Фаэнца в период правления Манфреди Культурный расц

Очерк содержится в монографии: Блейзизен С., Ковалева М.В., Киселева Е.П. Очерки по истории Италии эпохи  Возрождения.- Орел: ФГБОУ ВПО "Госуниверситет - УНПК", 2011.
По техническим причинам иллюстрации и сноски не воспроизводятся.

Ковалева М.В. ФАЭНЦА В ПЕРИОД СИНЬОРИИ МАНФРЕДИ И ДО КОНЦА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

3. Культурный расцвет Фаэнцы

В 1410 г. старший сын Асторджо, Джан Галеаццо, смог отвоевать Фаэнцу и привести в порядок её законодательство. Он умер семь лет спустя от чумы, оставив наследниками сыновей Карло I, Гвидантонио, Астoрджо II и Джангалеаццо, которые правили совместно под опекой своей матери Джентиле Малатеста. Карло умер в юности. Асторджо и Гвидантонио стали известными кондотьерами, служившими попеременно различным итальянским государствам за хорошее вознаграждение. Их карьере способствовала  удачная внешнеполитиче-ская обстановка, в которой Флоренция и Венеция, обеспокоенные экс-пансионистскими планами миланских правителей, искали себе союзни-ков.
Материальной памятью эпохи  братьев Манфреди в Фаэнце на-шего времени являются лоджия Божьего Дома и внутренний дворик монастыря сервитов, который на сегодняшний день является частью здания коммунальной библиотеки.
В 1448 г., после смерти Гвидантонио, Асторджо II (1412 – 1468) остался единственным правителем Фаэнцы. Заключение мира в Лоди (1454 г.) привело к установлению в Италии некоторого затишья.  Это позволило новому правителю заняться внутренними делами своего города, который он превратил в центр культуры и искусства.
Сохранился портрет Асторджо II, мраморный бюст, выполненный в 1455 г. молодым флорентийским скульптором Мино да Фьезоле (1430 – 1484). Выбор пал на этого мастера не случайно: к тому времени он уже создал портреты  флорентийского тирана Пьеро Ме-дичи и его жены, а также некоторых знатных горожан. Асторджо, находившийся на службе у Флоренции, несомненно, видел его работы. Портрет правителя Фаэнцы представляет собой погрудное изо-бражение. Взгляд Асторджо направлен мимо зрителя. Черты лица выражают напряжённую готовность к действию. Тревожный взгляд его глубоко посаженных глаз  усиливается благодаря лёгким морщи-нам на переносице и просверленным зрачкам. Губы поджаты. Скульптор не скрывает ни утиного носа кондотьера, ни намечающейся возрастной дряблости шеи, ни теряющей чёткость линии подбородка. Асторджо одет в кольчугу и кирасу. Мастер старательно передаёт подробности чеканных узоров его доспехов, неровную поверхность изношенного кожаного ремешка с железной пряжкой. Надпись, находящаяся на нижней части портрета, сообщает, что правитель Фа-энцы изображён на 42 году своей жизни.
Придворным художником Асторджо был Джованни ди Джулиано родом из Ориоло. В настоящее время он известен как мастер единст-венной точно идентифицированной картины – портрета правителя Феррары Лионелло д' Эсте (1447), который хранится в Лондонской национальной галерее. В 1449 г. Джованни да Ориоло вернулся в Фа-энцу, где написал портреты дочерей Асторджо II – Элизабетты и Бар-бары, местонахождение которых на настоящий момент неизвестно. Он активно работал в городе. Художник упоминается как умерший в документе от 1474 года. Изображение Барбары Манфреди можно увидеть на её надгробном памятнике работы Симоне Франческо Фер-руччи из Фьезоле. В 1462 году она стала женой тирана города Форли – Пино III Орделаффи. Её сестра Элизабетта уже была женой брата Пино – Франческо.   В 1463 г. муж Барбары тяжело заболел. Ходили слухи об отравлении, в котором подозревался Франческо. Однако, Пино вы-здоровел.  Спустя три года Франческо, в свою очередь, был сражён недугом, вызванном, как говорили, стараниями жены его брата. Франческо и Барбара (ей было 22 года) скоропостижно скончались в 1466 году. Пино стал единственным правителем Форли при поддержке Венеции. Асторджо II подозревал мужа в убийстве дочери. Пино же приказал увековечить память жены прекрасной гробницей в церкви Сан Бьяджо в Форли.
Гробница представляет собой нишу, украшенную колоннами и гирляндами, в которую помещён саркофаг. Два путто, изображённых на его стенке, держат свиток с надписью. Барбара покоится на крышке саркофага, на некоем подобии постели. Голова её, слегка повёрнутая к зрителю, лежит на подушке, руки скрещены на животе. Заднюю стену ниши украшает каменный полог. Над ним, в круглом тондо, увитом листьями, находится изображение богоматери с младенцем.
Асторджо II продолжил активное строительство  городских стен.
Он передал монахам – обсервантам церковь Св. Перпетуи, которые посвятили её Св. Иерониму и заказали флорентийскому ваятелю Донателло (1386 – 1466) статую святого.  Донателло представил Иеронима в виде обнажённой фигуры аскета.
     Долгое время считалось, что этому же прославленному скульпто-ру принадлежит бюст св. Иоанна Крестителя - мальчика из каррар-ского мрамора. Впоследствии он приписывался Росселино, а теперь считается работой Джулиано де Майано (1442 – 1497). Антонио Арки писал, что для бюста характерны «деликатность и живость выражения, легкость обработки мрамора, одновременно тонкие и нервные очертания, что, несомненно, позволяет определить бюст как шедевр XV века постдонателловской эпохи». Ф. Арньяни, описывая это про-изведение, полагает, что в нём «искусство побеждает материал на-столько, юный Предтеча кажется живым, состоящим из плоти и спо-собным заговорить». В настоящее время обе работы хранятся в городской Пинакотеке Фаэнцы.   
Асторджо II умер в 1468 г., а на престол вступил его сын Карло II. Совместно с братом Федерико, епископом, человеком алчным и распутным, он изгнал из города двух других братьев – Галеотто и Ланчилотто. В соответствии со своими именами (Галеотто – итальян-ский вариант Галахада, а Ланчилотто, соответственно, Ланселота из рыцарских романов о короле Артуре) они отправились странствовать, нанимаясь на военную службу к различным итальянским правителям. Карло и Федерико правили Фаэнцей девять лет. За этот период они полностью потеряли все симпатии населения, недовольного чрезмерным ростом налогообложения и посягательствами синьоров на чужое имущество.
Одно доброе дело братья всё же совершили: в 1474 г. началась закладка нового собора, который будет окончен только в сле-дующем столетии. Проект его заказали флорентийскому архитектору Джулиано де Майано (1432 – 1490), который применил к старой ба-зиликальной форме собора новейшие достижения современной ему архитектуры.
Внутри собора, который и поныне украшает город, до наших дней сохранились мраморная арка с барельефами, посвящёнными святому Савину, заказанная вдовой Асторжо II скульптору Бенедетто де Май-ано, брату Джулиано, резной саркофаг святого Теренцио работы не-известного мастера, надгробный монумент Джан Баттисты Бози  и кропильница, выполненные фаэнтинским скульптором Пьетро Барилотто.
В 1474 г. Карло II приобрёл укрепление в Ориоло (8 км от Фаэнцы). Он превратил его в шестиугольную башню с  "двойными стропилами", единственную в своём роде в Италии.
15 ноября 1477 г. в Фаэнце вспыхнуло восстание.  Причиной по-служило произвольное поднятие цены на зерно (с 45 сольди за корзину до 50), что было сделано в интересах епископа Федерико, имевшего большие запасы хлеба в личных складах. Карло Манфреди укрылся в крепости, а Федерико бежал в Луго. Ожесточенная толпа подвергла разгрому епископский дворец, где нашла 8000 корзин зерна, большое количество масла и вина, и другое имущество. Грабёж продолжался полдня.   На волне народного гнева изгнанник Галеотто въехал в город как герой, и жители признали в нём нового синьора. Он получил поддержку от Флоренции и Венеции. 
Жизнь Галеотто - синьора не стала спокойной: он продолжал свои военные подвиги, участвовал в интригах и заговорах, не отличаясь, по-видимому, хозяйственной жилкой и бережливостью. При этом он интересовался науками, состоял в переписке с Марсилио Фичино .
Бурной была и семейная жизнь Галеотто. У него имелась неофици-альная семья, состоявшая из его любовницы Кассандры Павони родом из Феррары и их троих сыновей: Франческо (1470 – 1509), Шипионе (1473 – 1493) и Джованни Эванжелиста (1482 – 1502).  Кассандра проживала под видом монахини в  камальдолезском монастыре. Надгробие Кассандры (монашеское имя – Бенедетта) сохранилось в церкви Сан Маглорио.
   
В городской Пинакотеке Фаэнцы находятся вещи, принадлежав-шие этой паре. Там можно увидеть каменный барельеф круглой формы с геральдическими знаками Галеотто (Илл.10): цветущей пальмовой ветвью, петухом и мотком верёвки, привязанным к хирургическому ланцету, а также  кассоне – сундук для одежды, происходящий из монастыря, где находилась Кассандра. Традиционно он считается подарком, сделанным правителем Фаэнцы своей возлюбленной (Илл.12.). А. Кальци, с похвалой отзываясь о прекрасной резьбе, по-крывающей сундук, находит, что он «весь в арабесках в самом чистом стиле XV века». 
Фаэнца XV в. – развитый центр керамического производства, специализирующийся на изготовлении покрытой эмалью расписной посуды. В Гетти музее (США, Лос Анжелес) находится необычная тарелка, украшенная узором  из сужающихся листьев и перьев павлина, которая окружает звезду, заключённую в медальон в центре. Павлиний узор, появляющийся в керамике Фаэнцы в это время, восходит к Кассандре Павони, чья фамилия переводится как «павлин». Также на посуде изображаются портреты красавиц, животные и геральдические знаки.
В 1482 г. по совету своего союзника и друга, тирана Флоренции, Лоренцо Медичи Великолепного,  Галеотто Манфреди женился на Франческе, дочери правителя Болоньи Джованни II Бентивольо. 20 января 1485 г. у них родился законный сын и наследник Асторджо III.
31 мая 1488 г. в семье Галеотто произошла трагедия: правитель Фаэнцы был убит кинжалами наёмных убийц из Болоньи, при актив-ном участии его жены Франчески, которая прикинулась больной и попросила мужа навестить её.  Франческа действовала при поддержке местной знати, считавшей, что Галеотто потворствует низам,  и с ве-дома отца, который мечтал присоединить Фаэнцу к своим владениям. Самой женщиной двигали личные мотивы: недовольство обращением мужа и ревность к любовнице.  Однако убийцы просчитались. Не-смотря на множество недостатков, население города любило этого доблестного капитана и солдата, вспыльчивого, но щедрого, превос-ходного оратора и друга образованных людей.
«Смерть его вызвала в городе величайшее смятение. Жена, захва-тив с собой малолетнего сына по имени Асторре, укрылась в крепости.  Народ  взялся  за оружие.  Мессер Джованни  Бентивольо при поддержке некоего Бергамино , кондотьера на службе у герцога Ми-ланского, предварительно ко всему этому подготовившись, вступил во главе значительного воинского отряда в Фаенцу, где еще находился флорентийский комиссар Антонио Босколи. Среди всего этого пе-реполоха различные лица из городских властей собрались, чтобы об-судить вопрос о будущем устройстве, но в это время жители Валь-ди-Ламона , устремившиеся в связи с этими событиями в Фаенцу с оружием в руках, напали на мессера Джованни и Бергамино, одного убили, другого захватили в плен и, возглашая хвалу юному Асторре и Флоренции, передали власть в городе флорентийскому комиссару.  Когда известие об этих событиях пришло  во Флоренцию, оно всех   огорчило.   Тем   не   менее,   велено   было   освободить   мессера Джованни   и   его   дочь,   и   республика   с   единодушного согласия всех  жителей Фаенцы   взяла под  свое   покровительство город и юного Асторре»,   - писал Н. Макьявелли о последствиях убийства в «Истории Флоренции». 
В церкви Сан Джакомо Маджоре в Болонье и сейчас можно уви-деть портрет семейства Бентивольо (работы Лоренцо Косты), члены которого расположились у подножия трона мадонны. Слева, среди сестёр, стоит мужеубийца Франческа с вдовьим покрывалом на голове.


Рецензии