Шестидневная война

      Танковая дивизия генерала А.Шарона в синайской пустыне. фото с сайта www.webpark.ru
               
Третью войну, которую развязали арабы против еврейского государства, назвали Шестидневной. Она действительно продолжалась всего шесть дней. С 5 по 10 июня 1967 г. Израилю опять пришлось воевать против военной коалиции арабских стран: Египта, Сирии, Иордании и Ирака.
 
Войн продолжительностью меньше недели мир до тех пор не знал. Конечно, "молниеносные войны" существовали и до этого. К примеру, фашисты успешно применяли их в начале Второй мировой войны. Именно таким образом они захватили Польшу, Норвегию, Бельгию и Голландию.

Данию вермахт, вообще, занял в течение нескольких дней. Впрочем, датчане воевать с фашистским вермахтом не стали. Сдались без борьбы. Такими же молниеносными операциями немцы разгромили союзные силы Франции и Англии. Таким же способом они оккупировали Балканы.

Однако Гитлер применял «блицкриг» в агрессивных целях. У Израиля же стратегия молниеносной войны являлась исключительно средством противостояния сильным и хорошо вооружённым армиям арабских стран.

Накануне Шестидневной войны объединённая мощь арабских армии превосходила армию обороны Израиля (АОИ)по численности личного состава почти в два раза. По количеству танков - в 2,2 раза. По количеству самолётов в 2,5 раза.

К июню 1967 года  египетская и сирийская армии были практически полностью укомплектованы самым современным на то время советским вооружением. Начиная с батальона в армиях этих стран постоянно находились так называемые «советники» из СССР. По-существу это были военные инструкторы, высококвалифицированные офицеры советской армии.

Политический кризис, приведший к войне, возник в октябре-ноябре 1966 г. Его главным возбудителем опять оказался Ясир Арафат, вождь терроризма на Ближнем Востоке.

Возглавляемая им террористическая организация ФАТХ, дислоцированная на территории Иордании и Сирии, именно в этот период активизировала свою диверсионную деятельность. После двух особо дерзких терактов, повлекших большое число жертв среди мирного населения, крупные силы АОИ при поддержке танков пересекли иорданскую границу. Они атаковали деревню Сама, где находилась главная база террористов. Около сотни арфатовских боевиков было уничтожено. Террор с территории Иордании на какое-то время затих.
   
В этот же период времени Сирия с Голанских высот периодически вела артиллерийский обстрел израильских сельскохозяйственных поселений. В марте 1967 года терпению израильского руководства пришёл конец. В начале апреля АОИ предприняла активную попытку прекратить его.

В ответ в воздух была поднята сирийская авиация. Вероятно, арабы решили опробовать новенькие советские истребители МИГ-19. 7 апреля 1967 года в небе над Голанами разыгрался воздушный бой, который закончился для сирийских лётчиков на редкость плачевно. Итогом его явились шесть сбитых МИГов.

Однако террор, исходящий с территории северного соседа не ослабевал. И тогда  руководство Израиля предупредило Сирию о возможности нанесения нового более мощного удара. 10 мая 1967 года начальник генштаба АОИ генерал Рабин сделал заявление, в котором в частности сказал: "Если в самое ближайшее время обстановка не стабилизируется, наши войска вынуждены будут атаковать Дамаск и свергнуть режим Нуреддина Атасси" Похоже угроза подействовала. Интенсивность террора снизилась.
 
 Новый виток напряжённости между Израилем и арабскими странами возник весной 1967 года. Спровоцировал его СССР. Советское правительство преднамеренно передало руководству Египта явную дезинформацию о том, что на сирийской границе Израиль якобы сосредоточил 11 полностью укомплектованных бригад.

Более того посол Советского Союза в Израиле заявил премьер-министру Л. Эшколу официальный протест в связи со сосредоточением израильских войск на границе с Сирией. Израильский премьер тут же заявил, что это неправда, и предложил послу вместе с ним посетить район границы. Посол, естественно, ответил отказом.

Хотя диломатический демарш МИДа СССР и был не очень хорошо разыгранным спектаклем, на так называемую мировую миролюбивую общественность определённое впечатление он произвёл. Ну в стране Советов заявление посла стало на какое-то время новостью №1.

На самом же деле в этом районе израильско-сирийской границы находилась всего одна единственная рота численностью около 120 человек. Перед ней стояла конкретная задача – перехватить боевиков ФАТХа, двигавшихся с территории Сирии для проведения диверсий.

 Этот факт вскоре официально подтвердили наблюдатели ООН.Что до историков, то они уже давно сошлись в консенсусе, что советская информация, переданная египтянам весной 1967 года, представляла собой ни что иное, как явно сфабрикованную откровенную ложь. Давно известны и цели, которые преследовал Советский Союз таким неуклюжим дипломатическим приёмом.

Во-первых, «большой русский друг» пытался помочь арабам реализовать их  давнюю неистребимую мечту «столкнуть евреев в море», т.е. уничтожить единственное в мире еврейское государство. Ну а во-вторых, полагаю, что это будет даже поважнее, чем во-первых, коммунистические лидеры страны Советов стремились к ослаблению позиций НАТО и США на Ближнем Востоке.

Некоторые историки утверждают, что у СССР была ещё и третья немаловажная цель. Сегодня обнародованно немало документов, из которых следует, что война возникла по схеме, разработанной Политбюро КПСС с целью ликвидации израильского атомного реактора в Димоне. Хотя Израиль и до сих пор никак официально не реагирует на заявления по поводу наличия в стране атомного оружия. Тем не менее реактор и сегодня продолжает очень раздражать многих арабских лидеров. Впрочем, не только арабских.

СССР страстно желал подмять под себя режимы арабских стран. Партия и Правительство, обездоливая и без того небогатый советский народ, на достижение этой цели денег не жалели. В лучшем случае в длительный кредит, а то и безвозмездно щедро вооружали новейшим оружием Египет и Сирию. Мало того частенько выступали с неприкрытыми угрозами в адрес Израиля.

Весной 1967 года коммунистический режим СССР, прикрываясь миролюбивой риторикой, открыто выступил на стороне арабских стран. Не только поддержал их агрессию против Израиля, но и в большой мере инициировал её. К тому времени Египет номинально объединился с Сирией. В результате появилось некое новое государственное образование под названием Объединённая Арабская Республика (ОАР).
 
 В своём военном превосходстве у руководства ОАР и примкнувшей к ним Иордании в это время не было ни малейшего сомнения. А тут ещё такой мощный политический зонтик – поддержка СССР и всего социалистического блока. Вот в такой международной ситуации арабы и приступили к решительным действиям.

 15 мая 1967 г. Израиль праздновал День Независимости. В этот же день президент Египта Гамаль Абдель Насер с трибуны парламента в Каире отдал приказ ввести свои войска и военную технику на демилитаризованный  Синайский полуостров. Тем самым грубо нарушив Соглашение о перемирии от марта 1957-го года.

С той же трибуны при большом скоплении журналистов Насер сделал не менее сенсационное заявление. Он громогласно заявил, что на этот раз объединённые армии трёх крупнейших арабских стран сотрут государство Израиль с политической карты мира.

17 мая  египетские войска были сконцентрированы на границе с Израилем. Одновременно Сирия сделала тоже самое в районе Голанских высот. А накануне по требованию президента ОАР Насера с Синая были выведены войска ООН. 

18 мая радио Египта передало официальное заявления правительства. В нём в частности говорилось: «…С сегодняшнего дня международных сил, защищающих Израиль, больше не существует. Мы больше не будем проявлять сдержанность. Не будем обращаться с жалобами на Израиль. Нашим единственным средством воздействия с этой минуты станет тотальная война на уничтожение сионистского государства…»

А вот что почти одновременно сказал тогдашний министр обороны Сирии Хафез Асад: "Наши силы сейчас полностью готовы не только к отражению агрессии, но и к началу процесса освобождения, к уничтожению сионистского присутствия на арабской земле. Сирийская армия держит палец на спусковом крючке... Я, как военный человек, уверен, что пришло время вступить в войну на уничтожение"

22 мая Египет начал реализацию своих угроз - закрыл Тиранский пролив для прохода израильских судов и кораблей других стран, идущих в порт Эйлат. Этот шаг был грубым нарушением решений ООН и международных конвенций по мореплаванию. 30 мая Египет и Иордания подписывают так называемый оборонительный пакт.

И тут же последовало заявление Насера. Вот небольшая цитата из него: «…Армии, Египта, Иордании, Сирии и Ливана находятся на границе с Израилем. За нами стоят армии Ирака, Алжира, Кувейта и Судана. Вся арабская нация на нашей стороне. Сегодня все узнают, что арабы готовы к сражению. Настал решительный час…» Это заявление эхом разнеслось по всему миру.

В Израиле, разумеется, слушали его очень внимательно, реально оценивая всю опасность возникшей ситуации. Генштаб АОИ тщательно готовился к отпору. Малые размеры и плотное кольцо мусульманских стран вокруг не позволяет Израилю применить европейскую стратегию обороны. Для такой стратегии здесь просто не хватает территории.

По этой причине Генштаб всегда разрабатывал свои операции, основываясь исключительно на наступательной доктрине. У маленькой страны, отрезанной от важнейших стратегических источников снабжения, нет возможности ждать первого удара противника. Его последствия могут стать катастрофическими для существования государства.

Агрессивные намерения арабских соседей были более чем очевидны. К тому же блокада Тиранского пролива согласно нормам международного права однозначно квалифицировалась, как акт войны со стороны Египта. Или как его называют учёные-историки «casus belli», дающий право на ответные меры.

 В данной стратегической обстановке Генштаб принял единственно верное решение – нанести по Египту и Сирии массированный превентивный удар. Что касается Иордании, то израильское руководство всеми силами пыталось избежать военного столкновения с восточным соседом. Однако Насер преднамеренной провокацией втянул Хашимитское королевство в войну.

В 9 часов утра 5 июня 1967 года израильская авиация нанесла мощный удар по основным базам ВВС Египта. Более сотни находившихся на аэродромах самолётов, были либо уничтожены, либо выведены из строя. Взлётно-посадочные полосы разрушены.

Во время второй воздушной атаки израильские самолёты разгромили вспомогательные аэродромы и военные базы. Двумя, следующими друг за другом, волнами атак было уничтожено 115 египетских самолётов и вертолётов.

В 13.00 того же дня ВВС Израиля атаковали аэродромы Сирии. Более 50-ти самолётов было уничтожено на земле. 10 – сбито в воздухе. Израильские ВВС  потеряли 4 истребителя. Позднее был нанесён бомбовый удар по иракским ВВС в районе Масула.
 
После первой израильской атаки иорданские радары засекли группу самолётов, летевших со стороны Синайского полуострова. Иорданцы запросили своих египетских коллег. Ну а те по приказу своего президента откровенно соврали. Ответили, что  это египетские самолеты на пути к Тель-Авиву. Король Хуссейн отдал приказ о начале военных действий против Израиля.
 
На самом же деле самолётов у египтян уже не было. По крайней мере, взлетать они не могли. В небе в это время находилась израильская авиация, возвращавшаяся после бомбёжки египетских аэродромов.

 Король Хусейн «заглотил» наживку. Поддался на провокацию. Не уточнил ситуацию, и совершил роковую ошибку. Отдал приказ армии обстрелять из артиллерии Западный Иерусалим. Одновременно сирийские войска на севере вторглись на территорию Израиля, а иракские самолёты нанесли бомбовый удар по Нетании.

В 10 часов утра иорданские войска пересекли линию прекращения огня 1949 года. Они сходу атаковали Израиль. В тылу иорданской армии находилась крупный резерв в виде мощной группировки иракских войск, готовых в любой момент вступить в бой.

В течение почти трёх часов АОИ отражала бешенные атаки иорданской армии. Всё это время израильское руководство по тайным каналам пыталось удержать короля Хусейна от вступления в войну. Однако он не смог устоять перед давлением Насера и огромной «палестинской улицы» в своём королевстве. 60% его населения – это палестинские арабы.
 
И тогда Израиль принял радикальные ответные действия. Его самолёты подвергли массированной атаке базы ВВС Иордании. После этого удара авиация Хашимитского королевства перестала существовать. Всего за один день 5 июня 1967 г. ВВС арабских стран потеряли 451 самолёт и вертолёт.

В этот же день сухопутные войска Израиля начали наступление на Синайском фронте. Бригада полковника Эхуда Решефа вошла в сектор Газа. Дивизии генералов Исраэля Таля и Ариеля Шарона нанесли фланговые удары по египетской армии. Дивизия А. Иоффе атаковала египтян в центре.

Египетское командование никак не ожидало такого ошеломляющего удара. Оборона египтян какое-то время сдерживала мощный натиск противника. Но затем дрогнула и буквально рассыпалась на части. Началось паническое отступление, быстро превратившееся в беспорядочное бегство.

Трое суток подразделения дивизии генерала Иоффе преследовали бегущих арабов. 8 июня 1967 года передовые части израильтян вышли к стратегически важному перевалу Митла. А на следующий день они уже были на северном берегу Суэцкого канала.

А вскоре дивизия генерала Шарона стремительным броском под палящим солнцем пересекла знойные пески Синайской пустыни и тоже вышла к Суэцкому каналу. Кольцо вокруг крупной группировки египетской армии на Синайском полуострове замкнулось намертво. 6000 солдат и офицеров, в том числе 7 генералов, оказались в «котле».

     Продолжение http://www.proza.ru/2011/12/26/161


Рецензии