к вопросу о миграциях

"Этоподвиг - в национальном армянском районепропагандировать казачью культуру"
-зам.главы администрации Мясниковскогорайона Ростовской области.

Лет эдак семь-восемь назад мне довелось побывать в этом хуторе... . Тогда отмечался в один из первых раз «День села». По впечатлениям была написана статься о сложностях межнациональных отношений на Нижнем Дону. И в частности в юрте станицы Гниловской разделённом ныне между тремя административными районами области: городскими Железнодорожным и Советским, сельским — Мясниковским.
  Рассказывалось в той статье и о начальниках от культуры,развалившихся словно восточные набобыв креслах и присматривающих запраздником... . И о двойных стандиртахадминистрации района в отношениифермеров и предпринимателей... . И обывшем народном «заступнике», нынешнемЗЕК-е, Петре Малодидове... . И о том, что.... И ещё... .
И вот я снова здесь. Глаза сами собой выискивают изменения. В голове перекидываются костяшки счёт: - новое дорожное покрытие;- громадины жилых (так и хочется сказать— дворцов) теперь уже не «новых русских»- среднего класса... . Вот указатель у дороги появился — хут. Хапры. Это обозначили историческое название, размытое железнодорожной остановкой— Сафяново.
 … перекопанные огороды..., ребра теплиц, лишенные плёночной кожи, прожаренной южным солнцем и вдрызг порванной приморскими ветрами, клочьями теперь висящей на скелетах в ожидании новой тугой и глянцевой..., рыжие тырсовые бугры по-над Донцом..., вылинявшая за лето и теперь,т олько-только начавшая впитывать осеннюю влагу донская дельта..., закрученное турецким ятаганом лезвие Мёртвого Донца.
 … кучи щебня, песка, штабели досок сложенные-сваленные на вновь нарезанных участках...
 ...не задерживающее на себе взгляд старое, ещё сталинской постройки, здание хуторского Клуба...
 Дебит-кредит...,плюсы-минусы...

-Ребята, спасибо что приехали! Ой, как хорошо! Любаша! Иди скорей, встречай..., встречай! Как здорово! Любаша! Да иди же ты сюда. Станишники приехали! Теперь у нас всем Любочка заведует. И внучечки помогают.
 -А вот и начальство районное... . Проходите. Проходите гости дорогие... .Сейчас и начнём, благословясь.
 -Перво-наперво, пусть кому и не по душе придётся, Гимн казачий. А потом... . Покатится... . Девчонки вон-а всё расписали: когда-что, когда-кто, когда-чего... . Всё как надо, по-современному. С компьютером и проектором! И свет работает — то гаснет, то вновь горит....
 -Вот только...хуторяне... . Триста дворов на хуторе...и где они все? Да коренных-то житьлей считай и не осталось. За стариками поди надо было б машину-автобус послать, что ли... . Вот!!! Не догадались!
 -Спасибо вы приехали... . Не то совсем стыдуха перед гостями была-б. Выходит, что мы только для себя стараемся што ли? Себя развлекаем? Да нет! Что ж тогда нам грамот-тя дают! Вон и баянисту теперь какую-никакую зарплату положили... . Помните? Горя-то наши? Как маялись без аккомпанемента? Как Педрос советовал подстелить каку-нито молодку под завотдела культуры? Бесстыдник! Обошлось. Обошлось, ребята. И не переживайте! Даже костюмы тот год новые справили.
 Всё. Всё, давайте действие смотреть. Любо, любо! Криниченька! Браво!!!

Клуб, снаружи непривлекательного вида, из нутри просто остался анахронизмом прошлого века. Выжелченная старым советским лаком еловая щелёвка обрамляет рампу сцены. Стулья, словно взятые в долг из колхозной столовки, обрывают свои слегка расстроенные ряды не доходя до середины зала. Вряд ли сейчас в клубе устраиваются танцы по подобию советского времени. Но место не занятое креслами и обрамлённое ими по периметру явно предназначено для организованного перетаптывания, истирания половой доски. И та, бесстыдно выпятив свои округлённые тысячами ног плашки, являет собой верное тому подтверждение. И как ни крась, ни перекрашивай видавшие виды стены зала, каким образом не обустраивай сцену, не изголяйся над задником — полы, полы эти полюбому своё возьмут. Сохранят голутвенный образ застойного очага культуры. Ну и хорошо, что так. Возможно иначе его прибрал бы к рукам кой-нито«олигарх» из пришлых. Так же? Конечно!
 А концерт удался! В зале кричали не только — Любо! В зале кричали - Браво! Браво — звучало! Казалось— чего тут? Три дня назад вместе с «Криниченкой» в Новочеркасске праздновали Покрова. Что ещё? Чем можно удивить, зацепить, затронуть душу? Ан вышло!
 Иная обстановка. Торжественность сопутствующая творческому отчёту коллектива, поздравлениям коллег по цеху и гостей придала новый оттенок знакомым лицам и песням. Слова и песни лились из сердца. Сердцем же и воспринимались.

Быть собой — подвиг? Говорить людям правду о себе — подвиг? Не поддаться давлению глобализации, обезличиванию народов — это подвиг? Любить своих родителей, детей... . Свой народ... . Жить честно, искренне так, как жили предки... . Это... подвиг?

Героями назвала хуторян Анжелика Вагаповна Ароян. В настоящее время она исполняет обязанности заведующего отделом культуры Мясниковского района. Немногим ранее - была директором Чалтырьской средней школы. Такому человеку следует верить. Мы привыкли верить учителям. По словам Анжелики Вагаповны жизнь казака на Дону — сродни подвигу. Заметьте она говорит не о средних веках, не о периоде безвластия или там, многовластия. Не о начале прошлого века, очередном периоде геноцида казачьего народа. Это в 60-е годы деды учили своих внуков терпеть, не высовывать своё казацкое нутро до поры до времени....
 И вот пришли90-е... . Пришло новое тысячелетие. Прошло ещё десять лет. В школах продолжают учить наших детей тому, что их предки были беглыми холопами. Эти же учителя с ехидной усмешкой ничуть не волнуясь, не переживая говорят о НАЦИОНАЛЬНОМ армянском районе, когда такового не существует ДЕ-ЮРЕ... .


Рецензии