5. Психика и сознание

Философ: Итак, мы с вами разобрались  в таком непростом вопросе, как происхождение человека, поговорили, чем человек похож на других животных, и чем от них отличается, узнали, что такое здоровый образ жизни. Теперь нам предстоит ответить на целый ряд других, не менее трудных  и интересных вопросов. Мы постараемся  понять, как человек познаёт окружающий мир и осмысливает его, как работает его память, какую роль в жизни человека играют эмоции. Мы узнаем, что такое  характер и как его воспитывать. Поговорим о задатках и способностях человека. Другими словами, мы совершим увлекательное путешествие в мир человеческой психики.  Лучше других с этим миром знаком мой друг Психолог. 

А чем занимаются психологи?

Философ: Наука, в которой преуспел мой друг, называется психологией. Слово это состоит из двух греческих слов: «психо» («психика») и «логос» - знание, наука.

Получается, что психология это «наука о психике»?

Философ: Верно!

А что такое психика?

                1. Что такое психика?

Психолог: Все живые существа находятся в постоянном взаимодействии с окружающим миром. И это понятно! Чтобы добывать себе пропитание, избегать опасностей и укрываться от врагов, они должны хорошо ориентироваться в происходящем, уметь его оценивать и менять свое поведение в зависимости от ситуации. Эта способность живых существ воспринимать окружающее и правильно реагировать на него  называется психикой.
 
Психика есть у всех живых существ?

Психолог: Да! Но давно замечено: чем сложнее устроено живое существо, тем сложнее его психика. Самая примитивная психика у одноклеточных. (Например, если поместить одноклеточных в трубку с водой, и один конец ее слегка нагреть, а другой оставить холодным, одноклеточные соберутся в тёплой части трубки).
 У существ, обладающих зачатками нервной системы  (у дождевых червей, пиявок и медуз) психика сложнее. Эти существа обладают уже примитивными органами чувств, они способны воспринимать движение, запах, тепло.   Еще  сложнее и разнообразнее связь с окружающей средой у морских крабов, пауков и насекомых. Имея достаточно сложное устройство глаза, эти животные могут различать форму, цвет и величину объекта.
Высшие формы психики отмечают у тех животных, которые имеют головной мозг и центральную нервную систему. В первую очередь это относится к зверям. Хорошо известно, к примеру, что  обезьяны, собаки, слоны или дельфины наделены прекрасно развитыми органами чувств. Они великолепно ориентируется в окружающей обстановке, их поведение отличается сложностью и чрезвычайным многообразием. Но даже самые «смышленые» из перечисленных животных, умеют только приспосабливаться к условиям окружающей среды. В отличие от них люди научились  активно изменять (преобразовывать) эту среду в ходе своей хозяйственной деятельности. 

Значит, у людей самая сложная психика?

Психолог: Верно. Из всех живых существ человек обладает самой сложной и самой развитой психикой, которую называют сознанием 
 Учёные отмечают, что сознание – это особенная форма психики, при-сущая только разумным существам.

У животных нет сознания?

Психолог: Люди отличаются от других животных следующими способностями:
- Они наделены речью, умеют легко и свободно обмениваться информацией друг с другом.
- Они обладают мышлением, умеют находить сложные, неочевидные связи между явлениями.
- Каждый человек выделяет себя из окружающего мира, несет в себе мир внутренних переживаний (чувств).
- Каждый человек обладает свободной волей, он способен управлять своими поступками, делать сознательный выбор и руководить своими действиями.
Все это – ключевые особенности сознания. Именно они делают человека человеком.
Животные не имеют сознания. Хотя высшие животные научились подавать друг другу простейшие сигналы, этот обмен информацией не идёт ни в какое сравнение даже с самым примитивным человеческим языком. Да, попугая можно научить нескольким десяткам фраз, но он  произносит слова неосмысленно, для него они – пустой звук.
 Высшие животные обладают прекрасной наблюдательностью и охотно подражают окружающим. Благодаря этому они легко обучаются. Например, обезьяну можно научить заваривать чай в чайнике, наливать его в чашку, накладывать ложечкой сахар и т.п. Но это  не более чем дрессировка. Животное просто копирует человеческое поведение, оно не в состоянии внести в него какие-либо осмысленные изменения, творчество ему не доступно.

                2. Самосознание и самооценка

Психолог: Теперь поговорим о самосознании и самооценке. Одной из важнейших отличительных черт сознания является способность выделять себя из окружающего мира. Каждый из нас постоянно ощущает некую границу между своими мыслями, своими чувствами, желаниями, стремлениями и всем остальным. Он понимает, что его «Я» - это одно, а весь окружающий  мир – это нечто другое, отличное от него. У нас есть собственные ценности и убеждения, жизненные цели и представление о том, ради чего мы живём.  Всё это называется самосознанием.
 
«Я» это что?

Психолог: Вы очень хорошо поймёте, что это такое, если посмотрите «внутрь себя». Ведь вы прекрасно знаете свои ощущения, мысли, стремления, чувства. Вы знаете о том, радостно вам теперь или скучно. У вас то и дело рождаются какие-то воспоминания, какие-то желания. Весь внешний мир отражается в вашем внутреннем мире, но отражается не так, как предметы отражаются в зеркале. Вы не просто наблюдаете,  вы постоянно оцениваете происходящее! Вот до ваших ушей донеслась красивая мелодия. Вы понимаете, что она вам нравится, что вам доставляет удовольствие слушать ее. Или вы увидели какого-то знакомого, и на память пришло воспоминание о  неприятной истории, связанной с ним. Случилась она давно, но у вас до сих пор нет желания   общаться с этим человеком, он вам несимпатичен.

Своё «Я» есть у каждого человека?

Психолог: Не совсем так. Самосознание не появляется у человека сразу после рождения. Оно развивается постепенно. Поначалу младенец не выделяет себя из окружающего мира. Потом он открывает собственное тело и начинает с интересом его изучать. Ещё отчётливее осознаёт себя ребёнок после того, как научится ползать и делать первые шаги.  Окончательно чёткое представление  о своем «Я» формируется  у него  вместе с развитием речи. 

Что такое самооценка?

Психолог: Едва ребёнок осознает себя, он начинает себя оценивать.  Для формирования самооценки в детстве очень важно отношение взрослых, то, какую оценку получают дети своим достижениям. Взрослые помогают ребёнку не только  познать собственное «Я», но и сформировать, создать его.
 
Как это понимать: «сформировать своё «Я»»?

Психолог: Наряду с пониманием того, какой он есть на самом деле, у каждого создаётся другое представление - каким его хотят видеть окружающие или каким он сам хочет себя видеть. У всякого человека существует разница между «настоящим Я»  и «лучшим Я» («реальным Я» и «идеальным Я»). «Лучшее Я» - это то, кем человек хочет  быть, на кого он хочет походить.  «Настоящее Я» всегда стремится приблизиться к «лучшему Я». За счёт этого во многом происходит духовный рост человека, его развитие.

Знать и понимать себя очень важно?

Психолог: Самооценка играет исключительно важную роль. Чем лучше каждый понимает самого себя, тем более правильную линию поведения он сможет выбрать в различных ситуациях. 

Как узнать, что твоя самооценка верная?

Психолог: Не только в детстве, но и в более зрелом возрасте большое значение  здесь играет мнение других людей. Высказывания о человеке те или иные суждения о нём,  как бы дают ему информацию о самом себе. Конечно, иногда она может быть не совсем правильной или упрощённой. Но именно мнения других людей позволяют человеку посмотреть на себя «со стороны», помогают ему лучше  понять себя.

                3. Тайна сознания. Что такое душа?

  Понятно, что мысли, чувства, ощущения, стремления и желания – все это различные проявления  нашего сознания.   Но что такое сознание в целом?

Психолог: Вопрос, которого мы коснулись, чрезвычайно сложный.  Отвечая на него, надо прежде понять, как соотносятся между собой психика и тело. Конечно, все мы знаем, что наш внутренний мир неразрывно связан с нашим телом. И, тем не менее, исследуя свои ощущения, можно подумать, что они не совпадают друг с другом.

Наше «Я» и наше тело – не одно и тоже?

Психолог: Вот простые примеры. Мы решили взять книгу с полки, и рука послушно тянется в нужном направлении. Нам хочется узнать, что происходит сзади? Мышцы шеи поворачивают голову, и глаза обозревают пространство за спиной. Не правда ли создаётся впечатление, что наше «Я» просто «командует» телом, а тело послушно ему «подчиняется»? Оценивая подобным образом свои ощущения, люди в древности пришли к выводу, что в теле человека находится его невидимый «двойник», его внутреннее «Я». Имя этому «двойнику» - душа, и человеческая психика (сознание) есть не что иное, как душа. (Само слово «психика» в переводе с древнегреческого означает «душа»!).

Мы уже говорили немного о душе. И всё-таки не совсем понятно, что это такое.
 
Психолог: Люди уже давно осознали свою особенность, свою несхожесть с животными. Гораздо труднее было понять, чем эту особенность объяснить. Как и в случае с происхождением человека, у религии и у науки разный взгляд на эту проблему. С точки зрения религии главной отличительной чертой человека  является то, что он имеет разумную бессмертную душу.
Душа как бы живёт в нашем теле, но не умирает вместе с ним. Более того – она вполне независима от тела. Душа способна покидать его на время (так бывает во время сна или глубокого обморока) или навсегда (что происходит после смерти). 
У разных народов были свои представления о  месте  размещения души. Некоторые связывали ее с дыханием и полагали, что душа покидает тело вместе с последним выдохом (кстати, русское слово «душа» родственно слову «дышать»). Другие считали, что душа находится в крови. Не зря, потеряв много крови, раненый погибает! (Отголоски этих представлений сохранились в религии евреев, которая запрещает есть мясо с кровью, чтобы «не проглотить» душу животного). Думали также, что душа располагается  в сердце или печени.
Согласно первобытным верованиям душе умершего и после смерти требовались пища и одежда. Поэтому людей клали в могилы одетыми, с украшениями и орудиями труда. Наши предки верили, что души умерших могут возвращаться и вредить живым или помогать им. Чтобы души  не обижались на живых и не причиняли зла, сородичи часто навещали могилы и клали там пищу, желая «накормить» душу. Обычай носить еду на кладбище сохранился до сих пор.
Исследуя природу души некоторые из древних мыслителей полагали, что она есть только у человека, другие возражали им, что любое живое существо также имеет душу. Например, знаменитый древнегреческий мудрец и математик Пифагор считал, что человеческая душа  разделяется на страстную (чувственную) и рассудочную. Страстная (чувственная) душа есть и у других животных, но разум – только у человека! Страсти гнездятся в сердце человека,  а   мозг – это область пребывания его рассудка. Но при этом Пифагор не связывал напрямую мыслительную деятельность человека с работой его мозга. Мышление в его понимании было свойством души. Пифагор был уверен, что после кончины человека его бессмертная душа покидает тело и уносит с собой все его воспоминания, чувства и мысли.

Так думал Пифагор. Современные учёные считают иначе?

Психолог: В настоящее время подавляющее большинство учёных полагают, что психическая жизнь человека непосредственно связана с деятельностью его головного мозга. Другими словами, наши чувства, воспоминания, желания, переживания – всё это результат сложного взаимодействия нейронов. Но дальше этого общего положения наука пока не продвинулась. Можно только догадываться, какие процессы протекают в мозгу в ту минуту, когда мы наслаждаемся музыкой или «копаемся в памяти», пытаясь припомнить, где раньше видели мелькнувшее в толпе лицо. Разгадка тайны сознания – де-ло будущего.

                Клиническая смерть и «пограничное состояние»

 Люди нерелигиозные, когда рассуждают о бессмертии, имеют в виду бессмертие своего тела. Быть бессмертным для них значит продолжать бесконечно жить в привычном земном мире. Но для людей религиозных, верующих в Бога и уверенных в том, что у каждого человека есть душа, бессмертие имеет совсем другой смысл. Многие религии (в их числе христианство и мусульманство) обещают своим последователям, что после смерти в этом мире их душа перенесётся в иной, потусторонний мир. И там их жизнь будет продолжаться вплоть «до скончания времён».
А что думают о «потустороннем мире» учёные? На первый взгляд, им нечего сказать по этому поводу. Ведь поведать о том, существует ли «жизнь после смерти», могут только те, кто сначала умер, а потом вновь воскрес. Но разве есть среди нас такие люди? Учёные полагают, что да, есть! Это те, кто пережил, так называемую, клиническую смерть. Клиническая (ещё её называют - «мнимая») смерть – это период перехода от жизни к смерти, который возникает с того момента, как останавливается сердце и прекращается дыхание. У людей, что находятся в состоянии клинической смерти, полностью отсутствуют какие-либо признаки жизнедеятельности: сердце не бьется (нет пульса), он не дышит,  глаза не реагируют на яркий свет. Но на самом деле жизнь в их организме полностью не угасла. Известно, что живые ткани отмирают не сразу. Это обстоятельство даёт врачам шанс на спасение человека и восстановление прежней жизнеспособности организма. Но только времени для проведения необходимых процедур у них крайне мало. Как правило, не более  4 - 5 минут, реже -   7 - 8 минут. После этого начинают разрушаться клетки мозга, и «мнимая» смерть становится «истинной».
Считается, что люди, пережившие клиническую смерть, достигли, так называемого, «пограничного состояния». Они как бы «заглянули за край жизни», узнали, что такое смерть, но при этом остались в живых.  Американский врач Моуди долгое время собирал и изучал рассказы людей, переживших клиническую смерть, и к своему удивлению обнаружил в  историях разных пациентов много общего. Если свести вместе все детали, то повествование их выглядело примерно так: «Человек умирает, и в тот момент, когда его физические страдания достигают предела, он слышит, как врач признает его мертвым. Он слышит неприятный шум, громкий звон в ушах или жужжание и в то же время чувствует, что движется  с большой скоростью сквозь длинный черный туннель. После этого он внезапно  обнаруживает себя вне своего  тела. Он видит свое тело как бы со стороны, на расстоянии, как посторонний зритель. Он наблюдает за попытками вернуть его к жизни. Через некоторое время он собирается с мыслями и постепенно привыкает к своему новому положению. Он замечает, что обладает телом, но совсем иной природы и с совсем другими свойствами, чем то физическое тело, которое он покинул. Он чувствует приход душ других людей, чтобы встретить его и помочь ему. Он видит души уже умерших родственников и друзей. И перед ним появляется светоносное существо, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой он никогда не встречал прежде. В какой-то момент умирающий чувствует, что приблизился к границе, представляющей раздел между земной и последующей жизнью. Однако он решает, что должен вернуться обратно на землю, что час его смерти еще не наступил. Каким-то образом он воссоединяется  со своим физическим телом и возвращается обратно к жизни».
Это обобщённая форма всех рассказов, записанных Моуди. А вот история одной конкретной женщины: «Примерно год назад из-за больного сердца меня положили в больницу. На следующее утро, лежа на койке, я почувствовала сильную боль в груди. Я нажала кнопку вызова сестер, они пришли и стали оказывать необходимую помощь. Мне было неловко лежать на спине, и я повернулась. Как только я это сделала, у меня прекратилось дыхание и перестало биться сердце. Я сразу услыхала, как сестры что-то закричали. И в этот момент почувствовала, как я отделилась от своего тела, проскользнула между матрасом и перилами с одной стороны кровати, можно даже сказать, что я прошла сквозь перила вниз на пол. Затем стала подниматься медленно вверх. Во время движения я видела, как еще несколько сестер вбежало в комнату – их было, наверно, человек 12. Я видела, как на их зов пришел мой лечащий врач, который как раз в это время делал обход. Его появление заинтересовало меня. Переместившись за осветитель, я видела его сбоку очень отчетливо – паря под самым потолком и глядя вниз. Мне казалось, что я – листок бумаги, взлетевший к потолку от легкого дуновения. Я видела, как врачи старались вернуть меня к жизни. Мое тело было распростерто на кровати, и все стояли вокруг него. Я слышала, как одна из сестер воскликнула: «О боже, она скончалась!» В то же время другая склонилась  надо мной  и делала мне искусственное дыхание изо рта в рот… Сразу вслед за этим я видела, как вкатили аппарат, при помощи которого старались воздействовать  электрическим шоком на мою грудную клетку. Я слышала, как во время этой процедуры мои кости трещали и скрипели. Это было просто ужасно. Они массировали мою грудь, терли мои руки и ноги, а я думала; «Почему они волнуются? Ведь мне сейчас очень хорошо»…».
 


Рецензии
Надо бы почитать о Душе и её месте и роли ...
Мне приходилось видеть умерших не раз... тело кажется пустой оболочкой, покинутой живым существом.

Марина Рощина   12.02.2020 21:20     Заявить о нарушении
Да, это интересная тема! И она касается каждого. Но ясности, к сожалению, в этом вопросе мало.

Константин Рыжов   12.02.2020 21:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.