От Сталинграда до Люксембурга ч23 Домой, на Родину

 
 ДОМОЙ, НА РОДИНУ...

      Раздумывая о судьбах родителей,я подумал, а почему бы не обратиться повторно в Люксембург. 
       Да и читателям будет интересно узнать о поисках родственников неизвестного   люксембургца Ивана Дайбенера, который спас и скрывал бежавшего из нацистского лагеря   Федора Бичехвоста,(о чем я ранее писал). 
      Ведь благодаря тому Ивану сложилась потом семья у Федора с Татьяной, появился на свет божий я, и внуки их, и род наш живет…
      К своей радости, узнал я свежую информацию, которую Вам оглашаю. Вот она. Правда, маленько официальна.

            "Открытие РЦНК в Люксембурге
11.11.2011
Представительство:
Люксембург 
        10 ноября состоится открытие РЦНК в г. Люксембурге. В торжественной церемонии открытия примут участие Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Люксембурге Александр Шульгин, заместитель Руководителя Россотрудничества Александр Чесноков, Заместитель министра культуры Люксембурга Роберт Крипс, бургомистр Люксембурга Ксавье Беттель, директор Департамента культурных и юридических вопросов МИД Люксембурга Жан Олингер, советник Министерства экономики Люксембурга Жан-Клод Кнебелер и другие официальные лица.
        Правовой базой для открытия и последующей работы центра является межправсоглашение о статусе и порядке деятельности Российского центра науки и культуры в Великом Герцегстве Люксембург от 16 марта 2010 г.
         Деятельность РЦНК будет направлена на ознакомление общественности Люксембурга с достижениями России в различных сферах, ее духовным наследием, богатым научным и культурным потенциалом, содействие расширению двусторонних культурных, образовательных, научно-технических, деловых связей, поддержку преподавания русского языка, взаимодействие с неправительственными организациями и обществами дружбы».

         Так же стало известно мне, что наше посольство в Люксембурге с местными властями и заинтересованными организациями чтут весьма память советских военнопленных, погибших во Второй мировой войне в Люксембурге. И ежегодно на 9-е мая, в день Победы, возлагают в местах их захоронения зеленые венки…
         Вот, прочитайте сами.

          «О кампании в Люксембурге по празднованию 66-ой годовщины Победы над фашизмом...
       7 мая с.г. в г. Люксембурге, а также в люксембургских коммунах Петанж и Эш-Альзетт состоялось чествование памяти советских граждан, угнанных нацистами на трудовые работы в Люксембург в годы Второй мировой войны и погибших за пределами Родины (всего свыше 150 человек)..."

         Тем более я воодушевился, узнав, что в Люксембурге действует от имени нашего   государства мощное Россотрудничество. Цитирую ту информацию.

         «Российский центр науки и культуры
Представитель: БЛИНОВ Анатолий Юрьевич
телефонный код: 352
тел.: 22 01 47 тел./факс: 43 52 82
e-mail: lux@rs.gov.ru
сайт: lux.rs.gov.ru
адрес: Люксембург, Культурный центр им.А.С.Пушкина, ул. Гёте, д.32 / ул.С.М.Споо, д.5, Л-2546 ,
Centre culturel A.S.Pouchkine, 32, rue Goethe / 5, rue C.M.Spoo, L-2546, Luxembourg
 
       В престижном дипломатическом районе Люксембурга напротив посольства Италии и рядом со зданием Генштаба армии Великого Герцогства располагается резиденция «Верлен», построенная в 60-е годы ХХ века.
        На первом этаже здания находится представительство Россотрудничества.
Помещение хорошо известно люксембуржцам как Культурный центр им.А.С.Пушкина, поскольку там же многие годы располагалась партнерская структура Ассоциация «Люксембург-Россия», он же Культурный центр им.А.С.Пушкина. В ближайшей перспективе - открытие в этом помещении Российского центра науки и культуры.      
       ...Культурный центр активно посещается как люксембуржцами, так и соотечественниками. Ежегодно здесь реализуется плотный график художественных и фотовыставок, проходят концерты, кинопоказы, тематические вечера, отмечаются русские национальные праздники.
          По аналогии с расположенными в Люксембурге культурными центрами других государств, представительство Россотрудничества осуществляет активную культурно-информационную работу на так называемых «третьих площадках», организовывая мероприятия в культурных центрах одноименной столицы Великого Герцогства, а также в люксембургских коммунах.
         Спектр организовываемых представительством мероприятий охватывает концерты, кинонедели, презентации, семинары и конференции на региональном, двустороннем и многостороннем уровнях».
         
       И вот  24 декабря 2011 года, полетела депеша моя по электронной почте в страну молодости моих родителей. В далекий и процветающий Люксембург.

     Это  письмо на имя представителя Российского центра науки и культуры А. Ю. Блинова.
        "Уважаемый Анатолий Юрьевич!
       Обращается к Вам сын заключенных нацистского лагеря в Диффердингене Николай Бичехвост.
         Мой отец, Федор Иванович, в период боев летом 1942 года под Сталинградом был пленен и вывезен в Люксембург. 
        Находился в рабочей команде лагеря при сталелитейном заводе Диффердингена. При наступлении американских войск бежал при помощи рабочего этого завода Ивана Дайбенер, который прятал его в своем доме на Стадионштрассе.
        Затем Федор Бичехвост был командиром роты по охране этого лагеря. Здесь он познакомился с "остовкой" Татьяной Котовой, которая была вывезена из Украины на работу в Люксембург. Она работала в этом лагере. Дружила с местными женщинами.
       После Федор Бичехвост, как офицер советской военной  миссии в Париже, занимался в английской оккупационной зоне Западной Германии репатриацией советских военнопленных и гражданских лиц на Родину. При нем находилась Татьяна Котова, моя  будущая мать. 
        Родители сохранили фотографии тех лет о пребывании в Люксембурге и Западной Германии, оставили воспоминания и другие документальные материалы.
        Если Вас заинтересует эта информация, хотелось бы разыскать следы родственников Ивана Дайбенер, чтобы поблагодарить их за спасение моего отца. Повесть о военной поре  моих родителей "От Сталинграда до Люксембурга" публикуется мною на ПРОЗЕ ру, там же помещены фотографии Ивана Дайбенера и другие.
        Буду признателен Вам за ответ о получении данного письма.
                С уважением, Николай Бичехвост,
                ст. советник юстиции, член Союза Журналистов России
 
        Неужели наши эрудированные россияне в том высококультурном Люксембурге не откликнуться на мое обращение? Да не может быть такого!
         Ведь во время публикации повести «От Сталинграда до Люксембурга» о непростой судьбе Федора и Татьяны на Проза ру, идет вал откликов неравнодушных читателей из Канады, Аргентины, Германии,.. не говоря уж о России.

        Итак,  будем ждать ответ из Люксембурга.
 
       И продолжаем наше повествование. 
      …Татьяна теперь  покидает Федора и Западную Германию. Он собирает ее в эшелон  репатриированных на Украину, а сам продолжает заниматься возвращением советских военнопленных и гражданских лиц на родину.

      Сборы Татьяны в дорогу были недолги.
      Выправил Федор для неё необходимые бумаги. Больше хлопот было подыскать для будущего младенца детские вещички. Расстарался он, да и друзья-товарищи помогли. Так всем миром и собрали Татьяну в долгий путь.
      Она крепилась, а мысли-то крутились, не бросит ли ее Федор…
      Вот в Люксембурге ему и невесту подыскивали, и тут, сколько их, желающих за видного офицера зацепиться да выскочить. А то получится, она в одну сторону поедет, а он – совсем в другую, от неё…  А ведь дите-то будет…
      Федор в столовой английской договорился и привез ей большой бумажный пакет с едой на дорогу, ветчина, хлеб, сахар, консервы.

       На вокзале они прощались, у неё чемодан и сумка с вещами. Федор сказал:
       - Жди, Таня, окончу тут все дела и приеду к тебе, на Украину… Обязательно жди!
       Вокруг суетятся отъезжающие репатрианты, многие с детскими колясками, но в них не дети, а битком набитые вещи. Другие тащат на себе через плечо по несколько баулов,  волокут велосипеды. Другие, нарываясь, прут швейные машинки «Зингер». Везут все из богатой Германии, разве найдешь что теперь в разбитой, выжженной немчурой России...  Да  нет-ничего!
         
        Просвистел резко и прощально паровоз, и Татьяна под стук колес отправилась, вытирая  набежавшую слезу, на родину. Позади, за ее девичьими плечами, оставался Люксембург, Франция, Западная Германия…
        За окнами  переливался багряной листвой август победного 1945 года. Да и настроение у ехавших было приподнятне, едем-то домой!  В вагоне оживленно  переговаривались женщины и девчата, все хорошо одетые.
       Татьяна улыбалась. Ведь  в Германию тащились с Украины все почти в рванье, с мешками через плечо, а оттуда с огромными чемоданами, балакали: Багато тряпОк тыпэрь будэ!
       Устроилась она, чтобы поменьше толкали, потихоньку приоткрывала сумку. Украдкой разглядывала маленькие распашонки и шапочки, цветные пеленки, комбинезончик... Федя, это он все собрал в дорогу, для будущего малыша, он, ее Федя. И где их только взял…

       Ее мысли прервало объявление, что всех  их, «остовок», доставят в проверочно-фильтрационный пункт. Они будут содержаться в лагере под охраной, пока не пройдут тщательную проверку, кто есть кто и чем занимался в плену. Всем надо набраться терпения. Не приведи ты, мать Господня, уйти, сбежать с того лагеря! Сразу попадешь под подозрение.
      Разместят их в казармах, в которых раньше находился концлагерь для военнопленных. Ну, а там будет видно.
      Господи, опять за колючей проволокой…
      Только  вначале Татьяне пришлось страху натерпеться, и она едва не лишилась жизни...
 
      На одном из железнодорожных переездов эшелон остановился. Притомившаяся в тесноте вагона Татьяна, (стиснутые сумками ноги аж занемели), вышла с попутчицей размяться возле вагона. Пока то да се, пока в кусты сходили, а тут вагон закачался и эшелон тронулся вперед.
      Девчата закричали с перепугу, ведь они оставались одни на равнине, а из вагонов им махали, давайте, мол,  быстрее, догоняйте… Да где там догонять по шпалам беременной Татьяне, хоть и скинула туфли на каблуках…  Торопятся  девки вдогонку, слезы льют...
      Вспоминает она, как приказывал ей Федор, гляди же, не отставай от поезда, беды не оберешься! Так, нет,  вынесло  ее на травку зеленую, не послушалась его…  Вдруг поезд   остановился. Кто знает, почему… Да и неважно это было. Обрадовались, заверещали, как сороки…   И вот ввалились в вагон, ног под собой не чуя. Так Татьяна зареклась на всю оставшуюся жизнь сходить самовольно с поезда.

           Ехали… Вдруг сильный удар,скрежет, вагон как тряханет!
На Татьяну и девчат падали с полок ящики, чемоданы, велосипеды и шут знает что еще. Она обхватила, защитила руками живот, тут её чем-то тяжелым ударило по голове. Носом пошла кровь. Затошнило, тело обмякло и сползло на пол. Вокруг крики, вопли, стоны…
       "Не суждено  мне здесь окочуриться,- подумала она, приходя в себя, - ничего,    оклемаюсь". Вдоль состава бежали военные, что-то командуют, надрываются… Пассажиры, кто мог, те выползали из вагонов на полусогнутых ногах на свежий воздух и, глянув вперед, застывали.

       Оказывается,столкнулись два поезда, произошло крушение. При ударе на ходу многие люди выпали, прямо-таки посыпались из открытых дверей вагонов, в которых толпились.
        Их  побитые  тела складывали рядами возле железнодорожного полотна. Благо  неподалеку была воинская часть, и солдаты с врачами скорой помощи занимались покалеченными и погибшими. Татьяна находилась в последнем вагоне, поэтому отделалась испугом. Говорили, что погибло много харьковских, они как раз были в передних вагонах.
       Уже темнело. Покрытых каким-то брезентом мертвецов окроплял мелкий дождик. У спасшихся от беды женщин текли по глазам слезы, смешиваясь с каплями дождя. Затем подъехали машины, в них погрузили погибших людей, так и не доехавших до  дома, и увезли, чтобы засыпать землей в чужом немецком краю.
       Татьяну после несколько дней лихорадило и тошнило. Женщины рядом с ней участливо спрашивали, не надо ли чего подсобить, подавали водицы испить…

 На фото: "Остовки" Таня Котова с подругой.1944-45гг.

Продолжение здесь:  http://www.proza.ru/2011/12/28/894



 


Рецензии
Николай Федорович! Я прочитала Ваши замечания и полностью согласна, что в названии обязательно должно быть слово "Люксембург" и МНОГОТОЧИЯ.
А по этой главе, маленький вопросик. Может быть, написать год, месяц, когда Татьяна села в поезд для отправки домой?
Да, натерпелась Татьяна в поезде, сколько страха молоденькая беременная девушка набралась при крушении поезда...Но Слава Богу ЖИВА!

Елена Цыба   20.02.2012 18:11     Заявить о нарушении
Хорошо, Лена, постараюсь найти те исходные данные! Спасибо Вам!...

Николай Бичехвост   20.02.2012 22:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.