечера. 
   В праздничной программе вечера был авторский концерт членов агитбригады "Доминанта" В.Цыкалова, Н.Грошевой, В.Ренского.
   Агитбригада проводит большую и полезную работу. С октября 1970 года она дала 72 концерта, выступала по республиканскому радио и телевидению. А в прошлом году в Харькове, на IV Всесоюзной универсиаде, танцевальный коллектив "Доминанты" стал дипломантом.
   На всю жизнь запомнится первокурсникам медицинского факультета этот вечер. Впереди долгие годы учёбы, удачи и огорчения, напряжённые дни сессий и радостные долгожданные каникулы.                В.Пронин
     Статья из газеты "Мордовский университет" от 10 октября 1972 года за № 31 (565) 
                ПОСВЯЩЕНИЕ
   Они надели сияющие белизной халаты и:
     Смелые, с проверенными нервами,
     Смертям и болезням вопреки
     В медицине всюду будут первыми
     МГУ выпускники.
   Будут, обязательно будут. А пока — "День Гиппократа". Как всегда весело, немного торжественно, а в общем — на высшем уровне, прошло это традиционное посвящение в студенты первокурсников медицинского факультета.
   Начинающих студентов поздравили, пожелали им успехов на нелёгком, но интереснейшем студенческом пути, ректор университета А.И.Сухарев, декан медфака А.А.Беляков.
   Интересную программу подготовили для своих младших товарищей старшекурсники. Для рассказа о трудностях и прелестях жизни студента студента-медика они привлекли богиню медицины, Пирогова, Павлова, Гиппократа... Остапа Бендера, оркестр и немало своей выдумки.
   Закончилось посвящение концертом. Выступали участники ансамбля медфака "Доминанта".                Ф.Генчин
     Статья из газеты "Молодой ленинец" от 11 октября 1972 года за № 121 (3340), стр.2
                КЛЯТВА ГИППОКРАТА
   "День Гиппократа" — посвящение первокурсников в студенты — стал для будущих медиков традиционным. И вот опять новые первокурсники вливаются в студенческую семью. Быть студентов почётно и ответственно. Быть студентом-медиком ответственно вдвойне. Потому что через несколько лет им будет доверено самое ценное, самое дорогое на свете — жизнь человеческая. Об этом, открывая праздник, говорил ректор университета А.И.Сухарев.
И вот на сцене студенческие будни. Театрализованное представление "Эволюция студента" ведут герои "Золотого телёнка" Остап Бендер и Шура балаганов. Одна из трудных дорог великого комбинатора Бендера (студент 6 курса Владимир Цыкалов) привела его не в Рио-де-Жанейро, а на медицинский факультет. И не миллион на блюдечке с голубой каёмкой привлекает его сюда, а жизнь студенческая, хотя уж кто-кто, а Остап прекрасно знает, почём фунт студенческого лиха. Он с помощью членов университетского СТЭМа А.Ляличкина, В.Валькова, А.Городничего, А.Богданова и других показывает незадачливому Шуре Балаганову отдельные эпизоды медфаковской жизни. Вот робкий первокурсник пришёл на свой первый экзамен. А вот уже первокурсник — уверенный выпускник, привыкший либо побеждать, либо... Во всяком случае, покидать поле боя не побеждённым: "Я — Ляличкин!  Я и ещё могу прийти!" И, наконец, он вчерашний студент, самостоятельно принимает своего первого в жизни пациента.
   Но шутки в сторону: на сцене её величество королева Медицина, а за ней в ниспадающей белыми складками хламиде "отец" медицины Гиппократ. "Призванье стать врачом — святое дело", - возрождённый из глубины веков, он говорит "напутное слово" своим юным коллегам.
   Со словами приветствия обратился декан факультета кандидат медицинских наук Алексей Александрович Беляков.
   -Мы будем настоящими врачами, - сказала от имени всех первокурсников Наташа Березенцева.
   И опять на сцене величественный Гиппократ.
   "Я, первокурсник медицинского факультета Мордовского госуниверситета имени Н.П.Огарёва, торжественно клянусь..." - раздаётся в замершем зале клятва вступающих на трудную медицинскую стезю.
   Сегодня для них памятный день...                И.Гордеев. Фото В.Максина.
     Должен заметить, что в разные годы ко мне обращались организаторы "Дней Гиппократа" за помощью. И приходилось заниматься украсительством чужих сценарий. Вот к примеру – таким образом:
              К чужим сценариям
     Повсеместное предприятие и киносиндикат "Шумбра улезе продакшенз энд компани" и межкурсовая согласительно-рекламная корпорация "Менс сана келунясь" представляют:
     Супербоевик современной трактовки по лейтмотивам бессмертно-физиологического романа английского мастера приключений Роберта Льюиса Стивенсона "Остров сокровищ", в котором сцены насилия, крутой эротики, погони вурдалаков, захватывающие дух ужасы и оргии возлияний вы НЕ увидите.
     Но – мы вам гарантируем:
     красную нить увлекательной сюжетной коллизии, детективные поиски, элементы нетрадиционной медицины и экстрасенсорики, напряжённость музыкального звукоряда и "хэппи энд". Спешите видеть!
                +++
     Вас волнует выбор профессии? Беспокоят перспективы будущего? Одним словом, дамокловым мечом висит вопрос: "Где работать мне тогда, чем заниматься?"
     Единственно верный выход из этого круговорота проблем – поступление на медицинский факультет Мордовского университета.
     Делайте ваш выбор – и вы не пожалеете!
                +++
     У вас возникают проблемы? Вас беспокоят неудобства? Настораживает ближайшее будущее?
Сомнения – прочь! Избавиться от волнений вам поможет ваш надёжный друг – кружка Эсмарха!
                +++
     Повороты судьбы и бурные волны житейского океана, груз внутреннего напряжения и сиюминутные неприятности вам поможет преодолеть изделие медицинской промышленности - судно многоразового пользования!
                +++
     Пропажа денег?
     Это не произойдёт с вами, если вы воспользуетесь услугами Сберегательного банка! Он не только сохранит, но и преумножит ваше состояние! Особенно после индексации!
                +++
     Самый здоровый румянец на щеках, самые здоровые улыбки, самый здоровый смех и юмор, самые здоровые идеи, самые здоровые, самые… только у нас на медицинском факультете.
     Позаботьтесь о себе и своём здоровье!
                +++
     Не верьте – превратностям студенческой судьбы,
     Не верьте – в трудности учёбы, не верьте – в привередливость отдельных предметов…
     Не верьте! Учиться на медицинском факультете – это прелестно!
     И недолго – всего каких-то шесть лет!
                +++
     А вот ещё одна статья. Она из газеты "Советская Мордовия" от 12 декабря 1997 года
                ПОСВЯЩЕНИЕ
     Вот уже более четверти века, практически со дня открытия медицинского факультета Мордовского госуниверситета имени Н.П.Огарёва, тут существует прекрасная и неувядаемая традиция — проводить праздник первокурсника — День Гиппократа.
     Что лукавить, Медфак — один из самых, если не самый престижный "фак" в МГУ. Многие его выпускники трудятся ныне во многих точках как нынешней России, так и бывшего Союза.
     И пусть по-прежнему труд врачей остаётся одним из самых малооплачиваемых, тяга к самой гуманной профессии будет всегда выше самых меркантильных интересов. Ведь лечить людей, то есть нас с вами, дело святое.
     8 декабря у первокурсников медфака был праздник — посвящение в студенты-медики. Как всегда, он прошёл на высоком эмоциональном уровне. Старшекурсники подготовили для "первоклашек" интересное сценическое представление, обширную концертную программу, а на нехватку различных талантов медфак никогда не жаловался, о чём свидетельствуют многочисленные победы на фестивалях "Студенческая весна".
     Активное участие в подготовке программы приняли старший преподаватель кафедры нормальной анатомии И.А.Лошкарёв и врач Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы В.К.Цыкалов.
     Вне сомнений, праздник посвящения в студенты-медики, фрагменты которого и запечатлел наш фотокорреспондент Анатолий МАКЕЕВ, запомнится им надолго. На всю жизнь.   Недаром они дали клятву Гиппократа в этот декабрьский день".
     В первый год нового века, нового тысячелетия меня – пятидесятилетнего парня - по традиции (дай Бог им памяти, а мне здоровья) пригласили на торжество "День Гиппократа" (по официальным подсчётам - № 30). Место почётное приберегли, слово сказануть дали. Тут-то и развернул меха:
   "Я испытываю особое уважение к тем, кто прошёл через горнило медицинского студенчества, через огонь, воду и медные трубы и стал настоящим врачом.
   Я испытываю особую симпатию к тем, кто решил "взял цель жизни - Медицину".
   Я испытываю особую любовь к родному медицинскому  факультету, который дал мне возможность претворить в жизнь мечту стать врачом. Поэтому стараюсь внести свою посильную лепту в его процветание.
   Однажды я написал стихотворение-песню, посвятив поэтические строки встрече первых выпускников медицинского факультета:
   Мы Alma Mater принесём
   В дар и успехи и победы,
   И Гимн медфаковский споём,
   И песни, что когда-то спеты.
   Сегодня особый день - 30-летний юбилей "Дня Гиппократа". А может быть, и День рождения самого Гиппократа. К этому человеку я всегда относился трепетно и всё жизнь стараюсь быть похожим на него. Я не буду сейчас касаться моих профессиональных удач и побед, которые, как говорят в Одессе: "Они таки у нас есть". Я стараюсь с помощью лет быть похожим на него внешне. И в этом есть определённые достижения - это и обородение,  это и приближение к его причёске, которую мы видим на портрете, изображённым на пригласительных билетах. Работа в этом плане тоже продолжается.
   В такие дни принято приходить с подарками.
   Не имея возможности в силу объективных причин сделать подарок самому Гиппократу, я осмелюсь преподнести его родному и любимому медицинскому факультету.
   Это мой сборник стихов и песен под общим названием "Регистры римфоцентра" - это мой результат 35-летнего стихотворчества.   
   А открывает его, как написано в предисловии: "моё самое любимое детище - сценарий студентов нашего медицинского факультета, выпускников самого первого выпуска которого я имею честь быть".
   Прошу принять мой дар на этом юбилее".
     До сих пор помню те бурные и продолжительные аплодисменты. Наверное, потому что они не перешли в бурную овацию…
                Продолжение следует...


Рецензии