Часть 2. Долгая дорога домой

Хроникально-документальный очерк

Часть вторая.


    
Мой отец, Обрезков Иван Андреевич родился в январе 192...года.    После девятого класса  поступил в  Новочеркасский  педагогический институт. Но на физико-математическом факультете проучился всего год, потом его призвали в армию.
 
      
Вся семья отца и он сам   жили в этом южном городе Новочеркасске, который славен своими традициями и достопримечательностями.

      
Хочется сказать несколько слов об  этом  удивительном  городе, с которым связано и мое детство и  моя юность, правда очень мало, но когда я приезжала туда,  мне становилось хорошо и уютно. Снова и снова хочется пройтись по нему, полюбоваться его городскими пейзажами и историческими памятниками.

      
Сначала это было раннее детство, поездки к бабушке и дедушке, когда мы вместе всей семьей приезжали в отпуск погостить.  Небольшой домик, небольшой сад, небольшое хозяйство. До сих пор помню и удивительных  дедушкиных кроликов и курочек,  виноград, который окутывал лозой почти всю территорию, и знаменитые соленые бабушкины огурчики, которых я больше нигде  и не ела.

      
Ее ласковые руки и нежный взгляд до сих пор тревожит сердце. А ее рассказы о моем самом раннем детстве, которые она, казалось, помнила наизусть и каждый раз, когда я приезжала, она все время мне их рассказывала.

      
Только сейчас, я сама, окунувшись в воспоминания, узнала очень много нового из жизни  моего отца. День за днем я открывала для себя новые события, читала документы его славной биографии и по крупицам смогла все это собрать воедино, может быть не так, как  мне самой этого хотелось.

      
Ведь многого я не знала. Поэтому мне пришлось опираться на исторические факты. Жизнь отца неразрывно связана  с тем, что мы привыкли звать Историей. История, уже такая далекая,  но  от этого она становится мне еще  дороже и ближе.

      
Время неумолимо идет вперед, отдаляя нас от тех прекрасных мгновений, когда мы все были вместе, радовались жизни.  И мы прошли ее славной дорогой  с тревогами с трудностями,  которые неизбежно вставали на ее пути.
 
      
Но сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что нет ничего дороже того, что мы называем любовью к отчему дому, потому что, потеряв его однажды, ты никогда не сможешь вернуть его назад.

      
И чтобы не случилось в твоей жизни, отец и мать - это то, единственное,  святое, что надо беречь и ценить всегда, всю свою жизнь и относится к этому очень бережно, словно к  маленькому хрусталику, который очень легко можно разбить еще на более мелкие осколки, а вот  собрать почти невозможно.
    
      
В юности, покидая отчий дом, особо не задумывались об этом. Радовались новой жизни, самостоятельности, свободе, наконец.   А отчий дом пустел, отвыкая от детских криков, постепенно угасая в ожидании долгожданных писем, постоянных тревог за своих детей.
      
А тревожиться было о чем. Тот путь, который прошли мы с братом, давал основания для этих волнений,  и еще каких!  Брат стал летчиком, я уехала учиться на Украину. Сколько дней и ночей они провели в ожидании маленького чуда-письма, которыми мы так редко баловали своих родителей?

      
О чем они думали тогда, тревожась каждую минуту?  Думаю, им помогали воспоминания о нас, о своей безвозвратно ушедшей молодости, о часах проведенных с нами, когда мы были совсем маленькими и когда подросли.   Это понимание приходит с годами, с жизненным опытом, когда у нас самих появляются дети и все в этой жизни повторяется.

      
И вот теперь я сижу и пишу эти воспоминания, потому что прожита целая жизнь и, оглядываясь назад,  понимаю, что мне надо все написать, все вспомнить. Это помогает и мне самой справиться с болью потерь и утрат и возвращает меня в те далекие незабываемые времена…

      
Отец был удивительно добрым и порядочным человеком. Таким я его и запомнила. Он никогда не повышал голоса, независимо от того, кто это был, ребенок или взрослый человек. Еще в детстве я заметила его удивительную способность очень тихо ходить. У него все получалось бесшумно и без лишней суеты. И всегда все лежало на своих местах.

      
Очевидно, военная закалка и военная выправка за 20 лет службы (из них 15 лет  в Германии), сделали свое дело, и оставили  свой отпечаток на всю его  жизнь.  Передо мной всегда был образец  человека в  высшей  степени интеллигентного, образованного и добропорядочного с удивительно мягким и любящим сердцем.

      
С самого раннего детства помню отца как очень веселого и общительного человека, умеющего всегда поддержать компанию, сыграть на аккордеоне любимую мелодию, а потом и на пианино, которое появилось у нас в Финове, последнем месте службы моего отца. Разве это забывается?   

      
Вспоминая об отце, в первую очередь вспоминаю его знаменитый  По-2  и  аккордеон. Эти два понятия неразделимы,  о них нельзя говорить отдельно. Что бы ни случилось в жизни, он всегда брал аккордеон и начинал играть, и я забывала обо всем на свете. И что бы ни случилось, он всегда рассказывал о своем знаменитом любимце, его друге По-2.
 
      
Его знаменитая «Цыганочка» на аккордеоне,    «Лунная соната» Бетховена, «Вечерняя серенада» Шуберта, которые он исполнял на пианино, завораживали меня….  И до сих пор не дают мне покоя…


      
Служба отца   в армии началась в 1940году с поступления  в Олсуфьевскую военно-авиационную школу стрелков – бомбардиров.
      
После окончания школы  был направлен в авиационную дивизию  в 717 нбап, Сначала этот полк назывался 717лбап (легко бомбардировочный авиационный полк). Потом  к марту 1942г. его переименовали   в ночной бомбардировочный авиационный полк. На вооружении имел самолеты У-2.  В мае-июне 1942 г. действовал в составе 2 уаг на Северо-Западном фронте.

      
А уже  с 14.06.42 г. полк  входил в состав 242 нбад (ночной бомбардировочной авиационной дивизии).

      
20.03.45 г. за образцовое выполнение заданий командования в Восточно-Померанской операции и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР авиаполк был награжден орденом Красного Знамени.

      
В этом полку отец  и начал свой путь, путь авиационного стрелка - бомбардира. Летал на самолетах типа У-2, Р-5, ССС, ТБ-3, Общий налет тогда составил  всего 35 часов. Но  для сержанта учеба только начиналась…

    
А потом   в его  жизни, и в жизни таких же мальчишек и девчонок,  произошло самое страшное – война.  В начале 1942 года, отец вместе с полком попал на  Северо-западный фронт и продолжал служить,  набираясь опыта и  совершенствуя  свое мастерство, совершая учебные полеты.

    
В это  самое время там  находилась уже и моя мама, Обрезкова  Мария Ивановна, в девичестве Проскурякова (родилась 23января 1923года),  которая была призвана в армию еще в октябре 1941 года.
 
    
Мама поступила в 3-х годичную фельдшерско-акушерскую школу в Вышнем Волочке, которую перед самой войной в 1940году окончила (отделение медсестер). После медицинского  училища ее направили работать медсестрой на детский комбинат.

    
Там она проработала не более одного года, просто не успела больше - началась война. Она ушла добровольцем на фронт. Так началась ее служба в 130 батальоне аэродромного обслуживания.
 
    
Но  мои родители еще не знали о существовании друг друга. Они  просто работали, выполняя свой долг перед родиной, каждый, на своем месте. Мама на земле, а отец в небе.

    
Отрывок  из  газеты «Красная звезда» (Чугуевский горком компартии, Украина)
1сентября 1982года:

    
« Недавно в Москве состоялась встреча 242-й ночной ордена Суворова Краснознаменной Люблянской бомбардировочной дивизии.  Сформированная 40 лет назад на Северо-Западном фронте, она вписала немало героических страниц в историю Великой Отечественной воины.

    
Командовали тогда дивизией полковники Дмитриев и Абанин. Их не было среди нас,  и многих других, но оставшиеся в живых не забыли о них: Мы всегда в вечном долгу перед теми, кто не вернулся с поля сражения.

    
Это была не первая моя встреча с однополчанами. Но некоторых из них я увидел только теперь...
 
    
В мае 1942 года в полк прибыл летчик и  И.Ф. Шоломон он сразу вписался в наш коллектив. После соответствующей подготовки, ему назначили молодого, но уже зарекомендовавшего себя в боях штурмана лейтенанта Ивана Обрезкова.

    
В то время наш полк базировался на аэродроме в населенном пункте Вины. Он сильно защищался зенитной артиллерией, так как неподалеку через Рамушево, проходил «коридор», соединявший  Старую Руссу и Демьянск, в котором была окружена немецкая группировка в 70 тысяч войск.

    
И.Ф. Шоломон и И.А. Обрезков вместе, как единый экипаж, произвели  70 боевых вылетов на бомбежку по технике врага. Каждый из них оставил заметный след, но самым памятным был третий вылет.

    
Вот что, спустя годы, писал И.А. Обрезков своему боевому другу И.Ф. Шоломону: « Было уже светло, когда мы подходили к дороге  Омычкино-Бяково. По  всей дороге на расстоянии 30-10 метров друг от друга стояли пулеметы разных калибров зенитной артиллерии. Высота была  800-900 метров, и нас встретил ураганный огонь из всех видов оружия.

    
Не успели сделать разворот, как я услышал взрыв над головой. Пока осматривался, заметил, что мотор работает с перебоями. В голове пронеслась мысль: а что, если остановится винт? Ужас создавшегося положения я  осмыслил спустя  3 дня, когда опомнился, а тогда рассудок работал спокойно.
 
    
Когда рассмотрелся, то увидел, что козырек забрызган кровью: ты был ранен в голову….  Машина вошла в левую спираль».

    
Как рассказал И.Ф. Шоломон, И.А. Обрезков, как мог, привел его в чувство, и они смогли отбомбиться и выполнить задание»
Я. Малышкин
Летчик, кавалер ордена Ленина

    
Чтобы  достойно воевать, необходимо было и достойно учится, овладевая знаниями изо дня в день, работая над собой каждый час, каждую минуту. Это требовало военное время. И в сложившейся обстановке эти молодые курсанты за короткий срок овладевали этим искусством и совершали чудеса мужества достойно сражаясь  с ненавистным врагом, который вероломно напал на нашу Родину.

    
А  вот что вспоминала мама о войне. Это самое короткое воспоминание о войне, которое я могла себе представить:

    
« …Наступило солнечное утро 22 июня 1941года, и ровно в 13.00 над нами прошли фашистские самолеты. Началась бомбежка, появились первые убитые и раненые. Недалеко от нас  в Выползово находилась одна из военных частей.

    
Я подала заявление о принятии меня добровольцем на фронт. Меня приняли. И начались военные будни. Так я попала на Северо-западный фронт в 130 батальон аэродромного обслуживания, где и прошла с ним до самого Берлина.
 
    
Во время работы были раненые, больные, всем  приходилось оказывать помощь, делать перевязки…  И  так в течении четырех лет…. Наконец пришла победа…. Это был незабываемый солнечный день, цвела сирень. Оставшиеся в живых радовались жизни….

   
…Когда я дошла до Берлина, желающих собрали и повезли смотреть  Рейхстаг. Когда я вошла внутрь, там лестница на второй этаж еще дымилась. На первом этаже в нише лежал солдат, он был мертвый,  и совсем молодой.
 
    
Очень было жаль, что не дожил он до этого светлого майского дня. С друзьями зашли в кабинет, где заседал Гитлер. Жутко было.    Кабинет был мрачный, средних размеров. Около окна стоял стол. На столе стоял глобус. Я его крутанула один раз.

    
У противоположной стены стояло зеркало больших размеров. В кабинете больше ничего не было. Вещи были целые, неразбитые, что было нам удивительно, кругом такой разгром, а эти предметы стояли невредимые. Затем мы сели в машину и уехали в свою часть.

    
Когда мы стояли уже под Берлином, вдруг начался такой обстрел. Мы думали, что немцы опомнились, прорвали нашу линию обороны и ринулись в атаку. Но это обернулось радостью! Стреляли наши в честь победы из оружия, у кого какое было. Это был день незабываемый.
За ратный труд во время войны, Родина высоко оценила мою работу".

    
Когда я прочитала мамины воспоминания о войне,  я попросила ее рассказать более подробно о своей тяжелой «работе». Рассказать о том, за что она получила свои ордена,  как проходила ее служба  в 130 батальоне аэродромного обслуживания.

    
Ведь с ним она прошла фронтовыми дорогами до самого Берлина в составе сначала 6-й воздушной армии Северо-западного фронта, потом  16 воздушной армии,…1-ый Белорусский фронт… , 242 ночная бомбардировочная авиационная дивизия.

    
Далее было Войско Польское сформированное из польских патриотов при помощи Советского Союза, и которое входило в состав 16 Воздушной армии. А мама была все в том же 130 батальоне аэродромного обслуживания….  А потом, после войны, с декабря 1946года по март 1947года была служба в 5-ом штурмовом авиаполку …

      
Так случилось, что  ничего более я не знаю. Слишком мало рассказывала мама о себе. По мере написания всплывают в памяти отдельные эпизоды, но большей частью я использую документальные источники.
    
      
Мама  была очень скромным человеком, даже ордена  не носила в  День победы. Когда  я  просила ее  об этом, она даже сильно возмущалась. На ее синем платье с белым воротничком были только орденские планки, с ними она чувствовала себя увереннее.
 
      
Часто видела, как она смотрит свои фотографии военных лет, на эти уникальные фотографии ее военной биографии. Как пишет стихи…. Как иногда плачет…  Я  подходила,… что-то она мне отвечала…. Стихи-воспоминания.  Мама тоже часто их перечитывала….  Но и их не очень много…

    
 …И я все-таки попробую немного рассказать о мамином пути, чтобы дать представление о том страшном времени  и рассказать, что пережила моя мама в свои 17-20лет… и самой прочувствовать этот ее военный период жизни…

      
Подав заявление, мама в 17 лет  добровольцем ушла на фронт. С первых дней войны помогала раненым и участвовала в обороне  поселка, (она, как и многие в то время, рыла окопы.) Самые первые раненые появились уже 22 июня 1941 года, когда  ровно в 13 00 их начали бомбить.

      
Согласно заявлению,  мама призвана  на  военную  службу, и 22 октября 1941 года направлена в  воинскую часть. С октября 1941года и по декабрь 1946года проходила службу в 138 батальоне аэродромного обслуживаниям, медицинская сестра. Уволена в запас  25сентября 1945года. С декабря 1946 года и по март 1947года -  5штурмовой  авиаполк,  работает  медицинской сестрой.
 
      
В 1942 году  присвоено звание старшая сестра, старший сержант. За всю войну не было ни одного ранения.  С этим  батальоном мама прошла фронтовыми дорогами до самого Берлина. В составе сначала 6-й воздушной армии Северо-западного фронта, потом  16 воздушной армии,  1-ый Белорусский фронт,  242 ночная бомбардировочная авиационная дивизия им Суворова, и Войско Польское, сформированное из польских патриотов при помощи Советского Союза,  которое входило в состав 16 Воздушной армии.
 
      
Спустя много лет в нашем доме появилась одна книга. Называлась она «16 воздушная…» Воениздат 1973. В молодости я очень интересовалась литературой, естественно,  покупала много книг различного жанра, и много читала. Когда в руки попадала интересная книга - это был праздник. Праздник души.

      
Дома всегда была литература про войну, про летчиков. В юности и детстве я перечитывала их и перечитывала, представляя себя на месте этих отважных героев, совершая вместе с ними подвиги. Сражаясь с врагами, я всегда выходила победителем.  Эти книги тогда не были классикой, но как они меня к себе притягивали. Особенно, когда наступали летние каникулы, я  просто зачитывалась ими.  Наступала пора  бесконечного чтения …. Да,  вот таким было наше детство…

      
И теперь эта книга лежит передо мной… «16 воздушная». Военно-исторический очерк. Эта книга стала настольной книгой моей мамы и отца.  Боевой путь моих родителей прошел в 16 воздушной армии. Правда, не со дня ее формирования, а немного позже. Тогда, в годы войны, по стратегическим  соображениям, очень часто были формирования и расформирования армий, дивизий, полков. Даже шла передислокация фронтов (если я что-то в этом понимаю)… И все это происходило в суровой обстановке продолжавшихся военных действий.
 
      
В этой книге рассказывается о славном боевом пути 16-й Воздушной армии в годы войны. Летчики 16-й воздушной армии громили гитлеровских захватчиков под Сталинградом и Курском, на Украине и в Белоруссии, в небе братской Польши, принимали участие в Берлинской операции. Авиаторы армии совершили около 290 тысяч боевых вылетов. Свыше 200 летчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, более 27 тысяч авиаторов отмечены правительственными наградами. И вот среди награжденных мои родители …

      
Когда я стала перелистывать книгу, то увидела бесконечное множество карандашных пометок, в том числе выполненных и красным карандашом. Это даты…  мелкие населенные пункты… города …. военные действия… и  фамилии… Фамилии, которые знакомы даже мне, потому что родители рассказывали нам о своих однополчанах.

      
Слезы мешали мне просматривать и читать, но я продолжала  и продолжала. И как же мало мы знаем о наших дорогих близких нам людях,  об их судьбе, о боевой юности каждого из них,  о первой любви, о их первой  встрече, потом разлуки, переписки, которая продолжалась всю войну. Потом опять встречи, опять разлуки…

      
Начиная писать, и все дальше уходя в глубину событий, мне вдруг захотелось и самой  больше узнать  о 16 воздушной армии, о Северо-западном фронте, куда мама попала в первые дни войны. Северо-западный фронт был сформирован  22июня 1941 года. В состав этого фронта входила 6-я воздушная армия. Часто слышала от нее такие названия как Бологое, Выползово, где находился в годы войны аэродром,… Волоколамское шоссе….  Из воспоминаний мамы, именно с этой армией мама и продолжила свой военный путь в 130 батальоне аэродромного обслуживания, с которым дошла до самого Берлина.

    
В конце войны, значительный  промежуток времени мама прослужила в Войске Польском.  Потом служба продолжилась  и после войны, у нее появилось очень много  польских друзей.  Все к ней  относились с большой симпатией и уважением. Еще она была очень красивой,  веселой. Это я увидела и на фотоснимках тех лет, где она находится в окружении своих  боевых друзей.

    
Помню, в детстве и уже в юности мама рассказывала, как она познакомилась с отцом. Это была романтическая встреча, опаленная войной.

    
Мама тогда уже проходила службу в 130 батальон аэродромного обслуживания Северо-западного  фронта. Познакомились они, когда в полк прибыло новое пополнение. Это были красивые и молодые летчики и штурмана, которые только окончили училище, и их сразу направили на фронт. Это случилось на  одной из станций  в землянке. Возможно, это было под Старой Руссой. Мама часто  упоминала это название городка. Бои там шли тяжелые и жестокие. Кругом все полыхало…

      
А мама, будучи тогда 18-19-ей девчонкой, служила в медсанбате, который  располагался вот в таких землянках, их  в спешном порядке разворачивали тут же при очередных  отступлениях наших войск, а потом и наступлений, с каждым днем продвигаясь, все дальше и дальше на запад. И при каждой новой дислокации, при  очередном продвижении вперед, приходилось заново рыть  эти землянки и обустраивать их под медсанбаты.

      
И вот в один из таких дней, она познакомилась с вновь прибывшим молодым офицером, очень статным и очень красивым,  и мамино сердечко забилось…

      
Потом она рассказывала, что  отец при любом удобном случае всегда забегал к ней, а она с тревогой ждала его возвращений из полета. Отец тогда летал на ночных бомбардировщиках У-2. Поэтому его полеты тогда в основном  были ночными.  Это были боевые вылеты, вылеты на разведку и по спец. заданиям, но в любом случае он всегда возвращался, зная, что на земле его ждет необыкновенная и самая лучшая девушка на свете.

      
В  их сердцах родилась любовь, которую они пронесли через всю войну. Прошло время…, и отца направили на усовершенствование в Высшую военную  школу штурманов в Краснодар и их дороги разошлись очень надолго. Они переписывались, а потом совсем потеряли друг друга.
 
      
После окончания Высшей школы отец опять ушел на фронт. Мама написала письмо родителям отца. И только благодаря этому, их переписка возобновилась, ну а потом произошла и сама встреча в конце войны, но уже в далекой и чужой Германии, а возможно в Польше, мама служила тогда в Войске Польском.

      
Отец рассказывал как однажды его друзья  летчики взяли  его с собой в полет, и  в Польше он встретился с мамой. Был и такой момент в жизни. Еще в юности я слышала этот рассказ и он привел меня тогда в восторг. Надо же? Как бывает, оказывается! На свидание на самолете! Из одной страны в другую!

      
Уже после войны, когда отец проходил службу в Ораниенбурге, (местечко северо-западнее Берлина), они поженились. Свадьбы, как таковой не было. Они пошли в кафе и долго сидели за круглым столиком, вдвоем, счастливо улыбаясь, и веря в то, что их ждет впереди счастливая, достойная и долгая  жизнь.

      
Рядом с ними были их друзья Галина Федоровна Гнетова и Александр Федорович Гнетов. Наши однополчане. Они вместе  служили потом в Вернойхене.  Поженились мои родители  в июне 1947года, в Ораниенбурге.
 
   
Потом сфотографировались на память в фотоателье. Оба… такие молодые… такие красивые и жизнь у них должна быть такой же красивой,  как они сами. Мне часто говорят, что родители мои очень похожи друг на друга. Да, действительно, это так. Еще говорят, что такие пары очень счастливые.
 
   
Помню, отец, рассказывая мне о маме, всегда гордился ее наградами, да и самой мамой тоже. Он очень любил ее.
 
 
А  мама оставалась всегда как бы  в тени отца,  с ее работой с ее наградами, с ее военными дорогами по всей Европе.
 
   
А она,  непосредственная участница  и свидетель всех этих  исторических событий.   
Добросовестная, честная и очень ответственная.

Конец второй части

Январь-май  2010г.

Продолжение: http://www.proza.ru/2011/12/25/1803


Рецензии
Спасибо огромное!

Сергей Обрезков   16.01.2023 14:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.