***

Мировой Разум: техника, технология, стратегии

 Опубликовано: Еремин А.Л. Мировой разум: технические характеристики и интеллект-технологиии // Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе». Краснодар: КубГТУ, 2010. – С. 187-189.




МИРОВОЙ МОЗГ:
БИОФИЗИЧЕСКИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИНТЕЛЛЕКТ-ТЕХНОЛОГИИ
А.Л. Еремин, канд. мед. наук,  тел. (861) 255-86-50, E-mail: aeremin@yandex.ru

Кубанский медицинский институт

ИНТЕЛЛЕКТ [лат. - intellectus, гр. - noo] – это рассудок, разум, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно [Enc.Britannica, 2009]; способности к творчеству, фантазии, эвристическому мышлению (от анализа информации к ее синтезу), прогнозу. «Ноогенез»* - процесс развертки в пространстве и развития во времени интеллектуальных систем (А.Л. Еремин, 2005).


ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ – в теории интеллекта можно выделить значение неокортекса – новой коры: шесть дифференцированных слоев нейронов коры, определяют иерархию отбора-анализа информации; специализация зон коры (зрительная, вербальная, моторная и др.), формирует адресное поступление входящей информации, ее компетентную обработку и корректное ответное действие; способность отростков нейронов (дендритов) к росту, образовывает новые связи и порождает новые ассоциации; совместная (синергетическая, интегративная) деятельность, объединяет в сеть нейроны (нейронные сети); большая площадь коры, формирует большое количество нейронов на поверхности головного мозга человека. «Интеллектуальных» нейронов в 10 раз меньше глиальных клеток, обеспечивающих питание и др. «хозяйственные» функции. Система может становиться интеллектуальной при достижении «критического количества интел. компонентов»* n > 1 млрд. В «интеллектуальной энергетике»* «формула интеллектуальной энергии»* отражает связь со скоростью, частотой, расстоянием, на которое передается информация.


«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИТЕРАЦИЯ» (лат. iteratio – повторение) – повторяющееся образование интеллектуальной функции как горизонтально, в едином по размерам материальном ряду (интеллекты людей), так и, вертикальный перенос повторения интеллектуальной функции на более высокий в иерархии материи размерный ряд (нейрон – мозг – человечество). «Здоровье» включает «психическое благополучие», которое может зависеть от интеллектуальной комфортности Homo sapiens и стремления к реализации и развитию интеллектуальной функции.


ИДЕОЛОГИЯ  ЭВОЛЮЦИИ  МИРОВОГО РАЗУМА. В биологии, физике, других науках известна совокупность идей, что эволюция всего живого идет в направлении «цефализации» (J.D. Dana, 1876), к Психозойской эре (J. Leconte, 1891), человек преобразовывает биосферу в сферу разума – ноосферу (В.И. Вернадский, 1945), феномен человека – «в единодушном строительстве духа земли» (P. Teilhard de Chardin, 1955), человек вовлечен в эволюционную парадигму «самоорганизующегося космоса» (E. Jantsch, 1980), механизмы на планетарном, клеточном и организменном уровне подобны (геофизиология и теория Геи) (J.E. Lovelock, 2009), существует «сфера человека» - «homosphere» (U. Maturano, 1987), человечество стремиться к «Софии», творческому знанию, включающему все мировые идеи (Н.А. Бердяев, 1953; С.Н. Булгаков, 1993), необходимо развивать феноменологию ноосферы (А.В. Казанский, 2006), изучать информационные взаимодействия между людьми как индикаторы космофизической эволюции интеллекта на Земле (В.П. Казначеев, 2006).  Подобные эволюционные стратегии могут формироваться не только в биологии, антропологии, социологии, ноогенезе и пр., но и в технологии, технике, техногенезе.


«Суперинтеллект» (N.Bostrom, 1998) - это интеллект, превосходящий лучших представителей человеческого разума практически в любой области, включая научное творчество, здравый смысл и социальные навыки. Его воплощением может быть цифровой компьютер, совокупность взаимосвязанных компьютеров, культивированная мозговая ткань или нечто другое. Нами же обосновывается теория, что суперинтеллект-стратегия может реализоваться как "нечто другое" – в виде «интеллектуальной  системы человечества» («глобальный интеллект», «мировой разум», «World Reason», «WR», «World Artificial Intellect»). Из анализа параметров следует, что система «всемирного разума» в сравнении с интеллектуальной системой мозга характеризуется следующим: к настоящему времени приближается к сравнимому количеству компонентов (1-1000 млрд); менее компактна по размерам (> в 1 млн раз), но более быстрая по быстродействию компонентов (> в 10 млрд раз)  и скорости коммуникаций (> в 10 тыс раз); в настоящее время оперирует большими объемами производимой и запоминаемой информации (> в 100 млрд раз). 


ТЕХНИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ Мирового Разума. «Мышление» WR – объем новой информации возрастает ежегодно на 30 %, в 2002 году человечеством было произведено информации 18 эксабайт (18 ; 10 в 18 степени байт), «Память» WR – в четырех информационных средах сохранения накоплено за год 5;1018 байт информации  (печать – 0,01 %, видео- и кинопленка – 7 %, магнитные – 92 % и оптические носители – 0,01 %). «Синапсы» WR – количество коммуникативных связей между людьми – на 6,4 млрд населения Земли 5 млрд. грамотных, более 2,2 млрд. сотовых телефонов, 1,2 млрд. телевизоров, 0,7 млрд. телефонов, 1,4 млрд. компьютеров, 1,4 млрд. Интернет-пользователей. «Нервные  цетры» WR – государственные учреждения, научные институты, проверяющие на повторяемость и выбраковывающие знания, «кремниевые долины» (образовательные центры и промышленные зоны в США, России и др.) с электронной промышленностью, компьютерами и Интернетом. «Рецепторы» WR – датчики, измерительные зонды, мониторинговая аппаратура по биологическим, физическим, химическим показателям в атмо-, гидро- и литосфере, а также в техносфере; аналогия с термическими, обонятельными, осязательными, проприоцептивными, интерорецепторами. «Сознание» – WR еще не осознает полностью свое «я», но уже чувствует обособление от окружающей среды и способность к автономным деятельностным актам и решениям (электронные: голосование, экономика, правительство). «Большие глаза» WR – от телескопа-рефлектора с зеркалом ; 6 м (Россия, 1976) до проектируемого космического телескопа с зеркалом ; 6,5 м (НАСА, 2010). «Большие  уши» WR –радиотелескопы «Arecibo» в Пуэрто-Рико ; 300 м и Very Large Array в Новой Мексике, состоящий из 27 тарелок, каждая ; 25 м. «Я з ы к о м» W R – учится (радиопередачи в космос), но еще не научился общаться с внеземными интеллектуальными системами. «Руками» WR учится конструктивно творить, добывать ресурсы (мега-, глобальные проекты сооружения космодромов, электростанций, телескопических и транслирующих объектов и пр.), но не научился защищаться орудиями или захватывать и приближать космические объекты с необходимыми источниками энергии и полезными ископаемыми.


10 СТРАТЕГИЙ «ИНТЕЛЛЕКТ  ТЕХНОЛОГИЙ» (биофизика-бионика (биомиметика)-техника) могут быть связаны с некоторыми перспективными направлениями для инженеров, технологического сообщества и др.
1. Создание нового интерактивного уровня программно-технического обеспечения, усиливающего коммуникацию в звене человек – инфотехника.
2. Повторение в технике «способности отростков нейронов к росту с образованием новых связей и порождением новых ассоциаций».
3. Увеличение количества компонентов WR, вовлеченных в единую коммуникационную сеть, с обеспечением доступности, грамотности, образованности большинства населения в сфере инфотехнологий.
4. Формирование единого информационного пространства - развитие единых языков (кодов, символов) для взаимопонимания и с унификацией программного обеспечения коммуникаций.
5. Совместная (синергетическая, интегративная, когерентная) деятельность компонентов WR, формирующая новые ассоциации, сознание WR, способности к автономному творчеству, саморазвитию, воображению, эвристике WR.
6. Увеличение «интеллектуальной энергетики» WR: скорости, частоты операций, объемов информации. Снижение «интеллектуальной энтропии»*.
7. Усиление «памяти» – повышение стабильности, долгосрочности и объемов сохраняемой информации, за счет хранения на новом поколении долгоживущих (не разлагающихся, не коррозируемых – «золотых») носителей.
8. Дифференцировка в инфотехнологиях, формирование многоуровневой (по аналогии с корой мозга – 6 слоев) иерархии системного отбора долгосрочно-ценной, актуальной для применения информации.
9. Специализация в инфотехнологиях по зонам обеспечения человечества: мониторинга атмо-, гидро-, лито- и биосферы, космоса; создания технических инструментов (органов, машин) освоения этих сфер; изучения и прогноза продовольственной, био-, энерго-, гео- и космической безопасности популяции.
10. Внедрение «инфоэкологии»*, «инфогигиены»*, профилактики инфо-загрязнения, техносистем проверки актуальности знаний, цензуры- ограничений по распространению и обязательств по приему информации.
Разрабатывать и реализовывать интеллект-стратегии следует «избранным», интеллектуалам, профессионально подготовленным специалистам.
 

* Термины автора ©, 
подчеркнутым – результаты собственных исследований http://a-eremin.ru/



Опубликовано: Еремин А.Л. Мировой разум: материальность и философия // Тезисы 4-й Ежегодной научно-практической конференции «Философские проблемы биологии и медицины: фундаментальное и прикладное». Москва: МГМСУ, 2010.

МИРОВОЙ РАЗУМ –
МАТЕРИАЛЬНОСТЬ И ФИЛОСОФИЯ

А.Л. Еремин

Кубанский медицинский институт

ИЗ ЭВОЛЮЦИИ ИДЕЙ, ИСТОРИИ И ЭПИСТЕМОЛОГИИ (теории познания) Мирового Разума (МР) можно выделить два этапа, направления, мировоззрения «идеализма» и «материализма». Идеология «идеального МР»: в религии - Бог, в философии - Мировой Ум (Нус) - полное знание обо всем, обладающее абсолютной силой [Аристотель],  «Мировой дух», который, проходя все ступени природы и истории, «делает себя тем, что он есть в себе своим делом, своим творением» [Г.Гегель, 1807], феномен человека – «в единодушном строительстве духа земли» [P.Teilhard de Chardin, 1955], человечество стремиться к «Софии», творческому знанию, включающему все мировые идеи [Н.А.Бердяев, 1953; С.Н.Булгаков, 1993]. 
Идеология «материального МР»: в биологии, физике, др.науках известна совокупность идей, что эволюция всего живого идет в направлении «цефализации» [J.D.Dana, 1876], к Психозойской эре [J.Leconte, 1891], человек преобразовывает биосферу в сферу разума - ноосферу [В.И.Вернадский, 1945], человек вовлечен в эволюционную парадигму «самоорганизующегося космоса» [E. Jantsch, 1980], механизмы на клеточном,  организменном и планетарном уровне подобны (геофизиология и теория Геи) [J.E.Lovelock, 2009], существует «сфера человека» - «homosphere» [U.Maturano, 1987], необходимо развивать теорию ноосферы [А.В.Казанский, 2006], изучать информационные взаимодействия между людьми как индикаторы космофизической эволюции интеллекта на Земле [В.П.Казначеев, 2006].


МЕТОДОЛОГИЯ, БИОФИЛОСОФИЯ И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОГО ЗНАНИЯ ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ смогли бы не только примирить материальное - идеальное начала, но и способствовать как «материализации» идеального, развертке мировой интел.системы в «глобальный мозг». Теория МР, могла бы быть систематизирована, с помощью когнитивной науки (когнитивистики) — междисциплинарной научной области исследования разума и интеллекта, в которой психология, неврология, лингвистика, философия, информатика, антропология, биология, физика, математика служат отдельными специальными или прикладными направлениями. Изучение «здоровья», включающее «психическое благополучие», исследованием параметров и проявлений стремления Homo sapiens и популяции человечества к реализации и развитию интеллектуальной функции. Биомедицинский конструктивизм от теории к практике, через «биофизику - бионику (биомиметику) - технику», мог бы способствовать как повторению (итерации) интеллектуальных структур (нейрон – мозг - МР) и функций в технологиях человеческой популяции на планете Земля, так и «ноогенезу» ; - процессу развертки в пространстве и развитию во времени интеллектуальных (микро и макро) систем [А.Л.Еремин, 2005].


ОТ БИОМЕДИЦИНЫ И АНТРОПОЛОГИИ – ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ. В теории интеллекта можно выделить значение неокортекса - новой коры: - шесть дифференцированных слоев нейронов коры, определяют иерархию отбора-анализа информации; - специализация зон коры (зрительная, вербальная, моторная и др.), формирует адресное поступление входящей информации, ее компетентную обработку и корректное ответное действие; - способность отростков нейронов (дендритов) к росту, образовывает новые связи и порождает новые ассоциации; - совместная (синергетическая, интегративная) деятельность, объединяет в сеть нейроны (нейронные сети); - большая площадь коры, формирует большое количество нейронов на поверхности головного мозга человека. «Интеллектуальных» нейронов в 10 раз меньше глиальных клеток, обеспечивающих питание и др. «хозяйственные» функции. В наших исследованиях определено: система может становиться интеллектуальной при достижении «критического количества интел. компонентов»* n > 1 млрд. «Теория интеллекта» должна предсказывать результаты измерений и в «интеллектуальной энергетике»* «формула интеллектуальной энергии»* отражает связь со скоростью, частотой, расстоянием, на которое передается информация. В биомедицине нанотехнологий эту взаимосвязь можно показать и для «кванта интеллектуальной энергии»*.


К ДИАГНОСТИКЕ Мирового Разума. «Мышление» МР - объем новой информации возрастает ежегодно на 30%, в 2002 году человечеством было произведено информации 18 эксабайт (18;10 в 18 степени байт). «Память» МР - в четырех информационных средах сохранения накоплено за год 5; в 18 степени 10  байт информации  (печать – 0,01%, видео- и кинопленка – 7%, магнитные – 92% и оптические носители – 0,01%). «Синапсы» МР - количество коммуникативных связей между людьми - на 6,4 млрд населения Земли 5 млрд грамотных, более 2,2 млрд сотовых телефонов, 1,2 млрд телевизоров, 0,7 млрд телефонов, 1,4 млрд компьютеров, 1,4 млрд интернет-пользователей. «Нервные центры» МР - научные институты, проверяющие на повторяемость и выбраковывающие знания. «Рецепторы» МР - датчики, измерительные зонды, мониторинговая аппаратура по биологическим, физическим, химическим показателям в атмо-, гидро-, литосфере, а также в техносфере; аналогия с термическими, обонятельными, осязательными, проприоцептивными, интерорецепторами. «Сознание» - МР еще не осознает полностью свое «я» в пространстве и времени, но уже чувствует обособление от окружающей среды и способность к автономным деятельностным актам и решениям (электронные: голосование, экономика, правительство) и пр.
Способен ли МР к «любви к мудрости» – философии? Если эрос по Платону — есть эрос познания, остается диагностировать: характерно ли в целом для человечества познание.


СТРАТЕГИИ РАЗВЕРТКИ ФИЛОСОФИИ  МР могут быть связаны с изучением ряда перспективных и продуктивных направлений:


1. КАТЕГОРИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ (движения). Категории «количества»-«качества», и переход при увеличении совокупности компонентов, вовлеченных в единую коммуникационную сеть, в интел.систему. Категория «взаимоотношения» в «интеллектуальной энергетике»: скорость, частота операций, объем информации, расстояние переноса. Закон «интеллектуальной энтропии»*. Феномен нового качества материи «интеллектуальной» (ее вид, структурный уровень, этап развития, форма организации, движения).

2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Феномен эволюционного формирования единого информационного пространства разумной человеческой популяции - развитие единых языков (кодов, символов) для взаимопонимания и с унификацией коммуникаций. Совместная (синергетическая, интегративная, когерентная) деятельность, формирующая новые ассоциации, сознание МР, способности к автономному творчеству, саморазвитию, воображению, эвристике. Критерии интерактивного уровня коммуникации в звене человек – инфо-техника. Возможности МР к повторению феномена «способности отростков нейронов к росту с образованием новых связей и порождением новых ассоциации».


3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ МР. Усиление «мудрости»-«памяти» - повышение стабильности, долгосрочности и объемов сохраняемой информации, за счет хранения на новом поколении долгоживущих (не разлагающихся, не коррозируемых – «золотых») носителей. Дифференцировка в инфо-технологиях, формирование многоуровневой (по аналогии с корой мозга – 6 слоев) иерархии системного отбора долгосрочно-ценной, актуальной для применения информации. Специализация в инфо-технологиях по зонам обеспечения человечества: мониторинга атмо-, гидро-, лито-, биосферы, космоса; создания технических инструментов (органов, машин) освоения этих сфер; изучения и прогноза продовольственной, био-, энерго-, гео- и космической безопасности популяции. Разработка и внедрение «инфо-экологии»*, «инфо-гигиены»*, профилактики инфо-загрязнения (информационно-зависимой заболеваемости и смертности), цензуры - ограничений по распространению, и обязательств по приему информации.
Полная библиография см. на http://a-eremin.ru/ .

* Термины автора ©, 
подчеркнутым – результаты собственных исследований http://a-eremin.ru/




Рецензия:
Опубликовано в журнале «Итоги» 2005, июнь 28, No. 26 (472)

"ВСЕМИРНЫЙ РАЗУМ"

Степан Кривошеев
________________________________________
Глобальный интеллект существует. Он организован так же, как и человеческий мозг: роль "серого вещества" выполняют люди, в данный момент живущие на планете Земля. К такому выводу пришел российский ученый, разработавший теорию интеллектуальной системы человечества
Когда-то Вернадский написал: "Ученые те же фантазеры... они не вольны над своими идеями... Я вполне сознаю, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведет меня в дебри..." Как в воду глядел великий ученый. Выдвинутая им идея о том, что уже в 30-е годы ХХ века человечество вступило в "ноосферу - сферу ведущего значения разума", так как якобы уже тогда преобразовались средства связи, человечество стало единым, поднялось благосостояние трудящихся, наступило равенство всех людей и войны исключились из жизни общества, оказалась как минимум сомнительна. К тому времени население Земли приблизилось к двум миллиардам, компьютеров, сотовых телефонов, спутниковой и интернет-связи не было и в помине, а человечеству лишь предстояло пережить ужасы Второй мировой.
Странно, но даже и к началу третьего тысячелетия ученые не смогли сформулировать хотя бы примерные правила, определяющие интеллектуальную деятельность, то есть то, что Вернадский называл ноосферой. В XVII веке были сформулированы законы классической механики, открыт закон всемирного тяготения. В XIX веке в электродинамике создана теория электромагнитного поля. В XX веке в теории относительности стала известна формула энергии тела, а в ядерной физике - формула энергии связи атомного ядра. Но отнюдь не спешил раскрыть своим обладателям формулу природы собственной деятельности "черный ящик", данный человеку и человечеству и называемый по-разному - ум, разум (греч. - "ноо"; лат. - "интеллект"), мышление, идеальное, сознание, душа. Количество людей на Земле, количество накопленных знаний, количество ученых увеличивалось. Но тайна не открывалась. По-видимому, масса интеллектуальной материи должна была достигнуть критической величины.


Кандидат медицинских наук, доцент кафедры фундаментальной и профилактической медицины Краснодарского муниципального медицинского института Алексей Еремин считает, что такой переломный момент в истории человечества наконец наступил. Ученый предположил, что лишь к началу XXI века человечество по-настоящему приблизилось за счет закономерностей эволюции (роста и достижения максимума населения Земли) и исторического развития цивилизации (науки, современных средств связи) к формированию глобального разума человечества. Остается вопрос: называть его "естественным разумом" или "искусственным интеллектом"?

РАВНЯЯСЬ НА МОЗГ
В ходе исследования, посвященного глобальному интеллекту, краснодарскому ученому удалось выявить одну весьма любопытную закономерность: эволюция численности человечества фактически повторяет эволюцию численности нервных клеток в головном мозге человека. И как следствие - эволюция человечества, возможно, повторяет некоторые информационные и функциональные характеристики головного мозга.
В процессе эволюции численность человечества, по мнению Алексея Еремина, в соответствии с математическими моделями Сергея Капицы возрастала до 70 миллионов человек в ХХ веке до нашей эры, около 300 миллионов к началу нашей эры и может достигнуть своего максимума в 12,5-14 миллиардов в ХХI-ХХII веках. По расчетам ООН, население планеты в ближайшие два века может составить от 11,6 до 40 миллиардов человек.

За время эволюции количество нервных клеток в головном мозге человека постепенно увеличивалось от 1 миллиарда у прародителей - человекообразных обезьян - до 10-100 миллиардов у современного жителя Земли.
Что мы наблюдаем: количество основных "компонентов", составляющих мозг человека, и "компонентов" человечества - людей - оказывается приблизительно равным. При таком соотношении, считает Алексей Еремин, вполне уместно сравнивать каждого человека, живущего на Земле, с отдельной нервной клеткой головного мозга. Таким образом, по мнению исследователя, всемирный интеллект может представлять собой полный аналог человеческого мозга. Причем уже сейчас первый в чем-то опережает второй. Судите сами. Если скорость коммуникации в мозге определяется быстротой прохождения импульса по нервным волокнам - 100 операций в секунду, то скорость действия микропроцессоров ЭВМ гораздо выше и составляет 10 в 6 степени - 10 в 12 степени операций в секунду. При этом если общая длина нервных отростков, хоть и приближенно, известна, то общая протяженность всех человеческих коммуникаций пока не определена. Можно оценить ее как количество пользователей специальных средств связи, умноженное на максимальную длину связи.
Мозг человека работает как единое целое. В его 10 кубических сантиметрах, по приблизительным расчетам, содержится от 800 миллионов до 80 миллиардов нервных клеток. Всемирный интеллект старается не отставать. В глобальную компьютерную сеть Интернет сегодня объединено около 900 миллионов пользователей. Количество телефонов и телевизоров на планете равно примерно 200 миллионам.
В то же время человечество пока еще не придумало структуры, которая есть у человеческого мозга, - нервных отростков, по которым идут волевые сигналы к действующим органам. Феномен волеизъявления на демократических выборах не выдерживает сравнения с ежесекундной мощной аналитической деятельностью человеческого мозга. Поэтому человечество пока и не уповает на коллективный разум, а придумывает механизмы, в соответствии с которыми выбирает для управления определенный, чем-то выдающийся ум.

МЫ ОБЪЕДИНЯЕМСЯ
По разным подсчетам со времени начала антропогенеза и до 2005 года на планете Земля всего жило от 80 до 150 миллиардов человек. Алексей Еремин убежден, что опыт, накопленный нашими предками, не мог кануть в небытие:
- Живущие в настоящее время на планете 6 миллиардов человек, безусловно, являются наследниками богатейшего всемирного культурного наследия и в производственном, и в общественном, и в умственном отношении. Все мы - генетические хранители "живой оперативной памяти" глобальной интеллектуальной системы.
По мнению исследователя, существующие и потенциальные возможности хранения информации у человечества практически безграничны. Способность хранить информацию у одного человека также огромна, но ограничена - временем его жизни, возможностями "белковой памяти" и информационного потенциала генотипа. На это, правда, еще давным-давно указывал Апулей: "Каждый человек в отдельности смертен, человечество же в целом бессмертно".
В связи с этим Алексей Еремин предлагает новый научный термин - "ноогенез". Это не что иное, как эволюционное развитие интеллекта. По аналогии с основным биогенетическим законом он выдвигает гипотезу основного закона эволюции человечества, описывающего связь между развитием человечества и эволюцией мозга человека.
Практически нет сомнений в том, считает Алексей Еремин, что человечество интеллектуально эволюционирует. Совместная глобальная высокоразумная деятельность людей привела во второй половине ХХ века к актам, отображающим единство и уровень интеллектуального потенциала человечества. Примерами такого единства стали основание ООН, победа над оспой путем вакцинации, использование атомной энергии, освоение космоса, организация спутникового телевидения и т. д.
Интересно, кстати, проследить, насколько бурно развивалась глобальная общая сеть коммуникаций человечества.
В 1876 году Белл запатентовал телефонный аппарат. К концу XX века количество телефонов достигло 700 миллионов. К 1983 году в мире насчитывался миллион абонентов сотовых телефонов. По состоянию на сентябрь 2003 года уже 1,29 миллиарда человек пользовались сотовыми телефонами. Предполагается, что к 2007 году их количество увеличится почти вдвое и перешагнет за 2,15 миллиарда. Мы, сами того не замечая, медленно движемся к глобальному объединению на информационной почве.
В 1977 году компания Apple начала массовое производство персональных компьютеров. К концу XX века число компьютеров в мире составило 200 миллионов. Сейчас в мире насчитывается более трех миллиардов интернет-сайтов.
Алексей Еремин прогнозирует, что наметившаяся к XXI веку тенденция роста количества пользователей техническими информационными средствами приведет к 2075 году к охвату если не всего населения земного шара, то подавляющего большинства людей. И это еще одно доказательство того, что человечество явно стремится к единой организационно-замкнутой информационно-интеллектуальной системе.
- Информационные связи между людьми в наше время стали столь насыщенными, что человечество в целом следует считать носителем отображенной объективной реальности, возникающей в процессе взаимодействия отдельных личностей и групп людей, - объясняет Алексей Еремин.
Может быть, это и есть суперинтеллект, об изобретении которого стало столь модно говорить с конца прошлого века?

ГЛОБАЛЬНЫЙ СУПЕРИНТЕЛЛЕКТ
Впервые, кстати, определение суперинтеллекта было дано в 1998 году. Это интеллект, превосходящий лучших представителей человеческого разума практически в любой области, включая научное творчество, здравый смысл и социальные навыки. Его воплощением может быть цифровой компьютер, совокупность взаимосвязанных компьютеров, культивированная мозговая ткань или нечто другое. В ходе своих изысканий Алексей Еремин пришел к выводу, что суперинтеллект может реализоваться именно как "нечто другое", например, в виде Глобального Интеллекта на планете Земля.
Открытие, дальнейший поиск и исследования в XXI веке формулы интеллекта и математических основ разума, перевод "интеллектуального" в плоскость математической физиологии и физики могли бы, как считает Алексей Еремин, способствовать целому ряду полезных вещей. Например, гармонизации всей науки при нивелировании давнего противопоставления "идеального" и "материального", открытию новых путей к расширению горизонтов естествознания, пониманию самых высоких идей и глубоких закономерностей окружающего нас мира. А поиск параллелей между становлением человека и человечества, как полагает исследователь, должен быть обязательно продолжен: он может дать основу для уверенности, что интеллект человечества справится с самыми неожиданными и порой опасными проблемами, возникающими в ходе его развития.

Библиография и статьи Еремина А.Л.: http://a-eremin.ru/            




Проект XII Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2010 года

Номинация

: Проект года в психологической науке


«МИРОВАЯ ПСИХЕЯ»

Авторы: Алексей Львович Еремин
Краснодар

Актуальность, научная и практическая значимость
Из эволюции идей, истории и теории познания «Мировой Психеи»(мирового разума, всемирного интеллекта) по мнению автора можно выделить два этапа, два направления, два мировоззрения - идеализма «Мирового Духа» и материализма «Мирового Мозга».

Идеология «Мирового Духа»: Аристотель, которого считают отцом психологии, обозначал Мировой Ум (Нус), как полное знание обо всем, обладающее абсолютной силой;  в христианской философии, религии Мировой Дух был заменен Богом; «Мировой дух», - проходя все ступени природы и истории, «делает себя тем, что он есть в себе своим делом, своим творением» [Г.Гегель, 1807], эволюция всего живого идет к Психозойской эре [J.Leconte, 1891], феномен человека – «в единодушном строительстве духа земли» [P.Teilhard de Chardin, 1955], человечество стремиться к «Софии», творческому знанию, включающему все мировые идеи [Н.А.Бердяев, 1953; С.Н.Булгаков, 1993].
 
Идеология «Мирового Мозга»: в биологии, физике, др.науках известна совокупность идей, что эволюция всего живого идет в направлении «цефализации» [J.D.Dana, 1876], человек преобразовывает биосферу в сферу разума - ноосферу [В.И.Вернадский, 1945], человек вовлечен в эволюционную парадигму «самоорганизующегося космоса» [E. Jantsch, 1980], механизмы на клеточном, организменном и планетарном уровне подобны (геофизиология и теория Геи) [J.E.Lovelock, 2009], существует «сфера человека» - «homosphere» [U.Maturano, 1987], необходимо развивать теорию ноосферы [А.В.Казанский, 2006], изучать информационные взаимодействия между людьми как индикаторы космофизической эволюции интеллекта на Земле [В.П.Казначеев, 2006].

До настоящего времени оставалось не определено, - есть или нет в эволюции человечества стремление к образованию автономной интеллектуальной системы.

Существует психика индивидов и общественных групп. Элементы психики: ощущения, восприятия, память, чувства, воля, мыслительный анализ, реакция. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Но, есть ли психика у человечества (общественной группы, объединяющей всю популяцию Homo sapiens на земле), каковы ее элементы, параметры, обладает ли человечество сознанием?

Остаются не исследованными у человечества, как единого целого, наличие/отсутствие особенностей и закономерностей возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент).

В социальной психологии общности человечества не осуществлен переход от неограниченного и разнородного описания явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей.

В связи с этим нами была поставлена цель: научно обосновать особенности эволюции, биофизики, физиологии и экологии глобальной интеллектуальной (психической) системы, ее развития, морфологического формирования, параметров, взаимодействий с окружающей средой. При этом реализовывалась и основная задача — обоснование особенностей закономерностей формирования информационной среды, целесообразности мониторинга и прогнозирования психически-зависимого здоровья общества.

В научно-теоретическом плане может быть актуальна разработка в системе знаний фундаментальных наук психологии, а также социологии, экологии, физиологии, медицины, биологии, физики, математического моделирования, - таких направлений как: мотивация принадлежности интеллектуальной системе, доминанта интеллектуальных систем, информационный инстинкт, наследственность (память) интеллектуальных систем, ноогенетика, рефлекс интеллектуальный, рецепты информационного продления жизни, фармакология ноотропная, феноптоз информационный, фотопериодизм интеллектуальный, эпидемиология информационно-зависимых заболеваний, итерация и когерентность интеллектуальная, синергетика интеллектуальная, фрактальная геометрия интеллектуальных структур, энтропия интеллектуальная.

Сферы же актуальных прикладных прогнозов по времени и параметрам формирования интеллектуальной системы могут заключаться в областях: закономерностей появления, количественно-качественных характеристик, иерархии, времени формирования и условий устойчивого функционирования автономной интеллектуальной системы человечества.

Методологически - психобиология и трансдисциплинарная психометрия, измерения биомедицинского знания о разуме (интеллекте) смогли бы не только примирить материальное - идеальное начала, но и способствовать «материализации» идеального, развертке мировой интеллектуальной системы в «глобальный мозг».

Теория «мирового разума», могла бы быть систематизирована, с помощью когнитивной психологии (когнитивистики) — междисциплинарной научной области исследования разума и интеллекта, в которой психология, неврология, лингвистика, философия, информатика, антропология, биология, физика, математика служат отдельными специальными или прикладными направлениями.

Изучение «здоровья», включающее «психическое благополучие», исследованием параметров и проявлений стремления Homo sapiens и популяции человечества к реализации и развитию интеллектуальной функции.

Психобиологический конструктивизм от теории к практике, через психофизику, психофизиологию, социальную психологию «биофизику - бионику (биомиметику) - технику», мог бы способствовать как повторению (итерации) интеллектуальных структур (нейрон – мозг – мировой разум) и функций в технологиях человеческой популяции на планете Земля, так и «ноогенезу» (термины автора ©, подчеркнутым – результаты собственных исследований) - процессу развертки в пространстве и развитию во времени интеллектуальных (микро и макро) систем [А.Л.Еремин, 2005].

Основное содержание работы, результаты, выводы
К психодиагностике Мирового Разума (МР).«Мышление» МР - объем новой информации возрастает ежегодно на 30%, в 2002 году человечеством было произведено информации 18 эксабайт (18;10 в 18 степени байт). «Память» МР - в четырех информационных средах сохранения накоплено за год 5;10 в 18 степени байт информации  (печать – 0,01%, видео- и кинопленка – 7%, магнитные – 92% и оптические носители – 0,01%). «Синапсы» МР - количество коммуникативных связей между людьми - на 6,4 млрд населения Земли 5 млрд грамотных, более 2,2 млрд сотовых телефонов, 1,2 млрд телевизоров, 0,7 млрд телефонов, 1,4 млрд компьютеров, 1,4 млрд интернет-пользователей. «Нервные центры» МР - научные институты, проверяющие на повторяемость и выбраковывающие знания. «Рецепторы» МР - датчики, измерительные зонды, мониторинговая аппаратура по биологическим, физическим, химическим показателям в атмо-, гидро-, литосфере, а также в техносфере; аналогия с термическими, обонятельными, осязательными, проприоцептивными, интерорецепторами. «Сознание» - МР еще не осознает полностью свое «я» в пространстве и времени, но уже чувствует обособление от окружающей среды и способность к автономным деятельностным актам и решениям (электронные: голосование, экономика, правительство) и пр.

Демонстрация конструктивности аналогии между интеллектуальной системой головного мозга человека и интеллектуальной системой человечества в целом открывает новые прогностические возможности для предупреждения опасных и неблагополучных стратегий развития, разработки и принятия профилактических мер на вызовы окружающей среды, против отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов.

Поиск параллелей между становлением человека и человечества может дать основу для уверенности, что интеллект человечества справится с проблемами, возникающими в ходе его эволюции и сможет выбрать стратегии устойчивого безопасного развития, сохранения здоровья, размножения и увеличения продолжительности жизни.

Сложно одному исследователю в одиночку раскрыть сущность ответов на вышеизложенные вопросы, касающиеся Мирового Разума, - аналогично, как отдельному нейрону осознать все величие головного мозга. В научно-практическом плане для прикладного применения в реальной жизни актуально дальнейшее уточнение и разработка научным сообществом следующих направлений: учения о ноогенезе, эволюции и экологии интеллектуальных систем, теории интеллекта и интеллектуальной энергиия.

Интеллектуальные системы— совокупности взаимодействующих между собой относительно элементарных структур и процессов, объединенных в целое выполнением функции интеллекта, несводимой к функции ее компонентов. Признаки интеллектуальной системы: 1) взаимодействие со средой и другими системами как единое целое, 2) состоит из иерархии подсистем более низкого уровня, 3) способность логически и творчески активно отражать объективную реальность, целенаправленно, опосредованно и обобщенно познавать существенные связи и отношения вещей. К интеллектуальным системам I-го уровня относится мозг человека, II-го уровня — интеллектуальная система человечества в целом.

Ноогенез— это процесс развертки в пространстве и развития во времени интеллектуальных систем (интеллектуальной эволюции). Основной ноогенетический закон: в эволюции человечества проявляются в кратком повторении отдельные черты филогенеза и в длительном повторении некоторые характеристики онтогенеза мозга человека. Критическое количество интеллектуальных компонентов (n ; 1 млрд), при его достижении может наблюдаться феномен ноореволюции — перехода количественной развертки информационной системы в качественно новую автономно-интеллектуальную, разумную систему, способную к полноценным синергетическим актам ее компонентов и распространению интеллектуальной энергии во внешнюю среду.

Интеллектуальная энергия— количественная мера интенсивности взаимодействия компонентов интеллектуальной материи; способность интеллектуальной системы производить разумную деятельность, мыслительную работу или быть источником интеллектуальной силы, которая может производить работу; деятельная сила, соединенная с настойчивостью в достижении поставленной цели. Интеллектуальная энергия (Е), которой обладает и которую затрачивает интеллектуальная система находится в зависимости и характеризуется количеством информации (I), проводимой с определенной скоростью и частотой (ускорением (а) по коммуникационному пути (S) между определенным количеством интеллектуальных компонентов. Важность решения проблемы «формулы интеллекта» обусловлена, в том числе актуальностью понимания интеллектуальной функции и самопознания человека, сравнительного анализа современных взаимодействий в интеллектуальной сфере, повышения эффективности интеллектуальной деятельности человека и прогноза развития интеллектуальной энергетики человечества.

Экология интеллектуальных систем— наука о закономерностях развития и формирования (ноогенезе) интеллектуальных систем их функционирования и взаимоотношений с окружающей средой. Выявлены 39 закономерностей информационной экологии.

Законы двух полушарий интеллектуальных систем: «двухполярность» — для интеллектуальной системы характерна двухполярность; «асимметрии» — два полушария интеллектуальных систем стремятся к гармоничной асимметричности; «два в одном» — два полушария интеллектуальной системы стремятся работать как единое целое (один мозг, один интеллект, одно глобальное сознание).

Теория интеллекта— как совокупность наблюдений и исследований, представляет собой: а) научное объяснение закономерностей развития и формирования природных интеллектуальных систем в ходе их эволюции и интеллектуальной системы человечества в процессе истории (ноогенез); б) логическое обобщение опыта и закономерностей взаимодействия интеллектуальных систем с окружающей средой (экология интеллектуальных систем); в) систему руководящих идей, закономерностей влияния информации на индивидуальное и общественное здоровье для разработки практических мероприятий по оздоровлению информационной среды (информационная гигиена), которые дают понимание объективной действительности информационного взаимодействия внутри интеллектуальных систем (энергия интеллектуальная), процессов активного отражения реальности в ходе познавательной и мыслительной деятельности и могут предопределять перспективные цели деятельности разума индивидуума и глобальной интеллектуальной системы макросоциума человечества.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
К новым отличительным функциональным (поведенческим, информационно-интеллектуальным, деятельностным) навыкам (умениям, признакам, особенностям) Homo sapiens, объединенного в глобальную биологическую популяцию, можно отнести взаимодействия: письменное (время появления 7 тыс. лет назад), меновое (5 тыс.), через чтение-печатание (550 лет назад), посредством быстрого передвижения на расстояние (150), с помощью электро-энергетических сетей (150), через телефонную связь (130), через радиосвязь (110), через виртуальные деньги (100), телевизионную связь (80), через Интернет (50), через сотовую связь (30); совместное использование средств и сетей энергетического, финансового, информационного взаимодействия, совместное принятие решений, имеющих значение для всей земной цивилизации.

Интеллектуальная менеджмент и политика— управление интеллектуальных систем и подсистем (нано-, микро-, милли— макросоциум), особенности системного и ситуационного подхода которого заключаются в реализации присущих для интелсистем характеристик и функций (автономности, фрактальности, иерархичности, диссипативности, наследственности и памяти, когерентности, двухполярной асимметрии, синергичности), направленное на устойчивое и безопасное развитие.

Интеллектуальная миссия человечества— общие цели или задачи человечества, заключающиеся в формировании интеллектуальной системы и реализации присущих ей характеристик и функций (автономности, фрактальности, иерархичности, двухполярной асимметрии, синергичности и пр.); роль человечества, заключающаяся во взаимодействии со средой и другими системами на Земле и в космосе как единое целое.

Пси-феноменология человечества. К феноменам, не наблюдаемым у других биологических популяций, можно отнести: появление биологического вида, обладающего синергией в рамках глобальной популяции; ее эволюция по закономерностям ноогенеза с достижением критического количества интеллектуальных компонентов, сети синапсов и автономности; наследование всей глобальной популяцией информации виртуальной и на материальных носителях; стремление глобальной популяции к ускорению информационной рефлексии; синергичное принятие решений и совместнодействие глобальной популяции; появление у популяции общих структур (рецепторов), воспринимающих информацию из различных сфер Земли и космоса.

Прикладное значение феноменологии человечества может заключаться в открывающихся возможностях: прогнозирования развития информационной сети между людьми и накопления ими информационного наследия; повышения эффективности интеллектуальных систем и использования интеллектуальной энергии популяции; разработки рекомендаций по завершению формирования и развитию деятельных органов человечества необходимых и достаточных для эффективных актов рефлексии глобальной популяции на вызовы окружающей природы и космоса.

Стратегии развертки Мировой Психики могут быть связаны с изучением ряда перспективных и продуктивных направлений:
1. Категории интеллектуальной энергии (движения). Категории «количества»-«качества», и переход при увеличении совокупности компонентов, вовлеченных в единую коммуникационную сеть, в интел.систему. Категория «взаимоотношения» в «интеллектуальной энергетике»: скорость, частота операций, объем информации, расстояние переноса. Закон «интеллектуальной энтропии»*. Феномен нового качества материи «интеллектуальной» (ее вид, структурный уровень, этап развития, форма организации, движения).
2. Феноменология человечества. Феномен эволюционного формирования единого информационного пространства разумной человеческой популяции - развитие единых языков (кодов, символов) для взаимопонимания и с унификацией коммуникаций. Совместная (синергетическая, интегративная, когерентная) деятельность, формирующая новые ассоциации, сознание МР, способности к автономному творчеству, саморазвитию, воображению, эвристике. Критерии интерактивного уровня коммуникации в звене человек – инфо-техника. Возможности МР к повторению феномена «способности отростков нейронов к росту с образованием новых связей и порождением новых ассоциации».
3. Закономерности эволюции Мирового Разума. Усиление «мудрости»-«памяти» - повышение стабильности, долгосрочности и объемов сохраняемой информации, за счет хранения на новом поколении долгоживущих (не разлагающихся, не коррозируемых – «золотых») носителей. Дифференцировка в инфо-технологиях, формирование многоуровневой (по аналогии с корой мозга – 6 слоев) иерархии системного отбора долгосрочно-ценной, актуальной для применения информации. Специализация в инфо-технологиях по зонам обеспечения человечества: мониторинга атмо-, гидро-, лито-, биосферы, космоса; создания технических инструментов (органов, машин) освоения этих сфер; изучения и прогноза продовольственной, био-, энерго-, гео- и космической безопасности популяции. Разработка и внедрение «инфо-экологии», «инфо-гигиены», профилактики инфо-загрязнения (информационно-зависимой заболеваемости и смертности), цензуры - ограничений по распространению, и обязательств по приему информации.

1. J. D. Dana, Cephalization a Fundamental Principle in the Development of the System of Animal Life. American Journal of Science, 3d Ser., Vol. XII, New Haven, October, 1876, pp. 245-251.
2.  J. Leconte,  Elements of geology. 1891 : 3rd Edition, D. Appleton Co.,New York, P. 640
3. V.I. Vernadsky, The Biosphere, complete annotated edition. (New York: Copernicus/Springer-Verlag, 1998)
4. P. Teilhard de Chardin, Le Phenomene Humain. (Paris: Editions du Seuil, 1955)
5. E. Jantsch, The Self-Organizing Universe: Scientific and Human Implications of the Emerging Paradigm of Evolution. (New York /Oxford Pergamon Press, 1980)
6. J.E. Lovelock, The Vanishing Face of Gaia: A Final Warning, Allen Lane, London, 2009.
7. U. Maturano, & F. Varela, The Tree of Knowledge: A new look at the biological roots of human understanding. (Boston: Shambala/New Science Library, 1987)
8. N.A. Berdyaev, Truth and Revelation, London, Geoffrey Bles, 1953, pp. 148-150.
9. S.N. Bulgakov, Sophia, the Wisdom of God: An Outline of Sophiology (Lindisfarne Books, 1993).
10. A.L. Eryomin, The Int. Jour. of Environmental Studies. 54, 241-253 (1998)
11. A.L. Eryomin, Biophysics. 3, 573 (Russian Academy of Science, 2003)
12. A.L. Eryomin, Nature. 4, 23-28 (Russian Academy of Science, 2004)
13. A.L. Eryomin, Noogenesis and Theory of Intellect (Krasnodar: Soviet Kuban, 2005)
14. V.P. Kaznacheev, & A.V. Trofimov, Physics of Cognition and Life, Cosmology and Astrophysics, 1, 3-12 (2006)
15. A.B. Kazansky, Abstracts. The Second Biennial Conference on Cognitive Science. 255-256 (Saint-Petersburg, 2006)

Полная библиография см. наhttp://a-eremin.ru/
Приложение I к проекту А.Л. Еремина «Мировая Психея»

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ
1. Еремин А.Л. Мировой разум: материальность и философия // Тезисы 4-й Ежегодной научно-практической конференции «Философские проблемы биологии и медицины: фундаментальное и прикладное». Москва: МГМСУ, 2010. – С.22-25. http://a-eremin.ru/rus/works/show/?itemid=147
2. Еремин А.Л. Мировой разум: технические характеристики и интеллект-технологиии // Тезисы XVI Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе». Краснодар: КубГТУ, 2010. – С.187-189. http://a-eremin.ru/rus/works/show/?itemid=147
3. Еремин А.Л. К интеллектуальному интернету http://a-eremin.ru/rus/works/show/?itemid=152Материал является призером конкурса http://www.securitylab.ru/contest/390369.phpи удостоен 2010 г. призов от компаний Microsoft, Security Lab, Agnitum, Positive Technologies 
4. Еремин А.Л. Информационная гигиена, гигиенически значимые параметры и благополучие интеллекта // Материалы межвузовской научно-практической конференции посвященной 125-летию кафедры общей гигиены Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова «История становления и развития отечественной гигиенической науки и практики». М.: Издательский дом «Русский врач», 2009. – С. 82-85. http://a-eremin.ru/rus/works/show/?itemid=9
5. Еремин А.Л. Квант интеллектуальной энергии // Тезисы докладов Международного форума по нанотехнологиям - Rusnanotech, 2008, Москва http://a-eremin.ru/rus/works/show/?itemid=149
6. Еремин А.Л. Мобилизация интеллектуального потенциала России // Стратегия России. – 2008. - №10.
7. Еремин А.Л. Мобилизация интеллектуального потенциала // Наше время. - 2008. - №105 от 17-23 ноября. – С.18. http://gazetanv.ru/article/?id=5600
8. Еремин А.Л. Информационная окружающая среда, экология, гигиена и квантование интеллектуальной энергии человека // Сборник научных докладов 2-й международной конференции «Человек и природа. Проблемы экологии Юга России». Тамань – Краснодар – 2008. – С.123-125. . http://a-eremin.ru/rus/works/
9. Еремин А.Л. Мода интеллекта и ноофармакология // Современные проблемы науки и образования, 2008. - №2, приложение 1. – С. 80-84.  ISSN 1817-6321 http://a-eremin.ru/rus/works/show/?itemid=148
10. Еремин А.Л. К стратегии оптимизации параметров условий труда при интеллектуальной деятельности и повышению интеллектуальной работоспособности // Сборник тезисов научно-практических работ к 85-летию образования санитарной службы. Краснодар: РИЦ «Флер-1», 2007. – С.120-135. http://a-eremin.ru/rus/works/show/?itemid=146
11. Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с. http://a-eremin.ru/rus/
12. Еремин А.Л. «К формуле интеллекта» - удостоен Российским гуманитарным научным фондом при Правительстве России, Российским агентством научных новостей, Британским Советом (British Council), Ассоциацией научных журналистов России - звания лауреата Всероссийского конкурса «Наука – обществу – 2004»; материал опубликован в книге «Ноогенез и теория интеллекта»;  http://www.informnauka.ru/konkurs/index.shtml; http://a-eremin.ru/rus/themes/physics/mathematical/?id=21
13. Еремин А.Л. От интеллекта индивидуума к интеллекту человечества // Природа РАН. - 2004. - №4. – С. 23-28. http://a-eremin.ru/rus/works/show/?itemid=144
14. Еремин А.Л. Биофизические основы эволюции разума человечества // Биофизика РАН. - 2003. – Т.48, №3. – с. 573 (рукопись депонирована в ВИНИТИ 14.04.03 №696-В 2003). http://a-eremin.ru/rus/works/show/?itemid=3


Рецензии