Загадочный случай

Утром одного хмурого осеннего дня, едва следователь Александр Иванович Громов появился на работе, его вызвал к себе начальник и, роясь в ящике стола, сказал:
- Вчера днем у метро «Университет» померла тетка из Коломны, Белова Антонина Петровна, торговала капустой. Разберись, что к чему. Думаю, ничего сложного. Подозреваемый в КПЗ, один из свидетелей уже здесь, ждет допроса. Остальная информация – в деле. Можешь идти, - и вручил тонкую картонную папку.
Громов вернулся в свой кабинет, где вскоре Аскер Гасанов давал показания:
- Я держу овощную палатку у метро и вчера своими глазами все видел. Мамедов просто прогуливался мимо, когда эта женщина вдруг вынула из ведра с капустой кинжал и бросилась на него. Бедный Тофик! Он еле увернулся, а она упала головой на каменные ступени. Все так и было, ее пальцем никто не тронул. Мамой клянусь. Мне ее не жалко, злая была, недобрая, никому денег не хотела давать. Почему бросилась? Точно не скажу, но думаю, - Гасанов понизил голос и наклонился к следователю, - подослали киллера враги. Взяли неместную, из Коломны, чтобы следы замести. А дочка – только прикрытие. Честный человек у всех бандитов поперек горла стоит. А что, дочь ее другое говорит? Что они всего второй раз в Москву приехала? Не верьте ей, она же проститутка. Ей всего 12 лет? Такая маленькая, а уже… Вай-вай-вай!
Через полчаса Гасанов пошел по своим делам, а Громов вызвал подозреваемого. Тофику Мамедову было лет 35, усатое лицо его было полно гордого спокойствия, на губах играла снисходительная золотозубая улыбка. Янтарные четки в руках говорили о благочестии. Дорогая кожаная куртка плотно облегала выпуклый живот.
- Я присматриваю за порядком у метро и имею долю в торговом бизнесе, - сказал он солидно, – Люди кушать хотят. Если Тофик о них не позаботится, от голода умрут. Целый день на ногах и все на общественных началах. Кто мне за это заплатит? Ни у кого ведь денег нет. Так вот, прохожу я вчера утром у метро, вдруг слышу крик, плач. Думаю, что такое? Подхожу – ай-вай, женщина голову разбила, оступилась, наверное. Я сразу «скорую» вызвал, врачу хорошо заплатил – только помоги человеку. Не помог, но и денег не вернул, подлец. Вот и все, что видел. Конечно, нехорошее дело: кругом торговля, продукты, а тут мертвый. Да, господин майор (Мамедов сильно повысил его в звании), чуть не забыл – перед смертью та женщина велела мне передать вам это.
Он вынул из внутреннего кармана куртки толстый бумажный сверток, перетянутый резинкой.
- Что там, не знаю, аллахом клянусь! Но она сказала, что это очень важно.
Громов сразу спрятал сверток в стол, отпустил Мамедова под подписку и перешел к другим делам, которых вел одновременно более десятка.
К вечеру накатилась усталость – годы напряженной работы в милиции не прошли бесследно. Дома после ужина Александр Иванович уселся в кресло перед телевизором с бутылкой пива. Показывали какой-то старый черно-белый фильм со странным названием «Ворота Расёмон». По экрану бегали грязные кривоногие японцы с очумелыми лицами. Постепенно он понял сюжет. В лесу убили самурая, и совершенно непонятно, кто. Показания всех свидетелей противоречили друг другу. Скоро разбираться в этом надоело и, оставив жену у телевизора, следователь лег в постель и уснул.
Во сне он вдруг увидел немолодую женщину в сером пальто, с проломленным вис-ком. Глядя прямо в глаза, она сказала:
- Не будет мне покоя, пока я не буду отомщена. Проклятый Мамедов убил меня, ударив так, что я упала и умерла. Позаботься о моей дочери!
Потом она заплакала, отвернулась и куда-то исчезла.
Наутро Громов увидел у своего кабинета дочь покойной и пригласил на повторный допрос. Девочка сидела на стуле, съежившись и теребя край клетчатого пальтишка.
- Меня зовут Таня Белова. Мы с мамой привезли вчера из Коломны два ведра квашеной капусты на продажу. Зачем? Жить не на что. Простояли часа три у метро, заплатив за место. Тут подошел какой-то азер. Да, тот, что на левом фото. И сказал: «Плати сто руб-лей!» Мама сказала: «Я уже заплатила, больше денег нет.» Он сказал: «Уходи, сука, а то убью!» Она сказала: «Нет!» Тогда он толкнул ее, а ведро с капустой перевернул. Мама упала, ударилась головой о ступеньки и больше не встала. А он пошел дальше. Я за-кричала, побежала за милицией, вызвала «скорую». Через два часа они приехали и ска-зали, что мама умерла, ее увезли в морг. Пока я бегала, ведра украли, у мамы вытащили кошелек, у меня денег нет. Ночевала на вокзале.
         Александр Иванович задумался, сердце его сжалось от сочувствия. Наконец он сказал:
- Ладно, Таня, мы – люди гуманные, можешь идти. Куда? Да куда хочешь, но лучше езжай домой, а то в Москве плохих людей ай, как много. Денег нет? Ничем помочь не могу, самому получку задерживают. Попроси в метро, люди, глядишь, и дадут.
       Вечером Громов убрал дело в сейф и поехал на своей «Ауди» домой. То ли от усталости, то ли от обилия впечатлений в голове крутились какие-то необычные, грустные мыс-ли:
- Вот приехала Белова и умерла в Москве. Для чего? По какой причине? Совершенно неясно. Все как в том японском кино. В чем смысл смерти? И в чем – жизни? Что есть истина? Как во всем этом разобраться?
Да, видно будет еще один висяк. Меня, конечно, за это не похвалят, но лучше отпустить десять виноватых, чем осудить одного невинного, вспомнилась цитата из газеты. А за ветровым стеклом все шел  холодный осенний дождь, продолжая навевать печальные мыс-ли.


Рецензии