Что было... байки станичного Правления

Помню в 1967 году это было, - рассказывал Анатолий Михайлович Табунщиков,- работал я в то время на «Смычке», консервном заводе. Получил наряд ехать в Таганрог. Экспедитором при нас с «захаром» (так звали автомобиль ЗИС) Степановна. Сели.... Завел.... Поехали...
Резво доехали до Чалтыря, а там ... стали.
Жили мы то время «счастливо» дорожных «пробок» не знали. Так, разве, что на Социалке, иногда, при пересечении Буденновского постоишь полчасика... . А казалось ... ого! Непроизводительная трата времени!!!
В тот раз стояли мы посередь чистого поля, перед въездом в Чалтырь часа четыре, не менее... . Абсолютно точно! Там! И без какой-либо информации, заметь. Вперед – ни-ни..., а назад глянешь – вовсе оторопь берет! Представляешь областная трасса на пол-дня стала!
Так вот совсем неизвестной, но … очень интересный факт из истрии Родного края я те с-час в один момент и опишу... .
Слушай. Причина-то в чем?
Тогда армяне, наши, за независимость выступили! И победили Советскую власть!!! И ни шума тебе, ни на гама в тогдашних СМИ. Так сказать. ... сделали так как им того хотелось. Вот.
Оказавыется, по какому-то велению Партии, облисполком... Не согласовав предварительно с советским же народом, армянской нации... Принял, значит, решенье: объединить вместе под одним флагом, так сказать, Мясниковский и Неклиновский районы. Понимаешь? При старшинстве Неклиновского. То-есть районные власти в Неклиновке должны квартироваться.
Не знаю уж, что там в самом Чалтыре творилось, не знаю....Урон, однако чую, нашей социалистической экономике земляки нанесли значительный.... Ибо таких эксп-риментов родная Советская власть с ними не делала боле.
Вот так, вот... Много чего народ может сделать, ежели он единой стеной стоит... Учись...Брат.


***
В начале перестройки это было. Когда мы в трудовом коллективе горячо обсуждали новые веяния в жизни страны и каждого человека. Готовясь, подспудно, к очередным подвигам во имя Родины....
Складывались по крохам тогда первые кооперативы. Одним из них был и наш «Казачий деловой двор». Денег на оборот не хватало и одним из кредиторов был Иван Багдысарян.
Получая, в очередной раз, проценты от занятой суммы, он принялся поучать нас уму-разуму:-Почему ты пришел ко мне? У меня есть деньги? А откуда они у меня взялись? С неба, что ли, свалились?Не-ет! Я их заработал! Трудом своим...
Работал я в Шахтах, на автобазе. Как было принято, «захара» своего дома на ночь ставил. То есть всегда под рукой.... А как же! На зарплату, что ли я капитал кой-какой собрал? Думать надо... Была у меня «своя» медсестра, Зинка. За червонец всегда давала... биллютень, значит. На неделю. А Семен Михалыч, механник, тот за четвертной глаза закрывал... еще бензину бочку бензина иной раз подкинет.
Вот мы с Ашотом неделю эту в Новочеркасске или Новошахтинске шабашили извозом. Так мы и вкалывали лет пять целых. Все планы перевыполнили!!!
А как же, не лениться надо! О себе думать! О потомстве, а не о государстве...


***
Что было Н.Борзенко
(ныне покойный житель
хут.Недвиговского)
То что говорили об окупации…. Не правда. Мягко говорю – неправда. Моя мама,  в то время - учительница в Сальском районе, рассказывала….
… Перед приходом немцев, я с трехлетними дочерми-близняшками кинулась, было-дело, в отступ. Отец, как и положено, воевал в 5-Донском казачьем корпусе. Далеко мы не ушли – немцы догнали. Пришлось возвращаться.
До войны жили мы в сельской школе. Туда и вернулась. Больше-то некуда…. Подвожу тележку со скарбом и детьми, а там часовые…. Не пускают. Военный объект, мол. Потом оказалось, что в школе находится отдел аэроразведки. Наши - за километр к нему никого не подпустили бы. А немецкий начальник, после уговоров, все-таки отвел нам прежнюю комнату. Говрит:- «Муж против нас воюет, а мы тебе желье?» Но разрешили жить…. Дверь забили. Так и лазили мы потом домой в окно. Просверлили нам дырку в стене, провели провод от своей электростанции, зажгли лампочку…. Вот так всю окупацию со светом жили.
Как-то собралась в район обменять на рынке тряпье на еду. «Аусвайс» требуется. Подошла к старосте. Его дочь у меня до войны училась. Объясняю что мне надо. «Пошла вон. Ты чужая, приезжая. Иди, а то пристрелю!».  Я ему говорю, мол, дети-то твоего друга, для них прошу. Хорошо не пристрелил…..
Делать нечего, иду к тому немецкому начальнику…. Выписал нужную бумагу.
Потом, помню был случай.
Сует немец дочкам какие-то таблетки, ешь, мол. Я им жестами и мимикой показываю – выплюньте! Он увидел. Засмеялся. Сам пригоршню проглотил. Оказалось – витамины.
Немцы, которые по-настоящему воевали, они порядочные были. Каждый день ведь под смертью. Так же как и наши. Это тыловые, может быть, зверствовали, эссэсовцы…. Или как их там... .
Но о всех немцах как о зверях говортиь нельзя.
На сколько я знаю, за все время окупации в нашем хуторе расстреляли одного человека…. Женщину. В советское время она была замзавсклада. Когда наши отступали – зарыли все имущество где-то в степи. А когда пришла суровая зима 43-го, видимо тот же староста, рассказал оккупантам об этом. Немцы  к ней и «пристали» с расспросами где?
Она, видимо, подумала, отдаст – наши расстреляют…. Не отдала. Уговаривали или «уговаривали» - не знаю. Не отдала!
Уж не знаю как в других местах, а у нас на хуторе – терпимо было.
***
Жиденькая, всклокоченая бороденка. Взъерошенные волосики на плешивеющей головенке. Щупленький, невзрачненький... Ребята мои его прозвали «Леший». Раз и навсегда. Не только внешний вид его обеспечилверность «погонялова». Чем-то завораживает, какой-то силой скрытой, вызывает уважение к себе. Простой, но с основательной уверенностью, что ли. Верой в правильность своего пути, своей работы, в необходимости этой работы людям, Господу.
Себя Геннадий называет «книгоношей». Несет в народ просвещение, правду.считая свою работу «послушанием» делает ее честно, без оглядки на собственные потребности. Уверен в силах своих... нет. Господь сподобит выполнить работу, добры-люди поймут и помогут. Силы верой и отдыхом восстанавливаются. Но и в отдыхе, как житель неземной, непритязателен. Дадут ли лавку, коврик на полу ли – все, достаточно. «А баньку ... да, не мылся три недели... в дороге все, в дороге.»
И всеж по нем не скажешь, что неухожен... Я давно заметил, людям порядочным, верующим, от чистого сердца искренним – нипочем грязь физическая, как впрочем и нравственная. Они своей духовностью побеждают не только жизненные, моральные невзгоды. К ним даже дорожная грязь не пристает. Нет вони. Нет на праведниках ни вшей, ни чиряков. Отлетает ложь от них как слюна от раскаленного утюга. Пшик! - а человек-то – чист!
Не встречали таких? Не верю. Они есть. Среди нас. Вокруг нас... Даже в нас самих, толкающихся, мечущихсяв поисках «теплого» места, порой проявляются их черты. Они тихо и незаметно несут свое послушание, думают о нас грешных жалеючи, как о людях лишенных главного в этой жизни – Веры и душевного покоя... Говорят, что Ад – это Земля, а души наши в бренном теле как в темнице мучаются, проходят испытания...
Такие люди были всегда, во все времена. Только общественное мнение по-разному оценивало, воспринимало их. Во времена когда такие люди заметны, пользуются уважением – все общество на взлете благополучия. А ежели, как сейчас, их не понимает большинство,издеваются над ними. Называют «больными», неполноценными чудаками – общество больно...
«Вот она выходит из храма... «Благодать-то какая! служба – прелесть, век бы стояла – ничего бы не делала... а батюшка-то – красавчик..». Она не понимает молитвы , думает о срамном во время службы! Иуды – они везде! В рязани, во Пскове, в Таганроге... И во ворой раз продадут, легко ! В миру нарушено главное – иерархия управления обществом. Есть триединая формула, основа всех основ: Муж – Царь – Господь. Несоблюдая этот закон государство раз за разом наступает на грабли. Войны, взрывы, катастрофы – почему не учимся? То там лопнет, то тут рванет... Это наказание. Государство наше сейчас под епитимией. Нам совали-совали пряник, а мы не берем. Теперь-вот кнут! Россия тогда воспрянет, когда все восстановится согласно православной традиции. Когда вспомнятлюи таинство Покаяния. С этого все начинается.»
Геннадий - член братства Святого, Царя-искупителя Николая II. Их, братьев, около ста человек. Часть – ездит по России распространяет книги, газеты, аудиокассеты. Другие – их пишут, издают.семь лет назад попал наш гость к архимандриту Кириллу – тот благословил на труды. Вся тематика, все названья, темы статей, газета «Жизнь вечная» - все по благословению владыки. Братья верят – есть еще надежда. Мир держится за счет России, а Россия – за счет старцев. Архимадрит Кирилл а Павлово-Посаде, Во Пскове – протоиерей Николай (Гурьянов), в Курске – Ипполит, в Одессе – Симеон... «Они не могу говорить с паствою твердо и властно, поэтому мы слышим со смирением. Мягко и ласково: «Царь грядет...»

***Г.ТРОШЕВ: Я ПОНЯЛ КАЗАКОВ – ИМ НУЖНА ГОССЛУЖБА!!!
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК-по-современному-ДЕНЬ ХУТОРА
(к вопросу национальной терпимости)

Празднично одетые хуторяне собрались на площади возле Дома культуры. В отдельных группах – молодежь, подростки, люди взрослые... у каждого есть свои интересы, новости. Каждому есть о чем поговорить. Наконец появилось нечто объединяющее все возрасты – на ступенях построенного в сталинские времена на месте церкви здания появились артисты. Казачий хор. Заезжий. Районное начальство оплатило гастроль одного из областных колективов.
Широко разливается, не стесненная стенами казачья песня... Здесь же, на площадке обширного крыльца, неподалеку от хористов, вольготно восседают заведущие хуторским клубом и отделом культуры района. Над донскими просторами льется раздольная песня. Почуявшие свободу и простор гастролеры, кажется, всю душу вкладывают в каждую ноту песни... “Широко ты матушка протянулася...” Здорово...
В отдалении собралась группа женщин в казачьих национальных одеждах. Это остатки когда-то многочисленного хора этого древнейшего хутора, находящегося теперь под юрисдикцией единственного в Ростовской области национального района. Не казачьем, армянском. Вот и говорят теперь с горечью женщины о том, что известный в свое время народный коллектив теплится сегодня лишь на голом энтузиазме нескольких пожилых людей. В районном бюджете не нашлось ни строчки о финансировании, хотя бы частичном, этого самобытного коллектива. Вот и пришлось на нынешний праздник брать с собой баяниста-армянина из района. Да, кстати, к нему они и обратились за советом: Как быть? Что необходмо сделать, чтобы в хуторском Доме культуры появилась должность художественного руководителя?да хотя бы пол-ставки на баяниста-казака?
Советчик не долго думая и нисколько не смущаясь, сразу говорит:”А вы молодайку найдите у себя на хуторе,  да “подстелите” ее под заведующего отделом культуры района. Во тогда у вас не только баянист будет – вы и костюмы новые получите...” Казалось, после таких советов быь бы ему поротым... Нет. Вполне серьезно обсцдив положение дел, не найдя среди себя подобной “помощницы” общему делу – пошли хористы продолжать празновать.... Это не сказка, сказка будет впереди.
В том же национальном районе школьники обычных общеобразовательных школ как родной язык изучают армянский. Не желающие развиваться в этом направлении могут выбрать замену – историю Армении. Историю освоения древним армянским народом “диких” донских земель подаренных Великой Государыней в Диком Поле, возле древнего Танаиса... И это – присказка.
А вот другая песня на ту же тему. На слова депутата Государственной Думы РФ от Ростовской области Михаила Емельянова:- Не смешите! Какие казаки? На коне, с пикой что ли? Где вы видели такого хозяина? Какую землю, кому???
Между прочим именно ему в начале 90-х облисполком поручил оказывать содействие казачеству в его возрождении.
Слишком уж много присказок накопилось, не дают они к сказке перейти. Сколько копий сломано, сколько зубов истерто на теме межнациональных отношений... Но вновь и вновь проносятся слухи о том, что где-то в Веселовском..., Азовском..., Орловском..., других районах области поисходят конфликты, стычки, недоразумения... Все уровни Власти знают о существовании миграционных проблем. Знают, поэтому должны, да что там обязаныконкректные меры предпринимать к их решению... Но вновь и вновь возникают в средствах массовой информации новые факты о ... неприятнотях.
  Не кажется ли Вам, уважаемый читатель, что “политические эскулапы” лечат не болезнь, а лишь ее признаки показывающие о наличии таковой в организме? Не таким ли образом М.С.Горбачев пытался “вылечить” Великую Державу – Советский Союз от алкоголизма. Помните? Вырубили виноградники! Запретил продажу спиртного! Да здравствуют безалкогольные свадьбы!
Результатом именно тех, столь дорогим для многих людям времен и стала демоническая жажда денег у тех кто стоял хоть на ступень но выше народа в иерархии власти, кто был назначен на борьбу с пороком, а не со своим народом. Именно тогда пропала совесть у людей, решивших поправить свое благосостояние торговлей “смертью”, какая бы она не была - “зеленая” алкогольная или “белая” героиновая. В те же самые времена в
мвдпривилась практика “внедрения” в ряды торговцев смертью своих людей, якобы помогающим в борьбе, а на деле – продолжающим нести смерть только теперь под “крышей”.
Почему же потерпело фиаско ”доброе и благородное”дело? Ведь можно же предположить, что Михаил Сергеевич искренне хотел добра многонациональному советскому народу? Думаю, что есть ответ на этот, без сомнения, трудный вопрос.
За поисками решения проблемы напрочь позабыли о тех кому изначально желали добра. Позабыли о гордости, самоуважении народа-труженика. Посчитали себя умнее веково народной мудрости, народной е культуры. А в конце-концов, по совету заокеанских магов от экономики, отбросили интересы народа подальше, чтоб глаза не мозолили... господа-товарищи, опомнитесь! На те же грабли наступаете!
Создавая видимость поисков решения межнациональныхпроблем вы забыли расставить приоритеты. Нет даже четко и ясно поставленной цели. Какая из культур должна главенствовать на Донской земле? Культура большинства проживающего здесь тысячи лет населения? Или эта земля становится залогом временного спокойствия государства, местом расселения потенциально опасных пришельцев ценой существования одного из государствообразующего народа???
Ибо земля не резиновая, всех не вместит и напряженность будет только возрастать. Я не призываю , как и многие нормальные люди, к крайностям, предлагаю обратиться за опытом к прошлому. Для этого полистаем отчет Войскового Правления за 1916 год...
На территории Войска Донского существовали мечети, здесь всегда жили мусульмане. По статистике 1916 года в ОВД проживало 3563626 жителей. Из них 4941 – евреев; магометан – 9449;калмыков – 20198; армян – 28748. Еще несколько цифр из отчета Войскового Правления ОВД. Всех осужденныхза претупления против жизни человека чуть более тысячи (!), из них казаков -283, иноверцев – 832. Т.е. Осужденные-казаки составили 32% от общего числа.
Напрашивается вывод – многовековая традиция народного самоуправления сама решала многие проблемы, в том числе и межнациональные. Ведь совершенно точно известно, что Область Войка донского никогда не была мононациональным государством! Просто казаки были государствообразующим народом. Смысл жизни заставляет любое общество, любой народ впитывать в себя наиболее полезное от других народов и культур.
Казаки как раз тем и известны , что перенимали все лучшее из военной, бытовой жизни аборигенов посещаемых ими земель. Сами же, в это время сумели не потерять своего лица, не раствориться в другой крови. Отсюда следует, что они блюдя и уважая свою собственную культуру, давали возможность достойного существования другим народам. Но при условии взаимного или лучше сказать – ответного уважения. В этом и видится ключ к решению нынешних проблем.
Получив вследствии распада СССР, возможность самоопределиься, народы кавказа рванулись на “освоение” новых мест обитания. Как культуры молодые, полные сил и энергии, они воспользовались вынужденной слабостью славянских народов и распространились, заняв все возможные ниши, в первую очередь, естественно, на юге России. От этой же исторической молодости – их способность к моментальному... размножению. Ему все равно, какой расы, какого народа женщина – важно, чтобы у нее были его дети. Тогда лишь он выполнит задачу от всевышнего и попадет в рай.
Это нормальный естественный отбор по теории Дарвина. Отсюда и потрясающая сексапильность восточных мужчин, их ненасытность, желание овладеть женщиной (это так же естественно как получить от чукчи в подарок на ночь его жену). То что приветствуется в их культуре не входит в рамки нашей православной христианской и не может бть принято на вооружение.
Совершенно понятно, что власти нашего государства в полной мере осознают, что делают. Они балансируя на лезвии, пытаясь руководить и теми, и другими народами. Благо если чиновниками руководят добрые чувства, а если это просто желание любой ценой остаться у кормила? Или простая, банальная жадность, которая доминируя, убиваетв человеке не только божественное начало.
Да, казачество пока сдерживается своим руководством. Хотя.. не всегда это удается. Этому является ярким примеромнынешний процесс в Ростовском областном суде над казаком Петром Малодидовым. Волею судьбы изывестный своими правыми, националистическими взглядами человек попал в такую ситуацию, из которой теперь может и не выбраться вовсе.
Надо же было так сойтись обстоятельствам! Именно к его племяннице пристал на улице восточный красавец... той некуда было деться, кроме как во двор к родственнику. Произошел конфликт. Остерегающийся милиции из-за своих прежних судимостей хозяин – скрыл труп. Спустя некоторое время – новая ситуация. Теперь уже два гостя – кавказца, воспользовавшись тем, что хозяева уснули, решили позабавиться подругой одного из собутыльников...
Возможно заслуживает внимание то обстоятельство, что погибшие не были зарегетсрироваными как проживающие в РФ. Следовательно государство не должно нести за них ответственность. То что хозяин защищал своих близких и знакомых от насильственных действий видимо тоже не повлияет на мнение прияжных заседателей. Остается надеяться на то, что молодых “соучастников” суд сочтет невольными свидетелями и они выйдут на свободу.
Боюсь оказаться правым, но как бы волнатаких, крайне правых действий не обрушилась на нашу многострадальную землю.
Самое интересное в проблемах межнациональных отношений в Ростовской области то, что местные диаспоры открещиваются от мигрантов последних волн. Даже официально называют их “пришлыми людьми”. Они понимабт, что необходимо жить в мире в добрососедских отношениях с народом преобладающим, живущим здесь испокон веков...
Развал прежнего государства открыл границу в первую очередь преступному элементу, как наиболее легкому на подъем. Если сейчас эти лди работают, принося пользу обществу, то это лишь мимирия, желание показать себя с лучшей стороны. Так поступает любой ребенок, пришедший в новую школу, в связи в переездом на новое место ительства. Для этого не надо иметь семи пядей во лбу... Что будет когда эти люди закрепятся на месте, обзаведутся сногодетными семьями?
Об этом могут сказать жители Советского района, улицы Прогрессивной, где кормясь рекетом проживал один из убиенных Малодидовым – Мушикьян, по кличке Муха.
Молю Бога, чтобы где-то в Круглом ли, в Морозовске ли... Да мало ли на нашей земле сегодня мест, где с человеческой точки зрения можно понять подростков, отцов и братьев защищающих своих подруг и детей от поругательства, просто одноклассников попавших на скамью подсудимых за действия, которые в других странах прошли бы незамеченными для общества как правоправные.
Молю Бога, дай казакам терпения устоять, не ввязаться в широкий конфликт. Пусть зубы скрипят и крошатся, а не кулаки и лбы в кровь разбиваются. Молю, засуньте нагайки свои в голенища, нужны вы своим чадам более чем нарам. Да и времена ныне другие, не с шашкой на коне, но с ЗАКОНОМ во ВЛАСТИ всяческого уровня следует вольтижировать.



21-23 апреля Ростов посетила группа американских туристов. Ростовское туристическое агенство «Рена-Тур НТВ» впервые приняло 190 гостей. Программа ознакомления с гродом и областью, предложенная принимающей фирмой, не оставили равнодушным ни одного из гостей. Туристы посетили краеведческий музей, филармонию, где ансамбль донских казаков показал им свою программу, побродили по улицам города, посетили Центральный Рынок. В Новочеркасске многих до слез расстрогал эпизод посещения 1-го донского кадетского корпуса. Дело в том, что среди гостей оказался донской казак. В инвалидной коляске (сказались больные ноги) он «принимал» парад кадет. На круизном теплоходе «Тихий Дон» донские художники-прикладники – Константин Малышев (керамическая миниатюра), Павел Панченко (народные свистульки) и Виктор Мошнинов (сувениры из лозы), показали американским туристам свое мастерство, провели на борту лайнера «Тихий Дон» мастер-класс. Гости учились плести корзины, лепить из глины розы, играть на свистульках. Времени отведенного художникам не хватило, по просьбе гостей мастера продлили свое «предстваление» почти на час.

К одному из домов на улице Баумана подвезли на коляске пожилого человека. На лавочке во дворе сидела женщина. Ей и задали свои вопросы гости. «Николай?» - спросила она, перебивая распросы.. Николай Николаевич Чурсин родился в этом доме в 1926 году. В 1943 – вместе с отцом, воевавшим в гражданскую на стороне Врангеля, а в Великую Отечественную на стороне не немцев, в одном из казачьих корпусов, покинул Родину. Италия, затем Австрия, городок Лиенц…. Там свершилась одна из величайших трагедий казачьего народа. Часть, из многих тысячь казаков собранных англичанами в этом городке, расстреливли на месте. Остальные погибли в советских лагерях.
Чурсины в Лиенце смогли укрыться от агнличан, перебрались во Францию, а затем в Америку. Там 17-ти летний подросток работал сборщиком апельсинов на плантациях в Калифорнии. Два года служил в морской пехоте США. Затем отучился и получил диплом инженера. Стал госслужащим. Во время войны во Вьетнаме отработал там по специальности несколько лет на майорской должности.
-«Живу в Америке, а душа здесь, на Родине. Шестьдесят лет мечтал вернуться. Вот Галя Бондаренко, подруга детства, меня узнала, а остальных ровесников уже схоронили».
В Америке сложилась многолюдная казачья диаспора. Выйдя на пенсию Николай Николаевич переехал в гордок Санкт-Петербург, во Флориде, где сейчас живет большинство иммигрантов-казаков Собираются на православные праздники, приводят в церковь детей и внуков.
В Новочеркасск есаул Чурсин поехал в полной казачей форме. Побывали гости в кадетском корпусе, музее донского казачества, в соборе. С удивлением гость рассказал о том, как при посещении Новочеркасского собора простые, явно небогатые, люди, ни с того ни с сего, «подали ему как нуждающемуся» несколько рублей. «Клянусь вернуть эти деньги в долларовом эквиваленте, умножив их в десяток раз, какому нибудь нуждающемуся в России, в Ростове» - с волнением сказал Николай Николаевич.
«Сейчас, на склоне жизни, в душе только любовь к Родине, своему народу. Я – казак. Ростовчанин и казак. Так и внука воспитываю, вот форму ему везу…».
23 апреля теплоход «Тихий Дон» увез туристов в круиз по Волге, до Москвы.


Рецензии