Правильная неправда

                «Всегда ли нужна правда?» Так назывался диспут, организованный первокурсниками. Подозреваю, что это была идея их молодого классного руководителя, который любил рассуждать на подобные темы. В нарушение всех правил, меня пригласили в последний момент, не дав возможности продумать выступление. Со свойственным юности максимализмом, ребята приводили разные доводы, начиная с того, что «с маленькой лжи начинается большая подлость», и заканчивая  скрываемым от больного диагнозом и тайнами усыновления. А я вспомнила случай, который впервые заставил меня задуматься над этим вопросом много лет назад.

                Было мне тогда лет пять, и мы с бабушкой часто оставались дома вдвоём. Однажды в дверь постучали. Бабушка пошла открывать, а я выбежала за ней в коридор, чтобы посмотреть, кто пришёл. На пороге стоял милиционер. Я уже знала по картинкам, как они выглядят, но живого милиционера видела впервые. Он сказал, что пришёл поговорить с женщиной из этой квартиры, и назвал бабушкино имя. Но она почему-то ответила, что здесь такая не проживает.
      - А Вы кто? – спросил милиционер.
      - Знакомая. Вот попросили за ребёнком посмотреть…
И, оглянувшись на меня, добавила:
      - Иди в комнату, деточка.
Странно, раньше она никогда не называла меня «деточкой», только по имени. Я оставила дверь комнаты приоткрытой и стала слушать.
      - А где Вы живёте? Паспорт у Вас с собой?
Бабушка назвала незнакомую мне улицу, а паспорт не показала.
      - Ладно, передайте жильцам, что я ещё зайду.
И ушёл. Утром бабушка уехала и потом долго не приезжала. А когда вернулась, меня предупредили, чтобы никому про неё не говорила, иначе её заберут в милицию.

                Я долго думала об этом случае. Меня учили, что говорить неправду нельзя, а бабушка сказала и спаслась от милиционера. Потом я додумалась, что неправда бывает разная: правильная и неправильная. И раз бабушке надо было спасаться, значит, её неправда правильная.
                Когда я стала постарше, мне объяснили, что бабушка не имела права жить в Московской области. Она была прописана по другому адресу, и время от времени проводилась проверка: не нарушает ли она запрет, не ездит ли к дочке и внучке. Странно, что милиционер поверил тогда на слово. Возможно, его ввёл в заблуждение бабушкин вид: она не признавала халатов, носила строгое  платье, следила за причёской, то есть, больше была похожа на гостью, чем на домохозяйку. А может, он просто сделал вид, что ни о чём не догадался.
                Вот что вспомнилось мне во время диспута. Но я не стала рассказывать об этом студентам, а в качестве примера «правильной» неправды привела советских партизан и Штирлица.


Рецензии
Ложь во имя спасения, зачастую, допустима, особенно, если противник коварен. Я думаю, это не грех. А у меня был тоже забавный случай. В 1943 году, не задолго до ухода немцев, к нам пришёл полицай, чтобы переписать домашний скот, который положено было отдать оккупантам. Дома были только старший брат, 17 лет, и я , 5 лет. Брат указал, что кроме нескольких курочек у нас ничего нет. Полицай записал и направился к выходу. Но я же знал, что это неправда, а потому крикнул с печи: "а у нас ещё два поросёнка есть". Полицай, наверное не услышал. Но мне потом немного досталось от мамы.

Владимир Шаповал   11.05.2014 09:28     Заявить о нарушении
Да, я читала этот Ваш рассказ. В детстве очень хочется жить "по правде", ведь взрослые учат, что нельзя обманывать. Но в жизни всё сложнее...

Просто Валерия   20.05.2014 22:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.