Агрессия

Агрессия -  выброс отрицательной эмоциональной энергетики на Другого -  сила  разрушения, «Халк» - «круши, ломай» - примат  силы – военные действия – жестокость – насилие над личностью – «непротивление злу насилием» - «естественный отбор» у эволюционистов – возможность «выпустить пар»

В психологии есть такой термин – «фрустрация». Так называется психическое состояние, переживаемое индивидом при неудовлетворенности потребности. Если цели, желанные для человека, часто не достигаются, это формирует постоянный отрицательный психологический фон жизни, который находит разрядку в агрессивном поведении. Когда детская потребность в ласке, заботе, поддержке, защите не удовлетворяется, тогда мы наблюдаем вспышки ярости, заглушающие разум (эффект Халка – разрушительная сила аффекта подавляет интеллектуальный потенциал личности).

В нас зверь живёт.
Он в спячке до поры,
Пока не бросим кость
В пасть Хаосу, миры
Круша, топя в крови.
Смотри, с опаскою живи,
Сон зверя своего храни.
И не гляди в очей огни –
Сведут с ума тебя они.
А бешеного пса, всё может быть,
Храбрец найдётся пристрелить. /2008/

 ДИСКУССИОННЫЙ  КЛУБ
1. «Осторожно, во дворе злая собака!» Агрессия – от инстинкта хищника или от инстинкта самосохранения?
2. Спасает ли от агрессии роль «агнца на заклание»?  (У Матфея: «кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую…»)
3. Может ли агрессия быть полезной для человека?
4. В каких условиях формируется миролюбивая личность?

 ИСКУССТВО
• Сальвадор Дали. Осенний каннибализм.
Далианская интерпретация гражданской войны «как феномена естественной истории».
На ящиках комода или стола возвышаются пожирающие друг друга существа-бюсты. Изуродованные фантазией художника тела словно слиты в смертельном объятии. Их руки вооружены вилкой, ложкой, ножом. Чудовищная жестокость происходящего подчёркивается лирико-романтическим пейзажем.
• Обер А.Л. Борзая и лисица (бронза). Стремительное движение охотничьей собаки, схватившей за горло лисицу. // В животном мире нет бессмысленной жестокости, поведение зверя подчинено охотничьему инстинкту и инстинкту выживания.
• Обер А.Л. Бык-победитель (бронза). Мощным и тяжёлым показан разъярённый бык, только что победивший в смертельной схватке волка.
___ Хольст. Марс. Из сюиты «Планеты».
___ Бетховен Л. Пасторальная (Шестая) симфония. Интонация нежная, лирическая, мелодичная. Действие пасторалей развивается на фоне красивой природы, в подчёркнуто идеализированной обстановке. Передача настроений безмятежной сельской действительности (пастухи, нимфы и пастушки). // Миролюбивая безмятежность – состояние, противоположное агрессивности.
___ Фильм «Белый пароход», реж. Б.Шамшиев. Самая могучая фигура фильма – звероподобный Орозкул, начальник кордона, человек неистовых и свирепых страстей. Никто на кордоне не может его сокрушить, он не ведает жалости. Сломить его под силу только страху.  Но нет у Орозкула детей, как будто природа мстит ему, изолируя зло. Этот фильм – нравственный приговор звериному в человеке.

-----------------------------------
Ассоциативная графиоль автора


Рецензии