Казачий

КАЗАЧИЙ

Весна в двухтысячном году ворвалась в Камышин рано. Сыреет, мякнет под ногами податливый снег. В тени — неприкосновенная зима, а на солнцепеке — капель, лужи и первые проталины. Ярче свет, выше солнце, длиннее дни.… И в этой нарастающей светлыни дня слух все чаще и чаще улавливает разноголосые “птичьи разговоры”. Неугомонно чирикают воробьи, будто стараются перекричать синиц.
Тает, растворяется зимний покров. Крути — не крути, морозь — не морозь, а весна прочно вошла в свои права. Порой и солнца нет, а вода все равно бежит.
И грянул солнечный март. Солнце вдребезги — золотые осколки на вешней воде. Пурпур в березовых ветвях. С брызгами, с яркими бликами позолота на соснах в Камышинском лесотехническом питомнике.
Прощальными хлопьями снега распухли почки на лозинах. Мутнеет, набухает Волга, поднимая и отрывая припаянный к суше вспухший зеленоватый лед, выходит вода у закраин, затопляет берега, особенно это заметно на Камышинке — речке-невеличке.
Жизнь города обретает после зимы новый виток. Я живу чувством нахлынувшей весны. Каким же будет лето? Нужно признаться, что в последние годы в Камышинском районе погода испортилась в конец. Ни тебе зимы нормальной, ни тебе лета хорошего.
Поскольку год был високосным, то и шел он в какой-то суете, в каком-то темпе и ожидании. Погода действительно постоянно менялась. То моросил дождь, то срывался ветер, то наступал такой зной, что даже дышать было трудно. Встреча дворян постоянно откладывалась, и причин этому было много.
С Николаем Яковлевичем Зарубиным, военруком ПТУ-57, заядлым рыболовом, я уже два раза выезжал на рыбалку на пруд под село Сестренки.
И все же лето проскочило быстро, сменяясь то зноем, то дождями. В конце августа я позвонил Александру Петровичу Щеглову, Виктору Ивановичу Золотареву, Юрию Васильевичу Щеглову, и мы приняли решение выезжать 2 сентября на встречу-2000.
Петрович, директор “Нарата”, предложил совместить встречу не только с рыбалкой, как всегда, но и с охотой, поскольку ее сезон в сентябре уже открывался. Охота — дело любительское, а встреча друзей юности — она и в Африке встреча. И решили совместить.
Все было как обычно: звонки, мясо, водка, ружья, палатки. И место выезда как обычно: с 3-го городка в субботу в 13-00. Но пятница оказалась нервной на редкость. С утра начал капать дождь, срывался ветер, синие тучи накрыли все небо. Просветов к хорошему вечеру не было. Я не находил себе места. Во-первых, все было закуплено, замачивался уже шашлык, а главное — готовились люди. Что они сейчас думали? Посыпались звонки. Александр Иванович Алексеев спрашивал, где нас ждать и не отменяется ли встреча. Валерка Богачев говорил, что ее в любом случае не надо отменять. Александр Рожков звонил с таким же вопросом, так как из Волгограда должен на встречу приехать наш друг детства полковник милиции Николай Аханов.
Позвонившему Володьке Никитину тоже ответил, как и всем: “Держаться, выезд не отменяется”. И не напрасно. Субботнее утро было ласковое и теплое, и день набирал силу. Я занялся приготовлением и одновременно вспоминал все, что меня связывало с охотой. Дома в Дворянском всегда висело ружье отца. Охотником он был не очень заядлым, но все же.
…Первый раз я выстрелил из ружья, когда ехали на бахчи на телеге. Мне было тогда 10-11 лет. После выстрела (при отдаче приклада в плечо) я вывалился вверх ногами из телеги. Но это меня не испугало. Затем с друзьями охотился на куропаток в лесополосе, на зайцев зимой в лугах, ну и лет семь назад с офицерами из КВВКИСУ ходил на дичь в Везелевы луга, где я и подстрелил утку. Это дело — посерьезней рыбалки, да и не очень расслабишься, поэтому я всегда предпочтение отдавал последнему. Хотя в наших местах и дичь, и кабаны, и другая живность — зайцы, куропатки, лисы, волки водятся в достаточном количестве. Николай Избицкий рассказывал, что в последнее время много кабанов развелось за Уметом у силосных ям, но особенно много в сторону саратовской трассы, в Каменке. Там даже лоси бродят.
Подготовив все необходимое, я уже хотел выезжать, но позвонил Никитин, сказав, что он заедет за мной. Выехали вместе на 3-й городок, по пути захватили моего двоюродного брата Виктора Ивановича Арсентьева. Нас уже ждали.
Сделав проверку, я по мобильному позвонил домой Сашке Бережнову. Жена ответила, что он испугался погоды и еще вечером уехал на дачу, думал, что встреча не состоится. Не было еще Еремы, т. е. Витьки Еремеева. Избицкий был на свадьбе и обещал приехать позже.
Остальные были в сборе, даже Аханов из Волгограда успел. Собирались дворяне как всегда, в этом и был заложен смысл этих встреч — один раз в году, всего один, и чтобы там ни было, надо встречаться. Мы же друзья детства, сколько той жизни, не должны себя отдавать только суете, надо искать и отдушину.
Договорились, что едем в Сорочий угол. “По машинам”, — дал я команду. И все двинулись в Дворянские луга. Ехали, кроме А. П. Щеглова, кратчайшим путем через “трубу”, не заезжая в наше село.
И, как всегда, выезжая в луга, нас ждало искушение в выборе места на ночь. Одни предлагали в первых лугах (Юрка Щеглов там недавно отдыхал с ребятами из электросетей), другие — во вторых лугах у Кальмаша.
Остановились, чуть не доезжая до Казачьего брода. Чем ближе мы подъезжали, тем настроение росло, и в тела наши вселялся, какой-то бесноватый дух. Все с нетерпением накинулись готовить лагерь: заготавливали дрова, ставили палатки, готовили место под костер и, главное, обеденный стол.
Поступали предложения перекусить и снова продолжить, но я тянул время. Как опытный в этих делах “рыболов-спортсмен”, знал, что этого делать нельзя.
Наконец все было готово, даже стол был заставлен всякими яствами.
Возбужденные, радостные и счастливые, мы принялись к этому мероприятию. Первый тост предложил Валерий Богачев за встречу. Да, это был самый правильный тост. Мы снова встретились, и компания наша разрослась. Были даже те, которые знать не знали о таких встречах. Это Дима Суров, Василий Куликов, Александр Рожков, Николай Аханов, Володька Руденко, Петр Сячин, Виталий Калмыков, Виктор Арсентьев, Вовка Никитин, Вовка Калмыков. Другие были уже здесь не раз.
Иван Бережнов спорил с Богачевым, что — он один из тех аборигенов, которые начали встречаться на Иловле. Ну, естественно, этими аборигенами были В. И. Золотарев, Ю. В. Щеглов, я – ваш покорный слуга, А. И. Алексеев, Н. А. Избицкий, затем к нам присоединились А. П. Щеглов, А. А. Фокин, Г. П. Щеглов, А. И. Бережнов, В. Еремеев, Вовка Попов, даже В. П. Иванов из Татарии приезжал.
Слово попросил Николай Аханов:
— Вы знаете, я тронут этой встречей. Спасибо, что пригласили, век не забуду! Давайте поклянемся, чтобы ни было, встречаться каждый год и до конца!
Все поддержали, нет, голосования не было как на партсобраниях, были возгласы: до конца, до конца!
Еще были трезвые, но уже обнимались, что-то друг другу рассказывали, доказывали. Иван спорил опять с Богачевым:
— Нет, Арсен — подполковник, я тебе говорю.
— Иван, я — подполковник МВД, а он подполковник Российской Армии.
— А я тебе говорю, он полковник.
— Ты еще генеральскую звезду ему нацепи.
— И нацеплю!
Подошел Аханов и сказал, чтобы я назначил кого – то отвечать за безопасность. Да, как офицер милиции, он дело свое знал четко. Я ими назначил П. Сячина, В. Богачева и В. Калмыкова.
Вскоре узнал, что Виктор Золотарев (повар наш) не приехал по семейным обстоятельствам и некому готовить еду. Сашка Щеглов напомнил, что Фокин служил зам. командира батальона по снабжению. Вот я его и назначил поваром. И не ошибся: все, что он готовил, было очень вкусно. И шашлыки, и уха, и шулюм.
Я всем рассказал, что на место отсутствующего повара Золотарева просились дворянские девчонки Валька Инделеева и Анька Блюм, но отказал им. Все согласились, что правильно сделал.
Петрович, а я имел  в виду Сашку Щеглова, пригласил всех на фотографирование для истории.
Вспомнили про охоту: спрашивается, зачем брали ружья. Пришлось взять собаку за ошейник и изображать заядлого охотника.
Приехали опоздавшие друзья — Николай Избицкий и Александр Алексеев. Один сбежал со свадьбы, другой колхозом своим руководил допоздна. Причины уважительные. Выпили штрафную, снова начали обниматься, спорить.

…Незаметно подкрался вечер, а затем и ночь.
— Где повара? — крикнул кто-то.
Я переспросил: “Какие повара?”
— А Валька с Анькой, ты же говорил, что они повара.
— Постойте, вы же сами сказали, что не надо их брать в мужскую компанию!
Вдруг, заходила ходуном палатка, и из нее вывалился Васька Куликов:
— Хочу увидеть Аньку, мне представьте Аньку! Я с ней в детстве дружил.
Все засмеялись, перебрал, видно, Васек.
Кто-то уезжал, потом снова приехал. Происходила какая-то возня. Оказалось, из Дворянского привезли Ивана Тарасова и Вовку Щеглова (в детстве у него была кличка Гусак).
Иван Бережнов пытался поздороваться с приезжими, но зацепился за корягу и упал. Нет, не больно, все было нормально.
Приехал сын Сашки Щеглова — Алексей и увел отца домой.
Обнаружилось, что Фокин сбежал с поварской должности, и пришлось назначать нового повара — Калмыкова.
— Арсен, — вдруг я услышал Избицкого, — наливай.
Я ему сделал замечание, что вся вторая моя книга — “Заманила речка Иловля…” написана про него, а он и сто граммов не поставил.
Он пошел к машине и принес литровую граненую, очень красивую бутылку водки. Все так и обалдели. Это же с ума сойти можно, чтобы ее выпить.
— Арсен! Арсен! — раздавалось в ночи. Это уже Избицкий баловался.
Все шло здорово, но по душам некогда было поговорить, как обычно мы это делали всегда на встречах. Сегодня нас было много, но все шло хорошо и без ЧП.
Глубокая ночь делала свое дело. Уехали домой Алексеев и Вовка Никитин. Другие разбрелись по машинам.
Мы с Юркой Щегловым переговаривались о событиях прошедшего сезона. Он рассказал, как попал в историю (без приключений не может), когда отдыхал всей компанией от электросетей в первых лугах в этом году.
— Так вот слушай. В разгар веселья и отдыха, а это было в первых лугах на Иловле, мне пришла мысль порыбачить. Взял удочку, надел плетенки (чтобы не наколоть ноги об скошенную траву) и пошел искать удобное для рыбной ловли место. Но везде были крутые берега. Ты же знаешь, какой там берег? Так вот далеко не стал идти и, выбрав место, начал ловить в прогалине между лопухов. Клева не было, стояла жара, мне очень хотелось пить. Переминаясь с ноги на ногу, продолжал ловить рыбу, меняя чаще червяка.
Все знали, что я рыбак и обратной дороги без улова у меня не было.
Вдруг поплавок ожил, дернулся,  и его повело к кустам. Я вытянул руку, давая возможность хорошо зацепиться рыбе. Еще шаг, еще и… Все случилось очень быстро.
Я упал с крутого берега в воду, вернее, свалился. Первое, что ощутил, так это то, что всего меня обвили водоросли, я как бы попался в сетку. Стал соображать, где берег, но голова работала плохо, сам понимаешь, почему.
Потащил за удочку, но она так сильно дернулась, что меня развернуло в другую сторону. Я уже не знал, что делать. Наверняка поймалась большая рыба, а я тону. Снова стал тащить к себе удилище, и когда взял за леску, чтобы быть ближе к рыбе, случилось непредвиденное… Щука (это была она, длинная и сильная) вывернулась перед самым лицом, ударила хвостом меня и, самое страшное, испугала.
От неожиданности я чуть не захлебнулся. Бросил все… и удочку, и щуку. Искал силы спастись и не утонуть. Освободившись от водорослей, обнаружил, что на правой ноге нет сандалии. “Всего неделю назад как купил их”, — мелькнуло в голове. Начал нырять и шарить по дну, но было бесполезно. Сколько чертыхался в воде, не помню, но понял то, что быстро протрезвел. Снова почувствовав опасность, поплыл к берегу.
У берега снова обнаружил, что потерял сандалию с левой ноги. Снова начал искать, не сообразив, зачем мне она одна нужна. Левую сандалию я нашел быстро, выбрался на берег, огляделся и как-то поежился от жуткого места, аж дрожь пошла по всему телу. Ни удочки, ни щуки, ни сандалии правой, ничего не было. Была лишь моя искривленная физиономия. Из товарищей никто даже не заметил моего чертыханья в речке, а, вернее, в омуте. Рассказывать это им показалось неуместным. В тайне радовался, что все закончилось хорошо.
Я посмеялся над его приключением и посоветовал одному на рыбалку больше не ходить. Затем мы тоже пошли отдохнуть, т. е. поспать чуть-чуть в машинах.
Утро было для нас вялое, близорукое и ленивое. Но это быстро прошло. Умылись, кое-кто купался в речке…
Я опросил, для всех ли нормально закончилась ночь. Оказалось, Иван потерял ключи от машины, утром нашел. Димка Суров всю ночь бегал вокруг лагеря и искал свой рюкзак, где была его теплая одежда. Он сжег весь запас дров, а иначе бы замерз…
Приехал Сашка Алексеев и, как всегда, лечил всех, чем мог: пивом, водкой, молоком и кофе. Переговаривались спокойно, лениво, просто еще не отошли от ночи. Записывали телефоны. Аханов просил позвонить заранее о следующей встрече.
…А затем машина за машиной отъехали в город Камышин.
2000 г.


Рецензии