Вечер с Михаилом Ивановичем Глинкой

Зимним морозным вечером с чашкой горячего чая в руках опускаюсь перед полочкой с музыкальными дисками на колени. Окунаясь с головой в мир музыки, я мысленно перебираю, что же именно я хочу услышать сегодня… может, это группа The Beatles или Qeen? А может Элтон Джон или сборник «Шедевры испанской гитары»? Нет…это всё не то, слишком буднично. Посмотрим, что тут есть из классики. Моцарт… я всякий раз с удовольствием окунаюсь в его «Полёт печали», но не сегодня, послушаю в другой раз. Бетховен… сколько разных воспоминаний вызывают во мне его сонаты, но и они сегодня мне не подходят – хочется чего-то близкого, родного. Глинка?.. да, пожалуй, это то, что нужно… В такой волшебный вечер хочется чуда, так кого еще послушать, если не создателя оперы-сказки «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы Александра Сергеевича Пушкина?..
«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты, оба — родоначальники нового русского художественного творчества... оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке», — так писал известный музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов, и я полностью с ним согласна. Никто из композиторов до Глинки не передавал так точно в своих творениях настроения русского народа, широты его души, сердечного тепла и чистоты мысли. Михаил Иванович, родившись в помещичьей семье, обучаясь музыке сначала у английского композитора Джона Филда, а после его отъезда в Москву — у его учеников Омана, Цейнера и Ш. Майра, обладал особенным чувством крестьянского мировоззрения, словно сам пахал землю и растил рожь, и это свое чувство виртуозно воплощал в музыкальных произведениях.
Известно, что уже в детстве Глинка ощущал особое воздействие музыки, замирая во время колокольного перезвона. Однажды на замечание о рассеянности он ответил: «Что же делать?.. Музыка — душа моя!» Как может человек, у которого в сердце всегда живёт музыка, обладающая величайшим воздействием на человеческое сознание и состояние души,  не быть великим? И Михаил Иванович действительно великий русский композитор. Он из-за слабого здоровья много путешествовал по свету, но всегда оставался верен именно русской традиции. Его не переманили тёплые страны, каждый раз он возвращался в холодную, но такую близкую сердцу Россию и был несказанно рад своему возвращению. Он стал учителем для целого ряда последователей, что ещё раз доказывает его значимость в русском искусстве, его гениальность.
Его творения считаются классическими, хотя и носят в себе народный характер. Глинка отважился переступить каноны создания музыки, для него фольклор является основой создания музыкальных произведений. Широкая распевная мелодия, присущая народным песням, переполняет творчество композитора, определяя его индивидуальный стиль. Все его произведения наполнены светом и жизнерадостностью, любовью к жизни и к русскому народу. Не смотря на разнообразие жанров, в которых работал Михаил Иванович, все произведения легко узнаваемы именно благодаря этому особому стилю и энергетике.
Лучшие черты русского искусства: его нравственная сила, его правдивость, его особенная огромная и чистая красота, – представлены в творчестве Глинки, как в операх, так и в одночастных произведениях. Оперы «Жизнь за царя», или как мы её знаем «Иван Сусанин», и «Руслан и Людмила» положили начало двум направлениям русской оперы, таким как  народная музыкальная драма и опера-сказка. Его симфонические сочинения: «Камаринская», «Испанские увертюры»: «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», – заложили основы русского симфонизма. Глинка стал первым классиком русского романса. Его романсы невероятно мелодичны и гармоничны. Во всех произведениях Михаила Ивановича глубоко нравственное содержание сочетается с совершенной формой. Композитор очень долго работал над каждым своим творением, по нескольку раз переписывал его в поисках идеала. Наградой за столь усердный труд стали бессмертие и всемирное признание вышедших из-под руки мастера произведений.
Все произведения Глинки представляют собой большую художественную ценность. Его творчество сыграло немаловажную роль в утверждении мирового значения русской музыки и оказало влияние на ее дальнейшее развитие. Его мелодии внушительны, сильны и в то же время невероятно прозрачны. Поражает то, как точно и красиво передает музыка Глинки созданные им образы, как эти образы насыщенны, богаты,  блестящи и великолепны.
Невероятным ощущением полета и счастья пронизаны «Испанские увертюры» и «Вальс-фантазия» Михаила Ивановича, в то время как напряжение его арии Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» заставляет наше дыхание на миг остановиться, чтобы хоть ненадолго продлить жизнь отважному старику, пусть даже за счёт частички нашей жизни. Разноплановость творчества Глинки говорит о его высоком мастерстве. Посредством великой силы музыки можно управлять людскими эмоциями, и композитор хорошо это знает и пользуется этим, нагнетая обстановку или снимая напряжение, когда это необходимо.
Михаил Иванович постоянно думал о музыке, непрерывно работал над создаваемыми произведениями. Его личная жизнь не сложилась частично из-за его чрезмерной любви к своему увлечению и родной стране. Последнее десятилетие своей жизни Глинка провёл за границей, надеясь поправить здоровье и доработать начатые произведения. Он ни на минуту не прерывал работу, чувствуя, что слабеет. В Россию вернуться ему так и не довелось, в феврале 1857 года композитор скончался в Берлине в возрасте почти 53 лет.
Традиции Глинки продолжили Милий Алексеевич Балакирев, Александр Порфирьевич Бородин, Цезарь Антонович Кюи, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков и другие композиторы, входящие в Балакиревский кружок, известный еще под названием, данным ему Стасовым, «Могучая кучка». Будучи наследниками и продолжателями традиций Михаила Ивановича Глинки и Александра Сергеевича Даргомыжского, композиторы "Могучей кучки" искали новые формы для воплощения тем и образов из отечественной истории и современности, стремились приблизить музыку к насущным передовым запросам жизни.
И вот сегодня, остановив свой выбор на сборнике романсов Михаила Ивановича, я погружаюсь в атмосферу любви и переживаний, созданную рукой великого мастера. В произведениях Глинки чувствуется вся глубина души русского человека, все его переживания и стремления. Удваивается эффект, производимый романсами, их текстами, написанными величайшими современниками композитора. Да, в этот зимний вечер, завернувшись в тёплый плед и держа в руках чашку горячего чая, хочется услышать именно широту народной души. Закрыв глаза, чтобы не отвлекаться на посторонние предметы, можно полностью сконцентрироваться на звуках музыки и голоса.
Голос тенора Михаила Давидовича Александровича начинает исполнять романс на стихи Пушкина:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Так можно сказать и обо всём творчестве Глинки, которое однажды ворвалось в мою жизнь мимолётным видением на уроке музыки в начальной школе и осталось в ней в качестве гения чистой красоты до сегодняшнего волшебного зимнего вечера.


Рецензии